Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы защиты информации и государственной тайныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантировано каждому Конституция Российской Федерации. Как отмечают многие специалисты в сфере информационного права и информационной безопасности, необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности допускает законное ограничение прав человека на информацию, что соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции[25]. Эти сведения относятся федеральным законодательством к государственной тайне. Порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям, регулирование отношений, связанных с их рассекречиванием и защитой устанавливается законодательством. Основными нормативно-правовыми актами в этой области являются: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. № 188, Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.), ряд постановлений Правительства РФ. Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон об информации) являются информацией. Создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации, формирование и защита государственных информационных ресурсов является важнейшим направлением государственной информационной политики. Нормы, определяющие процесс документирования информации, право собственности на отдельные документы и массивы документов, и их наличие в информационных системах, уровень доступа к информации; порядок её правовой защиты составляют основу правового режима информационных ресурсов. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является её фиксация на материальном носителе с идентифицирующими реквизитами. Юридическая сила документа, полученного из автоматизированной информационной системы, приобретается после его подписания соответствующим должностным лицом, а также идентифицированной электронной цифровой подписью. В свою очередь юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов, являются само Российское государство и его субъекты. Граждане, органы государственной власти, местного самоуправления, организации и общественные объединения могут иметь в своей собственности соответствующие информационные ресурсы, созданных за счет их средств, приобретенных ими на законных основаниях, полученных в порядке дарения или наследования. Собственник информационных ресурсов вправе пользоваться и распоряжаться своими информационными ресурсами, назначить лицо, осуществляющее хозяйственное ведение или оперативное управление ими, устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информации ре и доступа к ней, определять условия использования документов при их копировании и распространении. Государство может выкупить документированную информацию у собственников в случае отнесения её к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, может распоряжаться ими только с разрешения соответствующих органов государственной власти. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации по общему правилу являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к государственной тайне или являющаяся конфиденциальной. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ст. 10 Закона об информации): - законодательные и другие нормативные а кты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением отнесенных к государственной тайне; - документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Государственной тайной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются определенные льготы, среди которых: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанным льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в соответствующих структурных подразделениях. В допуске к государственной тайне должностному лицу или гражданину может быть отказано в случаях: - признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у него неснятой судимости за эти преступления; - наличия медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации; - постоянного проживания его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства; - выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; - уклонения его от проверочных мероприятий и (или) сообщения им заведомо ложных анкетных данных. Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации при расторжении с ним трудового договора в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, однократном нарушении им взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны, возникновением обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Все это дополнительное основание для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре. Вместе с тем должностное лицо или гражданина не освобождаются от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Служебная информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также информация о коммерческой деятельностью (коммерческая тайна) Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены сведениям конфиденциального характера. При этом эта информация должна отвечать следующим условиям: ‑ имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; ‑ к ней нет свободного доступа на законном основании; ‑ принимаются меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК). Конституция гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и допускает ограничение этих прав только на основании судебного решения (ст. 23, 24). Указом Президента России от 6 марта 1997 г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, к которым, в частности, отнесены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна). В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона об информации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, допускается только на основании судебного решения. Не допускается использование персональных данных в целях причинения гражданам Российской Федерации имущественного и морального вреда, затруднения реализации их прав и свобод, а также ограничение прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (например, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г. и др.). *** Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства. Созданию условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации способствует правовая защита информации и государственной тайны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.231.116 (0.008 с.) |