Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии



< Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «кол лективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину мира». Без такого истолкования, вне системы со гласованных интерпретаций реальности успешные координирован ные действия человеческой группы невозможны. По Дюркгейму, общество существует как совокупность таких «коллективных пред ставлений», которые воспринимаются людьми как их собственные, хотя на самом деле они являются порождением внешней по отно шению к ним реальности и для них обязательными. Религия отно сится к этой надындивидуальной социальной реальности, которая в своих важнейших проявлениях выступает как более или менее • устоявшийся образ действий, способный оказывать на индивидов внешнее принуждение и выступающий в качестве их «коллективных представлений» и «коллективных действий». Этими коллективны ми представлениями и действиями, т.е. верованиями, ценностями, нормами, ритуалами, обеспечивается единство, целостность обще ства, социальной системы. Социальная и культурная системы не разрывно связаны и взаимообусловлены. Религию как социальное явление можно рассматривать как группу, члены которой разделяют общие для них верования и соответствующие способы действий; их поведение определяется внешними и внутренними факторами так, что внешние действуют только через внутренние, т.е. будучи интериоризированы.

В работе «О разделении общественного труда» Дюркгейм рассматривает религию прежде всего как часть социальной системы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детерминистской функ циональной зависимости и эволюционируют, подчиняясь объек тивным закономерностям. Классифицируя социальные системы, Дюркгейм выделяет два основных типа солидарности — механи ческую и органическую. Он показывает, что каждый из этих соци альных типов задает соответствующий ему тип религиозной жизни. В эволюционном плане религиозное развитие трактуется как из менение в направлении все большей обобщенности религиозных представлений. Религию Дюркгейм рассматривает на этом этапе главным образом в контексте анализа способов интеграции в более или менее дифференцированных системах, интеграции с помощью вырабатываемых тем или иным образом общих ценностей, анализа возникающих в этой связи проблем морального принуждения и внутренней динамики общественного развития, социального про гресса. Религия выполняет интегративную функцию, религиозная связь между членами группы, общества выступает как их социаль ная связь, так что в ходе социальной эволюции религия изменя ется соответственно структурно-функциональным изменениям в социальной системе, в свою очередь накладывая на социальные системы свой отпечаток. Тем самым определяется главная тема со циологии религии — «религия и общество, взаимодействие между ними» и главный отправной методологический принцип: общество в такой же мере творит религию, в какой религия творит общество.

В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм рас сматривает религию в качестве центрального института общества, религия становится здесь главным предметом исследования. На эт нографическом материале, анализируя тотемистические верования австралийских аборигенов, Дюркгейм объясняет способ, посред ством.которого религия удовлетворяет важнейшую социальную потребность — потребность в солидарности. Вопрос о религии для него выходит за рамки социологии религии как отраслевой социо логической дисциплины. Вопрос о религии для Дюркгейма — это вопрос о том, как возможно вообще человеческое общество.

Социальная функция религии

Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение. Но теперь Дюркгейм ставит вопрос:

если человек способен вести человеческое существование только в обществе, которое по отношению к индивиду означает в первую очередь ограничение свободы его действий, принуждение, то каким образом это принуждение общества по отношению к индивидам осуществляется так, что оно воспринимается этими индивидами как нечто само собой разумеющееся, принимается и переживается как нечто неустранимое и должное, как их собственный выбор, как поддерживаемая и почитаемая ими форма их существования? Очевидно, есть нечто помимо силы, кроме голого принуждения, что «держит» общество в качестве единого целого, обеспечивая консенсус. В конце концов деспотия — самая непрочная фор ма правления. Дюркгейма не удовлетворяет просветительская концепция общества — концепция «общественного договора» (Монтескье, Руссо), согласно которой общество рассматривается как добровольное объединение индивидов для совместной жизни, которые передают общественной власти часть своих прерогатив, но которые, «по идее», могут и должны оставаться независимыми. Дюркгейм видит в обществе верховную по отношению к индиви дам и самодостаточную реальность, которая не зависит от воли и желаний индивидов, которая по отношению к ним выступает как высшая, трансцендентная сущность, достойная поклонения и почитания[98]. Именно в этой связи Дюркгейм задается вопросом о социальной природе религии и ее функциях в обществе, вопросом о том, могут ли люди жить без богов.

Священное и профанное

-•'-:. -: Религия способна выполнять интегрирующую общество фун кцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выражено признание первенства и большой ценности общества как целого в сравнении с индивидом как производным от общества: священное — это то, чему индивид повинуется как стоящей над ним, высшей по отношению к нему силе. Социология отказывается от богословского определения религии через веру в бога, и не только потому, что есть религии, в которых нет поня тия бога, но и потому, что социолог как раз и должен объяснить сам феномен веры в бога как социальный факт. Это относится и К:определению религии как веры в сверхъестественное (помимо

этого, само различение естественного и сверхъестественного свя зано с возникновением позитивной науки). Дюркгейм дает следу ющее определение: религия — это внутренне упорядоченная и свя занная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объеди няющих в одну моральную общину, называемую церковью всех, кто является их сторонниками...

Дюркгейм исходит из того, что различие между священным (сакральным) и светским (профанным) — универсально, присуще всем без исключения религиям. До сего дня это различение лежит в основе наук, изучающих религию. Священное противостоит про-фанному не как сверхъестественное — естественному, но как некая особая среди существующих вещей область, область запретного, область вещей, с которыми нельзя обращаться так, как с обычны ми вещами, которые человек использует по своему усмотрению во вполне прозаических, практических целях. Смысл трапезы как обычного повседневного действия — поесть, чтобы насытиться. Смысл трапезы как ритуального действия, священнодействия в таинстве причащения, — действия, направленного к «священным вещам», — также определяется неким желаемым результатом, но этот результат лежит вне пределов достигаемого в обычном (про-фанном) действии: мясо священного животного едят не для того, чтобы насытиться.

Священной может стать любая вещь. Вещи, которые для од них являются священными, для других таковыми не являются. При этом Дюркгейма интересует не то, по каким причинам та или иная вещь становится священной. Он полагает, что до конца это вряд ли вообще возможно прояснить в каждом конкретном слу чае. Главное —- есть такие вещи, которые определенными группами людей'признаются священными и в качестве таковых становят ся чем-то совершенно особенным, отличным от мира обычных веще'й. Дюркгейма интересует, каково значение и функции этих особо выделяемых вещей, требующих к себе особого отношения, становящихся объектами ритуальных действий. Иными словами, он стремится понять, какую роль играют в жизни людей «священ ные вещи», каков смысл «производства святынь».

До Дюркгейма в религии усматривали главным образом не совершенный еще, свойственный неразвитому сознанию при митивных культур способ объяснения окружающего мира. Для Дюркгейма же религия не столько когнитивный феномен, способ познания, сколько способ руководства человеческим поведением и

образом жизни. Религия лежит не столько в сфере познавательной деятельности, сколько в сфере социальной жизни человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.004 с.)