Г. Социальная гетерогенность и циркуляция элит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Социальная гетерогенность и циркуляция элит



Циркуляция осадков и дериваций среди различных соци альных слоев определяет, по Парето, социальную структуру и ее динамику. Гетерогенность, которую Парето понимал как разно-Качественность индивидуумов, является фундаментальным атри бутом любого общества. Люди во всех обществах и во все эпохи характеризуются неодинаковыми способностями к осуществле нию различных родов деятельности. Парето предложил измерять: способности с помощью индексов в рамках 10-балльной системы (условно). Он пишет: «Итак, предположим, что в пределах любой области деятельности для каждого индивида определяется индекс: способностей, приблизительно так же, как на экзамене проставля ются баллы. Например, самому лучшему профессионалу поставим

Ю; тому, кто не имеет ни одного клиента, поставим 1, с тем чтобы кретина оценить с помощью 0. Тому, кто зарабатывает, хорошо ли, плохо ли, миллионы, поставим 10; тому, кто зарабатывает тысячи лир, поставим 6; тому, кому едва удается не умереть с голоду, — 1; тому, кто нищенствует, — 0. Политической женщине, которая, как Аспазия при Перикле, госпожа де Мантенон при Людовике XIV, госпожа де Помпадур при Людовике XV, способна завоевать мо гущественного человека и оказывать влияние на его политику, присвоим высокий индекс — 8 или 9; куртизанку, которая только удовлетворяет потребности подобных персон и не оказывает ника кого влияния на власть, оценим с помощью 0. Опытному мошен нику, который манипулирует людьми и ловко избегает уголовного кодекса, поставим индекс 8, 9 или 10 — в соответствии с числом глупцов, которых он обдурачил и вытянул из них деньги; бедному мелкому воришке, который крадет столовые приборы в траттории и после этого попадает в руки карабинеров, — 1. Поэта масштаба Кардуччи1 охарактеризуем с помощью индексов 8 или 9, смотря по вкусу; графомана, чьи сонеты обращают слушателей в бегство,

—с помощью 0. Для шахматистов мы можем определить индек сы более точно, исходя из количества выигранных партий; и так

—в отношении всех областей человеческой деятельности»[544]. Итак, Парето положил в основу стратификации общества принцип ус пеха: при выделении элиты необходимо отвлечься от ценностно го подхода к видам деятельности и к ее содержанию и учитывать только ее успешность. Индивидуумы с наиболее высокими индек сами способностей к тому или другому роду деятельности образу ют элиту общества. Неважно, добро или зло творил Наполеон I, нб он в своей сфере был непревзойденным деятелем и потому, по Парето, заслуживает высшего балла. В связи с этим существуют не только элиты позитивных родов деятельности (поэты, шахматис ты, предприниматели и т.д.), но и негативные элиты (мошенники, преступники и т.д.). Очевидно, в этом размышлении Парето пос ледовательно реализовывал провозглашенный им постулат анти априорности и антиидеологичности «логико-экспериментальной науки». Принцип успеха как основы стратификации логично при водил к более глубокому переосмыслению закона распределения доходов Парето и созданию его более глубокого обоснования[545].

Парето подразделил многообразные элиты общества на влас тную элиту, характеризующуюся высокими способностями к влас ти, и невластную элиту, которой был присущ высокий потенциал в других сферах деятельности. В центре исследования ученого нахо дилась именно властная элита (Парето использует синонимичес кие выражения «аристократия», «правящий класс», «власти» и т.д.), В нее входят индивиды, оказывающие максимальное воздействие на политическое управление обществом, — президенты, монар-- хи, министры, депутаты, генералы и т.д. В элиты входят не только обладатели официальных должностей, но и лица, не имеющие вы сокого статуса, но располагающие реальным влиянием на власть, например фавориты и фаворитки глав властных иерархий. i

Говоря о вкладе Парето в теорию элит, необходимо затронуть проблему интеллектуального соперничества между ее двумя родо начальниками: Вильфредо Парето и Гаэтано Моской. Отношения между ними были напряженными, так как Моска требовал от Парето признания своего идейного приоритета в формулирова нии теории элит и фактически обвинял в плагиате, с чем Парето решительно не соглашался. Идеи, касающиеся существования пра вящего класса и подвластного ему большинства населения, впер вые в развернутом виде были высказаны в работах Моски «Теория правления и парламентское правление» (1884) и «Основы полити ческой науки» (1896). Но теория элит Парето стала более извест ной. Сам Моска объяснял это рядом причин. Во-первых, в конце XIX в. научная общественность Европы и мира еще не была готова

1 На основе обобщения статистического материала, касающегося преиму щественно европейских стран Нового времени, Парето сформулировал закон распределения доходов, получивший его имя. Согласно этому закону, если чис ленность людей с доходами, равными или превосходящими х, обозначить через N, то их количество исчисляется по математической формуле: N = А/хб или IgjV= lg/4 — 61gx, где А и б — константы. Закон, как полагал Парето, был верен для,всех обществ, а различные эпохи, страны и народы отличались лишь кон стантами. Неравенство, по Парето, обусловливалось не несовершенством орга низации общества, а естественными различиями интеллектуальных, моральных и физических способностей людей. Поэтому из закона распределения доходов Парето вытекало, что неравенство в распределении благ является вечным и непреодолимым, а все попытки преодоления социального неравенства и ради^ кального переустройства общества, и прежде всего проект марксизма, являются утопиями. Этот закон вызвал оживленную дискуссию в науке, его соответствие действительности было поставлено под сомнение многими экономистами и социологами. Парето справедливо критиковали за недостаточное эмпирическое обоснование его обобщений, неправомерную экстраполяцию рассмотренных им случаев на все общество в его историческом развитии.

к восприятию социально-пессимистических идей о невозможнос ти правления всех или большинства. Во-вторых, Парето накану не XX в. уже достиг известности благодаря своим экономическим трудам, тогда как Моска, выпуская свои произведения, был неиз вестен европейской научной общественности. В-третьих, Парето в первый период творчества писал на французском, который наряду с немецким и английским был одним из общепризнанных языков науки, и лишь впоследствии перешел на итальянский, тогда как Моска писал только на итальянском, имевшем в науке лишь ло кальное значение. В ответ на требования Моски признать его идей ное первенство Парето отвечал, что основные моменты концепции Моски — тезисы о: а) нахождении власти в руках меньшинства, б) изначальной гетерогенности общества и в) преходящем характе ре любой властной элиты — известны от века и что сам Парето, не ограничившись ими, свел их в систему и обосновал их обращением к историческому материалу. Необходимо отметить и то, что Парето в отличие от преимущественно юридико-политически ориентиро ванного Моски рассматривал проблему элит в рамках теоретичес кой социологии и психологии. Тем не менее следует указать на то, что теория элит в современном виде, т.е. как входящая в состав по литической социологии и политологии дисциплина, посвященная исследованию правящих классов, была сформулирована Моской и первенство в ее создании по справедливости должно принадле жать ему. Но необходимо признать, что подход Парето отличался большей фундаментальностью и глубиной.

Общества в целом, их правящие и низшие классы, и отдельные индивиды характеризуются преобладанием осадков того или ино-го'класса при присутствии осадков всех классов. В связи с этим Парето предложил своеобразную социально-психологическую типологию социальных субъектов, разделив их на «спекулянтов» и «рантье». Субъекты, у которых доминируют осадки «инстинкта комбинаций», являют собой «спекулянтов», которым присуща на целенность на инновации и творческие инициативы во всех сферах жизни. В эту категорию входят главным образом предприниматели, характеризующиеся способностью к экономическим комбинациям и стремящиеся к увеличению своих доходов посредством венчур ных мероприятий или спекуляций (промышленники, биржевики, банкиры, землевладельцы и т.д.), а также включаются зависящие от них рабочие, служащие, адвокаты, политики, журналисты и т.д. Люди с преобладанием осадков «постоянства агрегатов» образуют тип «рантье», настроенный на воспроизводство традиций разного

 

рода. В состав «рантье» входят предприниматели, удовлетворяю щиеся фиксированным доходом и сторонящиеся спекуляций, и зависящие от них рабочие, служащие и крестьяне. «Спекулянты» обеспечивают экономический, социальный и культурный прогресс общества, а «рантье» поддерживают социальную стабильность и предохраняют общество от опасностей, связанных с крайними проявлениями действий «спекулянтов». Общество, в котором пре валируют осадки I класса, является динамично развивающимся, но нестабильным, и его может легко повергнуть в крах внутреннее или внешнее воздействие. Общество, где господствуют осадки II класса, стабильно, но пребывает в стагнации. Общество с доминированием осадков I класса характеризуется высокой социальной мобильнос тью и гибкой социальной структурой; общество, где превалируют осадки II класса, — низкой социальной мобильностью и жесткой социальной структурой. «Спекулянты» в качестве правящих классов опираются преимущественно на хитрость, обман, мошенничество и подкуп, а «рантье» — на силу. Режим политического господства «спе кулянтов» Парето определил как «демагогическую плутократию». :

Здесь необходимо развеять одно широко распространенное заблуждение, касающееся теории элит итальянского мыслителя. «Спекулянты» и «рантье» у Парето отчасти соответствуют «лисам» и «львам» у Макиавелли. Понятия обоих итальянских мыслителей пересекаются, но все же не являются тождественными. Типология Парето была более развернутой и конкретной, так как он сочетал при сущую Макиавелли систему координат «хитрость—сила» с системой координат «новаторство—консерватизм». Кроме того, у Макиавелли речь шла только о типах элит, а Парето применял эти характеристики и к элитам, и к обществу в целом. Но бесспорное определенное родс тво типологий обоих итальянцев дало повод для многих зарубежных и отечественных исследователей, включая Т. Парсонса[546] и Р. Арона[547], вкладывать в уста Парето эти макиавеллиевские понятия. Однако в тексте"«Трактата» и «Компендиума» эти термины не встречаются, тогда как о «спекулянтах» и «рантье» Парето пишет очень развернуто и подробно. Между тем использование Парето этих выражений впол не объяснимо. Он пришел в социологию из экономической науки и принес с собой ее представления о равновесии в экономике.

Преобладание «спекулянтов» повсюду — от античных Афин до Италии и Франции начала XX в. — приводит к созданию демократических («демагогических плутократий»), а преобладание «рантье» — к возникновению авторитарных государств. Правящая элита для поддержания своего господства должна воспроизводить ся качественно и количественно, что предполагает необходимость избавления от своих деградировавших членов и интеграцию наи более выдающихся представителей низших классов общества. Всякая элита в силу осадков «постоянства агрегатов» стремится сделать свою власть вечной и для этого использует разнообразные методы сохранения власти: изгнание, смерть, остракизм, коопта цию наиболее выдающихся представителей низших классов и т.д. Узурпация власти элитой одного типа приводит к нарушению рав новесия в правящем слое и общества в целом, что обусловливает ее смену элитой другого типа (циркуляцию элит). Если циркуляции элит не происходит или она осуществляется неудовлетворительно, то происходят революции и старые элиты сметаются новыми эли тами, выдвинувшимися из низших слоев общества (контрэлитами), как то было во время Реформации или французской революции 1789-1794 гг. Парето пишет: «Революции происходят потому, что с замедлением циркуляции элит или по какой-либо другой причине, в высших слоях накапливаются деградировавшие элементы, кото рые более не располагают осадками, необходимыми для удержания власти и которые избегают использования силы; в то же время в низших классах растут элементы с элитарными качествами, для которых характерны осадки, необходимые для властвования, эли ты, расположенные к применению силы»[548]. В противном случае общество находится в состоянии стагнации, что было характерно для истории Китая. Свергнутые элиты исчезают бесследно, поэ тому Парето делает свое знаменитое заключение: «История — это кладбище аристократий»[549]. Оптимальным Парето считал гармонич ное сочетание осадков I и II класса, «спекулянтов» и «рантье». Но это стечение обстоятельств встречается редко и длится недолго.

Ему соответствовали, например, Рим времен Пунических войн, Германия после 1870-х гг.

«Общая форма» общества Парето



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.012 с.)