Органы дознания, их полномочия. Дознаватель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы дознания, их полномочия. Дознаватель.



Орган дознания ст. 40. Ст. 5 понятие п.24. виды из ст. 40 ч.1 и ч.3. ч. 3 – органы, созданные специально, и созданные не специально. Некоторые из органов единоличные, некоторые коллегиальные в МВД подразделение – коллегиальный, командир – единоличный.

Ч.2 ст. 40 полномочия – 2 группы. Осуществляют оперативную деятельность, в отличие от следователей это тайная деятельность под грифом «секретно», в этом ее положительное качество. Осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, 2 вида:

- расследование дел в полном объеме в форме дознания. Ст. 150 дела, по которым не проводится следствие, т.е. только дознание;

- выполнении неотложных следственных действий по делам, по которым следствие обязательно. Это помощь следователю в осуществлении неотложных следственных действий.

Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК). К ним относятся (ст. ст. 40, 151 УПК): 1) ОВД РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению ОРД. Перечень этих органов дан в ФЗ «Об ОРД»; 2) органы ФССП; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственной противопожарной службы; 5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; 6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания, перечисленных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 40; 7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ;.

Анализ ст. ст. 40, 151 УПК показывает, что полномочия органов дознания неодинаковы. Все перечисленные выше органы дознания, кроме капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, а также глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, наделены полномочиями по производству дознания (1) по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке гл. 32 УПК; и выполнению неотложных следственных действий (2) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Что же касается капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, то эти органы дознания полномочны лишь возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории. Для них выполнение этих действий является эпизодическим и наделение их правами органа дознания вызвано отсутствием в месте их нахождения другого органа дознания.

Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке гл. 32 УПК находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом. Как правило, государственный орган, наделяемый и функциями дознания, создается для выполнения других задач, поэтому функция дознания в его деятельности имеет производный характер и вытекает из основных функций.

 

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5, ч. 4 ст. 225 УПК).

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5). Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретномуделу (например, командиры воинских частей назначают в качестве дознавателей наиболее подготовленных офицеров).

Дознаватель, являясь самостоятельным участником процесса, производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст. 17 УПК).

Закон не допускает возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия с тем, чтобы исключить влияние данных, ставших им известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов.

Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий, однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем у следователя. Указания прокурора, следователя и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Обжалование этих указаний, на которое имеет право дознаватель, не приостанавливает их исполнения. В соответствии с п. 3 ст. 41 УПК дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение. По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (например, задержание - ст. 91 УПК) или утверждаются начальником органа дознания (например, обвинительный акт - ст. 225 УПК).

 

Начальник следственного отдела, его полномочия.

 

Процессуальное положение потерпевшего и его представителя.

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо, которому преступлением причинен вред его имуществу и деловой репутации. Виды вреда или ущерба - обратить внимание. Впервые присутствует ЮЛ в понятии, ранее они могли выступать как гражданские истцы.

Необходимость процессуального акта для признания потерпевшим – постановления о признании лица потерпевшим. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42 УПК). Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему. Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия судом дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя (ч. 7 ст. 318 УПК). Если окровавленный пришел в ПО, то он еще не потерпевший, пока не будет принято решение- постановление или определение о признании лица потерпевшим. До этого он жертва, пострадавший, но не потерпевший. Пашин – уголовный процесс имеет отношение к реальным событиям, такое же, как в шахматах конь и слон к реальным коням и слонам. Это игра взрослых людей. Это условность, о которых договорились люди. Это правила, которые урегулированы законом.

Чтобы потерпевший был таковым признан, необходимо чтобы он был ФЛ или ЮЛ (признаки в ГК), наличие вреда, решение о признании следователя или дознавателя, или определение суда, единолично выносится постановление, коллегиально определение.

1. Признание потерпевшим не зависит от возраста лица (например, убийство матерью новорожденного ребенка - потерпевший новорожденный), его психического состояния (общая неполная дееспособность + процессуальная (представителями – законными и иными) восполняется), вместо умершего признают потерпевшим близкого родственника). С момента рождения может быть потерпевшим. Есть мнение, чтобы признавать еще не родившегося ребенка. Есть представитель, законный представитель.

При приготовлении или покушении нужно ли признавать потерпевшим – спорная позиция – практика идет по пути признания, поскольку жертва могла испугаться – возмещение морального вреда, жертва осознала, что с ней делают.

3. В случае, когда есть виктимное поведение (виктимология – наука о поведении жертвы) – т.е. жертва сама создала причины и условия совершения преступления, например не было должной охраны – виктимное поведение, или жертва женщина знакомится с мужчиной, ведет в квартиру, он ее изнасиловал, взял вещи, нанес ей удары т.е. надо ли, раз сама напросилась – практика идет по пути признания, поскольку из понятия потерпевшего все налицо, ущерб причинен состав преступления, признаки состава, но безусловно необходимо учитывать это поведение (лектор) при назначении наказания (на квалификацию преступления не влияет).

4. Когда провокация – когда сотрудники ПО сами провоцируют жертву, например, орудует карманник в транспорте, туда посылают оперативника под видом обычного гражданина – нужно ли его признавать потерпевшим - одни считают, что нет поскольку он выполнял задание, другие считают, что надо, поскольку для преступника он был обычным гражданином, а не оперативником.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.01 с.)