Иерархия социологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иерархия социологического знания



Научные картины и философское знание

Категориальное знание социологии

Социологическая теория

Типы социологической теории

Качественная социология: граунд-теория

Идеальный тип и идеальная модель

Научная гипотеза

ИЕРАРХИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ЗНАНИЯ

Рассмотрев в самых общих чертах научное познание окружающего мира и получив некоторые представления о науке, в том числе социологичес­кой, впору подробнее присмотреться к ее внутреннему строению. Им занимается особая дисциплина, получившая название методологии. В ней условно можно выделить два крупных раздела: а) гносеологичес­кий, формирующий нормы и императивы научного познания, так сказать, технологию приращения нового знания, и б) онтологический, в котором описывается структура и иерархия научного знания, причем не только знания вообще, а конкретно в каждой естественно-научной и социаль­ной дисциплине. В том числе и в социологии.

ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ

Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактичес­ки выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих слу­чаях основной функцией этого знания являются внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятель­ности (А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин).

Методология — система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле методология данной науки включает теорию, общенауч­ные и специальные методы исследования ее предмета, в узком смысле — это система методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяс­нения. Существует несколько определений этой сферы знания: теоретичес-

кое учение о научных методах; наука о методе, система наиболее общих прин­ципов, положений и методов, составляющих основу данной науки; система знаний о способах достижения нового знания; правила, согласно которым происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских про­грамм.

Методология отвечает на вопросы, как надо проводить научное иссле­дование, строить непротиворечивую теорию или правильно интерпретиро­вать полученные результаты. Методолога не интересует структура объекта или предмета исследования, как консультанта по управлению не интере­сует финансовое положение данной компании или ее иерархическая струк­тура. Тот и другой разрабатывают общие принципы, приложимые к конк­ретным ситуациям. Методолог указывает полевому исследователю на не­исправности и отклонения в его работе, выявляет конкретные ошибки и ставит конкретные задачи, подгоняя их под известный тип ошибок и задач. Точно также и консультант указывает менеджеру на ошибки в его поведе­нии, например проявление авторитарного метода руководства, зная в об­щих чертах, что такое авторитарный и демократический методы в принци­пе. Вместо вопроса «что следует изучать?» методолог формулирует другой вопрос: «как следует изучать?»

В Философской энциклопедии методология определяется как философ­ское учение о методах познания и преобразования действительности, о при­менении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному твор­честву вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефило­софские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают и как определенную систему методов, которые применяются в процессе по­знания в рамках той или другой науки. Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методоло­гическое значение. Существует, например, мнение, что методология как совокупность методов познания — это одно, а учение о методологии — это совсем другое. Причем учение о методологии рассматривается как частно-научная дисциплина, ибо философия не исчерпывает содержания методоло­гии. Есть и предположение, что методология — вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов иссле­дования.

Такое разнообразие мнений о методологии оправданно, так как нет ка­кого-либо систематизированного изложения ни методологии науки, ни ме­тодологии конкретных наук, ни самих методологических принципов и ме­тодов научного познания. Кроме того, в познавательной практике ни один ученый, приступая к экспериментальному либо теоретическому исследова­нию, не обращается к какому-то «руководству по методологии». Он опира­ется прежде всего на свой научный и жизненный опыт.

К методологии мышления относятся такие проблемы, как введение терми­нов, постановка вопросов и ответы на них, установление истинности и орга­низации теорий и т.п. В ней выделяются два крупных подраздела: 1) методология научного мышления и 2) методология обыденного мышления.

В обыденном мышлении основную роль играют остенсивные определения значения (т.е. объема) терминов, которые даются на базе чувственных вос-

приятии, в частности с помощью примеров. В научном понимании главную роль играют вербальные определения смысла терминов, которые весьма ча­сто именуют просто определениями. Вербальные определения термина (т.е. понятия, выражаемого данным термином) есть определения через ука­зания смыслов определяющих терминов, уже известных и представляющих смысл определяемого термина1.

В научной теории исходные термины должны быть определены либо ос-тенсивно, либо через термины, не принадлежащие данной теории. Однако в теориях встречаются и квазиопределения, похожие по форме на вербальные определения, но таковыми не являющиеся. Например, в физике при опре­делении термина «масса» указывается, что определяющий признак массы — то, что она является либо мерой инерции, либо мерой гравитации, но не указывается определяющего признака самой массы, а стало быть не дается и вербальное определение.

Для выделения в чистом виде содержания научных терминов методоло­гия разрабатывает специальные методы, например методы алгоритмизации (конструктивизации), квантификации, качественного уточнения и т.п., на основе идеализации2.

Сегодня признано, что единых норм социологической методологии не существует. Недаром Всемирный социологический конгресс 1990 г. в Мад­риде проходил под девизом «Много социологии для одного мира». В проти­воположность этому старая классическая модель методологии подразумева­ла, что существуют однозначно интерпретируемые правила, следуя которым можно прийти к результату исследования: из всех возможных путей к исти­не ведет один, все остальные ведут к заблуждению.

Можно дать еще одно определение методологии — это учение о структу­ре, логических операциях, методах и средствах деятельности. Чтобы понять суть какого-либо явления, необходимо следовать заранее сформулированно­му методу, чтобы обеспечить продуктивность и результативность нашим исследованиям. Еще Декарт в «Рассуждении о методе» советовал «придер­живаться определенного порядка мышления, располагать свои мысли в оп­ределенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Таким образом, методология является основой научной работы.

По всей видимости, у методологии особая и очень почетная роль в орга­низации научного знания. Она служит как бы соединительным мостом между высоколобой теорией и приземленными методами. Графически это выражено на рис. 29.

Теоретические и методологические проблемы настолько тесно связаны друг с другом, что их разведение носит сугубо условный характер: методологичес­кая проблема часто оказывается проблемой построения принципиально но­вой теоретической конструкции, а вытекающая из этого социологическая со­ставляющая проблемы становится методологической, заставляя нас пересмат­ривать содержание соответствующего методологического принципа.

1 Петров Ю.А. Наука и методология // http://piramyd.express.ru/disput/zaharov_petrov/pred_teor.htm

2 Петров Ю.А., Захаров А.А. Практическая методология. М., 1999. С. 7—30.

Рис. 29. Роль методологии как соединительного моста

Построение принципиально новой теории связано, во-первых, с накоп­лением и обобщением нового эмпирического и теоретического материала, который не может быть проинтерпретирован уже существующими теория­ми (т.е. с выходом в новую предметную область), и, во-вторых, с включени­ем в познавательный процесс новых философских предпосылок. Философ­ская интерпретация фундаментальных понятий включается в содержание теорий, а различные философские идеи определяют наряду с конкретным материалом методологию построения теорий и научного исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)