Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие сциентистской перспективыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторические условия для возникновения количественной методологии сложились раньше, чем для качественной. Девятнадцатый век вошел в историю как век естествознания, его идеалом явлось опытное, «позитивное» знание. Тогда верили, что наука не знает границ, а естественно-научному методу подвластно все. Первым, кто подчеркивал роль конкретных методов в познании, был О. Конт. Однако основатель позитивизма не проводил эмпирических исследований, он скорее подчеркнул возможность (и даже необходимость) использования в социальных науках естественно-научных методов. Иными словами, Конт санкционировал построение социологии по образцу физики и математики, но в деталях не рассказал, как это делать. До широкого применения количественных или, точнее, вычислительных методов в нашей науке было еще далеко. Надо было кому-то лично провести эмпирическое исследование, использовать математическую статистику и наглядно убедить научное сообщество в ее эффективности. Первым подобную попытку предпринял Э. Дюрк-гейм, которого многие считают одним из основателей эмпирической социологии. Он разработал методологию функционального анализа и провел глубокий анализ проблемы самоубийства на фактологическом материале. Считать Дюр-кгейма основателем количественной социологии в силу того, что он использовал статистику, сравнивал цифровые ряды, считал и вычислял проценты, все-таки нельзя. Он не был, что называется, фанатом математической статистики, не выступал за то, чтобы каждый атом социальной реальности пропускать через цифры, проценты, коэффициенты. Изучение проблемы самоубийства, которое прославило его эмпирическое мастерство, было подчинено теоретической задаче. Социологию как строгую науку он основал на базе исторических, т.е. неколичественных, исследований, в том числе посвященных религии. Если говорить в целом, то в Западной Европе традиция количественных исследований развивалась по двум направлениям: 1) сбор и квантификация социальных данных о государстве — это истоки политических наук (перепись населения, государственная статистика); 2) наблюдение социальной жизни и разработка техники сбора и анализа данных. Большую роль в становлении первого направления сыграли представители «политической арифметики» Англии, особенно Джон Граунт и Уильям Петти, а также «моральной статистики», развивавшейся в Бельгии и Франции. Предмет политической арифметики — дескриптивная статистика, используемая в общественной политике и администрации; из политической арифметики возникла демо- графия. Предмет моральной статистики, связанной с именем А. Кетле, — статистические исследования преступности, самоубийств. Количественные закономерности начали активно исследоваться в рамках так называемой политической арифметики после выхода в 1662 г. известной работы английского статистика Дж. Граунта, посвященной анализу данных о смертности. «В XVII и XVIII веках появился ряд фундаментальных работ, направленных на изучение статистики народонаселения. Была выявлена устойчивость многих соотношений: соотношение рождений по полу, доля детской смертности, повышенная смертность в городских условиях и повышенная рождаемость — в сельских, процент смертности в определенном возрасте для определенных групп населения и т.д. Поиск подобных закономерностей в последующие века осуществлялся многими учеными. Наиболее известными, вероятно, можно считать Кетле (открывшего целый ряд подобных соотношений при изучении преступности) и Дюркгейма (с его классическими изысканиями в области изучения самоубийств)»37. Франция. В области моральной статистики известны работы А. Герри — директора Департамента криминальной юстиции министерства юстиции, а также Паран-Дюшатле, который в 1934 г. изучил общественное здравоохранение и проституцию. Моральные статистики ставили своей целью познакомить французскую общественность с эмпирической статистикой о социальной жизни в Париже, которую им удалось собрать. Они значительно шире пропагандировали свои работы, чем политические арифметики, — и добились своего: Дюркгейм, например, был больше знаком с моральной статистикой, чем с арифметикой, изучая суицид. Вторая ветвь эмпирических исследований связана также с Францией, а именно с именем Фредерика Ле Пле. Он изобрел новую технику для сбора и анализа данных, в частности о семейном бюджете. При анализе эмпирических фактов он предложил использовать социальные индикаторы и классификацию. Англия. Квантитативные исследования в Англии были начаты по инициативе Ч. Бута и С. Раунтри. В 1932 г. английские статистики супруги Бут опубликовали учебник, где рассматривались квантитативные методы социального исследования и техника наблюдения. Эта работа опередила аналогичные работы, появившиеся в США. Тем не менее в Англии социальные исследования проводились правительством и частными фондами — вне стен университетов и вне рамок социологии. Исключая Лондонскую экономическую школу, вплоть до 1850-х гг. в университетах Англии не проводилось квантитативных социологических исследований. США. Попытки О. Конта в первой половине XIX в. поставить социологию на прочные рельсы позитивизма так и остались бы попытками одинокого утописта, если бы в 20—30-е гг. практичные американцы не воплотили в жизнь мечту О. Конта и не продвинулись в этом направлении гораздо дальше того, о чем он мог мечтать. В 20-е гг. центр мировой социологии постепенно перемещается из старойЕвропы в Новый свет, в США. В 1892 г. открыта первая в мире кафедра социологии в Чикагском университете, и 1901 г. курс социологии преподавался в 169, а в конце 80-х гг. — почти в 250 университетах и колледжах. В США сложились благоприятные усло вия для формирования прежде всего эмпи- 37 Толстова Ю.Н. О системности социологических объектов (размышления над некоторыми публикациями) // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 119-131. рической социологии. Уже к 1910 г. в стране было проведено около 3000 эмпирических исследований с использованием новейшей статистической техники. Социология в США утверждала свой престиж не за счет выдвижения новых, оригинальных идей (их было чрезвычайно мало), так как в сфере теоретической социологии США еще не могли конкурировать с Западной Европой. Новым были, во-первых, беспрецедентное развитие эмпирических исследований, во-вторых, разработка фундаментальной методологии, благодаря чему удалось соединить в единое целое эмпирию и теорию. Речь идет о создании количественной методологии. В конце XIX в. трудно было предвидеть, что квантитативная социология получит наибольшее развитие именно в США, поскольку в то время интерес к эмпирических исследованиям в США был гораздо менее выраженным, чем в Европе. Тем не менее и в этот период проводились статистические исследования. Одна из первых социологических диссертаций в Колумбийском университете (1899) была посвящена статистическому анализу роста городов в конце XIX в. Первый номер журнала «American Journal of Sociology» содержал статью Ч. Уиллкокса о статистике населения. Еще большее влияние на становление эмпирической социологии оказали утверждение академической социологии в университетах, защита магистерских и докторских работ. Большинство ранних эмпирических исследований было связано с социальными реформами и социальным прогрессом общества в США и не затрагивали сравнительный и межстрановый анализ. Европа вошла в историю не только как центр классического образования, но и, если речь идет о социологии, как центр высокой теории. Напротив, США считается родиной прагматизма и эмпирических исследований. Европа задавала научную моду в XIX в., а США стали лидером социологической моды в XX в. Два континента — две духовные ориентации, две разные социологические перспективы. В Европе зародилась качественная социология (неокантианство, феноменология, понимающая социология), которая затем была развита в США. С количественной социологией дело обстоит, скорее, наоборот. Хотя в XIX в. в Англии, Германии и Франции проводилось множество эмпирических исследований, идеология, технология и методология эмпирической социологии сформировались в США. Американские социологи преувеличивали роль естественно-научных моделей по ряду причин: 1) традиционно сильное влияние практицизма в национальном менталитете; 2) значительная часть инженерной и научно-технической прослойки в составе рабочей силы; 3) стремление превратить социологию в точную науку, способную делать прогнозы и проводить практические реформы; 4) желание получить статус академической дисциплины в период, когда все социальные науки старались дистанцироваться от гуманитарных знаний и искусства (1930-е гг.). В основном социология развивалась в рамках позитивизма. Первой отчетливой программой методологии явился физикализм Джорджа Ландберга (1895—1966), активного сторонника перенесения методов естественных наук в социологию. В 30-е гг. он формулирует так называемую прагматическую эпистемологию, центральными принципами которой были операционализм, квантификация и бихевиоризм (который запрещал изучать субъективные состояния — мотивы, ценности, стремления — как неподдающиеся точной фиксации и количественному измерению). Дж. Ландберг был убежден, что в социологическом анализе должна использоваться концептуальная схема, выработанная в современной физике. Уравняв социологию и физику, он ликвидировал качественное своеобразие социального метода. Предвидение Дж. Ландберга о том, что социология постепенно «перейдет на рельсы» естественной науки, во многом оправдалось. Усилиями Дж. Ландберга, П. Лазарсфельда, В. Кэттона, Р. Мертона, С. Додда, С. Стауф-фера, Р. Бартона, М. Розенберга, Г. Блейлока, Г. Зеттерберга, У. Огборна, П. Бриджмена американская социология получает прочный методологический фундамент и на протяжении многих десятилетий развивается как точная наука, использующая современный математический аппарат и статистическую теорию. Благодаря сильному влиянию бихевиоризма западная социология развивается прежде всего как поведенческая наука и входит наряду с экономикой и психологией в систему социальных наук. Эпоха развития ее как гуманитарной (т.е. философской) науки с акцентом на интерпре-тивный метод, характерный для Вебера, уходит в прошлое вместе с эпохой «высокой классики». Наряду с принципами бихевиоризма и «открытого» поведения в социологии главенствующими являются принципы операционализма и квантификации. Операционализм — это конкретизация социологических понятий или сведение их к таким индикаторам, которые можно описать некоторой совокупностью операций. Квантификация — это количественное выражение, измерение качественных признаков (например, оценка в баллах личных и деловых качеств работника). Проникновение математики в социологию обогатило ее кластерным, факторным, корреляционным, лонгитюдным и другими методами анализа данных. В то же время интерпретация ее в качестве поведенческой науки привела к обогащению социологии методами, применяемыми в психологии и экономике. Из экономики взяты эконометрические методы, моделирование, эксперимент, из психологии — психодиагностические методы. Уже к 40—50-м гг. была завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала измерения интеллекта Векслера, тест Роршаха, тест тематической апперцепции, 16-факторный личностный опросник Кэттелла), что обогатило прежде всего эмпирическую и прикладную социологию, в том числе индустриальную. Социологи-прикладники уже не могут обойтись без экономических моделей и психодиагностики. Во второй половине XX в. социология в США достигла такого развития, что некоторые ее методы заимствовали психологи. Однако победа количественной перспективы не была столь бесспорной, как может показаться. Еще в 20-е гг. среди американских социологов начались дебаты о подходящей методологии, методах и технике социологического исследования. Приехавшие из Европы и проповедующие традиции европейского просвещения П. Сорокин и Ф. Знанецкий вступили в спор с получившими образование в Америке Дж. Ландбергом, С. Доффом, С. Ста- уффером и У. Огбурном, которые, будучи сторонниками количественной школы, преувеличивали роль статистики, лабораторного и научного эксперимента. Осуществлению всеобщей квантификации американской социологии помогли два выдающихся мыслителя — Т. Парсонс, предпринявший в 1940— 1960-е гг. огромные усилия сделать теорию проверяемой, и Р. Мертон, который внес значительный вклад в сближение теории и эмпирии, создав концепцию среднеуровневой теории. «Европейцы» относили социологию и социальные науки к культурным дисциплинам. Сорокин настаивал на исключительной природе социальных фактов, их принципиальном отличии от физических и требовал для них разработки специальной методологии, которую назвал интегралистским методом. Нельзя сказать, чтобы П. Сорокин был непримиримо настроен к квантификации социальных данных, но он выступал против того, что в количественных моделях можно разглядеть внутреннюю логику социальных процессов. Иными словами, признавая огромную роль количественных методов, П. Сорокин выступал против их неправильного применения, использования там, где не следует. Подмену истинно количественного метода псевдоматематической подделкой он называл квантофренией38. Другой приверженец качественной методологии Ф. Знанецкий также отстаивал суверенитет социальной реальности, ее несводимость к физической, также видел в социологии социокультурную науку, выступал за применение неформализованных приемов исследования, в частности аналитической индукции. Повсеместное увлечение количественной методологией критиковал и А. Макчивер, считавший, что «квантификаторы» проверяют гипотезы или формируют проблемы, которые тривиальны с точки зрения социологической теории. Американцы были единственными в своей попытке развить исследовательскую методологию как специальную область социологии. Техника сбора и анализа данных вошла в учебные программы, а ее использование послужило критерием оценки состояния науки. В связи с этим получила развитие математическая социология. До 1940 г. исследовательских областей было меньше, чем учебных, или предметных, областей исследования. Интерес социологов сосредоточивался главным образом на сельской социологии, городской социологии, расовых отношениях, бедности, подростковой преступности, социальной психологии, демографии, семье. Предметная область учебных курсов, кроме того, содержала то, что не изучалось эмпирически — социальные институты, социальную организацию и социальные изменения. После 1945 г. учебные курсы пополнились новыми областями. Россия. В нашей стране время возникновения количественной, или сци-ентистски ориентированной, перспективы почти совпало со временем ее возникновения в Европе и США: в XIX в. ее начали использовать земские статистики. Но, просуществовав полвека, она на полстолетия исчезла с научного горизонта: засилие исторического материализма в 1920— 1960-е гг. препятствовало проведению грамотных эмпирических исследований, ориентации на объективное отражение социальных явлений, академическую свободу творчества. Серьезным препятствием к формированию количественного видения социального мира в Советской России служило то обстоятельство, что большинство отечественных социологов были гуманитариями по своему основному См.: Сорокин П. Квантофрения // Рубеж. 1999. Т. 13-14. образованию. Пришедшие в социологию естественники сосредоточились в сфере методики и техники эмпирических исследований, редко выходя непосредственно в «поле» и на содержательном материале доказывая преимущества математической социологии. Слабая математико-статистическая подготовка студентов-социологов сохранилась и в нынешних вузах. В отличие от российских, американские социологи на протяжении столетия со студенческой скамьи приобретают фундаментальную подготовку в области математической социологии. Первые попытки применения математических методов в отечественной социологии, сделанные в Институте экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) и Институте математики Сибирского отделения АН СССР, относятся к середине 1960-х гг.39, а к началу 1970-х гг. можно было говорить уже о самостоятельной научной школе математической социологии, существующей до настоящего времени40. Сотрудники Института математики Сибирского отделения АН СССР (Н.Г. Загоруйко, Г.С. Лбов, К.Ф. Самохвалов, Д.И. Свириденко и др.) разработали оригинальную теорию поиска закономерностей, задаваемых всевозможными логическими сочетаниями значений признаков, измеренных по шкалам произвольных типов41. Группа специалистов ИЭиОПП, руководимая Ф.М. Бородкиным, а затем Б.Г. Миркиным, предложила ряд оригинальных алгоритмов анализа номинальных и порядковых данных, дающих возможность решать задачи факторизации признаков и классификации объектов42. Большой вклад в развитие методологии, методики и техники эмпирического исследования внесли представители ленинградской школы (филиал Института социологии АН СССР, лаборатория В.А. Ядова), которые с 1960-х гг. работали над проблемами валидности (Г.И. Саганенко), расчетом надежности почтового опроса (Б.З. Докторов), факторным анализом (B.C. Магун), энтропийным анализом (О.И. Шкаратан, И.Н. Таганов)43. Среди украинских математических социологов в 1970—1980-е гг. значительных успехов добились В.И. ПаниоттоиВ.С. Максименко44. В Москве в Центральном экономико-математическом институте АН СССР (ЦЭМИ) сотрудники лаборатории математической социологии под руководством Ю.Н. Гаврильца разрабатывали социально-экономические 39 Количественные методы в социологии / Редкол. А.Т. Аганбегян, Г.В. Осипов, В.Н. Шубкин. М.:Наука, 1966. 40 Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 85. 41 Загоруйко И.Г., Самохвалов К.Ф., Свириденко Д.И. Логика эмпирических исследований. Новосибирск: Наука, 1978; Лбов Г.С. Методы обработки разнотипных экспериментальных данных. Новосибирск: Наука, 1981. 42 Миркин Б.Г. Группировки в социально-экономических исследованиях: Методы построения и анализа. М.: Финансы и статистика, 1985; Трофимов В.А. Экспериментальное обоснование методовкачественного факторного анализа // Методы анализа многомерной экономической информации /Отв. ред. Б.Г. Миркин. Новосибирск: Наука, 1981. 43 Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979; Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 1983; Таганов И.Н.,Шкаратан О.И. Исследование социальных структур методом энтропийного анализа // Вопросыфилософии. 1969. № 5. Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова думка, 1982; Максименко B.C., Паниотто В.И. Зачем социологу математика. Киев: Радянсь-ка школа, 1988. модели предпочтений, социальных интересов, субъективной полезности45, сотрудники Отдела методики (руководитель В.Г. Андреенков) Института социологии АН СССР К.Д. Аргунова, М.С. Косолапое, О.В. Лакутин, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова — широкий комплекс математических методов и процедур (регрессионный анализ, типология шкал, сравнение парных коэффициентов связи, типологический анализ, социологическое измерение), нашедший отражение в ряде коллективных монографий46. Но как бы далеко ни продвинулись специалисты, разрабатывавшие очень узкий, крайне изощренный и непонятный рядовым социологам круг вопросов, связанных с количественной методологией, социологическое образование не может получить должного развития без появления соответствующего учебника. Только в 1968 г. в Тартусском университете вышло ротапринтное издание книги В.А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» — первого и до сих пор непревзойденного отечественного учебника. На последующих переизданиях этой книги (1972, 1987,1995) выросло не одно поколение отечественных социологов47. Достоинство учебника заключается в том, что его автор, побывавший на стажировке в Англии и на практике познакомившийся с лучшими достижениями зарубежной методической науки, не просто механически воспроизвел увиденное (хотя одно это могло бы оказать несомненную помощь испытывающему нужду в новых сведениях поколению шестидесятников). Каким-то удивительным образом В.А. Ядову удалось учесть национальные традиции, не отступить от позиций марксизма и донести до читателя профессиональную методическую культуру Запада. Эти три составляющие, кажется, никогда не могли быть объединены, тем более способствовать созданию учебника такого высокого качества, но тем не менее это произошло, и больше уже никому не удалось повторить подобный опыт. Именно к этому времени, как полагают О.М. Маслова и Ю.Н. Толстова, в основном «сложился нормативный образ социологического исследования, ориентированного на получение эмпирической информации и разработку практических рекомендаций. Эта позитивистски ориентированная идеальная модель структуры исследовательской деятельности социолога предусматривает более или менее глубокую теоретическую проработку исходных посылок исследования, формирование гипотез, эмпирическую интерпретацию понятий и их операционализацию, разработку методик сбора и анализа эмпирических данных и обоснование адекватности методик исследовательским задачам в пробном исследовании, контроль качества полевых работ, корректную интерпретацию данных в рамках избранной исследовательской стратегии (описательной, аналитической или объяснительной), подготовки отчета и практических рекомендаций»48. Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально-экономического планирования. М.: Экономика, 1983. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков и др. М.: Наука, 1985; Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / Отв. ред. ВТ. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1987; Математические методы анализа и интерпретация социологических данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, Ю.Н. Толстова. М.: Наука, 1989; Типология несоциалистических стран: Опыт многомерно-статистического анализа. М.: Наука, 1976. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Тарту: ТГУ, 1968; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1972; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1987; 4-е изд., перераб. и доп. Самара: СГУ, 1995. Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России... С. 80. Хотя сциентистская перспектива утверждалась на отечественной почве с немалыми трудностями49, то прерываясь, го возрождаясь, она господствовала и продолжает господствовать в нашей стране. Несмотря на появившуюся в середине 1990-х гг. моду на качественные исследования (впервые о противостоянии двух методологий у нас стали говорить еще в 1970-е гг.), большинство эмпирических исследований в стране проводится в соответствии с количественной методологией, и профессионализм их проведения вызывает немалые сомнения. Коммерциализация социологии в постперестроечное время привела к появлению многочисленных опросных фирм, широко практикующих маркетинговые и политические исследования с применением статистики. Они-то и стали главным местом трудоустройства выпускников социологических факультетов. Качественные же исследования интересуют лишь небольшую часть академических социологов. Как правило, их продукция не имеет коммерческого сбыта и вообще не ориентирована на финансовый успех. ВАРИАНТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Гуманистическая традиция отказывается считать социальные науки, прежде всего социологию, свободными от ценностей и оценочных суждений. Ее представители уверены, что социология не занимает нейтральную позицию по отношению к социальной реальности. Напротив, социологи должны активно вмешиваться и влиять на развитие общества и решение социальных проблем. Их профессиональный долг видится в том, чтобы, используя научные данные и научный инструментарий, помогать тем слоям общества, которые находятся в низу социальной пирамиды и лишены возможности влиять на изменение общества, активно участвовать в принятии важных управленческих решений, касающихся этого общества, например в определении социальной или семейной политики. Социологи гуманистической ориентации не должны ограничиваться созданием абстрактных теорий и поиском эмпирических знаний, которые обогащают исключительно саму науку. Социологические знания имеют явно выраженную практическую ориентацию. В этом смысле социология не может быть «искусством для искусства». Она должна быть наукой для людей. Конечный результат гуманистической социологии видится ее представителям в установлении и укреплении не любого общества или социального порядка, а такого устройства и такого порядка, который соответствует принципам справедливости и идеалам гражданского общества. Социальная кри- 49 Ю.Н. Толстова приводит ряд характерных примеров отношения к количественной методологии со стороны промарксистских академических кругов в 1960-1970-е гг. Так, популярную брошюру по методам эмпирического исследования и шкалированию, написанную Э.В. Беляевым и В.А. Ядо-вым, издательство «Знание» отказалось публиковать, обвинив авторов в пропаганде идей буржуазных социологов. В 1970 г. подвергся идеологическому разносу в Институте философии АН СССР сборник социологов (Моделирование социальных процессов / Отв. ред. Э.П. Андреев, Ю.Н. Гав-рилец. М.: Наука, 1970), которым заявили, что «математические методы в социологии — это троянский конь буржуазной идеологии» (см.: Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России... С. 84). тика несправедливого устройства общества является таким же научным приемом социолога, как и изучение эмпирической реальности. Гуманистическая социология в большей степени ориентирована не на количественные методы сбора данных, которые отвечают идеалам позитивистски ориентированной социологии, а скорее на качественные методы анализа социальных фактов. В этом смысле ей лучше всего соответствует так называемая интерпретативная перспектива социологии. Интерпретативная перспектива в социологии делает упор на двух моментах: а) на микросоциологии и б) понимании социального взаимодействия. Оба принципа тесным образом связаны с понимающей социологией. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Понимающая социология сформировалась в конце XIX — начале XX вв. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею понимающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей (1833—1911), разграничивший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Общество создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представляет собой духовное начало. Поскольку природа и общество так сильно отличаются друг от друга, различными должны быть и методы их познания. Для природы больше подходят те приемы причинно-следственного и статистического объяснения, которые давно применяются в физике и других естественных дисциплинах. В социальном познании необходимы иные процедуры: интроспекция — самонаблюдение, благодаря которому человек заглядывает внутрь себя и изучает поток своего сознания; сопереживание, или понимание, благодаря которому мы можем заглянуть внутрь другого человека, поставив себя на его место и пережив то, что в данный момент переживает он; культурологический анализ — интерпретация духовных символов и объектов. Единство этих трех методов познания заключается в том, что все они нацелены на постижение духовного мира, ибо отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образования, которые открывают свою сущность только внутреннему взору. Духовное сопереживание и постижение Дильтей именует «пониманием» (das Verstehen). Позднее данный термин станет одним из ключевых в социологии М. Вебера. Поскольку человек—существо духовное, то и во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изучения. Отсюда и название — «науки о духе», в число которых по сложившейся в XIX в. традиции включали также социологию. В первой половине XX в. идеи понимающей социологии развивали в Германии кроме В. Дильтея также Г. Зиммель и М. Вебер, а в США — Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Ф. Знанецкий и др.50 Автором самого термина «понимающая социология» и первой концептуальной разработки понимающей социологии был М. Вебер. Макс Вебер (1 864— 1920) органично продолжал великие традиции немецкой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Тем не менее, обратившись к социологии, он предложил строить ее на совершенно ином фундаменте. Благодаря усилиям его предшественников, в частности представителей неокантианства (Г. Риккерт) и философии жизни (В. Дильтей), с одной, и немецкой исторической школы (В. Рошер, К. Книс) — с другой стороны, между естественными и гуманитарными науками образовалась такая глубокая пропасть, которая грозила разрушить целостность всего здания науки. Строить социологию по образу и подобию физики, опираясь на позитивистскую методологию, как это делали французы О. Конт и Э. Дюркгейм, Веберу не хотелось — слишком очевидным было различие двух родов знания. Но оно не было столь вопиющим, чтобы противопоставлять одно другому. Поэтому Вебер предложил свой путь, который можно назвать третьим путем: он объединил методы естественных и гуманитарных наук, но не механически, а органически. Он намеревался оставить в социологии все ценное и от естествознания, и от гуманитарных наук. Вебер предложил объединить в социологии два метода — качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный измерять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистических связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Веберу, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополняют друг друга и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное «подразумевание» значения или мотивов действия дает такую же приблизительную картину, как и объективное измерение при помощи статистических средних величин. Предложенный М. Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологического знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновременно и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. Отметим, что сходную революцию примерно в то же время стала переживать и психология, но там революционный переворот до сих пор не завершился: гуманистическая и сциентистская составляющие находятся в противоборстве, чаще ослабляя, нежели усиливая позиции психологии. По существу, М. Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться прежде всего к пониманию не просто чело-История буржуазной социологии первой половины XX века. М.,1979. С. 266; Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 268-269; Weber M. Wirtschalt und Gesellschaft. Tub., 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz. В., 1925. веческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (государство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассматривать как бы с точки зрения интересов индивида. Иными словами, в этих обобщающих абстракциях, отображающих совместное поведение людей, надо искать то, что имеет значение для человека, что значимо для него. Только то, что ценится им как влияющее на его поведение, то и реально с социологической точки зрения. Социолог призван понять смысл поступков человека. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и стимулами движим. Логика социологического изучения должна строиться таким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.7.116 (0.014 с.) |