Общая характеристика психологической социологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика психологической социологии



Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и раз вития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содержание и форму всей социологии, на ее воз можности, развитие и историческую судьбу.

Особенно значительную роль в создании психологической со циологии сыграло формирование и распространение психологиз ма — методологического подхода, утверждавшего возможность пос троения различных наук на основе психологии и целесообразность полного или частичного сведения к психической реальности различ ных фрагментов или даже всей социальной действительности.

Выступая поначалу в латентной (скрытой) и маргинальной (пограничной) формах, психологическая версия социологичес кого знания довольно быстро сформировалась и оформилась как психологическая социология. В ее развитии возможно вычле нить три основных периода: 1. Период создания и становления психологической социологии (с середины XIX до начала XX в.).

2. Период утверждения, конституирования и институализации психологической социологии (с начала XX до 60—70-х гг. XX в.).

3. Период формирования нбвейших форм психологической соци ологии (с 60—70-х гг. XX в. до настоящего времени).

Наиболее существенные идеи и ориентации психологической социологии были разработаны в первый период ее существования, кргда в общих чертах были созданы ее основные объяснительные принципы, методологические подходы, модели, течения.

Психологическая социология Г. Тарда

Большое влияние на формирование и развитие психологи ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль Тард.

Габриэль Тард родился 12 марта 1843 г. в г. Сарла, в семье французских аристократов. В юношестве романтически настроен ный Г. Тард увлекался поэзией и некоторое время считал ее своим

призванием. В 1860 г. он успешно сдал экзамены бакалавра по гу манитарным, а затем и по техническим наукам, в 1869 г. он принял назначение на должность помощника судьи города. В 1873 г. Г. Тард был назначен заместителем прокурора Республики в г. Руссек, но через 2 года вернулся в родной город, где работал следователем до 1894 г.

В силу своей профессиональной деятельности Г. Тард заин тересовался различными криминалистическими проблемами и приступил к изучению произведений специалистов (в том числе Ч. Ломброзо), с которыми вскоре установил профессиональные контакты (1882). Опубликованные им статьи по криминалистике были встречены благожелательно. Вскоре на основе этих статей он написал и опубликовал книгу «Сравнительная криминология» (1886), в которой выступил против примитивных традиционных представлений о причинах преступности и, теории Ч. Ломброзо о врожденных причинах преступности и существовании типов «при рожденных преступников», сосредоточив внимание на социальных причинах преступности (образовании, подражании и др.). Идеи этой книги получили поддержку и оказали немалое влияние на формирование и становление французской школы криминологии. В1890 г. он опубликовал две выдающиеся книги: «Философия уго ловного права» и «Законы подражания».

,к «Философия уголовного права» представляла собой большую работу по криминалистике, в которой был применен социально-психологический подход к юридическим проблемам и заложе ны основы современной социологии права. Эта книга принесла Г. Тарду известность во Франции и за границей (главным образом •в Италии и России). Еще больший успех выпал на долю «Законов подражания» — первой книги Г. Тарда по социологии, которая была признана выдающимся, классическим произведением пси хологической социологии и принесла Г. Тарду всемирную славу как сооснователю и лидеру этого направления. В 1893 г. Г. Тард успешно завершил работу над книгой «Социальная логика» (1893), публикация которой оказала большое влияние на развитие евро пейской и американской социальной мысли. . В 1893: г. Г. Тард был приглашен в Париж, где он начал за ниматься проблемами организации криминальной статистики во Франции, а в январе 1894 г. он был назначен руководителем служ бы криминальной статистики министерства юстиции. Последние 10 лет жизни (1894—1904) Г. Тард провел в Париже, где занимался преимущественно криминалистикой и составлял ежегодные отчеты о состоянии преступности во Франции. В силу служебных обязанностей ему доводилось бывать и в командировках (в том числе в Санкт-Петербурге). Сам Г. Тард не был удовлетворен сво ей службой, но заслуги его в этой области были отмечены орденом Почетного легиона (1897) — высшей наградой Франции.

Парижский период жизни Г. Тарда отличался высоким уров нем интенсивности его творческой деятельности. Он опубликовал в ведущих научных журналах своего времени большое количество статей по различным проблемам философии, социологии, соци альной психологии, криминалистики, политики, экономики, ис тории, археологии, лингвистики и т.д.

'•• Одна за другой публиковались его книги: «Эссе по социо логии» (1895), «Универсальная оппозиция» (1897), «Социальные законы» (1898), «Этюды по социальной психологии» (1898), «Превращения власти» (1899), «Общественное мнение и толпа» (1901), «Экономическая психология» (1902), «Фрагмент грядущей истории» (1904). Выход в свет каждой из них был большим собы тием. Успех этих книг определялся и новыми проблемами, и новы ми идеями, и конечно же блестящим общедоступным изложением весьма сложных вопросов и прекрасным языком.

Исследования Г. Тарда по проблемам взаимодействия инди видуального и массового поведения, социальных норм, функци онирования общества, различным формам общественной жизни, развития общественных наук и многим другим вошли в золотой фонд социологии.

Сам Г. Тард в достаточной мере осознавал свою выдающуюся роль в развитии социальной мысли, хотя оценивал ее с присущими ему скромностью и тактом. С течением времени он все больше ув лекался преподаванием различных социальных наук и дисциплин и охотно читал лекции по проблемам политики и социологии в Школе 'политических наук и Свободном колледже общественных наук, л .'•'•' В 1900 г. Г. Тард возглавил кафедру современной философии в Коллеж де Франс и уволился из министерства юстиции. В конце; 1900 г. он был избран членом департамента философии Академии нравственных и политических наук. Он читал лекции по интер- ; ментальной психологии, социологии, философии, экономической психологии.

Интенсивная деятельность Г. Тарда как ученого и профессо ра принесла не только творческие плоды и известность. С весны „ 1903т. на фоне истощения сил у него возобновились боли в глазах, из-за которых он был вынужден сократить свою исследователь-

скую и преподавательскую нагрузку. Он стремительно старел. Умер Е Тард 12 мая 1904 г.

В книгах Г. Тарда «Законы подражания» (1890; русский пе ревод 1892, 1902), «Философия уголовного права» (1890; сокра щенный русский перевод «Преступник и преступление», 1906), «Социальная логика» (1893; русский перевод 1901), «Эссе по со циологии» (1895), «Социальные законы» (1898), «Этюды по соци альной психологии» (1898; русский перевод «Личность и толпа. Очерки по социальной психологии», 1903), «Общественное мне ние и толпа» (1901; русский перевод 1902) и других работах был изложен комплекс оригинальных идей и концепций, оказавших значительное воздействие на создание, самоопределение и эво люцию социологии и социальной психологии.

Согласно учению Тарда, общество есть продукт взаимодей ствия индивидов, в силу чего основу общественного развития и всех социальных процессов составляют «интериндивидуальные» отношения людей, познание которых является основной задачей социологии.

?; Призывая особенно тщательно исследовать «личные особен ности, которые одни только реальны, одни только истинны и кото рые всегда существуют внутри каждого общества»[100], Тард настаивал на том, что «социология должна исходить из отношения между двумя сознаниями, из отражения одного другим, как астрономия исходит из отношения между двумя взаимно притягивающимися Массами»[101]. . . . ..

: Такая интерпретация оснований и ориентации социологии неизбежно вела к утверждению ее статуса как «интерпсихологи ческой» дисциплины, в результате чего в учении Тарда социология нередко почти отождествлялась с «интерпсихологией». В решаю щей мере это обстоятельство детерминировалось принципиальной позицией Тарда, согласно которой психология должна быть ис пользована в качестве базиса социологии, прогрессивное развитие которой будет обусловливаться и определяться ее всевозрастающей психологизацией[102].

Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти ровался главным образом на поиск научно значимых фактов в сфере индивидуальной психики и особенно межиндивидуального взаимодействия людей. По его мнению, «требовать "основных со циальных фактов надо не исключительно от внутреннемозговой психологии, но главным образом от междумозговой психологии, то есть той, которая изучает происхождение сознательных отно шений между несколькими, прежде всего двумя, индивидуумами. Разнообразные группировки и комбинации этих основных со циальных фактов и образуют затем так называемые простые со циальные явления...»1[103], составляющие необходимую основу всех социальных отношений.

Особое внимание Тард уделял изучению различных социаль ных процессов, детерминирующих становление, развитие и фун кционирование общества. Из множества этих процессов он осо бенно выделял основные социальные процессы, обеспечивающие существование и развитие человечества. К трем основным соци альным процессам Тард относил: повторение (подражание), про тивоположение (оппозицию) и приспособление (адаптацию)[104].

Исходя из того что законы социологии должны распростра няться на все минувшие, нынешние и грядущие состояния обще ства, Тард пытался найти всеобщие и вневременные социальные закономерности, которые могли бы быть сведены к нескольким универсальным социологическим и психологическим законам. В качестве таких законов он ввел в социологию «законы подража ния», являющиеся ядром его общесоциологической теории под ражания. • • •

Генеральным положением этой теории была идея, согласно которой основной движущей силой исторического процесса, равно как и'любого человеческого сообщества, является неодолимое пси хическое стремление людей к подражанию. Тард особенно подчер кивал, что «первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору»[105].

Настаивая на том, что «все главнейшие акты общественной жизни совершаются под владычеством примера»[106], Тард утверждал, что открытые им «законы подражания» присущи человеческому

обществу на всех этапах его существования, поскольку «всякое социальное явление имеет постоянно подражательный характер, свойственный исключительно только социальным явлениям»[107].

Эти утверждения представляют собой по существу формули ровку того, что сам Тард именовал «законами подражания», ко торые интерпретировались им как естественная основа, предпо сылка и основной механизм взаимодействия людей и социальной жизни. При этом в качестве значимых явлений социальной жизни он выделял инициативу (нововведение) и подражание (моду и тра дицию).

В непосредственной связи с «законами подражания» и в их контексте Тард изучал и объяснял проблему общественного про гресса, уделял особое внимание его источнику и механизму дейс твия. Согласно Тарду, единственным источником общественного прогресса являются открытия и изобретения, возникающие вследс твие инициативы и оригинальности отдельных людей. Эти твор ческие личности, по Тарду, вырабатывают принципиально новое знание и знания, основанные на новой комбинации уже существу ющих идей и информации. А знание и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

: Вместе с тем Тард подчеркивал, что глубинная причина обще ственного прогресса — подражание, поскольку, с одной стороны, любое изобретение и потребность в нем сводимы «к первичным психологическим элементам, возникающим под влиянием приме ра»[108], с другой — благодаря подражанию (существующему также в форме традиций, обычаев, верований, моды и т.д.) осуществляются отбор и внедрение открытий и изобретений в жизнь общества. *'••. Социальная сущность этой концепции и «законов подража ния» достаточно определенно была выражена самим Тардом, ут верждавшим в качестве основного закона подражания закон подра жания низших слоев общества высшим. Придание этому «закону» базисного статуса Тард объяснял тем, что, по его наблюдениям, «любое самое незначительное нововведение стремится распро страниться по всей сфере социальных отношений, — при этом по направлению от высших классов к низшим»[109]. Хотя в истории, как известно, движение довольно часто осуществлялось и в обратном направлении.

твует семейное начало... в городах господствует общество-толпа»[110], В целом в социологических исследованиях Тарда приоритет при надлежал изучению толпы как формы организации общества на стадии сформировавшейся городской культуры.

Стремясь к решению данной проблемы, Тард подчеркивал, что применительно к достаточно развитым обществам, достигшим зрелых этапов общественной эволюции, необходимо говорить не о «толпах», а о «публике» или «публиках». Вводя в социологичес кую теорию представление о публике как особой разновидности социальных общностей, он характеризовал ее как социальное объ единение, формирующееся под воздействием различных средств массовой коммуникации.

По Тарду, публика в отличие от толпы не является неким фи зическим объединением людей. Она представляет собой духовно целую группу «рассеянных» в пространстве индивидов, для которой характерно наличие заметного духовного или идейного внушения, «заражения без соприкосновения», общность мнений, определен ный интеллектуализм и общее самосознание[111]. Принципиальным отличием публики от толпы Тард считал то, что в публике не про исходит нивелировки людей и каждый получает возможность для самовыражения, в то время как в толпе человек утрачивает свою индивидуальность и интеллектуальность, в силу чего умственный уровень любой толпы значительно ниже, чем интеллект большей части составляющих ее людей.

Примечательно, что в рассуждениях о публике Тард счел воз можным и необходимым подчеркнуть ее особенно быстрый рост в революционные эпохи. Это'тем более интересно, поскольку он ак тивно проповедовал желательность преодоления нетерпимости со стороны «всякой толпы» (или нации, среди которой господствует «дух толпы») и выгодность «постепенной замены толпы» публикой, поскольку это замещение «всегда сопровождается выигрышем в терпимости»[112].

Основная идея Тарда о существовании «законов подражания» распространялась им на предметные области различных наук и дисциплин. Определенный позитивный эффект имело внедрение его идей в криминалистику, вследствие чего он по праву считается одним из основоположников криминалистического (юридическо го) направления в социологии.

Человек, справедливо утверждал Тард, преступником стано вится, а не рождается. По мнению Тарда, существует лишь очень немного людей, которые всегда и везде совершали бы преступле ния, естественные или нет, точно так же, как лишь очень немногие никогда и нигде не поддались бы искушению согрешить. Огромное большинство состоит из лиц, остающихся честными по милости судьбы, или из таких, кого толкнуло на преступление несчастное стечение обстоятельств. В общем же для концепции Тарда харак терно: понимание преступника как «социального экскремента» общества, сформировавшегося в соответствии с законами подра жания и приспособления.

Допущенное Тардом преувеличение роли подражания в обще ственной жизни несколько снизило ценность его интерпсихоло гической социологии. Но в целом его творчество оказало большое влияние на формирование психологической социологии и соци альной психологии. Его идеи и работы существенно повлияли на постановку и исследование ряда проблем и теорий социологии. В современной социологии к ним принято относить проблему межличностного взаимодействия, проблему психосоциальных механизмов, теории социализации и социального контроля, про блему использования статистических методов в социологии и т.д.

Интерпсихологическая социология Тарда оказала значи тельное воздействие на французскую и русскую социологию. Но особенно сильно она повлияла на развитие американской соци ологии и социальной психологии, многие лидеры которой, в том числе и такие крупные деятели психологической социологии, как Ч.'Кули, Э. Росс и др., вдохновлялись и руководствовались идеями F.Тарда. . , . •



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.009 с.)