ТОП 10:

Тема 1. Социология как наука: объект и предмет социологии.



Ученик Платона – Аристотель свои представления об обществе, государстве основывал на эмпирическом наблюдении реально существующих городов-полисов (их было 158), которые он описал в своей работе «Политика».

Принципиально важным для будущей социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном – он называет его «политическим животным», то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения которых оно складывается. Первичной «клеточкой» государства (и общества, так как Аристотель не различал эти понятия) является гражданин – безликая частица политической общности. К гражданам он относил свободных людей, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых – физический труд. Именно Аристотель одним из первых выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда.

Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрождения. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня формируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.

Особое место среди этих работ занимает «Государь» итальянского мыслителя Н. Макиавелли. Объективное изучение наблюдаемых фактов ( действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления.

Он выделяет ряд законов:

во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;

в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;

в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль.

Социальные воззрения Ш. Монтескье изложены в работе «О духе законов». Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы, которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления. По мнению Монтескье, на форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.

Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т.д.).

Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце ХУ111- начале Х1Х вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Промышленное развитие западных стран в первой половине Х1Х века заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции. Переход от мануфактуры к системе машин (фабрикам, заводам) востребовал новый тип работника, с новыми потребностями, системой ценностей, способного работать на сложной технике.

Рыночные отношения формируют новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве, проникают в политику и культуру, существенно усложняют все сферы жизнедеятельности общества. В условиях нарастающего антагонизма интересов буржуа и пролетариев возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами. Для того, чтобы их создать, необходимо было объяснить поведение людей, их стремление создавать ассоциации, вступать во взаимодействие и прогнозировать их возможные последствия.

Такой наукой, объективно изучающей социальную действительность, так же как естественные науки – физическую, стала социология.

 

Социология марксизма. Наряду с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера широкое распространение получила социология марксизма. Она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Марксизм появился как мировоззрение, выражающее социальные интересы рабочего класса. Однако он представляет собой одновременно и философию, историю, политическую экономию и социологию.

Социология марксизма или теория общественного развития были созданы немецкими учеными Карл Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895) в середине Х1Х в.

В основе общества, законов его развития, по их мнению, лежат не идеи, не революции в умах людей, как у О. Конта, а способ производства материальной жизни. Способ производства включает в себя материальные производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и в форме собственности.

Опираясь на материалистическое понимание исторического прогресса, Маркс дал блестящий анализ капиталистического общества, законов его развития. Социальную структуру общества составляют классы, которые выделяются им по признаку владения средствами производства и по размерам той доли общественного богатства, которая обусловлена правом собственности. Разделение людей на классы основано на материальном неравенстве, которое выражается в том, что один класс (класс собственников средств производства – буржуазия) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса ( рабочего класса).

Классовое деление приводило к тому, что одни группы людей благодаря своему социальному положению имели материальные, политические и иные привилегии, другие, напротив, лишились необходимого для существования и выживания. В социальном неравенстве Маркс видел источник антагонизма классов, глубинную причину классовой борьбы. Следовательно, вывод первый: социальные позиции людей, их вхождение в классы обусловлены, прежде всего, объективным положением в процессе производства.

Однако Маркс рассматривал общество и как динамично развивающуюся структуру. Его развитие осуществляется по закону смены общественно-экономических формаций, в основе которого лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. При капитализме данное противоречие выражается в общественном характере производства ( это означает, что средства производства используются коллективно для создания продуктов, товаров) и частной форме присвоения (собственником произведенного продукта является собственник средств производства). Однако указанное противоречие не разрешается автоматически. Механизмом его разрешения является социальный конфликт.

Маркс является автором теории социального конфликта. Причиной конфликта является социальное неравенство. Различное отношение классов к средствам производства, один из которых является их собственником, а другой – нет, порождают противоположность их социальных интересов. Антагонизм интересов господствующего класса (буржуазии) и эксплуатируемого (пролетариат) выражается в классовой борьбе.

Маркс не отрицал значения мирных форм борьбы за удовлетворение экономических интересов пролетариата (стачки, забастовки и т.д.) в рамках профсоюзного движения, однако они не разрешают проблему антагонизма интересов. Действительно, борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Однако в дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних.

Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, вызывает глобальный классовый конфликт – социальную революцию. Социальная революция в отличие от эволюции радикально изменяет все общественные отношения, поскольку решает главный вопрос – вопрос о власти. Эксплуатируемый класс (пролетариат) низвергает с помощью социалистической революции господство эксплуататоров (буржуа) и устанавливает бесклассовое общество, где производимый продукт будет распределяться по справедливости («От каждого по способности, каждому – по потребности») и будет отсутствовать эксплуатация человека человеком.

Большое внимание Маркс уделял анализу социальных институтов. Среди них наиболее важное значение он придавал государству. В антагонистических обществах государство рассматривалось Марксом как инструмент принуждения и подавления, используемый господствующим классом для сохранения своего господства. После социалистической революции в условиях коммунизма государство отомрет, хотя это произойдет и не сразу.

Необходимым этапом на пути к безгосударственному самоуправлению является установление политической власти рабочего класса в форме диктатуры пролетариата.

Марксистская социология и в современных условиях относится к числу наиболее основательных социологических учений, несмотря на ее критику со стороны современных оппонентов, хотя эта критика отчасти справедлива. В то же время у марксистской социологии сегодня есть много сторонников. Немало и таких ученых, которые в целом не разделяют марксистскую социологию, однако признают отдельные ее положения, высоко оценивают научную основательность и логическую стройность марксизма.

Многие зарубежные, в том числе американские, ученые считают необходимым дать объективный анализ марксистской социологии. В этом духе они просвещают свой народ, прежде всего студентов и молодежь. Это не только научно оправданно, но и, так сказать, социально рентабельно, поскольку способствует формированию у тех, кто изучает социологию, правильной ориентации в системе существующих социологических направлений и школ.

Учение об общественно-экономических формациях наиболее полно подтвердилось в развитии лишь ряда европейских стран, в которых произошла последовательная смена указанных марксизмом исторических типов общества. Сегодня происходит невиданный пока еще в истории переход ряда бывших социалистических стран к капитализму, что объективно ставит под сомнение положение марксизма о коммунистической формации как наиболее жизнеспособной и прогрессивной. Во всяком случае, это положение нуждается в новом подтверждении.

Несмотря на то, что историческая судьба учения Маркса была небезоблачной, а в некоторых странах оно воплотилось в форму тоталитарных государств, нельзя забывать о заслугах Маркса-социолога. Благодаря ему общество впервые было представлено как продукт исторического развития, как динамично развивающаяся система, в основе которой лежит социальный конфликт как форма выражения социального неравенства.

Теория социального реализма и научный метод в социологии Дюркгейма. Наиболее существенный вклад в социологию внес французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм выступал против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов. Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда.

Эмиль Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Смысл этого метода состоит в том, что явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга, можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют. Иначе говоря, Дюркгейм дает социологическое толкование фактам и явлениям, в соответствии с которым социальное можно объяснить только влиянием социальной среды.

Он полагал, что социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только так можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения. Все социальные факты, которые оказывают влияние на поведение человека, он делил на две группы:

материальные (зрелость производительных сил, плотность населения, интенсивность общения и т.д.);

духовные (коллективные представления, верования, привычки, традиции, обряды, обычаи и т.д.). Определяющую роль Дюркгейм отводил духовным ценностям.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.

Так ставится и решается Дюркгеймом вопрос о социальной обусловленности поведения людей. У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организованно сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д. В этой связи Дюркгейм писал, что социальный факт есть там, где существует определенная организация. Он существует как нечто общее и существенное в поведении людей и воплощается в организации их производственной, политической, правовой и другой деятельности. Таким образом, в учении Дюркгейма о социальных фактах содержатся важные положения для понимания взаимодействия общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Все это, по его мнению, составляет истинный предмет социологии как науки.

В основе развития общества, по Дюркгейму, лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Развитие общества от примитивных, простых форм к более сложным, «организованным» осуществляется благодаря общественному разделению труда. Разделение труда он рассматривал как процесс специализации и распределения людей по профессиям, индивидуализации личности. Специализация профессиональных ролей, с одной стороны, усиливает разнообразие форм деятельности, но с другой, - порождает стремление к кооперации труда и обмену его результатами.

Общественное разделение труда приводит естественным путем к социальной солидарности людей. Ее Дюркгейм рассматривал как главный фактор интеграции индивидов в общество. В основе социальной солидарности лежат коллективные представления, то есть совокупность общих верований, чувств, традиций, обычаев, которые принимают и испытывают члены группы или общества.

Уровень и характер социальной солидарности Дюркгейм положил в основу выделения двух типов общества, последовательно сменяющих друг друга. Архаичные (сегментарные) общества основаны на механической солидарности, выражающейся в сходстве индивидов, их функций, отсутствия у них личностных качеств, поскольку индивид зависит от коллектива, поглощается им. Действительно, в примитивных обществах индивид не мог самостоятельно выжить, он должен был подчиняться обычаям и традициям этого общества. Дюркгейм замечал, что в архаичных обществах высока степень насилия, господствует репрессивное право.

Сложное (организованное) общество в силу общественного разделения труда формирует новый тип – органическую солидарность. Специализация профессиональных функций и ролей формирует личность, обусловливая различия между индивидами. Личностные способности и таланты развиваются в соответствии с их профессиональной ролью. Приходит осознание зависимости друг от друга, своей неразрывной связи с обществом. Репрессивное право уступает место так называемому реститутивному (восстановительному) праву, функции которого теперь состоят в том, чтобы принести «нарушенные отношения к их нормальной форме». Прежнее архаичное религиозное сознание уступает место светскому, рационалистическому. Разнообразие интересов и потребностей индивидов побуждает их к согласию, терпимости.

Причину социальных конфликтов, классовой борьбы в современном ему обществе Дюркгейм видел в неприспособленности индивидов к их непрофессиональным ролям и нарушении правил справедливого обмена благами и ресурсами. Тем самым разрушается социальная солидарность. Поэтому выход он видит в том, что следует установить непреложный свод правил, гарантирующий равенство социальных возможностей. Когда эти правила ослабевают или вообще отсутствуют, тогда возникает состояние аномии (безнормности). Аномия, по Дюркгейму, это состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.

Как полагал Дюркгейм, отсутствие четкой моральной регуляции поведения индивида приводит к социальной патологии. Разновидностями социальной патологии выступают преступления, самоубийства, экономические кризисы, классовая борьба и т.д. В соответствии с этим критерием общество может находиться в нормальном состоянии, то есть функционировать в формах жизнедеятельности, имеющих широкое распространение, но может страдать и социальной патологией. Ее составляют все формы девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Так, Дюркгейм с помощью понятия «аномия» объяснил природу самоубийства. Он считал его не индивидуальным явлением, а коллективной болезнью общества, которая возникает в периоды экономического кризиса, конфликтов личности и коллектива, разрушения старого, привычного уклада жизни и отсутствия правил моральной регуляции поведения человека в новых условиях.

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого и начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско – социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера « в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории» (Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. – М.: Политиздат, 1991.- С.17)

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно, по Веберу, не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия.

Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии, заключающейся в том, что если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то другое, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В такой роли социология выступает как понимающая (социология понимания).

М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей» (См.: Вебер М.Избранные произведения. – М.: Прогресс,1990.-С.499.)

Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение на уровне «вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований.

М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. В отличие от Риккерта и других неокантианцев, рассматривающих указанные выше ценности как нечто надисторическое, Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи, как «свойственное эпохе направление интереса». Тем самым ценности из области надисторической переносятся в историю. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.

Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции». (Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Указ. Соч. С.42) Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.

Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых, необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей, он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии.

И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.

М. Вебер выделял четыре типа социального действия:

целерациональное действие – это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех.

Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.

Аффективное действие происходит через аффекты, т.е. бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное действие осуществляется через привычку.

В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т.е. теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.

Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма.

Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых.

Среди смыслообразующих начал человеческого поведения Вебер особо выделял религию. Его интересовала не сущность религии, а ее восприятие человеком, понимание им религии, опирающееся на субъективные переживания. Вебер типологизирует эти субъективные представления по степени их рациональности. Исследуя различные формы религиозной жизни, Вебер фиксирует преобладание в разных странах либо ритуально-культового, либо мистико-созерцательного, либо скептически-рационального смыслов.

Это позволило ему выявить связь между религиозными убеждениями и экономическим поведением. Анализируя экономическое развитие целого ряда стран, Вебер пришел к выводу, что в странах, в которых преобладают религии с рациональными чертами, формируются рациональные формы жизнедеятельности людей.

Конфуцианство, по мнению Вебера, в качестве главных ценностей выделяет благополучную земную жизнь, отсутствие веры в загробную жизнь. Порядок и гармония – основные принципы конфуцианства. Однако конфуцианство не отвергало и магию, которая, как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой религии соединились два начала: этико-рациональное и иррационально-магическое. Поэтому в Китае не мог утвердиться формально-рациональный тип управления и сходный с западным рациональный тип хозяйства.

Напротив, протестантизм способствует развитию у людей стремлению к прибыли, рациональной дисциплине труда в определенном наборе этических правил – «этике честной наживы». В протестантизме соединяются различные элементы: ритуальные, мистические и рациональные.

Возрождение учения Вебера происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т.е. истина». (Вебер М. Указ. соч. С. 345.)

Не являясь сторонником материалистического понимания истории, Вебер в то же время высоко ценил учение Маркса о роли экономических отношений в жизни общества, никогда не искажал и не упрощал этого учения.

3.Современная западная социология.

Социологическая наука ХХ-ХХ1 столетий представляет собой разнообразие школ и направлений, развитие которых было востребовано потребностями общественного прогресса. Во второй половине ХХ века промышленно развитые страны перешли в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество востребовало новый тип работника, способного быстро осваивать новые профессии, ориентированного на духовные ценности. Это обусловило сдвиги в социальной структуре, преимущественным элементом которого становится средний класс. Происходит возрастание роли наукоемких и высокотехнологичных отраслей, которые в состоянии ориентироваться на изменения в потребительском спросе.

Первоначально необходимо было собрать эмпирический материал, который позволял понять и решить такие задачи как борьба с преступностью, безработицей, нищетой, неграмотностью и т.д. По этой причине первоначально до 40-х гг. ХХ в. в социологии преобладало эмпирическое направление. Конкретным выражением этого направления стала Чикагская школа эмпирической социологии в США.

Однако по мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Поэтому в 50-60-е гг. ХХ в. в социологии возобладало фундаментальное направление (функционализм, конфликтология, феноменология и т.д.).

Эмпирическая социология представлена различными школами и направлениями. Целью данных исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Возникала потребность интерпретировать собранный фактический материал.

В 30-е гг. ХХ в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. По мнению американского социолога Джорджа Мида необходимо рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия). По Миду, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.

Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое, которое объясняет общественные явления психическими факторами, действиями сознания. Основоположником психологического направления в социологии является Габриель Тард(1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.

В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Автор теории инстинктов Мак-Дугалл объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как «наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует». Мак-Дугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения, подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.

Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо). Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д.( этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).

Одним из наиболее плодотворных вариантов классификаций направлений современной академической социологии был предложен шведским социологом П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Первый подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из предмета общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К этой традиции относятся, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонса) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объективную социологическую теорию. К ним относят такие направления как символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а одной из современных социологических концепций – теория действия, или теория обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход - марксистский. По типу объяснения социальных явлений он схож с первым подходом. Однако принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (например, неомарксизм Г. Маркузе), тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.021 с.)