Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулированных методологических ориентиров, которых должен придерживаться социолог в своих научных изысканиях. 1. Все изучаемые социальные явления необходимо рассматри вать как закономерные продукты эволюционного развития, причинно обусловленные и предопределенные множеством факторов: «До тех Норл пока в нашей мысли не будут присутствовать все сущест венные факторы явлений, не может быть и полного понимания социологического факта»[193]. 2. В качестве таковых необходимо рассматривать также те чувства, представления, институты, факты, связи между факта ми и т.д., которые составляют часть нашей жизни и кажутся нам привычными, естественными и необходимыми. Это обязательное условие преодоления предубеждений, являющихся результатом групповых принадлежностей исследователя. , (а) «Социологические истины, которым нет дела до отдельных наций или племен, мы постигнем только по мере того, как отре шимся от предрассудков патриотизма и будем смотреть на наше собственное общество как на одно из многих, имеющих свою исто рию и будущность...»1 (б) «Мы должны научиться понимать не в одном, а во всех направлениях, что та связь между социальными фактами, которую мы обыкновенно считаем естественной и даже необходимой, вовсе не необходима и часто не совсем естественна» [194]. (в) «На всякую данную группу социальных фактов нельзя смотреть иначе, как на фазис непрерывного общественного мета морфоза, а на религиозные верования и чувства, входящие в состав этой группы, — как на элементы этого фазиса. Следует, однако, идти дальше. Необходимо смотреть как на нечто преходящее и на самые противоположные верования и чувствования, в которых мы воспитались и которые извращают наши взгляды не только на прошлое нашей собственной среды, но и на явления в других об ществах и в другие времена»[195]. г 3. Поскольку одним из факторов социальных явлений явля ется «умственное состояние» тех, кто был причастен к его возник новению и развитию, то для полного анализа социальных явлений и осуществления полной беспристрастности необходимо научиться видеть социальные факты глазами других: «...только смотря глазами дикаря, можно понимать вещи так, как он понимает их, и объяс нять себе его образ действий и происходящие отсюда социальные явления. Эти, по-видимому, странные суеверия совершенно естес твенны, совершенно рациональны, в известном смысле, относи тельно своего времени и места»[196].
4. Объяснение социального факта требует анализа его истори ческого происхождения: «...только тогда, когда мы проследим способ происхождения предмета, будем наблюдать разнообразные анте цеденты всякого рода в их общем действии, в целом ряде поколе ний и прошедших общественных состояний, только тогда можно достигнуть такого объяснения факта, которое сделает его частью социологической науки в настоящем ее смысле»[197]. Одной из задач социологии, таким образом, является реконструкция «естественной истории» обществ и общественных институтов. 5. Реконструкция истории обществ и институтов должна опи раться на анализ эмпирического материала, даваемого историей и этнографией.; 6. Основным методом осуществления этого анализа должен быть сравнительный метод. 1. В центре социологического анализа должны находить ся такие базисные структурные процессы, как рост, дифферен циация, интеграция и распадение социальных агрегатов. 8. Необходимым элементом социологического анализа долж на стать типологизация обществ: «Общественные организмы, по добно организмам индивидуальным, должны быть разделены на классы и подклассы»'. 9. Опасность и неизбежность привнесения автоморфических i объяснений и производных от них предрассудков, связанных с групповыми принадлежностями, требует систематической провер ки умозаключений: «...не имея возможности объяснять свойства: других людей иначе, как в формах своих особых чувств и понятий,: мы должны проверять заключения свои как можно строже»[198]. • Сравнительный метод занимает центральное положение в со- ' циологии Спенсера. Именно этот метод является основным среде- ',: твои нейтрализации и преодоления тех заблуждений, которые не избежно проистекают из объективных и субъективных затруднений v социологии. Как писал Спенсер, «если бы цель социальной науки;! заключалась в получении совершенно специальных и определен-; ных выводов, истина которых должна зависеть от точных данных, •:';• точно сопоставленных, то очевидно, что от нее пришлось бы от-1 казаться. Но есть известные классы общих фактов, которые выде-; ляются помимо всех ошибок в подробностях, ошибок, сделанных J 'так или иначе. Как бы ни противоречили друг другу рассказы о со-1.бытиях, случившихся на протяжении феодальных веков, сравнение i- их открывает неоспоримую истину существования феодализма»[199].^ Именно такие общие факты и являются у Спенсера предметом ана- а лиза и сравнения. Учитывая это, важно иметь в виду, что критика j спенсеровских умозаключений, апеллирующая к некачественности; эмпирического материала, с которым они соотнесены, бьет мимо цели. Общие суждения в спенсеровском анализе вообще не явля ются индуктивными выводами из эмпирического материала; хо тя Спенсер и называет их «социологическими индукциями», они скорее интуитивны и опираются главным образом на ту системную модель, которая была развита им в «синтетической философии».... Более конкретным применением сравнительного метода были таблицы соответствий, разработанные Спенсером для системати зации эмпирического материала в «Описательной социологии». Одной из важных задач анализа институтов было нахождение соот ветствий между различными институтами, и назначение этих таб лиц состояло в том, чтобы облегчить их обнаружение. (Примером применения результатов такого табличного метода служит разде ление военного и промышленного типов общества и обобщенное описание правительственных, религиозных, церемониальных и прочих соответствующих этим типам институтов в «Основаниях социологии».)
Процедуру социологического исследования Спенсер пред ставлял себе как бесконечный процесс проверки и уточнения научных обобщений, в ходе которого обобщения постоянно со поставляются с новыми фактическими данными и в зависимости от результатов этого сопоставления сохраняются, отбрасываются или корректируются. Социологическое знание не может претен довать на окончательность и всегда остается относительным, более иди менее соответствующим тем конкретным жизненным усло-,виям, в которых оно развивается. К тому же, как считал Спенсер, социология по сравнению с другими науками ввиду чрезвычай ной сложности и запутанности причинно-следственных связей *в изучаемой ею области меньше всего поддается математизации. Следовательно, социологическое предсказание обречено всегда оставаться более или менее приблизительным..:..;.".., Однако оно имеет под собой более прочные основания, чем предсказание обывателя, а потому способно уменьшить вероят ность необдуманных и опрометчивых действий в практической со циальной жизни. В этом Спенсер видел основное предназначение социологической науки. Развитие социальных систем ;-..;• Изучение развития, или эволюции, социальных систем (об щества, его подсистем и отдельных институтов) и выявление общих законов, которым оно подчинено, находится в центре внимания Спенсера и проходит красной нитью через всю его со^ циологию. Значимость этого аспекта настолько велика, что в ис тории социологической мысли прочно закрепилось определение спенсеровской социологии как «эволюционистской». В работе «Основания социологии» Спенсер помимо всего прочего разра ботал сложную, многофакторную модель общественного разви тия и выделил основные структурные закономерности развития социальных систем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.007 с.) |