Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет таможенного права таможенного союза

Поиск

Таможенное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих широкий круг разнооб­разных общественных отношений в таможенной сфере. Новизна, сложность и обширность регулируемых отно­шений требуют их расчленения на части и разъяснения отдельных элементов, образующих в своей совокупности предмет таможенного права.

В общей форме структура общественных отношений в сфере таможенной деятельности определена Таможен­ным кодексом таможенного союза. В нем обозначены основные виды общественных отношений, совокупность которых и составляет предмет регулирования таможен­ного права.

В зависимости от конкретных целей возникновения и, соответственно, их создания и регулирования в каче­стве таможенных отношений выделяют общественные отношения, связанные:

1) с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза;

2) с их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

3) с временным хранением товаров;

4) с таможенным декларированием;

5) с выпуском товаров и их использованием в соответствии с таможенными процедурами;

6) с проведением таможенного контроля;

7) с уплатой таможенных платежей;

8) с властными отношениями между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами и т.п.

Особенность перечисленных видов обще­ственных отношений состоит в том, что все они возни­кают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. В своей совокупности они определяются понятием тамо­женных отношений, регулятором которых и является исключительно таможенное право.

Указанные виды общественных отношений многооб­разны по своему характеру и составляют предмет тамо­женного права. Все они непосредственно связаны с та­моженным регулированием и потому называются таможенными отношениями.

Главное, что характерно для таможенного пpава и, в чем наиболее ярко и зримо проявляются его особенно­сти, - это функционирование системы таможенных ор­ганов. В значительной степени таможенное право высту­пает в качестве правовой формы реализации задач, функций и полномочий, возлагаемых Таможенным ко­дексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза на их таможенные органы.

Таможенное право регулирует указанные выше отно­шения с участием таможенных органов, которые скла­дываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Имеется в виду практическая реализа­ция принадлежащих им юридически властных полномо­чий, в силу которых таможенные органы выступают в роли субъекта таможенных отношений.

Таможенные от­ношения представляют собой сферу применения и осу­ществления полномочий таможенных органов.

Таким образом, при определении предмета таможен­ного права необходимо учитывать:

практическую реализацию ими предоставленных для осуществления таможенной деятельности полномочий;

наличие в ней специальных субъектов - таможенных органов;

наличие в ней специфического объекта регулирова­ния – товаров.

Таким образом, общественные отношения, регулируе­мые таможенным правом, очень многообразны, но все они возникают в связи с осуществлением таможенного регулирования, а таможенные правовые нормы упорядочивают, закрепляют и охраняют наиболее рациональные обще­ственные отношения в таможенной сфере.

 

Методы таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, обусловливает при­менение имеющихся в действующей системе права спо­собов воздействия на субъектов - административно-пра­вового и гражданско-правового методов в их различных формах выражения. Эти два метода содержательно вы­ражают все наиболее существенные признаки таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления.

Гражданско-правовой метод регулирования основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».

Специфика таможенного регулиро­вания таможенного права состоит в целенаправленной деятельности государств-членов таможенного союза по регулированию внешнетор­гового обмена посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. В связи с этим в правовом регулировании таможенных отношений превалирует административно-правовой ме­тод, который выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений.

Обязательные предписания в таможенной сфере - это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в тамо­женном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного регулирования, требующего властных указаний, предписаний к совер­шению определенных действий и т.п.

Все таможенные органы таможенного союза обязаны действовать строго в рамках своей компетенции и с соблюдением установ­ленного порядка. При этом они не имеют права укло­няться от принятия решений. Любое лицо вправе обжа­ловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и интересы. Таможенным органам запрещено все, что не разрешено актами, определяющими их компетенцию.

Установление запретов в таможенном праве связано с обеспечением безопасности, необходимо­стью защиты общественного порядка, нравственности на­селения, жизни и здоровья человека, интересов потребите­лей, права собственности (в том числе на объекты интеллектуальной собственности), животных и растений, а также охраны окружающей природной среды и т.п.

Запреты - это предписания, возлагающие юридичес­кую обязанность не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой.

Правовые формы запретов в таможенной сфере разно­образны. Нередки прямые запреты: запрет ввоза на территорию таможенного союза и вывоза с территории таможенного союза товаров и транспортных средств по основаниям, предусмотренным законодательством государств-членов таможенного союза, запрет совершать таможенные пре­ступления, запрет совершать администра­тивные таможенные правонарушения и др.

Запреты в таможенной сфере выражаются и в другой правовой форме - путем указания исчерпывающего пе­речня действий. Например: установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств, включающий определение формы, места, сроков подачи таможенной декларации, представление доку­ментов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, принятия таможенной декларации, ее изменения, дополнения и изъятия.

Запреты в таможенной сфере устанавливаются и по­средством определения порядка совершения действий. Например: установлен четкий порядок действий должностных лиц таможенных органов на всех этапах таможенного оформления: на этапе приема, реги­страции и учета таможенных деклараций и на этапе кон­троля за правильностью определения кода товара в со­ответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страной происхождения и т.д.

Исполнение запретов обеспечивается установлением уголовной ответственности физических лиц и админист­ративной ответственности физических и юридических лиц за их нарушения.

Метод запретов в таможенном праве тесно соприкаса­ется с методом официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод также широко применяется в таможенном праве и является наи­более перспективным.

Например: предусматривается разрешительный порядок перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Суть его заключается в том, что перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза разрешается таможенными органами только при заявлении товаров в определенную таможенную процедуру. При этом право принятия решения о возможности помещения конкретного товара под определенную таможенную процедуру принадлежит исключительно таможенным органам.

Широко используется в таможенном праве и граж­данско-правовой метод - диспозитивный подход к ус­тановлению правомочий субъектов таможенных отноше­ний. Для этого метода характерен принцип равенства прав лиц (юридических и физических) на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств. Никто не может быть лишен права или огра­ничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключе­нием случаев, установленных Таможенным кодексом и другими законодательными актами государств-членов таможенного союза.

Таможенный кодекс предоставляет лицам, перемещаю­щим товары через таможенную границу, право выбора любой таможенной процедуры. По желанию лица одна таможенная процедура может быть заменена другой. Этот метод регулирования прав лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, примененный в Таможенном кодексе, называется методом общих дозволений, в отличие от иных форм проявления гражданско-правового метода регулирования.

Диспозитивный подход в таможенном праве выража­ется и в предоставлении субъектам возможности согла­сования отдельных условий реализации своих прав в таможенных правоотношениях. Например, место и вре­мя пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы допускается только в специально определенных местах, определяемых государствами-членами таможенного союза, и во время работы таможенных органов.

Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления.

 

Субъекты таможенного права

Субъект таможенного права - лицо, наделенное правами и обязанностями в таможенной сфере. Субъектами таможенного права являются:

таможенные органы государств-членов таможенного союза;

служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза;

юридические лица;

физические лица;

в некоторых случаях – государства и международные организации.

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного пра­ва охватываются таможенные органы и служащие таможенных органов государств-членов таможенного союза. Их специфика определя­ется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокуп­ностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей служащего того или иного таможенного органа.

Понятием иные субъекты таможенного права охва­тываются: 1) юридические лица - предприятия, учреж­дения и организации; 2) физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; 3) государства, при заключении международных договоров по таможенному регулированию; 4) международные организации, имеющие отношение к решению вопросов таможенного регулирования.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных осно­ваниях вступают в таможенные правоотношения: вво­зят на территорию таможенного союза и вывозят с территории таможенного союза товары и транспортные средства, в том числе при осуществле­нии внешнеэкономической деятельности.

Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз на территорию таможенного союза или вывоз с территории таможенного союза товаров и транспортных средств, за исключением случаев, установленных Таможенным ко­дексом и иными нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза.

Юридическим лицом признается организация, кото­рая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и от­вечает по своим обязательствам этим имуществом, мо­жет от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспо­собность. Правоспособность означает способность юри­дического лица иметь гражданские права, соответствую­щие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Различается правоспособность специальная и общая. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Следовательно, если специальная правоспо­собность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отне­сенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осу­ществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Следует иметь в виду, что опре­деленные ограничения внешнеэкономической деятельнос­ти юридических лиц могут устанавливаться путем введе­ния лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.

Физические лица - это граждане государств-членов таможенного союза, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан характеризуется поня­тием правоспособности и дееспособности. Правоспособ­ность - это способность гражданина иметь права и обя­занности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Для того чтобы своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права, от своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспо­собности граждан регулируются гражданским правом.

Например: Гражданский кодекс Республики Беларусь закрепил равную для всех граждан правоспособность. Иностран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Рес­публике Беларусь гражданской правоспособностью на­равне с гражданами Республики Беларусь. В данном случае это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют в таможенной сфере те же права, что и белорусские граждане, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставлены гражда­нам Республики Беларусь (например, права, которые предоставлены иностранному гражданину в его стране - освобождение от декларирования, таможенного контро­ля и т.п.). Иностранные граждане, лица без гражданства несут ответственность за нарушение таможенных пра­вил на общих основаниях с белорусскими гражданами.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через та­моженную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через та­моженную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использования или коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощенном порядке.

В области таможенной деятельности наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридичес­ких лиц, занимающихся профессиональным посредниче­ством. Посреднические функции в этой области осуще­ствляются таможенными представителями. В разных государствах они называются по разному, но все они являются субъектами таможенных правоотношений.

Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных правоотношений деталь­но регламентируются Таможенным кодексом таможенного союза, международными договорами и национальным законодательством государств-участников таможенного союза. Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездей­ствие таможенных органов государств-участников таможенного союза и их дол­жностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, дей­ствия или бездействие затрагивают это лицо непосред­ственно и индивидуально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.015 с.)