Таможенные правоотношения и нормы таможенного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенные правоотношения и нормы таможенного права



В процессе общественной жизни люди постоянно вступают в различные отношения (связи): политические, трудовые, семейные, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. Общественные отношения, урегулированные нормами права, становятся правовыми отношениями.

В таможенном праве объектом правового регулирования выступает таможенное дело, суть которого заключается в организации контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных пошлин и платежей.

Таможенные правоотношения являются юридической формой взаимодействия участников общественных отношений в таможенной сфере.

Установленное и санкционированное государством правило поведения в сфере таможенного дела называется нормой таможенного права. Как и всякая правовая норма, она адресована либо ко всем участникам правоотношений, либо к их определенной категории, а не к конкретному лицу, является общеобязательной, формально выраженной, официально закрепленной, обеспеченной государственным принуждением.

Таможенные нормы бывают обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Всё это во многом предопределяет специфику таможенных правоотношений. В качестве таковых, во–первых, могут быть определены только отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Во-вторых, обязательным их субъектом являются таможенные органы, являющиеся частью механизма государственной власти, наделёнными специальными полномочиями в сфере таможенного дела.

В нормативных актах РФ была четко определена структура таможенных органов России, подробно изложены их задачи и функции, основное внимание уделим так называемым подвластным субъектам таможенных правоотношений, т.е. лицам, по отношению к которым таможенные органы России были призваны осуществлять функциональное руководство.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная таможенная служба, правовой статус которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе». Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Общими субъектами таможенных правоотношений выступают физические и юридические лица, участвующие во внешнеторговой деятельности. Они не обладают каким-либо специальным правовым статусом.

Участников таможенных правоотношений следует разделить на следующие категории: I) лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через через таможенную границу таможенного союза и ввозе (вывозе) товаров через Государственную границу РФ II) лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела на условиях, закрепленных ТК ТС и таможенным законодательством РФ; III) лица, вступающие в таможенные правоотношения в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств, заинтересованные лица- лица, интересы которых в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов непосредственно и индивидуально;

Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а также Федеральным законом Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза и действуют на территории РФ.

Таможенном кодексе Таможенного союза 2010 г. (ТКТС) несколько изменен субъектный состав таможенных правоотношений. Таковыми стали: Комиссия таможенного союза, таможенные представители (вместо таможенных брокеров), уполномоченные экономические операторы.

Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Особенности правового регулирования таможенной сферы в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311 "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Положения Закона устанавливают систему, права и обязанности таможенных органов, статус лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и т.д.), систему таможенных платежей, систему и порядок осуществления таможенного контроля, порядок ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, систему таможенных процедур, особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Предметом таможенных правоотношений являются товары и транспортные средства.

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товарами таможенного союза являются находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары полностью произведенные на территориях государств-членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с действующим Таможенным Кодексом ТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза; изготовленные на территориях государств-членов таможенного союза из товаров таможенного союза, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТКТС и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами называются в таможенных правоотношениях транспортным средством.

Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов государственного контроля. В настоящее время под ним понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Таможенные органы, осуществляющие такой контроль, как участники правоотношений наделены государством властными полномочиями и обладают специальной юрисдикцией, т.е. они занимают доминирующее положение, в то же время другие участники рассматриваемых отношений находятся в подчиненном положении. Наиболее наглядно это проявляется в том, что таможенные органы вправе потребовать представления документов, товаров, транспортных средств, другие участники правоотношений обязаны выполнить такие требования, неисполнение которых может повлечь принуждение.

Таким образом, таможенные правоотношения характеризуются юридическим неравенством их участников, для регулирования которых со стороны государства применяется властный метод.

Характер обязанности участника таможенного правоотношения позволяет провести еще одну классификацию таких правоотношений, поскольку наличие обязанности служит поводом к совершению соответствующих правомерных действий и такие правоотношения можно отнести к активным. Например, лицо, переместившее товары через таможенную границу, обязано доставить их в таможенный орган для осуществления таможенного контроля.

Наличие правоотношений активного типа предполагает существование правоотношений пассивного характера, когда, например, лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию Российской Федерации определенных товаров, которые могут причинить вред окружающей природной среде или здоровью населения.

По характеру воздействия на участников таможенные правоотношения являются регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.

Таможенные правоотношения можно рассматривать по способу конкретизации обязанных лиц, в этом случае их следует отнести к относительным, т.к. в таких отношениях участники точно определены.

Таможенно-правовые отношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможенно-правовыми нормами. В качестве таких условий выступают юридические факты, т.е. конкретные обстоятельства, с которыми нормы таможенного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридическими фактами могут быть, например, подача заявления или декларации, действие непреодолимой силы, авария, разрешение, выдаваемое таможенным органом и т.д.

В зависимости от правовых последствий юридические факты можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К первой группе юридических фактов можно отнести пересечение таможенной границы, подача заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д. Ко второй группе можно отнести подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации. К третьей группе можно отнести заявление об отзыве таможенной декларации.

По волевому признаку юридические факты подразделяются на события и действия, в первом случае наступление правовых последствий не зависит от воли людей, например, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока, во втором случае порождаемые правовые последствия являются результатом волевого проявления людей, например, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации. Действия являются преобладающими среди юридических фактов для возникновения, изменения, прекращения таможенных правоотношений. В свою очередь, действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.

Норма таможенного права представляет собой правило поведения участников таможенно-правовых отношений, которое регулирует их поведение, указывая на необходимые условия, вызывающие возникновение правового отношения, определяя субъектный состав, устанавливая права и обязанности, а также санкции за ненадлежащее исполнение такого правила. Признаком таможенно-правовых норм, как и всех правовых норм, является их охрана возможностью принуждения со стороны государства.

В системе таможенного законодательства норма права находит свое выражение в нормативном предписании, т.е. в самом тексте статей, пунктов или других частей конкретных нормативных актов. Таможенное право содержит в основном регулятивные нормы, определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия их возникновения и действия. Правоохранительные нормы, т.е. нормы, определяющие условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер, занимают значительно меньшее место.

В соответствии с методами правового регулирования общественных отношений, к которым относятся дозволения, предписания, запреты, нормы таможенного права можно подразделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающими нормами выступают нормы, которые наделяют участников таможенно-правовых отношений определенными правами, использование которых зависит от усмотрения таких участников (например, декларант вправе подать таможенную декларацию любому таможенному органу, правомочному принимать декларации; декларант вправе произвести декларирование товаров самостоятельно или поручить его проведение таможенному брокеру, таможенному представителю).

Обязывающими являются нормы, предусматривающие в соответствующих условиях определенный вид поведения (так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату).

К запрещающим нормам относятся нормы, устанавливающие в виде прямого запрета обязанность воздержаться от совершения определенных действий (так, товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз установлены в связи с проверкой качества товаров или безопасности их потребления, запрещены к их использованию в любой форме).

В структуре нормы таможенного права содержатся такие элементы, как гипотеза, которая определяет круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства ее реализации; диспозиция, содержащая само правило поведения, выраженное в виде обязанностей и прав участников правоотношения; санкция, указывающая на меры государственного принуждения за нарушение диспозиции.

Статьи ТКТС и таможенного законодательства Российской Федерации содержат в основной массе развернутую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений и условий, при которых они действуют, т.е. диспозиции и гипотезы соответствующих норм.

В законодательстве таможенного союза (п.8 ч.1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза) запреты и ограничения определены как - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий: меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; меры технического регулирования; санитарно-эпидемиологические требования; ветеринарные требования; карантинные фитосанитарные требования; радиационные требования.

Запреты и ограничения таможенного союза устанавливаются международными договорами, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза.

Необходимо отметить, что международные договоренности в области государственного регулирования внешней торговли практически не отличаются от соответствующих норм и положений российского законодательства.

Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах.

В Федеральном законе от 27.11.2010 г. №311 определена мера дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности таможенных органов и их должностных лиц за неправомерные решения, действия (бездействие). Она наступает в соответствии с действующим российским законодательством.

Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению

Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Санкции к иным участникам внешнеторговой деятельности устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

При рассмотрении норм таможенного права с точки зрения детальности правовой регламентации регулируемых отношений, выбора вариантов поведения необходимо отметить, что в таможенном праве преобладают императивные нормы, т.е. нормы не допускающие отступлений от правил, содержащихся в них.

Императивные нормы характерны для норм публично-правового регулирования, в том числе таможенного права, где стороны находятся в неравном в правовом смысле положении. Большинство норм действующего таможенного законодательства выражено в категорических предписаниях, они содержат четкую определенность прав и обязанностей участников правоотношений с исключением возможности выбора вариантов поведения.

Преобладание императивных норм не исключает наличие в таможенном праве норм, предоставляющих участникам правоотношения возможность определить или конкретизировать права и обязанности, так называемых диспозитивных норм.

Так, лицо вправе в любое время выбрать таможенную процедуру, установленную ТКТС и ФЗ от 27.11.2010.г. №311-ФЗ, или изменить его на другой.

В качестве диспозитивной нормы можно рассматривать норму, в соответствии с которой после прибытия товаров и представления таможенному органу документов на товары последние могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, заявлены к определенной таможенной процедуре. В этом случае лицо, перемещающее товары само определяет свои действия.

По степени определенности в таможенном праве преобладают абсолютно-определенные нормы.

Относительно-определенные нормы в силу публично-правового характера таможенного права практически не используются в регулировании правоотношений.

В таможенном праве бланкетные нормы, т.е. нормы прямо не содержащие конкретного правила поведения, не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве.

Проблема в том, что Таможенный кодекс ТС и соглашения Комиссии ТС регулируют базовые вопросы, но при этом есть множество институтов и положений, где законодательство ТС не дает исчерпывающих ответов на вопросы, а делает лишь отсылку к национальному законодательству. Таких отсылочных норм в Таможенном кодексе ТС большое количество. Поэтому приходится руководствоваться одновременно нормами как Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311, так и Таможенного кодекса ТС.

Отметим иерархию норм таможенного законодательства РФТС, которыми руководствуется Россия. Они расположены таким образом: 1) Таможенный кодекс Таможенного союза; 2) принятые в соответствии с ним международные соглашения государств — членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза; 3) Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; 4) принятые в соответствии с ним федеральные законы и законы РФ; 5) подзаконные нормативные правовые акты РФ; 6) ведомственные нормативные акты.

Закон разграничивает компетенцию трех уровней российского законодательства и определять, какая из ветвей власти будет регулировать те или иные вопросы: Госдума — в законах, Правительство и Президент РФ — в подзаконных актах, Федеральная таможенная служба — в ведомственных нормативных актах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.032 с.)