Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административное право в системе современного российского праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и предмет административного права. Административное право с конституционным и уголовным правом является отраслью публичного права, выполняет ведущую роль в регулировании общественных отношений. В его сфере находятся отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. В юридической науке утвердилось понятие административного права, как системы юридических норм, регулирующих организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с гражданами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства. Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав граждан от административного произвола. Предмет административного права составляет определенный вид общественных отношений, которые оно регламентирует, превращая их в административные правоотношения. В сферу административно-правового регулирования входят отношения, которые складываются по поводу и в связи с осуществлением исполнительной власти в процессе государственного управления. Административное право регулирует не все отношения в этой сфере, а лишь наиболее принципиальные, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Предмет административного права включает процессуальную деятельность этих органов, а также охватывает деятельность судов по разрешению административных конфликтов. Разбирательство административных дел, отнесенных к ведению суда, осуществляется в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Функции и принципы административного права. Через функцию административного права можно определить внешние проявления административного права в российской правовой системе. Выделяют следующие виды функций административного права: - регулятивная - выражается в создании определенного правового режима организации и деятельности органов исполнительной власти; - охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений; - правоисполнительная - обеспечивает действия по практической реализации исполнительной власти; - правотворческая - наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления; - организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию процесса исполнения права в сфере управления; - координационная - выражается в обеспечении эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе. Принципы административного права включают: приоритет личности, ее прав, свобод и интересов; разделение властей; федерализм; законность; гласность; ответственность. Методы административно-правового регулирования. В административном праве используют в основном следующие средства правового регулирования: • предписания, возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой; • запреты, т.е. возложение юридической обязанности не совершать те или иные действия, предусмотренных правовой нормой; • дозволения, юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Наиболее распространены в административном праве предписания и запреты. Нормы административного права предоставляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности. Однако эти нормы не регулируют внутреннее управление в частных предприятиях, фирмах, концернах и т.д. Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного или запрещенного поведения субъектов в процессе осуществления исполнительной власти в сфере государственного управления. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Административно-правовые нормы можно классифицировать по целому ряду оснований. В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурно-процессуальные нормы. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т.е. их административно-правовой статус. Процедурные нормы определяют порядок реализации компетенции, прав и обязанностей, установленных нормами материального административного права. Процессуальные нормы регламентируют порядок осуществления юрисдикционной деятельности, в процессе разбирательства правовых конфликтов в виде административных правонарушений и административных споров. В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на: 1) обязывающие (содержат предписание совершить определенные действия в предусмотренных нормой случаях); 2) з апрещающие (содержат запрет на совершение тех или иных действий); 3) уполномочивающие (предоставляют возможность субъектам права совершать определенные действия, влекущие юридические последствия); 4) разрешительные или дозволительные (разрешают адресату действовать по своему усмотрению); 5) ограничительные (вводят ограничения на ту или иную деятельность). По форме предписания административные нормы подразделяются на: императивные, подлежащие обязательному, безусловному исполнению; р екомендательные, не носящие обязательного характера и содержащие рекомендации, советы о целесообразности совершения определенных действий; диспозитивные, предлагающие несколько вариантов решения либо допускающие возможность согласования прав и обязанностей сторон; стимулирующие, обеспечивающие с помощью средств материального и морального воздействия образцовое выполнение своих обязанностей участниками управленческих правоотношений). В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные, действующие на территории субъекта Федерации, межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. По сроку действия административно-правовые нормы подразделяются на временные, введенные на определенный срок; бессрочные, не имеющие заранее определенного срока действия; чрезвычайные, рассчитанные на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств. Основными источниками административного права являются: - Конституция РФ в части установления основ организации системы исполнительной власти, оформления предметов ведения Федерации и субъектов РФ и т.д.; ‑ федеральные конституционные законы, определяющие правовую основу организации и деятельности структур исполнительной власти, правовой статус отдельных субъектов административного права (ФКЗ "О Правительстве РФ" 1997 г., ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" 1997 г. и др.); ‑ кодифицированные нормативные акты (Кодекс РФ об административных правонарушениях 2002 г., Лесной кодекс РФ 2006 г, Градостроительный кодекс РФ 2004 г. и др.); ‑ федеральные законы ("О таможенном регулировании в РФ" 2010 г., "О системе государственной службы РФ" 2003 г. и др.); ‑ подзаконные федеральные акты: Указы Президента и Постановления Правительства России ("О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций" от 2 февраля 1998 г. и др.; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; ‑ законодательные акты субъектов Федерации (конституции и уставы субъектов Федерации, законы по административно-правовым вопросам); ‑ подзаконные акты субъектов Федерации: распоряжения президентов, глав администраций; постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления исполнительных органов субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации; ‑ административно-правовые договоры нормативного содержания, которые представляют собой дву- или многосторонние соглашения между субъектами административного правотворчества, содержащие нормы административного права; ‑ международно-правовые акты. Реализация административно-правовых норм означает проведение в содержащихся в этих нормах волеизъявлений (правил поведения). Формами реализации административно-правовых норм являются: - исполнение, т.е. точное следование участников регулируемых управленчи-ских отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям ко-торые в них содержатся. - применение - издание полномочным органом (должностным лицом) индивидуальных правовых актов (например, назначение на должность в таможенном органы) - соблюдение - добровольное подчинение субъекта права требованиям административно правовых норм или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований правил таможенного регулирования). - использование - выбор одного из предоставляемых административно-правовой нормой вариантов должного поведения в процессе принятия управленческого решения (например, применение оружия при остановке транспортного средства, отражение нападения на сотрудника полиции, таможенного органа). Нормы административного права, содержащиеся в этих источниках, образуют в своей совокупности систему административного права. В ней выделяются нормы Общей и Особенной частей. В рамках Общей части административного права выделяются нормы, образующие следующие правовые институты: 1) институт административно-правового статуса граждан; 2) институт исполнительной власти, представленный нормами, которые закрепляют порядок организации и функционирования исполнительной вла-сти, административно-правовой статус ее органов; 3) институт форм и методов осуществления исполнительной власти; 4) институт государственной службы; 5) институт административно-правового статуса негосударственных объединений, их служащих; 6) институт административного принуждения и административной ответственности; 7) институт административной юстиции; 8) институт контроля за деятельностью государственной администрации и др. Особенная часть административного права состоит из норм, регулирующих отношения в отдельных отраслях государственного управления. Эти нормы группируются по трем основным направлениям: а) нормы, регулирующие управление экономикой; б) нормы, регулирующие управление в социально-культурной сфере; в) нормы, определяющие порядок управления административно-политической сферой. Нормы административного права реализуются в практической деятельности его субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения. Административно-правовое отношение - это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления и урегулированные нормами административного права. Они возникают из юридического факта - обстоятельства, при наступлении которого в соответствии с требованиями норм административного права между сторонами должно (может) возникнуть измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение. Юридическими фактами выступают, как правило, правомерные, либо неправомерные действия, иногда события. Особенностью юридических фактов в административном праве является то, что основным видом правомерных действий, вызывающих возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты, органов исполнительной власти, их должностных лиц, адресованных конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. Неправомерные действия связаны с нарушением предписаний административно-правовых норм (например, административные и дисциплинарные правонарушения), касающиеся сферы государственного управления и влекущие юрисдикционные правоотношения. События - это явления, не зависящие от воли людей, т.е. стихийные бедствия и т.д. Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся: 1) преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон; 2) доминирующее положение управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне; 3) выражение воли государства, публично-правового интереса, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления; 4) это в значительной мере организационные отношения, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов; 5) могут возникать по инициативе любой из сторон, в т.ч. вопреки воли управляемой стороны; В зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений можно выделить: ‑ реализацию органами и должностными лицами государственной администрации установленной законом компетенции; ‑ реализацию частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т.д.); ‑ оспаривание незаконных действий и решений администрации, которые ущемляют права и законные интересы частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности, т.е. административные споры; • охранительные отношения, возникающие в связи с нарушением частными лицами установленных государством общеобязательных норм, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности. Субъектом административно-правового отношения являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес в правоотношении, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления. Различают следующие виды субъектов административных правоотношений: - индивидуальные - все физические лица (граждане, лица без гражданства, беженцы, иностранные граждане, государственные служащие, должностные лица), а так же должностные лица органов исполнительной власти; - коллективные – юридические лица, наделенные административно-правовым статусом, в т.ч. различные государственные органы. Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т.д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.009 с.) |