Источники норм таможенного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники норм таможенного права



Введение в таможенное право

 

Таможня возникла вместе с возникновением государства.

Изначально таможенная политика осуществлялась феодалами, которые фактически грабили караваны, поступавшие на их земли.

Такая ситуация не могла продолжаться долго, в связи с этим назрела необходимость регулировать отношения по перемещению товаров между государствами.

Купец или торговец должны были оставлять часть своего товара в натуре или же платить пошлину в денежном выражении.

Перемещаемый товар всегда воспринимался как объект для налогообложения.

Основная проблема с древних времен – построение таможенных отношений.

Идеальная прибыль = Стоимость продажи – Стоимость покупки

В идеале товар должен продаваться за бОльшие деньги, чем он куплен, деньги должны приносить больше товара и т.д.

Но на этапе, когда у капиталиста есть деньги, государство взимает с него налог на прибыль.

Специфика таможенных платежей в том, что пошлины взимаются на этапе перемещения товара. Государство не интересует, что купец сделает с товаром, главное для него – взять пошлину с товара, ввезенного в страну. После продажи товара с купца взимается еще и налог на прибыль.

Исходя из специфики торговли, купцу не хочется платить государству эти платежи – это и есть контрабанда.

Для того, чтобы комплексно решать проблему контрабанды и вообще регулировать порядок перемещения товара с наименьшими затратами для государства имеет место специальный административно-правовой режим перемещения товаров через таможенную границу.

Государственная и таможенная границы – вещи разные!!!

Определение таможенной границы дано в Таможенном кодексе Таможенного союза.

Таможенная граница – воображаемая линия, для или при пересечении которой у лица, перемещающего через неё товары, возникает обязанность по их таможенному оформлению (обязанность к уплате таможенных платежей).

Вместо термина «таможенное оформление» в ТмК употребляется понятие «таможенные операции».

В большей части таможенные и государственные границы совпадают. Везде, где есть государственная граница, есть и таможенная, но не всегда, где есть таможенная граница, есть государственная. Пример – границы свободных экономических зон.

Суть в том, что товар, находящийся в пределах СЭЗ считается находящимся за таможенной границей. Этот товар не облагается пошлинами, пока находится на территории СЭЗ. В случае ввоза его в государство за пределы СЭЗ, уплачиваются пошлины.

Специальный административно-правовой режим таможни образовался в одно время с образованием государства. В его основе лежат принципы построения таможенные правоотношений. В ТмК РФ 2003 г. принципам была посвящена целая глава. В ТмК ТС принципы «размазаны» по всему Кодексу.

Принципы ТмП:

1. Каждое лицо имеет право перемещать товары через таможенную границу на общих условиях;

2. При перемещении товаров должно соблюдать правила, связанные с реализацией таможенно-тарифного и нетарифных методов регулирования;

3. ДЛ таможенных органов не вправе устанавливать дополнительные требования либо ограничения, помимо установленных законом;

4. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу товарами до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.*

Методы регулирования внешнеэкономической деятельности (принцип №2) изложены в ФЗ №164. Всего их 4.

1. Таможенно-тарифный – он означает, что объемы перемещаемых через таможенную границу товаров регулируются путем изменения ставок таможенных пошлин;

2. Использование квот и лицензий. Квота – ограничение объема перемещения товара путем выдачи разрешения на перемещение определенного объема товара в определенное время. Лицензирование в таможенном деле – выдача разрешений на ввоз определенных товаров только определенным лицам. Как правило, здесь речь идет о т.н. товарах двойного назначения, т.е. товарах, которые могут быть использованы, например, в медицине и военных целях. Лицензии даются только тем лицам, которые используют данные товары в мирных целях;

3. Запреты на ввоз определенных товаров (например, наркотики);

4. Ограничения, связанные с соблюдением авторского права. Множество товаров являются объектами авторских прав и их перемещение возможно только при условии соблюдения установленных правил.

Таможенные операции – действия, которые должны совершить лица в целях соблюдения таможенного законодательства. Этот режим имеет свои нюансы в:

1. Торговом обороте (ЮЛ перемещают товары для продажи);

2. Неторговом обороте (ФЛ перемещают товары для личного использования, дипломатические, консульские учреждения и их сотрудники);

3. Особые случаи – например, случаи, когда одно государство оказывает гуманитарную помощь другому, или в случае перемещения товаров на военную базу, дислоцированную за пределами РФ.

Особенности таможенных правоотношений:

1. Таможенные правоотношения возникают только в таможенном деле, т.е. только в связи либо по поводу перемещения через ТГ товаров и транспортных средств;

2. Властными субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы РФ;

3. Подавляющее большинство подвластных субъектов таможенных правоотношений вступают в них по своей инициативе;

4. Регулируются таможенные правоотношения специальной нормативно-правовой базой, имеющей свои особенности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной метод в ТмП – императивный.

Тем не менее, в настоящее время все больше говорят о методе правовых технологий. По большому счету товар, перемещаемый через ТГ, можно сравнить с исходным сырьем, ложащимся на конвейер. Идя по конвейеру, товар сырье превращается в товар также как и товар, ввозимый превращается в товар оформленный. На протяжении этой «обработки» ввозимого товара заинтересованным лицам дозволяется принимать определенные решения, касающиеся процесса его «обработки».

Источники норм таможенного права

 

www.custons.ru – официальный сайт ФТС России

www.tsouz.ru – официальный сайт Таможенного союза

Нормы таможенного права – общеобязательные для участников таможенных отношений правила поведения, утвержденные таможенным законодательством и иными НПА в области таможенного дела, за нарушение которых наступает юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная).

Источники таможенного права на 2009 г.:

СОЮЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. ТмК ТС;

2. Международные договоры государств-участников ТС (здесь речь идет только о межгосударственных договорах, т.е. заключаемых только на уровне глав государств стран-участников);

3. Решения Комиссии ТС;

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

4. ТмК стран-участников ТС;

5. Постановления Правительств стран-участников ТС;

6. Приказы таможенных органов стран-участников ТС.

В настоящее время Комиссии ТС не существует (она работала до осени 2011 г.). КТС – коллегиальный орган, принимающий решения в области таможенного регулирования в ТС. Решения принимались 2\3 голосов (у России было 50%, у РК и РБ по 25%).

В настоящее время аналогом Комиссии ТС является Евразийская экономическая комиссия.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ источники ТмП по Чермянинову Д.В.:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Конституция РФ (ст.71 – таможенное регулирование находится в ведении РФ, ч.4 ст.15);

2. Международные договоры и конвенции (не договоры стран-участников ТС!!!): Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. («это не штрих-коды, это совсем другое!» – 10-значный код, от которого зависят платежи), Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международные дальние перевозки), Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товара;

3. Федеральные законы и кодифицированные акты: ФЗ «О таможенном регулировании» N 311-ФЗ, КоАП РФ (правило ТС – на чьей территории обнаружено правонарушение, органы того государства и ведут дело в соответствии со своим законодательством), НК РФ, УК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» от 23 мая 1993 г. N 5003-1 (в этом законе обозначены виды ставок таможенных пошлин и порядок их применения), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей»;

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

4. УП РФ и ПП РФ: УП РФ от 11 мая 2006 г. «Вопросы ФТС» (НАДО ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ!!!), ПП РФ от 26 июня 2006 г. «О ФТС»;

5. Ведомственные НПА: Приказы ГТК РФ, Приказы ФТС России, Приказы Минэкономразвития.

Декларирование товаров

Декларация – по сути, заявление.

В ходе декларирования декларант заявляет таможенному органу сведения, необходимые для реализации таможенно-тарифного и нетарифных методов регулирования ВЭД.

Эти самые заявления, то есть эти декларации, у нас бывают следующими: то есть в торговом обороте применяется декларация на товары. Вот. Дальше. Как я вам говорил – для транзита применяется транзитная декларация. Вот. Но она по форме, это короче та же самая декларация. Следующее – пассажирская декларация (в скобках напишите – для физических лиц). И последнее – декларация на транспортное средство. Значит. Декларантами могут быть и физические, и юридические лица. Значит. Если это лицо российское, это либо это либо участник ВЭД, то есть юридическое лицо, либо физическое лицо, которое въезжает из-за границы, либо какая-то транспортная организация, которая декларирует свои транспортные средства. Значит иностранные лица могут быть декларантами в следующих случаях: все туристы иностранные, те самые консульские и дипломатические учреждения и все лица, которые там работают. Следующее – организации, которые имеют на территории РФ представительства, ну то есть они ввозят товары значит для нужд собственных представительств. И последнее – лицо, имеющее право распоряжаться товарами в рамках сделки, одной из сторон которых выступает государство – член ТС. И тут поясню о чем идет речь: тоже не помню уже, рассказывал вам или нет – есть базы поставки…

ТД 1 – основной лист декларации.

ТД 2 – дополнительные листы.

По одной декларации можно задекларировать партию товара, состоящую из 999 наименований.

В первую очередь в декларации указываются сведения, необходимые для применения тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД.

Для применения тарифного метода предусмотрены: таможенная процедура; код товара по ТН ВЭД; страна происхождения товара; характеристики товарной партии (вес, объем, количество товара в дополнительных единицах измерения).

Информация в декларацию может вноситься в цифровом, буквенном видах или словами.

Таможенная процедура

В соответствии с практикой, существовавшей с 1993 г. по 2010 г. данное явление называлось таможенным режимом.

Лицо, в зависимости от целей перемещения через таможенную границу товаров, вправе поместить эти товары под любую таможенную процедуру, которой соответствует порядок обращения с товарами. То есть, помещая товар под конкретную процедуру с целью соблюдения своего экономического интереса, заинтересованное лицо определяет для себя два основных момента: конкретный набор прав и обязанностей, которыми можно воспользоваться и которые должны быть соблюдены при дальнейшем распоряжении этим товаром, а также порядок или условия уплаты таможенных платежей. В свою очередь, таможенный орган, выпуская товар в соответствии с заявленной процедурой отслеживает, чтобы товар использовался только в рамках данной процедуры и чтобы таможенные платежи были уплачены своевременно и в полном объеме.

Таможенные процедуры:

Выпуск для внутреннего потребления (ЭК10) – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничения по их использованию и распоряжению ими.

Условия для выпуска товаров:

1. Уплата всех причитающихся таможенных платежей;

2. Соблюдение запретов и ограничений;

3. Предоставление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Экспорт (ИМ40) – процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за её пределами.

Условия:

1. Уплата всех причитающихся таможенных платежей;

2. Соблюдение запретов и ограничений;

3. Предоставление сертификата о происхождении товара (в случае необходимости).

Таможенный транзит – говорилось ранее.

Таможенный склад (ИМ**) – процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных платежей.

Условия:

1. Могут помещаться любые товары, за исключением тех, срок годности которых составляет менее 180 дней. Также существует перечень товаров, помещение которых на склад не допускается;

2. Срок хранения товаров не превышает 3-х лет;

Если срок хранения товаров на складе истечет, то товар будет задержан таможенными органами.

Во время хранения товаров на складе в отношении них возможно совершение сделок.

Если за то время, пока товары хранятся на складе, срок его функционирования истек, то в течение 60 дней эти товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру, иначе эти товары будут задержаны таможенными органами.

В случае, если товары во время хранения на таможенном складе испортились либо пришли в негодность полностью или частично, их также необходимо поместить под таможенную процедуру, т.е. действие данной процедуры заканчивается помещением товаров под другую процедуру, причем эти товары могут помещаться под разные процедуры частями, либо целиком под одну процедуру.

Переработка на таможенной территории – процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за территорию ТС.

Условное освобождение – иностранные товары, помещаемые под данную процедуру, сохраняют статус иностранных товаров, т.е. если эти товары не будут своевременно переработаны либо если будут какие-то нарушения этой процедуры, то за них придется платить таможенные платежи.

Статус иностранных товаров приобретают также и продукты переработки.

Срок переработки товаров не может превышать трех лет.

Допускаются следующие операции по переработке:

1. Переработка и обработка товаров, при которой иностранные товары теряют свои характеристики (меняется код товара);

2. Изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку, подгонку;

3. Ремонт товаров, включая восстановление или замену составных частей;

4. Использование в качестве сырья товаров, содействующих производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Переработка вне таможенной территории – в этом случае товары ТС вывозятся с территории ТС в целях совершения операций по переработке вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на территорию ТС.

В данном случае операции по переработки соответствуют операциям, перечисленным выше, за исключением последней.

Срок переработки в данном случае не может превышать двух лет.

Переработка для внутреннего потребления – процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на территории ТС без уплаты ввозных таможенных платежей с применением запретов и ограничений (всех) при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Товары, помещаемые под эту процедуру, сохраняют статус иностранных, а новые – приобретают статус товаров ТС.

Операции – две первые.

Срок переработки не превышает одного года.

Здесь имеются два условия:

1. Сумма ввозных платежей, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки должна быть меньше той, которая подлежала бы уплате на день помещения иностранных товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2. Продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Универсальное требования для всех трех процедур переработки: при декларировании товаров необходимо представить в таможенный орган документ об условиях переработки. В этом документе указывается лицо, получившее документ; лицо, которое будет перерабатывать товары; наименование, описание и классификация перемещаемых товаров и продуктов переработки; сведения о технологическом цикле (то, как будут перерабатываться товары); способ идентификации товаров (сырья) в продуктах переработки.

Даже отходы и остатки должны быть указаны – какой у них будет код и под какую таможенную процедуру они будут помещаться.

Временный ввоз товаров – процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты ввозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Основанием чаще всего является договор аренды.

Не допускается помещением под данную процедуру:

1. Пищевых продуктов;

2. Напитки;

3. Сигареты;

4. Полуфабрикаты;

5. Расходные материалы и образцы;

6. Отходы;

7. Товары, запрещенные к ввозу.

Ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии за исключением обычного износа или естественной убыли.

Временно ввезенные товары может использовать только декларант, их субаренда запрещена.

Максимальный срок, по общему правилу, не может превышать два года, а вообще определяется исходя из условий договора.

Перечень товаров, в отношении которых можно применять полное освобождение от таможенных платежей, определяется МД государств-членов ТС или решением ЕЭК.

Если в отношении товаров применяется частичное освобождение от платежей, это означает, что декларант должен ежемесячно уплачивать по 3% от суммы, которая подлежала бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При завершении таможенной процедуры временного ввоза суммы ввозных таможенных платежей, уплаченных при частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей, возврату не подлежат.

Реимпорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с территории ТС, ввозятся обратно на территорию ТС без уплаты ввозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Под данную процедуру помещаются товары, которые ранее помещались под процедуры «Экспорт» и «Временный вывоз», а также продукты переработки, образовавшиеся при применении процедуры «Переработка на таможенной территории».

Данную процедуру можно применять только в том случае, если ранее вывезенные товары остались в неизменном состоянии, за исключением естественного износа.

По общему правилу, декларантом процедуры реимпорта может выступать лицо, ранее вывозившее данные товары.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных платежей (пошлины), если указанные товары помещены под данную процедуру не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения данных товаров под процедуру экспорта.

Реэкспорт – таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и без применения налогов и мер нетарифного регулирования.

Можно помещать иностранные товары, которые находятся на территории ТС, в случае нарушения мер нетарифного регулирования.

Продукты переработки, помещенные под процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся посредством процедуры реэкспорта.

Беспошлинная торговля – таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в МБТ и только в МБТ физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Под данную процедуру могут помещаться любые товары, кроме запрещенных к обороту на территории ТС, к вывозу и ввозу. Декларантом товаров, которые помещаются под данную процедуру, может выступать только владелец МБТ, который впоследствии данные товары будет реализовывать через свой магазин.

Владелец МБТ не вправе помещать под данную процедуру товары, которые планируется использовать для обеспечения функционирования МБТ (стеллажи, холодильники, кондиционеры, витрины и т.д.).

В случае прекращения функционирования МБТ все товары, находящиеся в МБТ и на его складе, должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение месяца со дня прекращения деятельности МБТ.

Уничтожение – таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Уничтожение – приведение товаров в состояние, при котором они утрачивают свои полезные свойства и не могут быть восстановлены экономически выгодным способом.

Товары чаще всего уничтожаются:

1. В случае, если товары были испорчены в дороге по различным причинам;

2. В случае, если товары не прошли какие-либо формы контроля (санитарный, ветеринарный и т.п.);

3. Любые товары по желанию декларанта.

Уничтожение возможно лишь в тех случаях, когда есть заключение компетентных органов о возможности уничтожения, за исключением случаев, когда товары уже уничтожены в ситуации форс-мажора.

Нельзя уничтожать:

1. Культурные, археологические и исторические ценности;

2. Животные, растения, занесенные в «Красную книгу» или охраняемые международными договорами или их части и дереваты, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях предотвращения эпидемий или эпизоотий;

3. Предметы залога до окончания отношений залога;

4. Изъятые или арестованные товары.

Ограничения по способам уничтожения:

1. Нельзя уничтожать в случае, если это может причинить вред окружающей среде или может причинить вред территории;

2. Нельзя уничтожать в случае, если это может повлечь расходы для государственных органов, УНИЧТОЖЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ДЕКЛАРАНТА;

3. Нельзя уничтожать товары путем их естественного потребления.

Отходы, остающиеся в результате уничтожения при возможности их дальнейшего использования, подлежат помещению под какую-либо таможенную процедуру.

Отказ в пользу государства – процедура, при которой иностранные товары передаются безвозмездно в собственность государства без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Ограничения:

1. Нельзя помещать товары, запрещенные к ввозу на территорию государства;

2. Нельзя помещать товары, если этот отказ может повлечь для государственных органов РФ какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет реализации данных товаров.

Свободная таможенная зона, свободный склад – таможенная процедура, при которой товары используются и хранятся на территории свободной зоны либо свободного склада (только в пределах их территории) без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

 

Таможенная декларация:

Поле 33: код товара.

Код товара – десятизначное число, путем применения которого в первую очередь определяется порядок применения мер тарифного регулирования.

Каждому коду соответствует товар и ставка таможенной пошлины.

Для определения кода товара используется ТН ВЭД.

ТН ВЭД – источник информации, помогающий получить наиболее четкие представления о конкретном товаре для дальнейшего обложения его таможенными пошлинами.

Основные правила интерпретации:

1. Основанием для определения кода является вещество, из которого товар изготовлен;

2. Товар некомплектный или несобранный декларируется как собранный;

3. При кодировании товаров применяется тот код, который имеет наибольшее количество знаков после четырех.

Таможенные платежи

Совокупный таможенный платеж – сумма, подлежащая уплате при ввозе или вывозе товара с таможенной территории.

При ввозе товаров в СТП могут входить:

1. Ввозная таможенная пошлина;

2. НДС;

3. Акциз;

4. Таможенный сбор.

Существует три вида ставок таможенных пошлин:

1. Адвалорные – взымается в процентах от таможенной стоимости товара (10%);

2. Специфические – взымается, исходя из единиц измерения товара (1 евро);

3. Комбинированные – адвалорная + специфическая (10% + 1 евро).

Сезонная ставка – ставка, применяемая для оперативного регулирования товаропотоков, увеличение которых может быть связано с определенным сезоном.

Когда работает сезонная ставка – не работают ставки по ЕТТ ТС.

Сезонные ставки устанавливаются на срок до полугода.

Выпуск товаров

Суть выпуска товаров заключается в том, что с момента выпуска декларант получает разрешение на использование товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Введение в таможенное право

 

Таможня возникла вместе с возникновением государства.

Изначально таможенная политика осуществлялась феодалами, которые фактически грабили караваны, поступавшие на их земли.

Такая ситуация не могла продолжаться долго, в связи с этим назрела необходимость регулировать отношения по перемещению товаров между государствами.

Купец или торговец должны были оставлять часть своего товара в натуре или же платить пошлину в денежном выражении.

Перемещаемый товар всегда воспринимался как объект для налогообложения.

Основная проблема с древних времен – построение таможенных отношений.

Идеальная прибыль = Стоимость продажи – Стоимость покупки

В идеале товар должен продаваться за бОльшие деньги, чем он куплен, деньги должны приносить больше товара и т.д.

Но на этапе, когда у капиталиста есть деньги, государство взимает с него налог на прибыль.

Специфика таможенных платежей в том, что пошлины взимаются на этапе перемещения товара. Государство не интересует, что купец сделает с товаром, главное для него – взять пошлину с товара, ввезенного в страну. После продажи товара с купца взимается еще и налог на прибыль.

Исходя из специфики торговли, купцу не хочется платить государству эти платежи – это и есть контрабанда.

Для того, чтобы комплексно решать проблему контрабанды и вообще регулировать порядок перемещения товара с наименьшими затратами для государства имеет место специальный административно-правовой режим перемещения товаров через таможенную границу.

Государственная и таможенная границы – вещи разные!!!

Определение таможенной границы дано в Таможенном кодексе Таможенного союза.

Таможенная граница – воображаемая линия, для или при пересечении которой у лица, перемещающего через неё товары, возникает обязанность по их таможенному оформлению (обязанность к уплате таможенных платежей).

Вместо термина «таможенное оформление» в ТмК употребляется понятие «таможенные операции».

В большей части таможенные и государственные границы совпадают. Везде, где есть государственная граница, есть и таможенная, но не всегда, где есть таможенная граница, есть государственная. Пример – границы свободных экономических зон.

Суть в том, что товар, находящийся в пределах СЭЗ считается находящимся за таможенной границей. Этот товар не облагается пошлинами, пока находится на территории СЭЗ. В случае ввоза его в государство за пределы СЭЗ, уплачиваются пошлины.

Специальный административно-правовой режим таможни образовался в одно время с образованием государства. В его основе лежат принципы построения таможенные правоотношений. В ТмК РФ 2003 г. принципам была посвящена целая глава. В ТмК ТС принципы «размазаны» по всему Кодексу.

Принципы ТмП:

1. Каждое лицо имеет право перемещать товары через таможенную границу на общих условиях;

2. При перемещении товаров должно соблюдать правила, связанные с реализацией таможенно-тарифного и нетарифных методов регулирования;

3. ДЛ таможенных органов не вправе устанавливать дополнительные требования либо ограничения, помимо установленных законом;

4. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу товарами до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой.*

Методы регулирования внешнеэкономической деятельности (принцип №2) изложены в ФЗ №164. Всего их 4.

1. Таможенно-тарифный – он означает, что объемы перемещаемых через таможенную границу товаров регулируются путем изменения ставок таможенных пошлин;

2. Использование квот и лицензий. Квота – ограничение объема перемещения товара путем выдачи разрешения на перемещение определенного объема товара в определенное время. Лицензирование в таможенном деле – выдача разрешений на ввоз определенных товаров только определенным лицам. Как правило, здесь речь идет о т.н. товарах двойного назначения, т.е. товарах, которые могут быть использованы, например, в медицине и военных целях. Лицензии даются только тем лицам, которые используют данные товары в мирных целях;

3. Запреты на ввоз определенных товаров (например, наркотики);

4. Ограничения, связанные с соблюдением авторского права. Множество товаров являются объектами авторских прав и их перемещение возможно только при условии соблюдения установленных правил.

Таможенные операции – действия, которые должны совершить лица в целях соблюдения таможенного законодательства. Этот режим имеет свои нюансы в:

1. Торговом обороте (ЮЛ перемещают товары для продажи);

2. Неторговом обороте (ФЛ перемещают товары для личного использования, дипломатические, консульские учреждения и их сотрудники);

3. Особые случаи – например, случаи, когда одно государство оказывает гуманитарную помощь другому, или в случае перемещения товаров на военную базу, дислоцированную за пределами РФ.

Особенности таможенных правоотношений:

1. Таможенные правоотношения возникают только в таможенном деле, т.е. только в связи либо по поводу перемещения через ТГ товаров и транспортных средств;

2. Властными субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы РФ;

3. Подавляющее большинство подвластных субъектов таможенных правоотношений вступают в них по своей инициативе;

4. Регулируются таможенные правоотношения специальной нормативно-правовой базой, имеющей свои особенности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной метод в ТмП – императивный.

Тем не менее, в настоящее время все больше говорят о методе правовых технологий. По большому счету товар, перемещаемый через ТГ, можно сравнить с исходным сырьем, ложащимся на конвейер. Идя по конвейеру, товар сырье превращается в товар также как и товар, ввозимый превращается в товар оформленный. На протяжении этой «обработки» ввозимого товара заинтересованным лицам дозволяется принимать определенные решения, касающиеся процесса его «обработки».

Источники норм таможенного права

 

www.custons.ru – официальный сайт ФТС России

www.tsouz.ru – официальный сайт Таможенного союза

Нормы таможенного права – общеобязательные для участников таможенных отношений правила поведения, утвержденные таможенным законодательством и иными НПА в области таможенного дела, за нарушение которых наступает юридическая ответственность (уголовная, административная, дисциплинарная).

Источники таможенного права на 2009 г.:

СОЮЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. ТмК ТС;

2. Международные договоры государств-участников ТС (здесь речь идет только о межгосударственных договорах, т.е. заключаемых только на уровне глав государств стран-участников);

3. Решения Комиссии ТС;

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

4. ТмК стран-участников ТС;

5. Постановления Правительств стран-участников ТС;

6. Приказы таможенных органов стран-участников ТС.

В настоящее время Комиссии ТС не существует (она работала до осени 2011 г.). КТС – коллегиальный орган, принимающий решения в области таможенного регулирования в ТС. Решения принимались 2\3 голосов (у России было 50%, у РК и РБ по 25%).

В настоящее время аналогом Комиссии ТС является Евразийская экономическая комиссия.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ источники ТмП по Чермянинову Д.В.:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. Конституция РФ (ст.71 – таможенное регулирование находится в ведении РФ, ч.4 ст.15);

2. Международные договоры и конвенции (не договоры стран-участников ТС!!!): Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. («это не штрих-коды, это совсем другое!» – 10-значный код, от которого зависят платежи), Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международные дальние перевозки), Конвенция о карнете АТА для временного ввоза товара;

3. Федеральные законы и кодифицированные акты: ФЗ «О таможенном регулировании» N 311-ФЗ, КоАП РФ (правило ТС – на чьей территории обнаружено правонарушение, органы того государства и ведут дело в соответствии со своим законодательством), НК РФ, УК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» от 23 мая 1993 г. N 5003-1 (в этом законе обозначены виды ставок таможенных пошлин и порядок их применения), ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей»;

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

4. УП РФ и ПП РФ: УП РФ от 11 мая 2006 г. «Вопросы ФТС» (НАДО ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ!!!), ПП РФ от 26 июня 2006 г. «О ФТС»;

5. Ведомственные НПА: Приказы ГТК РФ, Приказы ФТС России, Приказы Минэкономразвития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.15 с.)