Основы защиты информации и государственной тайны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы защиты информации и государственной тайны



Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантировано каждому Конституция Российской Федерации.

Как отмечают многие специалисты в сфере информационного права и информационной безопасности, необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности допускает законное ограничение прав человека на информацию, что соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции[25]. Эти сведения относятся федеральным законодательством к государственной тайне.

Порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям, регулирование отношений, связанных с их рассекречиванием и защитой устанавливается законодательством.

Основными нормативно-правовыми актами в этой области являются: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. № 188, Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.), ряд постановлений Правительства РФ.

Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон об информации) являются информацией.

Создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации, формирование и защита государственных информационных ресурсов является важнейшим направлением государственной информационной политики.

Нормы, определяющие процесс документирования информации, право собственности на отдельные документы и массивы документов, и их наличие в информационных системах, уровень доступа к информации; порядок её правовой защиты составляют основу правового режима информационных ресурсов.

Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является её фиксация на материальном носителе с идентифицирующими реквизитами.

Юридическая сила документа, полученного из автоматизированной информационной системы, приобретается после его подписания соответствующим должностным лицом, а также идентифицированной электронной цифровой подписью.

В свою очередь юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

Собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов, являются само Российское государство и его субъекты. Граждане, органы государственной власти, местного самоуправления, организации и общественные объединения могут иметь в своей собственности соответствующие информационные ресурсы, созданных за счет их средств, приобретенных ими на законных основаниях, полученных в порядке дарения или наследования.

Собственник информационных ресурсов вправе пользоваться и распоряжаться своими информационными ресурсами, назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение или оперативное управление ими, устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информации ре и доступа к ней, определять условия использования документов при их копировании и распространении.

Государство может выкупить документированную информацию у собственников в случае отнесения её к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, может распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации по общему правилу являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к государственной тайне или являющаяся конфиденциальной.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ст. 10 Закона об информации):

- законодательные и другие нормативные а кты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Государственной тайной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются определенные льготы, среди которых: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанным льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в соответствующих структурных подразделениях.

В допуске к государственной тайне должностному лицу или гражданину может быть отказано в случаях:

- признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления;

- наличия медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

- постоянного проживания его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

- выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

- уклонения его от проверочных мероприятий и (или) сообщения им заведомо ложных анкетных данных.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации при расторжении с ним трудового договора в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, однократном нарушении им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны, возникновением обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Все это дополнительное основание для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре. Вместе с тем должностное лицо или гражданина не освобождаются от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также информация о коммерческой деятельностью (коммерческая тайна) Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены сведениям конфиденциального характера. При этом эта информация должна отвечать следующим условиям:

‑ имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

‑ к ней нет свободного доступа на законном основании;

‑ принимаются меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК).

Конституция гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и допускает ограничение этих прав только на основании судебного решения (ст. 23, 24). Указом Президента России от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, к которым, в частности, отнесены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об информации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, допускается только на основании судебного решения. Не допускается использование персональных данных в целях причинения гражданам Российской Федерации имущественного и морального вреда, затруднения реализации их прав и свобод, а также ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (например, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г. и др.).

***

Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

Созданию условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации способствует правовая защита информации и государственной тайны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.011 с.)