Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспектива В науке: постановка Проблемы

Поиск

Перспектива — это определенный способ понимания социальной реаль­ности, точка зрения об устройстве социальной вселенной. В отличие от сло­жившегося на определенном этапе коллективного стереотипа привычным способом решать неожиданные задачи (парадигма), считающегося своего рода пережитком, перспектива — это новый глобальный взгляд на вещи, неожиданный ракурс, оформившийся в новую стратагему научного поиска. Структурный функционализм оценивает вещи совсем не так, как символи­ческий интеракционизм или феноменологическая социология. Они пред­ставляют собой социологические перс­пективы, хотя нередко их именуют на­учными школами, что свидетельствует о том, что термины «перспектива» и «научная школа» близки по содержа­нию.

Если парадигма отражает прошлое, то перспектива — будущее. Несмотря на то, что эти понятия имеют много обще­го, между ними существуют следующие серьезные различия.

Парадигму можно уподобить ремес­ленным навыкам, которые возникли из многолетнего труда над одним и тем же предметом. Ремесленник, обобщив свой профессиональный опыт, передает его своим ученикам. Он учит их, как добиваться успеха в избранном деле, технологии изготовления продукции, секретам мастерства, к которому он сам шел долгие годы, предлагает им по­вторять его движения, заучить их, а потом приобрести собственное мастер­ство, чтобы проявить настоящее творчество. Парадигму можно уподобить обязательной программе в фигурном катании, т.е. набору таких элементов, которые должен выполнить спортсмен и в зависимости от чистоты испол­нения которых выставляются квалификационные оценки. Это сертификат, удостоверяющий наличие определенной квалификации.

В отличие от ремесленника, настоящий художник свободен в выборе ху­дожественного стиля, направления, предмета изображения. Чаще всего он стремится к новому восприятию знакомого мира. Новаторство и экспери­мент, тесно связанные с риском и открытием нового, часто (или чаще всего) предполагают изобретение самой методологии, а не переход в новую пред­метную реальность. Все великие творцы в живописи — от Джотто и Ремб­рандта до Уорхола — создавали новое видение мира, новую методологию его отображения, а не новые объекты и предметы. Причудливо смешав принци­пы массового и авангардно-элитарного искусства, Уорхол, родоначальник поп-арта, придал методам постмодернистского «открытого искусства» осо­бую масштабность и драматическую мощь. Самые обыденные вещи — фла­коны духов, бутылки из-под кока-колы, зубные щетки — он превратил в предмет искусства, изобразив их в неожиданном свете. Уорхол сделал то, чего до него не делал никто: он по-новому взглянул на знакомый мир.

У. Скидмор отождествляет перспективу с теорией, которая напоминает не строгую дедуктивную, логически упорядоченную систему представлений, а некую образную теорию (паттерн-теорию). В отличие от дедуктивных теорий, она более аморфна, менее однородна и логически неструктурирована. Ее нельзя верифицировать и проверить на практике, в ней нет гипотез, операциональ­ных определений, индикаторов и всего, что обычно социолог понимает под научной теорией. И все-таки перспектива теоретична. Таков, в частности, символический интеракционизм. Перспектива дает возможность рассуждать об устройстве реальности, но здесь нет правил ее познания, нет структурной когерентности. К перспективам относится также марксизм, который базиру­ется на понятии конфликта. Марксизм мог бы стать теорией, если бы дал от­вет о природе, источниках, видах и условиях конфликта. Перспективы — это интерпретативные схемы понимания социальной реальности21. Интерпрета­ции же, в отличие от формально-логических схем, которые составляют осно­ву естественно-научных теорий, являются скорее плодом творческого вооб­ражения, субъективного подхода к осмыслению социальной реальности, ины­ми словами, несут глубоко личный отпечаток. Несомненно, любая, даже экстравагантная точка зрения имеет своих сторонников, которые будут раз­вивать ее. Символический интеракционизм имеет немало последователей, но их меньше, чем последователей марксизма или структурного функционализ­ма, и еще меньше, чем последователей сциентизма, в рамках которого во всем мире проводятся десятки тысяч эмпирических исследований.

По мнению Е. Каффа, У. Шаррока и Д. Френсиса, каждая перспектива — фундаментальный взгляд на социальную реальность — имеет присущие толь­ко ей теоретические постулаты, понятия и категории, способы познания и методы исследования22. Своеобразие понятий надо истолковывать в том смысле, что, хотя разные перспективы используют общие понятия («соци­альная реальность», «общество», «роль» и т.д.), они вкладывают в них разное значение. Каждая перспектива дает собственную трактовку реальности, ко­торая является истинной. Множественность взглядов на социальную реаль­ность означает, что социология является не моно-, а полиистинной наукой. Символический интеракционизм, марксизм, структурный функционализм и другие социологические перспективы имеют равное право на существова­ние и дают одинаково верную, хотя и разную, картину мира.

Многообразие видений, т.е. перспектив, можно встретить практически во всех науках. В физике ньютоновская перспектива дает иной взгляд на устрой­ство физического мира, нежели эйнштейновская. Множественность перспек­тив существует также в истории, психологии, экономике и других науках23.

Социологические перспективы классифицируются в зарубежной литера­туре по самым разным основаниям и принципам. Иногда их просто перечис­ляют, иногда пытаются сгруппировать по дихотомическому принципу: кон­фликтные (марксизм), описывающие общество с точки зрения антагонисти­ческих противоречий, и консенсусные (структурный функционализм) перспективы, делающие акцент на гармонию и согласованность различных частей общества; перспективы социального значения (символический инте-

21 Skidmore W. Theoretical thinking in sociology. Cambridge etc.: Cambr. Univ. Press, 1975. P. 66, 256.

22 CuffE.C, SharrockW.W., Francis D.W. Perspectives in sociology. L.: Routledge, 1995. P. 10."Ibid. P. 11.

ракционизм, этнометодология) и перспективы социального действия (вебе-ровское учение).

Наиболее распространенный способ дихотомизации — противопоставление сциентистской и гуманистической перспектив. Он кажется авторам данной книги наиболее плодотворным и потому на нем основано дальнейшее изложе­ние истории мировой социологии, прежде всего ее современного этапа.

Магистральное направление в мировой социологии, описывающее обще­ство в целом и его составные части, социальную структуру и стратификацию, социализацию, социальную мобильность и т.д., сформировалось в рамках структурно-функционального подхода и сциентизма, хотя и существенно видоизмененных под воздействием многочисленных эмпирических иссле­дований. Только в рамках сциентистской парадигмы можно говорить об изу­чении объективных закономерностей и структуры общества, строить стати­стические таблицы и графики, проводить фундаментальные эмпирические исследования и проверять теоретическое знание на опыте.

В литературе еще не решен вопрос о том, к какому уровню обобщения — НКМ или ОСТ — принадлежит социологическая перспектива. Она может принадлежать им обоим и в то же время не сводиться ни к одному из них, а представлять собой достаточно самобытное научное явление,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.135.4 (0.008 с.)