Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Правоохранительные органы Российской ФедерацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие и система правоохранительных органов в Российской Федерации. Правоохранительными органами принято называть государственные органы, задачи которых заключаются во всемерном укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, административных и иных правонарушений, изобличении виновных и обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление либо иное правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к юридической ответственности и осужден. Вся, основанная на законе, деятельность правоохранительных органов призвана способствовать надежной охране от противоправных посягательств на закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных актах основы общественного строя, политической и экономической систем, социально-экономические, политические, социально-культурные и личные права и свободы граждан, права и законные интересы государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, их объединений, муниципальных образований и их организаций. Своей легитимной деятельностью правоохранительные органы призваны воспитывать руководителей и иных должностных лиц органов управления и граждан России в духе безусловного соблюдения Конституции РФ, точного и неуклонного исполнения российских законов. Правоохранительные функции. Правоохранительная деятельность имеет ряд направлений, именуемых правоохранительными функциями, среди которых выделяются: оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; уголовно-исполнительная деятельность; административно-правовая деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административными правонарушениями; таможенная деятельность; разведывательная и контрразведывательная деятельность; прокурорский надзор. Каждая из указанных функций реализуется соответствующими правоохранительными органами, совокупность которых образует их систему. Оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью осуществляют оперативные подразделения соответствующих правоохранительных ведомств и их органов. Уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью — органы дознания и органы предварительного следствия. Уголовно-исполнительную функцию реализуют органы ФСИН России. Административно-правовую деятельность по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и борьбе с административными правонарушениями осуществляют органы внутренних дел и иные правоохранительные органы. Таможенную деятельность осуществляют органы ФТС России. Разведывательную и контрразведывательную деятельность осуществляют органы ФСБ России, органы Службы ВР России и др. Прокурорский надзор осуществляет прокуратура РФ. Правоохранительные органы, осуществляющие выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Правовой основой для деятельности органов, осуществляющих выявление, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, являются УК РФ, УПК РФ и Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативные подразделения иначе именуются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а органы предварительного расследования — органами дознания и органами предварительного следствия. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,включает оперативные подразделения: органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов СВР России, таможенных органов РФ, органов ФСИН России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внешней разведки Минобороны России. Данный перечень оперативных подразделений является исчерпывающим и может быть расширен либо сỳжен лишь федеральным законом. Задачами и формами правоохранительной деятельности указанных оперативных подразделений являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; розыск без вести пропавших лиц; добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности; установление имущества, подлежащего конфискации. Указанные задачи и формы правоохранительной деятельности соответственно решаются и осуществляются оперативными подразделениями путем негласного (тайного) или гласного применения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; проверка почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Результаты, получаемые в ходе проведения названных оперативно-розыскных мероприятий, используются для решения задач оперативно-розыскной деятельности, а также для вынесения органами предварительного расследования постановлений о возбуждении уголовных дел, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, а также в доказывании по уголовным делам с соблюдением правил, предусмотренных УПК РФ для собирания, проверки и оценки доказательств. При установлении признаков того или иного преступления, предусмотренного УК РФ, орган дознания или орган предварительного следствия обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела и расследовать его. Расследование состоит в производстве осмотров, обысков, выемок, допросов, судебных экспертиз, предъявлений для опознания, следственных экспериментов, контроля и записи переговоров, собирания, проверки и оценки доказательств, подтверждающих совершение преступления и виновность совершивших его лиц. Кроме того, в рамках расследования происходит привлечение названных лиц к уголовной ответственности в качестве обвиняемых, применение к ним мер пресечения и подготовка материалов уголовного дела для судебного разбирательства. Законченное производством уголовное дело направляется прокурору для утверждения обвинительного акта или обвинительного заключения и передачи уголовного дела в суд для его судебного разбирательства по существу. По делам о преступлениях небольшой и средней тяжести предварительное расследование уголовного дела именуется дознанием и производится органом дознания. По делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и по делам о некоторых преступлениях средней тяжести расследование именуется предварительным следствием и ведется органами предварительного следствия. В соответствии со ст. 40 УПК РФ органами дознания являются: органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы государственной охраны; таможенные органы; органы СВР России; органы ФСИН России; органы по контролю за оборотом наркотиков; органы внешней разведки Минобороны РФ; органы ФССП России; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, начальники гарнизонов; органы государственного пожарного надзора государственной противопожарной службы; капитаны речных и морских судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств РФ; главы консульских учреждений РФ. Руководители указанных органов являются начальниками органов дознания, а подчиненные им должностные лица, на которых данные руководители возлагают полномочия по проведению дознания, называются дознавателями. Возбуждение уголовных дел своей подследственности и производство по ним расследования в форме дознания осуществляют дознаватели. Помимо этого органы дознания наделены правом возбуждать уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, по которым обязательно проведение предварительного следствия. Дознаватели в течение 10 суток производят по таким делам неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, с последующей передачей уголовного дела в следственный орган по подследственности для его дальнейшего расследования в форме предварительного следствия. Процессуальный контроль и руководство действиями каждого дознавателя осуществляет начальник органа дознания. В тех правоохранительных органах, где образованы подразделения дознания, контроль и руководство осуществляют также начальники подразделений дознания (в органах внутренних дел, в таможенных органах, в органах государственного пожарного надзора и др.). Уголовно-процессуальная деятельность дознавателей и в целом органов дознания осуществляется под прокурорским и судебным надзором. На основании ст. 151 УПК РФ систему органов предварительного следствия образуют: следователи Следственного комитета РФ во главе с Председателем Следственного комитета РФ; следователи органов федеральной службы безопасности во главе с начальником Следственного управления ФСБ России; следователи органов внутренних дел во главе с начальником Следственного департамента МВД России, являющимся одновременно заместителем Министра внутренних дел РФ; следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ во главе с начальником Следственного управления ФСКН России. Указанные органы предварительного следствия подразделены соответственно на следственные отделения, следственные отделы, следственные управления, главные следственные управления во главе с их начальниками (руководителями следственных органов). Независимо от занимаемой должности полномочия начальников указанных следственных подразделений одинаковые (ст. 39 УПК РФ). С учетом штатных расписаний следственных органов их должностные лица состоят в должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. При этом процессуальные полномочия указанных следователей одинаковые независимо от занимаемой ими должности (ст. 38 УПК РФ). Возбуждение уголовных дел и производство по ним предварительного следствия следователи осуществляют самостоятельно, но под процессуальным контролем и процессуальным руководством руководителей следственных органов и под прокурорским и судебным надзором. Государственные органы обеспечения охраны порядка и обеспечения безопасности. Государственными органами обеспечения охраны порядка и обеспечения безопасности являются соответственно органы внутренних дел, внутренние войска, органы государственной безопасности, органы Федеральной службы исполнения наказаний и органы Федеральной службы судебных приставов. Система органов Министерства внутренних дел РФ включает: ‑ центральный аппарат МВД России (Министр внутренних дел РФ и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия МВД России; департаменты, Следственный департамент, руководители которых назначаются Президентом РФ). ‑ территориальные органы внутренних дел: а) на окружном уровне - Главные управления МВД России по федеральным округам; управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД РФ, центры специального назначения МВД РФ, линейные управления МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне - МВД по республикам, главные управления или управления МВД РФ по иным субъектам РФ; г) на муниципальном уровне – управления, отделы МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур». ‑ внутренние войска (Главнокомандующий и Главный штаб внутренних войск; соединения, воинские части внутренних войск непосредственного подчинения Главнокомандующему внутренних войск; округа внутренних войск; соединения и воинские части внутренних войск); ‑ образовательные, научно-исследовательские и социально-культурные учреждения МВД России и Внутренних войск МВД России. Основными задачами МВД России и его органов являются: – разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел и внутренних войск; – защита от преступлений, административных правонарушений и других посягательств на права и свободы человека и гражданина; – предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений; – охрана общественного порядка и государственный контроль за оборотом оружия; – обеспечение безопасности дорожного движения; – государственная охрана имущества и иных объектов охраны. Основные функции и формы правоохранительной деятельности МВД России и его органов: – административно-правовая деятельность (обеспечение правопорядка в городах и других населенных пунктах; обеспечение безопасности дорожного движения; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний; лицензионно-разрешительная деятельность). Основной структурой органов внутренних дел, осуществляющей данные формы правоохранительной деятельности, является полиция, которая состоит из: дежурных частей; подразделений патрульно-постовой службы; службы участковых уполномоченных полиции; Государственной инспекции безопасности дорожного движения; отрядов полиции особого назначения; изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемников-распределителей для лиц, арестованных в административном порядке; приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество; подразделений по делам несовершеннолетних. Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную функцию борьбы с преступностью, для чего в ее составе образованы подразделения дознания; – оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания; экспертно-криминалистическая деятельность. Основными структурами органов внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью, являются оперативные подразделения полиции (оперативные подразделения по борьбе с общеуголовными преступлениями, с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с налоговыми преступлениями; оперативно-поисковые подразделения; оперативные подразделения собственной безопасности; оперативные подразделения специальных технических мероприятий). Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью путем возбуждения уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, и производства по ним неотложных следственных действий. Однако основным органом, осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, является следственный аппарат органов внутренних дел; Органами обеспечения государственной безопасности в России являются: Совет Безопасности РФ, ФСБ России, СВР России, пограничные органы ФСБ РФ, Минобороны РФ; ФСО России; таможенные органы. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности от внутренних и внешних угроз (обеспечение безопасности личности, общества и государства). Председателем Совета Безопасности является Президент РФ. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности, вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности и реализуются путем издания указов, распоряжений и поручений Президента РФ. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных органов, осуществляющих решение задач по обеспечению безопасности России. Основными функциями и формами правоохранительной деятельности органов ФСБ России являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; пограничная деятельность по охране Государственной границы РФ; борьба с преступностью и терроризмом путем производства оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальной деятельности в сфере государственной безопасности; борьба с административными правонарушениями в сфере государственной безопасности; обеспечение информационной безопасности; экспертно-криминалистическое и ресурсное обеспечение правоохранительной деятельности органов ФСБ России. Систему органов ФСБ России образуют: Центральный аппарат ФСБ России (Директор ФСБ России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСБ России; Департамент военной контрразведки; оперативные подразделения, Следственное управление; управление собственной безопасности; иные департаменты, управления, подразделения); территориальные органы безопасности (управления ФСБ России по федеральным округам, управления или отделы ФСБ России по субъектам РФ, руководители которых назначаются Президентом РФ); органы безопасности в войсках (управления или отделы ФСБ России в Вооруженных Силах РФ; управления, отделы ФСБ России в других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления); пограничные органы (пограничная служба ФСБ России, пограничные управления ФСБ России по субъектам РФ, пограничные отделы ФСБ России и т.п.); оперативные подразделения, органы дознания и следственные подразделения указанных звеньев ФСБ России; другие органы безопасности (авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские, образовательные, научно-исследовательские, социально-культурные учреждения и подразделения). Органы внешней разведки РФ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Система указанных органов состоит из: СВР России и ее подразделений; органов внешней разведки ФСБ России и их подразделений; службы внешней разведки Минобороны России и ее подразделений. Органы внешней разведки и их подразделения в пределах своей компетенции и полномочий осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: разведывательную деятельность по добыванию и обработке информации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых иными государственными органами в интересах обеспечения государственной безопасности РФ; выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие административных правонарушений и преступлений в сфере внешней разведки[56]. Федеральными органами государственной охраны РФ являются ФСО России и ее подразделения, которые представляют из себя также составную часть сил обеспечения безопасности РФ. В пределах своей компетенции и предоставленных им полномочий они осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: обеспечение безопасности Президента РФ, иных объектов охраны и охраняемых объектов[57]; поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны; поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности и осуществление пропускного режима на охраняемых объектах; производство административно-правовой деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию административных правонарушений, посягающих на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; производство в соответствии с уголовным и иным федеральным законодательством оперативно-розыскной и уголовно-процессуальную деятельности по борьбе с преступными посягательствами на объекты государственной охраны и охраняемые объекты. Систему федеральных органов государственной охраны образуют: Центральный аппарат ФСО России (директор ФСО России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСО России; службы, управления, оперативные и другие подразделения); подразделения связи специального назначения ФСО России; территориальные органы ФСО России (управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах; центры специальной связи и информации ФСО России; оперативные подраз-деления); подведомственные организации ФСО России. Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему в лице ФТС России и ее органов и учреждений, являющихсясоставной частью сил обеспечения безопасности России. Систему таможенных органов раскрыта в §3 главы 10 данного учебника. В пределах компетенции и предоставленных таможенным органам полномочий они выполняют возложенные на них правоохранительные функции, реализуемые в следующих формах правоохранительной деятельности: защита от преступных и иных противоправных посягательств в сфере таможенного дела: экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, российского рынка и интересов российских потребителей товаров; экономических прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов; общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья людей, животных и растений, окружающей среды; таможенное оформление, таможенный и валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров, транспортных средств и людей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов и принятие мер по их принудительному взысканию при наличии к тому оснований; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров, транспортных средств и людей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза ЕврАзЭС; административно-правовая, оперативно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе соответственно с административными правонарушениями и преступлениями в таможенной сфере, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России и ее органы составляют единую федеральную централизованную систему,составными элементами которой являются: Центральный аппарат ФСКН России (Директор ФСКН России и его первые заместители и заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСКН России; главные управления, управления и иные структурные подразделения, включая оперативные подразделения, отдел дознания и административной практики, Следственное управление, экспертно-криминалистические службы); территориальные органы ФСКН России (главные управления ФСКН России по федеральным округам, региональные управления и управления по субъектам РФ, руководители которых назначаются Президентом РФ, межрайонные и городские отделы управлений ФСКН России); организации, обеспечивающие деятельность органов ФСКН России. Правоохранительными функциями и правоохранительными формами деятельности органов наркоконтроля в пределах их компетенции и полномочий являются: профилактическая и административная деятельность по предупреждению и пресечению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; контроль за обращением наркотических средств и психотропных веществ; административная, оперативно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) подведом-ственна Миниюсту РФ. Данная Федеральная служба и подчиненные ей главные управления, управления, отделы, органы и учреждения являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими следующие правоохранительные функции и формы правоохранительной деятельности: - исполнение в отношении осужденных уголовных наказаний в виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограни-чения свободы; исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, избранной в отношении подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных; этапирование и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них лиц, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории данных учреждений и следственных изоляторов; контроль за поведением условно осужденных и осужденных лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; административная, оперативно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений и преступлений, совершаемых в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; возбуждение дел о данных правонарушениях и преступлениях и расследование этих дел; внутриведомственный контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. Система органов исполнения наказаний выглядит следующим образом: Центральный аппарат ФСИН России (Директор ФСИН России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; структурные подразделения); подразделения уголовно-исполнительной системы центрального подчинения (учреждения, предприятия, научно-исследовательские, образовательные, лечебные и иные учреждения); территориальные органы ФСИН России (главные управления ФСИН России по федеральным округам, главные управления, управления ФСИН России, отделы ФСИН России по субъектам РФ, руководители которых назначаются Президентом РФ); исправительные учреждения (исправительные колонии и тюрьмы для исполнения наказаний в виде лишения свободы); следственные изоляторы (для содержания заключенных под стражу подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных); уголовно-исполнительные инспекции (для исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества); исправительные центры (для отбывания наказания лицами, осужденными к ограничению свободы). Прокуратура Российской Федерации. Прокуратура РФ организована и действует на основании ст. 129 Конституции РФ, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, иных федеральных законов, международных договоров РФ и ведомственных нормативных актов Генерального прокурора РФ. Региональные законодательные органы не наделены правом издавать нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры. Прокуратура РФявляется единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Систему органов прокуратуры РФ, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, образуютпрокуроры, иные работники прокуратуры и структурные подразделения прокуратуры РФ.Высшим звеном прокуратуры РФ является Генеральная прокуратура, возглавляемаяГенеральным прокурором РФ, назначаемым на пять лет Советом Федерации по представлению Президента РФ. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Старшие помощники, помощники, советники Генерального прокурора РФ, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений Генеральной прокуратуры назначаются Генеральным прокурором РФ. Средним звеном российской прокуратуры являются прокуратуры субъектов РФ. Возглавляющие их прокуроры назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ. Заместители данных прокуроров также назначаются Генеральным прокурором РФ, но без согласования с субъектами РФ. Старшие помощники и помощники прокурора субъекта РФ, а также старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений прокуратур субъектов РФ назначаются прокурорами субъектов РФ. Третьим звеном в системе прокуратуры РФ являются прокуратуры районов, городов и приравненные к ним иные территориальные прокуратуры. Прокуроры данных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники — прокурорами субъектов РФ. В систему прокуратуры РФ включены военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных режимных объектах являются специализированными прокуратурами со статусом прокуратур субъектов РФ и районных прокуратур. Прокуроры данных прокуратур, их заместители, старшие помощники и помощники назначаются с учетом принципа назначения соответствующих работников территориальных прокуратур, но без каких-либо согласований. Функции прокуратуры. Прокуратура РФ, ее структурные подразделения и прокуроры от имени Российской Федерации осуществляют функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, а также иные функции: уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами; опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов; проведение прокурорами антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов; участие прокуроров в правотворческой деятельности; международное сотрудничество Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями; участие прокуроров в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления; рассмотрение и разрешение в органах прокуратура жалоб, заявлений и иных обращений; организация Генеральной прокуратурой РФ статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе, прокурорском надзоре. Системообразующей функцией прокуратуры является прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных прокуратуре объектов, который в силу многоотраслевого характера российского законодательства дифференцирован на шесть отраслей (форм) прокурорского надзора: надзор за исполнением законов (общий надзор); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, надзор за исполнением законов администрацииями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура организована и действует на основании принципов единства, централизации, независимости, недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и в осуществление иных функций прокуратуры, принципов законности, публичности, гласности, обязательности исполнения требований прокуроров. Принцип единства прокуратуры означает, что она является уникальным (единственным в своем роде) государственным органом с функциями и полномочиями по осуществлению прокурорского надзора, присущими только ей. Гарантией уникальности прокуратуры является ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой не допускается создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Принцип единства означает также, что все структурные подразделения и все прокуроры РФ организованы и функционируют на основе единого законодательства, определяющего правовую основу организации и деятельности прокуратуры. Также, исходя из данного принципа, следует отметить, что едиными для всех прокуроров являются их прокурорский статус, их полномочия по установлению конкретных фактов нарушений законов и по применению мер прокурорского реагирования на установленные факты нарушений законов. Принцип централизации означает, что прокуратура в целом и ее структурные подразделения организованы федеральным центром, каждый прокурор назначается центром в лице соответственно Совета Федерации и Генерального прокурора РФ, все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ и указания Генерального прокурора обязательны для всех нижестоящих прокуроров. Принцип независимости прокуроров означает, что прокуроры осуществляют свои функции и полномочия независимо от органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ. Независимость прокуроров гарантируется установленными законодательством запретами для прокуроров: быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; быть членами общественных объединений, преследующих политические цели; совмещать свою основную профессиональную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой; иными запретами. Принцип независимости прокуроров гарантируется также установленным законодательством запретом вмешиваться в осуще
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.013 с.) |