ГРАНИЦЫ СОЦИОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГРАНИЦЫ СОЦИОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК



эзка шимательно о разных науках тогияизучает то безобразное, что сделало вечество с природой (бытовые и радиоак-ые свалки, озоновые дыры, парниковый ект и т.п.). .турологияизучает то прекрасное, что по-тось сотворить из природы человечество итектурные памятники, сады, скверы, пар-т.Д.). иологияизучает то, что человечество сде-» с самим собой (взаимоотношения между ьми). комикаизучает способы создания челове-вом богатства и денег. комическая социологияизучает способы феделения этого богатства между соци-1ыми группами людей.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубля­ется в тонкости политических процессов или детали экономических отно­шений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отноше­ния, государство или культуру, любой фрагмент реальности, любое явление

Антропологияизучает древние, социология — современные общества.

Психологияизучает то, что человек сделал со своей душой, пока он преобразовывал природу.

Экономикаизучает способы извлечения макси­мальной выгоды из природных и людских ресур­сов.

Философияизучает то, ради чего человечество уничтожает или улучшает природу.

или элемент только с позиций его связи с обществом, его влияния на разви­тие или построение общества, его общественных функций. Религия интере­сует социологию не как система верований и специальных обрядов, а как общественный институт, оказывающий воздействие на большие массы лю­дей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

Так появляется ключевое выражение — большие массы людей. Именно они представляют повседневную жизнь общества. Они ее творцы, и они ее жерт­вы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества, устройство государства или политической системы; социология исследует не только общество в целом, его крупные подразделения, но и повседневное поведение больших масс людей, их верования, состояние со­знания, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

Запомним:социологию не в меньшей степени интересует повсе­дневное поведение людей, чем проблемы глобализации и кризис социальных институтов.

Поведение людей изучают все социальные науки. Их так и называют — поведенческие дисциплины.

Если коротко охарактеризовать каждую науку, сравнить их, выделить общее, то обнаружится, что все они отвечают, по существу, на три вопроса: что? как? кто? Экономика изучает:

1) что надо производить, т.е. какие товары и услуги должны быть пред­ложены потребителям;

2) как надо производить, т.е. какой из способов изготовления следует применить;

3) кто будет потреблять созданные товары и услуги, кто должен владеть собственностью и т.д.

Врезка

Наука о большинстве

Когда вы собираетесь в институт или на рабо­ту, то главный вопрос для вас — как одеться по погоде. Глядя в окно, вы обращаете внимание на то, как одеты большинство людей нынешним утром — это служит подсказкой для собствен­ного выбора одежды.

Решая, куда лучше всего пристроить свой вау­чер, вы наверняка расспрашивали знакомых об их действиях, пользуясь дополнительными све­дениями из газет, теле- и радиорекламы. Если большинство вкладывало свои ваучеры в «МММ», «Гермес» или «Олби-дипломат», то вряд

ли вы отдали свой ваучер в другой банк или фонд, тем более малоизвестный. Ожидаемый рост цен вынуждает вас опять ори­ентироваться на поведение большинства. Не­ожиданно выросшие очереди за продуктами — безошибочное свидетельство роста цен в бли­жайшем будущем.

Подобных примеров, почерпнутых из повсед­невной жизни, можно привести бесчисленное множество. В жизни мы все ведем себя как сти­хийные социологи. Почему? Потому что социо­логия — наука о повседневном поведении боль­шинства людей. Конечно, это далеко не полное определение социологии, но и его вполне дос­таточно для того, чтобы показать: социология на самом деле — давно знакомая нам наука. Про­фессиональные социологи отличаются от сти­хийных, каковыми мы все являемся в повседнев­ной жизни, лишь тем, что, в принципе исполь­зуя одни и те же приемы, действуют более утонченно и безошибочно.

Экономика Швеции, как и экономика США, является капиталистичес­кой. В середине 80-х гг. более чем 90% шведской промышленности находи­лось в собственности частных лиц, которые и управляли ею. Иначе говоря, в Швеции решение о производстве и распределении товаров принимал ры­нок. Именно он отвечал на вопросы: что, как и кто?

В середине 80-х гг. экономика СССР была социалистической, т.е. прак­тически все 100% советской промышленности находились в собственности государства, которое и управляло ею. Это означало, что в СССР решение о производстве и распределении товаров принимал Госплан. Именно он от­вечал на вопросы: что, как и кто?

Социология изучает:

1) что такое социальное неравенство, расслоение, социальная структура, мобильность и т.п.;

2) как надо на них воздействовать, чтобы сделать общество стабильным и процветающим;

3) кто входит в большие социальные группы (пенсионеры, малоимущие и т.д.), которых касаются вопросы социального расслоения или неравенства, и кто вынесет основной груз общественных перемен.

Политология строит предмет своего исследования, отвечая на те же воп­росы:

1) что такое государство, политические партии и власть?

2) как группы людей борются за получение власти, как устраняют сопер­ников и завоевывают симпатии населения, как удерживают власть?

3) кто составляет избирательную базу партии или движущую силу рево­люции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе?

Культурологию интересует прежде всего мир искусства — живопись, ар­хитектура, скульптура, танцы, формы развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества явля­ются: а) индивиды; б) малые группы; в) большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той сте­пени, в какой это касается создания культурных ценностей. И вновь мы стал­киваемся с тремя вопросами:

1) что за культурные ценности создаются: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?

2) как создаются и распространяются культурные произведения?

3) кто является создателем произведений искусства, потребителем, кри­тиком, ценителем, меценатом и т.п.?

А теперь более пристально присмотримся к объекту исследования пове­денческих дисциплин. Что за людей они изучают, в каких ситуациях и усло­виях эти люди строят свои отношения? Для удобства построим простенькую схему (рис. 14).

Психология изучает индивида и его внутренний мир; социальная психо­логия — малую группу (семью, компанию друзей, спортивную команду), а социология — большие группы, т.е. миллионы пенсионеров, детей, малоиму­щих, врачей, православных и т.п.

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные методы. Даль­ше нее проникает в глубь человека только физиология, изучающая его реф-

лексы, и медицина, препарирующая его тело. Психологи останавливаются на уровне души. Тело их не интересует.

Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформирова­лась на стыке социологии и психологии, взяв на себя задачи, которые воз­никли, когда выяснилось, что общество не прямо воздействует на индиви­да, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах — в конкретном доме, конк­ретной семье, работаем в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

В XIX в. психологи полагали, будто все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено с точки зрения индивидуального поведения. Индивидуального— значит не зависимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества. Но в 30—40-е гг. XX в. опытным путем был установлен феномен группового давления, ока­зываемого на отдельного человека. Речь идет о ставших теперь уже классическими экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фес-тингера, М. Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии.

Рис. 14. Объект исследования поведенческих дисциплин 247

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на со-

циально-психологическое. Социальная психология в качестве эксперимен­тальной науки активно развивается с 30-х гг. XXв., но ее теоретические положения сформировались в XIX в. Социологи восприняли социальную психологию как составную часть своей науки практически сразу. Родоначаль­ники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рас­сматривали группу как форму и процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где в 1908 г. появился первый учебник Макдоугалла «Введение в социальную психоло­гию».

Социология не оперирует таким тонким инструментом, как эксперимент, не использует приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мне­ние которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, на­зываются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — обобщенным схематичным типом, чьи особен­ности характеризуют всех сразу и никого в отдельности. Производители не могут пустить в продажу свои товары, политики — начать избирательную кампанию, не выяснив хотя бы приблизительно, что думает, чем живет, как ведет себя большинство населения. Социология способна выявить те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но у больших масс людей, поэтому в более грубом приближении.

Изучает большие массы людей также и демография, которая рассматри­вается либо как самостоятельная наука, либо как раздел социологии. Вовсе не случайно поэтому в ведущем у нас в стране журнале «Социологические исследования» («Социс») постоянно появляется рубрика демографии и пуб­ликуются известные ученые, специализирующиеся в этой сфере.

Демография (от греч. demos — народ + ...графия) — наука о народонасе­лении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смерт-

ность, миграцию, половозрастную структуру, национальный состав, геогра­фическое распределение и зависимость этих параметров от социально-эко­номических, исторических и других факторов. Социология постоянно обра­щается к социально-демографическим данным, по существу, без них не мо­жет обойтись ни одна анкета. Обработав все анкеты, социолог получает распределение населения (в данном случае представленное выборочной со­вокупностью) по полу, возрасту, занятиям, семейному положению.

Впервые попытки «народописания» на энциклопедическом уровне были сделаны Дени Дидро в конце XVIII в. — в 1774 г. выходит 34-й том его тру­дов под названием «Population». Впервые термин «демография» для обозна­чения науки о воспроизводстве населения применил французский ученый А. Гийяр в работе «Элементы статистики человека, или Сравнительная де­мография» (1855).

Как самостоятельная наука демография оформилась во второй половине XIX в., хотя зачатки ее появились гораздо раньше. «Отцом» демографии тра­диционно принято считать Дж. Граунта: после выхода его книги «Естествен­ные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (Лондон, 1662) изучение населения было выделено в отдельную отрасль, а данные его переписей всерьез заинтересовали как ученых, так и политиков.

В Европе заметный вклад в развитие демографии в XIX в. внесли А. Кет-ле (Бельгия), А. Гийяр (Франция), Г. Майр (Германия), У. Фарр (Англия) и другие ученые, в России — К. Герман, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Чупров, Ю.А. Янсон и др. В конце XIX в. выдающийся русский социо­лог М. Ковалевский утверждал, что главным фактором изменения общества, особенно его экономического строя, является рост населения. Огромное зна­чение этому фактору придавал Э. Дюркгейм, связывавший рост народона­селения с урбанизацией, качественным и количественным изменением со­циальных связей в обществе и даже с успехами в развитии личности.

У демографии настолько близкие родственные отношения с другими со­циальными науками, что нередко специалисты вообще не видят надобности в ее самостоятельном существовании. Право на жизнь чаще других отнима­ют у нее статистики, географы и социологи. Они заявляют, что демография есть не что иное, как география населения, статистика населения и даже со­циология народонаселения. Мнение о том, что демография не существует, потому что любой вопрос, ею исследуемый, изучается другими науками, се­годня никто всерьез не принимает.

Демография — современная, прогрессивно развивающаяся дисциплина, которая имеет во всем мире множество научных центров, журналов и аль­манахов, изучается в вузах и т.д. Обширная область знания начинает расчле­няться внутри себя на множество направлений, отраслей и дисциплин. Вза­имодействие с родственными социальными науками породило целый спектр пограничных дисциплин: так, на пересечении интересов демографии и ис­тории образовалась историческая демография, цель которой — изучение закономерностей воспроизводства населения в разные исторические перио­ды; на пересечении демографии и этнологии— этническая демография; на пересечении экономики и демографии — экономическая демография; ана­лизирующая взаимосвязи экономического развития и воспроизводства на­селения.

Социолога же интересуют следующие весьма важные проблемы:

♦ в каком направлении и каким образом общество (его структура и ин­ституты) влияет на поведение людей;

♦ как на основании опроса отдельных людей получить социальный пор­трет типичного представителя той или иной группы.

Перед профессиональным социологом стоит множество разных задач, но именно эти две задачи определяют характер социологии как самостоятель­ной дисциплины. Социолог имеет дело с респондентом — человеком как источником нужной информации. Получив от 100 или 1000 респондентов сведения об их поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, цен­ностных ориентациях и доходах, социолог отвлекается от них — они раство­ряются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социо­лог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что дан­ные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ — «средний человек»: типичный студент, типичный демократ, типичный ком­мунист, типичный верующий, типичный «новый русский» и т.д. В понятии «средний человек», введенном в науку А. Кетле (конец XIX в.), снимаются индивидуальные личностные различия между людьми.

Различие трех очень похожих наук (социологии, социальной психологии и психологии), предметные области которых студенты часто смешивают, можно сформулировать следующим образом. Социология изучает соци­альные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психоло­гия изучает социально-психологические отношения, которые зависят от че­ловека, т.е. от его восприятия и оценки этих отношений. Психология не изу­чает социальные отношения напрямую, но так или иначе учитывает их в ходе анализа внутреннего мира человека.

Очевидно, что социология, психология и социальная психология тесно переплетаются и дополняют друг друга. А другие науки?

Экономика изучает поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди вступают в экономические отношения: договариваясь о работе, покупая товары на рын­ке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собира­ясь в гости, мы — прямо или косвенно — учитываем принципы экономики.

Как и социология, экономика имеет дело с большими массами. Мировой рынок охватывает 6 млрд людей. Кризис в России или Индонезии тут же отражается на биржах Японии, Америки и Европы. Когда производители готовят к продаже очередную партию новой продукции, их интересует мне­ние не отдельного Петрова или Васечкина, даже не малой группы, а боль­ших масс людей. Это и понятно— ведь закон прибыли требует производить больше и по меньшей цене, получая максимальную выручку с оборота, а не с единицы продукции. Сложное понятие «сегментирование рынка» подра­зумевает простейшую вещь: каждая социальная группа — пенсионеры, мил­лионеры и т.д. — ориентирована на разный тип товаров, обитает в разных местах, ходит в разные магазины, имеет различную покупательную способ­ность, по-разному реагирует на экономические кризисы и т.д. Без исследо­вания поведения людей в рыночной ситуации экономика рискует остаться просто техникой счета — прибыли, капитала, процентов, связанных между собой абстрактными построениями теории.

Так же обстоит дело с политологией и культурологией. Политология, в отличие от социологии, которая описывает реальность, касающуюся 95% населения, затрагивает только вершину айсберга — тех, кто реально облада­ет властью, участвует в борьбе за нее, манипулирует общественным мнени­ем, участвует в переделе общественной собственности, лоббирует в парла­менте принятие выгодных решений, организует политические партии и т.п. Массы для политиков — нечто вроде хвороста для костра: чем его больше, тем ярче костер.

У мира власти свои законы. Суть их в том, что политик обращается к мас­сам, составляет программы, обещает всевозможные блага только на этапе борьбы за власть и только при таком политическом режиме, где мнение на­рода хоть как-то учитывается. Когда он достигает власти, его поведение на­чинает подчиняться иным законам, факторам и расстановке сил, а обману­тые массы продолжают требовать и надеяться. Ими воспользовались и их забыли до очередных выборов. Но ведь и в экономике производят товар, употребляют его и выбрасывают. Политика и экономика ориентированы на выгоду, которую, правда, понимают по-разному. И сцены действия у них похожи: согласитесь, что рынок и парламент или правительство имеют много общего — везде торгуются, галдят, принимают поспешные решения, не слу­шают друг друга, выгадывают, продают и т.д.

Таким образом, социология тесно связана со всем блоком социальных наук, основным предметом которых является поведение людей.

Однако, как мы уже выяснили, социология входит также в систему наук, которые в строгом смысле называются гуманитарными. Если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о ду­ховном. Можно сказать иначе: предметом социальных наук является обще­ство, предметом гуманитарных дисциплин — культура. Поскольку социоло­гия изучает общество, его структуру и функционирование, она не может не интересоваться культурой. Дело в том, что культура — это способ жизнедея-

тельности общества, и мимо нее социология никак не может пройти. Из-за этого сегодня социологию именуют социокультурной дисциплиной.

У социологии много общего с антропологией, которую нередко именуют социологией древних обществ. Антропология изучает происхождение (тог­да она называется физической антропологией), либо историческую эволю­цию человека (антропогенез), строение его черепа, скелета, изменение фун­кций руки, формирование мышления, либо историческую эволюцию малой группы — племени, изменение традиций и обычаев, норм поведения, обра­за жизни, хозяйственной жизни и типов власти, формы родства и семьи (рис. 15). Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а со­циологов — его настоящее.

Замечена любопытная особенность: в США общую социологию в универ­ситетах преподают с сильным креном в область социальной психологии, а в Англии социологию традиционно увязывали родственными связями с антропологией. Причины кроются в самой истории. В интеллектуальной жизни Америки первой половины XX в. преобладал символический интерак-ционизм и интерес к социальному взаимодействию; в Великобритании на­чиная со Спенсера доминировала тенденция к кросс-культурному и сравни­тельному анализу.

Социология и антропология исследуют разные типы общества. Изначаль­но социологи исследовали западное индустриальное, а антропологи — доин-дустриальное общество. Но сегодня социология расширяет сферу своей ком­петенции и активно вторгается в страны третьего мира — туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Антропологи же изучают не только традиционные общества, но и, если речь идет о прикладной антропологии, процессы индустриализации и урбанизации, которыми сегодня охвачены отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропо­логи сегодня используют сходные методы и сходные объекты исследования.

Вынужденные исследовать крупномасштабные сложные объединения людей, социологи активно использовали анкетные опросы. Вот почему дол-

гие годы статистика оставалась отличительной чертой социологии. Однако с переходом антропологов к изучению современных обществ в их подготов­ку также все чаще входят знания социальной статистики.

Для антропологии традиционным методом познания является полевое исследование, предполагающее долгое проживание в поселении аборигенов. Метод, которым при этом пользуется ученый, называется участвующим на­блюдением: ученый принимает участие в тех событиях, которые он регист­рирует, наблюдает и описывает. Группа ученых, составляющая научную экс­педицию, отправляется в заброшенные регионы, чтобы наблюдать за обы­чаями, нормами поведения, ритуалами и церемониями примитивных племен.

Как правило, объектом исследования антрополога является одна дерев­ня, которая изучается как можно глубже и интенсивнее. Такой тип исследо­вания называется монографическим. Поскольку селения обычно невелики, ученый со временем хорошо узнает каждого жителя. Такую деревню в пери­од Первой мировой войны изучал Б. Малиновский. Описанная им деревня не являлась племенным объединением, а была частью крупного националь­ного образования. Тробаринские острова были невелики и позволяли этно­графу посетить все расположенные на них деревушки, Малиновский мог пе­реговорить с каждым жителем. Но лишь одну основательно изученную де­ревню он выбрал в качестве полигона, обобщив сделанные им выводы. Однако другие антропологи противятся распространению данных исследо­вания, проведенного в одной общине, на всю местную культуру, особенно если речь идет о сложном обществе. Поэтому ученые прибегают к методу ис­следования группы общин, расположенных в разных концах одной страны, о культуре которой они собираются делать выводы.

Таким образом, антропология в основном ограничена прошлым челове­ческого общества, а социология — его настоящим. Только объединение наук позволяет создать целостный образ человеческой культуры.

На стыке антропологии и социологии возникла самостоятельная об­ласть — социология культуры. Социология культуры — отрасль социоло­гического знания, изучающая закономерности развития культуры и фор­мы ее проявления; при этом человек рассматривается и как субъект (тво­рец), и как объект.

Кроме того, у социологии много общего с социальной работой. Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с социальной рабо-

Врезка



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.013 с.)