Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сколько может быть социологии?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История социологии свидетельствует, что по мере ее развития все больше и чаще стал употребляться термин «социология» применительно к разным общественным процессам или явлениям. Этот процесс наиболее интенсивно протекал в первой половине XX в. Особенно заметно появление новых «социологии» во времена глубоких социальных изменений. Не является исключением и нынешний период кардинальных сдвигов в жизни российского общества — мы являемся свидетелями исчезновения или затухания социальных процессов, наполнения новым содержанием старых форм жизнедеятельности людей. Соответственно и объектом изучения социальных наук, в том числе и социологии, становятся новые типы и виды поведения людей, социальных сообществ, их взаимоотношения с окружающим миром. Вполне естественно, что в данной ситуации появился соблазн назвать каждое новое поле исследовательского интереса не просто объектом (предметом) социологического исследования, но и употребить слово «социология» в сочетании с этим новым объектом (предметом). Но насколько оправдано такое применение, такое толкование науки? Для того, чтобы была понятна моя мысль, приведу реальный пример из практики нашего журнала, когда мы рассматривали статью с названием «Социология СПИДа». Сразу же возник вопрос: а может тогда стоит говорить о «социологии туберкулеза», «социологии инфаркта» и т.п. — ведь они тоже имеют в своей основе помимо всего прочего и социальные аспекты. Иначе говоря, где та граница, где тот предел, до которого мы можем употребить слово «социология» применительно к изучаемому процессу или явлению? Вряд ли кто сомневается в том, что понятие «политическая социология» имеет достаточно убедительное обоснование. Политическая социология приобрела статус самостоятельного направления и включает в себя изучение взаимоотношений народа и власти, деятельности общественно-политических движений и объединений, бюрократии, электорального поведения, лоббизма и т.д. Ее развитие долгое время сдерживалось идеологическим табу на исследование данных проблем. И когда этот запрет исчез, мощный всплеск исследований проблематики политической социологии не заставил себя ждать. Свидетельством творческого осмысления новых реальностей стало появление экономической социологии, вобравшей в себя как достижения яет на поведение людей. И хотя здесь проводится немало опросов, главным образом среди вузовской молодежи, назвать подобное новообразование социологической теорией язык не поворачивается. Это типичная социологическая отрасль — совокупность многочисленных исследований, концепций, моделей и домыслов, созданных разными авторами, в разное время, с разными целями и на разной теоретической основе. Отрасль социологии, как и отрасль народного хозяйства, например тяжелая промышленность, формируется за исторически длительный срок, включает множество теорий, научных школ, сотни исследований и исследователей, сигнализирует об объективно происходящем в науке процессе углубления разделения труда, но никак не является плодом субъективного вымысла, увлечения модой, стремлением повысить свой престиж и значимость за счет собственного исследования. Нередко в очередной «социологии моря» никто, кроме ее создателя, больше не трудится, а сама она, просуществовав короткое время, бесследно исчезает. Таким образом, специализация и разделение научного труда служат важными факторами пролиферации идей. Процесс дифференциации и специализации научных знаний неизбежно оборачивается увеличением числа отраслей, дисциплин, субдисциплин, направлений, школ, перспектив внутри социологии. Постепенно некоторые отрасли социологии разделились на множество субдисциплин. Скажем, в рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т.д. нее существовавших социологии труда, соци-огии территориальных общностей (города, ла), так и ответы на новые потребности — учение проблем занятости, безработицы, циальных аспектов приватизации, предприни-ггельства, профмобильности — вообще, все-того, что можно назвать социальными про-юмами рынка. Уже мало кто подвергает мнению то, что это — состоявшееся направ-ние в социологической науке. Хотя, вероятно, юкуссии о предмете и особенностях экономи-ской социологии будут продолжаться, от перечень можно продолжить за счет новых, являющихся областей знания (например, со-юлогия катастроф, социология конфликта). ' а как реагировать на желание и попытки кон-руировать «новые» социологии — «социология 1нка», «электоральная социология», «социоло-я войны», «социология обмена», «социология |требления», «социология страхования», «соци-огия банковского дела» и тому подобные сло- вообразования, которые, на наш взгляд, мало иль ничего не обозначают, кроме претензии провозгласить нечто особенное, отдельное, своеобразное. Никто не сомневается, что реально существуют социальные проблемы рыночных отношений, социальной работы, страхового или банковского дела. Но стоит ли при анализе и исследовании каждой новой проблемы употреблять слово «социология»? В этом я серьезно сомневаюсь. Если не поставить под сомнение этот бурный поток «социологии», то можно дойти до своего рода «дурной» бесконечности, когда к каждому слову можно приспособить термин «социология». То есть можно дойти не только до «социологии обмена», но и до «социологии промтоварных магазинов» или «социологии ресторанов». Так не далеко и до «социологии пивного бара». Мне кажется, что сейчас повторяется болезнь, которая была нам присуща в 60-х — начале 70-х гг., когда тоже наблюдался бурный всплеск различных «социологии». Было острое желание подвергнуть социологическому анализу огромное число процессов и явлений, вплоть, как тогда шутили, до «социологии велосипеда». Но стоит ли каждый объект социологического исследования называть социологией? Отказ от злоупотребления, неупорядоченного использования этого термина поднимает другие вопросы: во-первых, где тот критерий, по которому можно изучаемые процесс, явление, соци- В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и др. Отрасли группируются по родственным признакам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария, личные знакомства и симпатии. Постепенно формируются поисковые программы, исследовательские группы, научные школы, новые направления и дисциплины, наконец, когнитивные парадигмы. Их-то и называют внутридисциплинарными элементами знания. К ним надо относить идеи, теории, концепции, которые вместе с первыми образуют инвариантную структуру научного знания. У пролиферации идей есть другое название — «фракционализация». Возможно, оно пришло в социологию из практики политической борьбы, где партии дробятся на фракции, которые то объединяются, то враждуют между собой. Не происходит ли нечто подобное в социологии? Нарастающую тревогу в связи с фракционализацией, расщеплением социологии на все большее количество специализаций высказал В.П. Култыгин, побывавший на 34 Всемирном конгрессе Международного института социологии (МИС) и воочию убедившийся в этом: «Международная социологическая ассоциация имеет около 50 исследовательских комитетов плюс рабочие группы (будущие исследовательские комитеты). На национальном уровне эта тенденция идет параллельно с диверсификацией и расширением количества журналов. Пока альный институт сочетать со словом «социологии»; во-вторых, а как же тогда их именовать, если мы не подвергаем сомнению необходимость исследования этих феноменов общественной жизни. Что касается первого аспекта — возможности именовать «социологией» анализ иного объекта общественного бытия, то необходимо обратить внимание, что прикладная социология, исследуя огромное количество социальных объектов и «дробя» социальную реальность, не в состоянии упорядочить это многообразие. Ответ на этот вопрос дает теоретическая социология (совместно с социальной философией), которая способна выстроить достаточно строгую систему специальных социологических теорий с учетом существования основных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной. Кроме того, для того чтобы применить понятие «социология» к познанию определенного социального процесса, на наш взгляд, должен быть накоплен достаточно значительный объем социального знания, который может быть получен только в результате длительной, кропотливой и всесторонней работы по отбору и кристаллизации информации об этой специфической области. Более того, в этом социальном знании имплицитно, в снятом виде должно содержаться достаточное количество отдельных теорий, которые прошли испытание жизнью, проверены многочисленными исследованиями и в комплексе могут создать исследовательское пространство, которое можно именовать социологией. Иначе говоря, каждая «новая» социология того или иного аспекта общественного бытия должна включать хотя бы несколько самостоятельных, апробированных жизнью теоретических положений, имеющих более или менее завершенный вид. С такой трактовкой связан ответ и на другой аспект этого вопроса — как же тогда именовать новые нарождающиеся ветви социологического знания? На наш взгляд, ответ достаточно прост. Их можно именовать социологическими теориями или преподносить как объект социологического исследования. При таком подходе они не теряют ни своей привлекательности, ни актуальности, ни значимости, ни даже возможности в будущем получить статус социологии именно этой отрасли знания. Чем плохо звучит «социологическая теория рынка» или «страхование как объект социологического исследования»? Нам кажется, что и в том и другом случае это звучит убедительно и ни в коем случае не отменяет (как и не преуменьшает) важности такого исследования. Сокращенно по источнику: Тощенко Ж.Т. Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 3-15. очень мало примеров взаимного использования понятий и даже результатов между разными специализациями в социологии. Беспокоит не сама по себе специализация, но способ, которым она осуществляется. Какую выгоду принесло отделение социологии жилища от социальной экологии, тендерных исследований от социологии семьи? В каждой из исследовательских специализаций должен периодически задаваться вопрос — какую пользу принесла данная специализация для других областей в социальных науках? Область, о которой можно сказать, что ее выделение принесло пользу социальным наукам в целом, это — методология. У нас есть основания считать, что для философии науки и для исследовательских технологий социология была почвой, на которой продвинуты вперед разработки, представляющие интерес для всех»23. Тем не меннее, как бы ни было велико количество отраслей и подотраслей в социологии, все они составляют внутридисциплинарную матрицу этой науки. Внутридисциплинарная матрица строится по модели обычной матричной структуры. В строках мы должны отразить сквозные уровни социологического знания (картина мира, методология, методика, эмпирическое исследование и т.д.), а в столбцах — отраслевые социологии (социология культуры, социология труда, социология города, социология молодежи, социология политики, социология менеджмента, социология права, социология семьи и др.) (табл. 3). Понятно, что заполнение данной матрицы дало бы полную информацию о содержании каждой отрасли социологии. Поэтому к ней можно вернуться после изучения всего этого учебника, чтобы проверить его усвоение. Определим исходные термины сквозных уровней социологического знания: Научная картина мира — совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой. Общая теория — совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой. Частная теория — логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования. Эмпирическое (фундаментальное) исследование — непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории. Основная цель — приращение научных знаний, выявление новых закономерностей и тенденций в исследуемой сфере реальности. Прикладное исследование — оперативное исследование, проведенное в короткий срок и на одном конкретном объекте (предприятие, банк, деревня) с целью социальной диагностики той или иной ситуации, выявления причин определенного явления (процесса) и подготовки соответствующих практических рекомендаций. Основная цель — решение конкретной практической проблемы. ултьггин В. П. Социальное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современно-о мира // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 11. Таблица 3 Внутридисциплинарная матрица социологии
Методология —учение о системе принципов и способов, правил и нормативов, приемов и операций. В методологию входит ряд вопросов: какова природа научного знания, как устроена научная теория и как она развивается, как строятся гипотезы и происходят их эмпирические подтверждения, как надо концептуализировать и операционализировать понятия, строить выборочную совокупность, делать логический анализ данных и т.д. Методика и техника — конкретные приемы и процедуры построения выборочной совокупности, разработки анкет, бланков, наблюдения или интервью, сбора и анализа данных и т.д. Правильно построенная внутридисциплинарная матрица наглядно показывает, что в каждой отрасли социологии можно обнаружить наличие всех семи сквозных элементов, начиная с картины мира и заканчивая методикой и техникой. Так, в социологии семьи есть собственная картина мира, собственные методологические проблемы, собственные общая и частная теории, большое разнообразие апробированных эмпирических и прикладных методов исследования. Те же сквозные элементы и в том же количестве имеются и во всех других отраслях, скажем, в социологии труда. Однако эти элементы являются специфичными, соответствующими именно своей отрасли. Иначе говоря, каждой отрасли соответствуют оригинальная методика, картина мира, частная теория и т.д. При этом все они должны соответствовать и принципам общей социологии. Отрасли социологии можно уподобить производственным цехам, каждый из которых специализируется на изготовлении узкого круга деталей: цех двигателей, цех кузовов, сталеплавильный цех и т.д. В то же время сквозные элементы (методология, картина мира, теория и др.) выполняют роль функциональных служб предприятия: отдела кадров, отдела главного технолога, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т.д. Они обслуживают все цехи и потому считаются сквозными. Любое знание — теоретическое или эмпирическое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением универсальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Когда социолог строит программу конкретного исследования, оно обязательно должно быть специализировано, т.е. выполняться в рамках, скажем, социологии труда или социологии семьи. Эмпирического исследования по общей социологии нет и быть не может, как не бывает исследований по социологии в целом. Термин «социология в целом» охватывает всю матрицу, т.е. и столбцы, и строки. В отличие от него термин «общая социология» включает только те знания, которые не принадлежат ни одной отрасли в частности, но являются общими для всех. Сюда входят вопросы методологии и истории, а также темы общей социологической теории, которые относятся ко всем социологическим отраслям. К примеру, социализация и стратификация — это темы общей социологии, они касаются проблем труда, семьи, культуры, менеджмента, города, молодежи и т.п. Таким образом, термин «социология в целом» является собирательным для всех уровней и отраслей социологии, тогда как термин «общая социология» указывает на совокупность самых общих вопросов, касающихся всех уровней и отраслей социологии. Можно сказать строже: общая социология — это сугубо педагогический срез социологии. В вузах для несоциологов преподают общую социологию, а на социологических факультетах кроме нее существуют еще курсы по отраслевым социологиям, методике и технике, методологии.
Внутридисциплинарную матрицу можно представить не только в виде таблицы, но и в виде «дерева знаний», где корнем является социология в целом, а ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, расщепляются на дополнительные ветви (поддисциплины). Изобразим графически часть такого дерева (рис. 23). Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудительным стимулом к появлению новых отраслей служат те или иные социальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е гг. в связи с резким имущественным расслоением общества, падением материального благосостояния населения особое внимание социологов привлекли проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация»), о которых при социализме никогда не говорили. Между уровнем и сложностью социального знания и уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики данного общества. Американская социология имеет в своем арсенале большее количество отраслей и отличается более высокой степенью разработанности научной проблематики, это отражает более высокий уровень продвижения американского общества по пути технического и социального прогресса.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.014 с.) |