Административное право в системе современного российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административное право в системе современного российского права



Понятие и предмет административного права. Административное право с конституционным и уголовным правом является отраслью публичного права, выполняет ведущую роль в регулировании общественных отношений. В его сфере находятся отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.

В юридической науке утвердилось понятие административного права, как системы юридических норм, регулирующих организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с гражданами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав граждан от административного произвола.

Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании.

Предмет административного права включает процессуальную деятельность этих органов, а также охватывает деятельность судов по разрешению административных конфликтов. Разбирательство административных дел, отнесенных к ведению суда, осуществляется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Функции и принципы административного права. Через функцию административного права можно определить внешние проявления административного права в российской правовой системе.

Выделяют следующие виды функций административного права:

- регулятивная - выражается в создании определенного правового режима организации и деятельности органов исполнительной власти;

- охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений;

- правоисполнительная - обеспечивает действия по практической реализации исполнительной власти;

- правотворческая - наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления;

- организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию процесса исполнения права в сфере управления;

- координационная - выражается в обеспечении эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы административного права включают: приоритет личности, ее прав, свобод и интересов; разделение властей; федерализм; законность; гласность; ответственность.

Методы административно-правового регулирования. В административном праве используют в основном следующие средства правового регулирования:

предписания, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой;

запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренных правовой нормой;

дозволения, юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Наиболее распространены в административном праве предписания и запреты.

Нормы административного права предоставляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления.

Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности. Однако эти нормы не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д.

Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного или запрещенного поведения субъектов в процессе осуществления исполнительной власти в сфере государственного управления. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений.

Административно-правовые нормы можно классифицировать по целому ряду оснований. В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров.

В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:

1) обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях);

2) з апрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий);

3) уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия);

4) разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению);

5) ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность).

По форме предписания административные нормы подразделяются на: императивные, подлежащие обязательному, безусловному исполнению; р екомендательные, не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий; диспозитивные, предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон; стимулирующие, обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений).

В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные, действующие на территории субъекта Федерации, межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на временные, введенные на определенный срок; бессрочные, не имеющие заранее определенного срока действия; чрезвычайные, рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств.

Основными источниками административного права являются:

- Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ и т.д.;

федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права (ФКЗ "О Правительстве РФ" 1997 г., ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" 1997 г. и др.);

кодифицированные нормативные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г., Лесной кодекс РФ 2006 г, Градостроительный кодекс РФ 2004 г. и др.);

федеральные законы ("О таможенном регулировании в РФ" 2010 г., "О системе государственной службы РФ" 2003 г. и др.);

подзаконные федеральные акты: Указы Президента и Постановления Правительства России ("О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и др.; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по административно-правовым вопросам);

подзаконные акты субъектов Федерации: распоряжения президентов, глав администраций; постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации;

административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права;

международно-правовые акты.

Реализация административно-правовых норм означает проведение в содержащихся в этих нормах волеизъявлений (правил поведения).

Формами реализации административно-правовых норм являются:

- исполнение, т.е. точное следование участников регулируемых управленчи-ских отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям ко-торые в них содержатся.

- применение - издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, назначение на должность в таможенном органы)

- соблюдение - добровольное подчинение субъекта права требованиям административно правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований правил таможенного регулирования).

- использование - выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, применение оружия при остановке транспортного средства, отражение нападения на сотрудника полиции, таможенного органа).

Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В ней выделяются нормы Общей и Особенной частей.

В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты:

1) институт административно-правового статуса граждан;

2) институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной вла-сти, административно-правовой статус ее органов;

3) институт форм и методов осуществления исполнительной власти;

4) институт государственной службы;

5) институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих;

6) институт административного принуждения и административной ответственности;

7) институт административной юстиции;

8) институт контроля за деятельностью государственной администрации и др.

Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой.

Нормы административного права реализуются в практической деятельности его субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения.

Административно-правовое отношение - это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления и урегулированные нормами административного права.

Они возникают из юридического факта - обстоятельства, при наступлении которого в соответствии с требованиями норм административного права между сторонами должно (может) возникнуть измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. Юридическими фактами выступают, как правило, правомерные, либо неправомерные действия, иногда события.

Особенностью юридических фактов в административном праве является то, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты, органов исполнительной власти, их должностных лиц, адресованных конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией.

Неправомерные действия связаны с нарушением предписаний административно-правовых норм (например, административные и дисциплинарные правонарушения), касающиеся сферы государственного управления и влекущие юрисдикционные правоотношения.

События - это явления, не зависящие от воли людей, т.е. стихийные бедствия и т.д.

Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.

К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:

1) преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон;

2) доминирующее положение управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне;

3) выражение воли государства, публично-правового интереса, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления;

4) это в значительной мере организационные отношения, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов;

5) могут возникать по инициативе любой из сторон, в т.ч. вопреки воли управляемой стороны;

В зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений можно выделить:

‑ реализацию органами и должностными лицами государственной администрации установленной законом компетенции;

‑ реализацию частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т.д.);

‑ оспаривание незаконных действий и решений администрации, которые ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры;

• охранительные отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Субъектом административно-правового отношения являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления.

Различают следующие виды субъектов административных правоотношений:

- индивидуальные - все физические лица (граждане, лица без гражданства, беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица), а так же должностные лица органов исполнительной власти;

- коллективные – юридические лица, наделенные административно-правовым статусом, в т.ч. различные государственные органы.

Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности.

Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях.

Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.028 с.)