Социально-экологический подход




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экологический подход



Основные принципы социально-экологического подхода наи более полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как пространс твенная конфигурация и моральный порядок»3 и Р. Маккензи «Экологический подход к изучению человеческого сообщества»4, «Область человеческой экологии», «Понятие господства и орга низация мира»5.

• Основная исходндя посылка этого подхода состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Каждое со циальное образование (общество, сообщество, институт и т.д.) так

• ' Парк Р.Э. Экология человека // Теория общества. М., 1999. С. 384-400.

2 Парк Р.Э. Физика и общество // Социальные и гуманитарные науки. Сер. И. Социология. 1997. № 4. С. 135-157.

3 Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок// Социальные и гуманитарные науки. Сер. И. Социология. 2000. №3. С. 136-150.

4 Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сооб щества // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2000. № 4. С. 136-152.

5 Маккензи Р. Понятие господства и организация мира // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. III. Вып. 3 (9). С. 79-95.

или иначе размещено в физической среде, локализовано и кон фигурировано в пространстве. Факт закрепления в среде роднит человека с растениями и животными, а потому при изучении че ловеческой социальной жизни могут быть с пользой применены некоторые принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организ мов со средой обитания. Уровень существования, на котором к человеческому обществу применимы эти общие экологические принципы, определяется как биотический. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социаль ные атомы»), передвигающиеся в пространстве, конкурирующие друг с другом за те или иные ресурсы и связываемые (в силу кон куренции) узами взаимозависимости. Силой, социализирующей и организующей индивидов на биотическом уровне, является конку ренция, принимающая форму борьбы за выживание. Живые орга низмы (как растения и животные, так и люди) в ходе конкуренции приспосабливаются к среде и друг к другу: они занимают в среде определенные «ниши», их конкурирующие притязания на ресурсы среды уравновешиваются, и на базе элементарного (или «естест венного») разделения труда между ними образуется целостная тер риториально закрепленная единица, называемая сообществом, в которой они являются элементами, изменение одного из которых влечет цепочку изменений во всех остальных элементах. Такое ес тественное сообщество, прототипом которого служит природный ареал как целостная экосистема, является биотическим базисом для развития более сложных форм социальной жизни.

Над биотическим уровнем общества возвышается культур-ныйУровень, характеризующийся иными закономерностями и иной внутренней логикой. Его конституирует коммуникация, или субъек тивно осмысленное взаимодействие. На этом уровне люди высту пают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособлен ные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к «во ображению» и целеполаганию, выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли. Культурный уровень общества — это уровень установившихся обычаев, норм, ценностей, конвенций. Именно на нем становится возможной самая сложная форма человеческо го социального поведения — коллективное (корпоративное) дейс твие; и основополагающим для него является принцип кооперации. Главная функция культурных конвенций — социальный контроль, регулирование биологических импульсов человека, сдерживание

биотической стихии. Говоря о сущности культурного регулирова ния поведения, Парк употребляет выражение «иго обычая». Если биотический уровень — царство максимальной свободы от ограни чений, то культура по самой своей сути ограничивает свободу.

Биотическое и культурное разграничиваются социологами Чикагской школы прежде всего в онтологическом смысле: биоти ческое сообщество — это субстанциальная основа культуры. Если же говорить о реально существующих социальных образованиях, то в них одновременно присутствуют оба аспекта. Биотическое и культурное тесно переплетены и взаимосвязаны. «В обществе фи зическая структура и культурные характеристики представляют со бой части одного комплекса»1. В такой трактовке общества можно усмотреть сильное влияние Дюркгейма, считавшего необходимым рассматривать факты духовного порядка (принятые способы пове дения, мышления и чувствования) в комплексе с морфологичес кими фактами (т.е. физическим строением общества).

Реальный синтез этих двух аспектов социальной жизни про является в том, что главные их принципы (конкуренции и коо перации) соединяются в единый принцип соревновательной коо перации. Двойственность человеческой природы имеет такой же характер: реально действующий человек выступает одновременно в обоих своих качествах — обособленного от других организма и тесно связанной с другими персоны, воплощая в своем поведении весь спектр возможных мотиваций — от биологических импуль сов до сознательного самоограничения и срастания с усвоенной социальной ролью2.

Адекватное истолкование социологической теории Парка и его коллег требует понимания того, что биотическое и культурное выделяются ими как два аспекта общества, поведения, человечес кой природы, существующие всегда в единстве, но имеющие не равноценный онтологический статус. Парк писал по этому поводу: «Человеческое общество... организовано на двух уровнях — биоти ческом и культурном. Есть симбиотическое общество, основанное на конкуренции, и культурное общество, основанное на комму никации и консенсусе. По сути дела эти два общества являются лишь разными аспектами одного общества; они, несмотря на все

1 McKenzie R.D. The Scope of Human Ecology // Burgess E. W. (ed.) The Urban Community. Selected Papers from the Proceedings of the American Sociological Society, 1925. Chicago, 1926. P. 167-182.

2 См.: Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1997. № 4. С. 126—134.

перипетии и изменения, остаются, тем не менее, в определенной зависимости друг от друга»1. Биотическое первично; всякая соци альная жизнь вырастает на биотическом базисе; общество изна чально есть «глубоко биологический феномен»2. Как естественный феномен каждое социальное образование (общество, сообщество, институт) имеет свою «естественную историю» — историю посте пенного формирования институциональной надстройки на посте пенно развивающемся фундаменте территориально организован ной популяции. Культура становится высшей ступенью в эволюции изначально биотического человеческого сообщества; закрепляясь в институциональных формах и привычках людей, она все более ограничивает конкуренцию и трансформирует исходные (биоло гические) схемы человеческого поведения.

В завершенном сообществе все социальные институты и про цессы находятся под двояким влиянием: влиянием базисных био тических принципов и влиянием культурных ограничений. Первое выражается в том, что на всех уровнях социальной организации выше биотического прослеживается действие механизмов конку ренции, господства и последовательности. Экологический прин цип господства состоит в том, что в каждом природном сообществе разные сосуществующие виды территориально распределяются по иерархическому принципу, и какой-то из видов занимает господс твующее положение; например, растения в природных ареалах распределяются по нескольким ярусам, и самые высокие деревья, имеющие наибольший доступ к свету как жизненно важному ре сурсу, становятся господствующим видом. Так и в человеческих сообществах индивиды и группы иерархически дифференцируются по доступу к значимым ресурсам и ценностям, и какие-то из них начинают доминировать над другими. Принцип последовательности (или сукцессии) заключается в том, что ничто в сформировавшихся сообществах не происходит вдруг, в их развитии всегда прослежива ется преемственность, и само их развитие имеет серийный характер, развертывается как последовательная серия циклов. Цикл развития начинается с нарушения достигнутого на соответствующем этапе равновесия («вторжения» дестабилизирующего фактора извне или изнутри сообщества) и завершается восстановлением равновесия на новом уровне, иногда с перераспределением элементов внутри сообщества и установлением новой иерархии господства. Такая преемственность (или последовательность) прослеживается и в

' Парк Р.Э. Экология человека. С. 397—398. 2 Парк Р.Э. Физика и общество. С. 153.

развитии человеческих сообществ. Под влиянием культуры все эти базисные принципы трансформируются и приобретают все более сублимированные формы.

Ориентируясь на экологический подход к изучению социаль ной жизни, Парк и его коллеги взяли в качестве основной единицы анализа сообщество, которое они определяли как «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется ее связью со всеми другими единицами»1. Конституирующими человеческое сообщество элементами яв ляются: (1) население; (2) артефакты, или техническая культура; (3) обычаи и верования, или нематериальная культура, и (4) при родные ресурсы среды обитания. В каждый данный момент со стояние сообщества определяется взаимодействием этих четырех групп элементов, или факторов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.005 с.)