Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Границы социологии и других наукСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали экономических отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явление Антропология изучает древние, социология — современные общества. Психология изучает то, что человек сделал со своей душой, пока он преобразовывал природу. Экономика изучает способы извлечения максимальной выгоды из природных и людских ресурсов. Философия изучает то, ради чего человечество уничтожает или улучшает природу. или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияния на развитие или построение общества, его общественных функций. Религия интересует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей. Так появляется ключевое выражение — большие массы людей. Именно они представляют повседневную жизнь общества. Они ее творцы, и они ее жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества, устройство государства или политической системы; социология исследует не только общество в целом, его крупные подразделения, но и повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние сознания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения. Запомним: социологию не в меньшей степени интересует повседневное поведение людей, чем проблемы глобализации и кризис социальных институтов. Поведение людей изучают все социальные науки. Их так и называют — поведенческие дисциплины. Если коротко охарактеризовать каждую науку, сравнить их, выделить общее, то обнаружится, что все они отвечают, по существу, на три вопроса: что? как? кто? Экономика изучает: 1) что надо производить, т.е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям; 2) как надо производить, т.е. какой из способов изготовления следует применить; 3) кто будет потреблять созданные товары и услуги, кто должен владеть собственностью и т.д. Врезка Наука о большинстве Когда вы собираетесь в институт или на работу, то главный вопрос для вас — как одеться по погоде. Глядя в окно, вы обращаете внимание на то, как одеты большинство людей нынешним утром — это служит подсказкой для собственного выбора одежды. Решая, куда лучше всего пристроить свой ваучер, вы наверняка расспрашивали знакомых об их действиях, пользуясь дополнительными сведениями из газет, теле- и радиорекламы. Если большинство вкладывало свои ваучеры в «МММ», «Гермес» или «Олби-дипломат», то вряд ли вы отдали свой ваучер в другой банк или фонд, тем более малоизвестный. Ожидаемый рост цен вынуждает вас опять ориентироваться на поведение большинства. Неожиданно выросшие очереди за продуктами — безошибочное свидетельство роста цен в ближайшем будущем. Подобных примеров, почерпнутых из повседневной жизни, можно привести бесчисленное множество. В жизни мы все ведем себя как стихийные социологи. Почему? Потому что социология — наука о повседневном поведении большинства людей. Конечно, это далеко не полное определение социологии, но и его вполне достаточно для того, чтобы показать: социология на самом деле — давно знакомая нам наука. Профессиональные социологи отличаются от стихийных, каковыми мы все являемся в повседневной жизни, лишь тем, что, в принципе используя одни и те же приемы, действуют более утонченно и безошибочно. Экономика Швеции, как и экономика США, является капиталистической. В середине 80-х гг. более чем 90% шведской промышленности находилось в собственности частных лиц, которые и управляли ею. Иначе говоря, в Швеции решение о производстве и распределении товаров принимал рынок. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто? В середине 80-х гг. экономика СССР была социалистической, т.е. практически все 100% советской промышленности находились в собственности государства, которое и управляло ею. Это означало, что в СССР решение о производстве и распределении товаров принимал Госплан. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто? Социология изучает: 1) что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.; 2) как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим; 3) кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие и т.д.), которых касаются вопросы социального расслоения или неравенства, и кто вынесет основной груз общественных перемен. Политология строит предмет своего исследования, отвечая на те же вопросы: 1) что такое государство, политические партии и власть? 2) как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как удерживают власть? 3) кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе? Культурологию интересует прежде всего мир искусства — живопись, архитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества являются: а) индивиды; б) малые группы; в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той степени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы сталкиваемся с тремя вопросами: 1) что за культурные ценности создаются: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.? 2) как создаются и распространяются культурные произведения? 3) кто является создателем произведений искусства, потребителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.? А теперь более пристально присмотримся к объекту исследования поведенческих дисциплин. Что за людей они изучают, в каких ситуациях и условиях эти люди строят свои отношения? Для удобства построим простенькую схему (рис. 14). Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психология — малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология — большие группы, т.е. миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п. Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные методы. Дальше нее проникает в глубь человека только физиология, изучающая его реф- лексы, и медицина, препарирующая его тело. Психологи останавливаются на уровне души. Тело их не интересует. Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя задачи, которые возникли, когда выяснилось, что общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах — в конкретном доме, конкретной семье, работаем в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась. В XIX в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения индивидуального поведения. Индивидуального— значит не зависимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества. Но в 30—40-е гг. XX в. опытным путем был установлен феномен группового давления, оказываемого на отдельного человека. Речь идет о ставших теперь уже классическими экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фес-тингера, М. Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии.
Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на со- циально-психологическое. Социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х гг. XX в., но ее теоретические положения сформировались в XIX в. Социологи восприняли социальную психологию как составную часть своей науки практически сразу. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали группу как форму и процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где в 1908 г. появился первый учебник Макдоугалла «Введение в социальную психологию». Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — обобщенным схематичным типом, чьи особенности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Производители не могут пустить в продажу свои товары, политики — начать избирательную кампанию, не выяснив хотя бы приблизительно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но у больших масс людей, поэтому в более грубом приближении. Изучает большие массы людей также и демография, которая рассматривается либо как самостоятельная наука, либо как раздел социологии. Вовсе не случайно поэтому в ведущем у нас в стране журнале «Социологические исследования» («Социс») постоянно появляется рубрика демографии и публикуются известные ученые, специализирующиеся в этой сфере. Демография (от греч. demos — народ +...графия) — наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смерт- ность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, географическое распределение и зависимость этих параметров от социально-экономических, исторических и других факторов. Социология постоянно обращается к социально-демографическим данным, по существу, без них не может обойтись ни одна анкета. Обработав все анкеты, социолог получает распределение населения (в данном случае представленное выборочной совокупностью) по полу, возрасту, занятиям, семейному положению. Впервые попытки «народописания» на энциклопедическом уровне были сделаны Дени Дидро в конце XVIII в. — в 1774 г. выходит 34-й том его трудов под названием «Population». Впервые термин «демография» для обозначения науки о воспроизводстве населения применил французский ученый А. Гийяр в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» (1855). Как самостоятельная наука демография оформилась во второй половине XIX в., хотя зачатки ее появились гораздо раньше. «Отцом» демографии традиционно принято считать Дж. Граунта: после выхода его книги «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (Лондон, 1662) изучение населения было выделено в отдельную отрасль, а данные его переписей всерьез заинтересовали как ученых, так и политиков. В Европе заметный вклад в развитие демографии в XIX в. внесли А. Кет-ле (Бельгия), А. Гийяр (Франция), Г. Майр (Германия), У. Фарр (Англия) и другие ученые, в России — К. Герман, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Чупров, Ю.А. Янсон и др. В конце XIX в. выдающийся русский социолог М. Ковалевский утверждал, что главным фактором изменения общества, особенно его экономического строя, является рост населения. Огромное значение этому фактору придавал Э. Дюркгейм, связывавший рост народонаселения с урбанизацией, качественным и количественным изменением социальных связей в обществе и даже с успехами в развитии личности. У демографии настолько близкие родственные отношения с другими социальными науками, что нередко специалисты вообще не видят надобности в ее самостоятельном существовании. Право на жизнь чаще других отнимают у нее статистики, географы и социологи. Они заявляют, что демография есть не что иное, как география населения, статистика населения и даже социология народонаселения. Мнение о том, что демография не существует, потому что любой вопрос, ею исследуемый, изучается другими науками, сегодня никто всерьез не принимает. Демография — современная, прогрессивно развивающаяся дисциплина, которая имеет во всем мире множество научных центров, журналов и альманахов, изучается в вузах и т.д. Обширная область знания начинает расчленяться внутри себя на множество направлений, отраслей и дисциплин. Взаимодействие с родственными социальными науками породило целый спектр пограничных дисциплин: так, на пересечении интересов демографии и истории образовалась историческая демография, цель которой — изучение закономерностей воспроизводства населения в разные исторические периоды; на пересечении демографии и этнологии— этническая демография; на пересечении экономики и демографии — экономическая демография; анализирующая взаимосвязи экономического развития и воспроизводства населения. Социолога же интересуют следующие весьма важные проблемы: ♦ в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение людей; ♦ как на основании опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя той или иной группы. Перед профессиональным социологом стоит множество разных задач, но именно эти две задачи определяют характер социологии как самостоятельной дисциплины. Социолог имеет дело с респондентом — человеком как источником нужной информации. Получив от 100 или 1000 респондентов сведения об их поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах, социолог отвлекается от них — они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ — «средний человек»: типичный студент, типичный демократ, типичный коммунист, типичный верующий, типичный «новый русский» и т.д. В понятии «средний человек», введенном в науку А. Кетле (конец XIX в.), снимаются индивидуальные личностные различия между людьми. Различие трех очень похожих наук (социологии, социальной психологии и психологии), предметные области которых студенты часто смешивают, можно сформулировать следующим образом. Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, которые зависят от человека, т.е. от его восприятия и оценки этих отношений. Психология не изучает социальные отношения напрямую, но так или иначе учитывает их в ходе анализа внутреннего мира человека. Очевидно, что социология, психология и социальная психология тесно переплетаются и дополняют друг друга. А другие науки? Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди вступают в экономические отношения: договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы — прямо или косвенно — учитываем принципы экономики. Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 6 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мнение не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а больших масс людей. Это и понятно— ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с единицы продукции. Сложное понятие «сегментирование рынка» подразумевает простейшую вещь: каждая социальная группа — пенсионеры, миллионеры и т.д. — ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеет различную покупательную способность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследования поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета — прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории. Так же обстоит дело с политологией и культурологией. Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга — тех, кто реально обладает властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнением, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парламенте принятие выгодных решений, организует политические партии и т.п. Массы для политиков — нечто вроде хвороста для костра: чем его больше, тем ярче костер. У мира власти свои законы. Суть их в том, что политик обращается к массам, составляет программы, обещает всевозможные блага только на этапе борьбы за власть и только при таком политическом режиме, где мнение народа хоть как-то учитывается. Когда он достигает власти, его поведение начинает подчиняться иным законам, факторам и расстановке сил, а обманутые массы продолжают требовать и надеяться. Ими воспользовались и их забыли до очередных выборов. Но ведь и в экономике производят товар, употребляют его и выбрасывают. Политика и экономика ориентированы на выгоду, которую, правда, понимают по-разному. И сцены действия у них похожи: согласитесь, что рынок и парламент или правительство имеют много общего — везде торгуются, галдят, принимают поспешные решения, не слушают друг друга, выгадывают, продают и т.д. Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом которых является поведение людей. Однако, как мы уже выяснили, социология входит также в систему наук, которые в строгом смысле называются гуманитарными. Если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о духовном. Можно сказать иначе: предметом социальных наук является общество, предметом гуманитарных дисциплин — культура. Поскольку социология изучает общество, его структуру и функционирование, она не может не интересоваться культурой. Дело в том, что культура — это способ жизнедея- тельности общества, и мимо нее социология никак не может пройти. Из-за этого сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной. У социологии много общего с антропологией, которую нередко именуют социологией древних обществ. Антропология изучает происхождение (тогда она называется физической антропологией), либо историческую эволюцию человека (антропогенез), строение его черепа, скелета, изменение функций руки, формирование мышления, либо историческую эволюцию малой группы — племени, изменение традиций и обычаев, норм поведения, образа жизни, хозяйственной жизни и типов власти, формы родства и семьи (рис. 15). Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов — его настоящее. Замечена любопытная особенность: в США общую социологию в университетах преподают с сильным креном в область социальной психологии, а в Англии социологию традиционно увязывали родственными связями с антропологией. Причины кроются в самой истории. В интеллектуальной жизни Америки первой половины XX в. преобладал символический интерак-ционизм и интерес к социальному взаимодействию; в Великобритании начиная со Спенсера доминировала тенденция к кросс-культурному и сравнительному анализу. Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначально социологи исследовали западное индустриальное, а антропологи — доин-дустриальное общество. Но сегодня социология расширяет сферу своей компетенции и активно вторгается в страны третьего мира — туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Антропологи же изучают не только традиционные общества, но и, если речь идет о прикладной антропологии, процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропологи сегодня используют сходные методы и сходные объекты исследования. Вынужденные исследовать крупномасштабные сложные объединения людей, социологи активно использовали анкетные опросы. Вот почему дол- гие годы статистика оставалась отличительной чертой социологии. Однако с переходом антропологов к изучению современных обществ в их подготовку также все чаще входят знания социальной статистики. Для антропологии традиционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Метод, которым при этом пользуется ученый, называется участвующим наблюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регистрирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экспедицию, отправляется в заброшенные регионы, чтобы наблюдать за обычаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями примитивных племен. Как правило, объектом исследования антрополога является одна деревня, которая изучается как можно глубже и интенсивнее. Такой тип исследования называется монографическим. Поскольку селения обычно невелики, ученый со временем хорошо узнает каждого жителя. Такую деревню в период Первой мировой войны изучал Б. Малиновский. Описанная им деревня не являлась племенным объединением, а была частью крупного национального образования. Тробаринские острова были невелики и позволяли этнографу посетить все расположенные на них деревушки, Малиновский мог переговорить с каждым жителем. Но лишь одну основательно изученную деревню он выбрал в качестве полигона, обобщив сделанные им выводы. Однако другие антропологи противятся распространению данных исследования, проведенного в одной общине, на всю местную культуру, особенно если речь идет о сложном обществе. Поэтому ученые прибегают к методу исследования группы общин, расположенных в разных концах одной страны, о культуре которой они собираются делать выводы. Таким образом, антропология в основном ограничена прошлым человеческого общества, а социология — его настоящим. Только объединение наук позволяет создать целостный образ человеческой культуры. На стыке антропологии и социологии возникла самостоятельная область — социология культуры. Социология культуры — отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития культуры и формы ее проявления; при этом человек рассматривается и как субъект (творец), и как объект. Кроме того, у социологии много общего с социальной работой. Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с социальной рабо- Врезка
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.012 с.) |