Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц

Поиск

Основополагающим для таможенного права являет­ся правило, согласно которому в таможенной деятельности при­меняются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных доку­ментов таможенными органами таможенного союза.

Дей­ствующими нормативными правовыми актами призна­ются акты, вступившие в силу.

В таможенной сфере новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые нормативные акты приме­няться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия, по решению нормотворческих орга­нов, закрепленному в Таможенном кодексе, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие.

Для регулирования отношений, возникающих при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, применяются нормы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В деятельности действует правило о том, что про­тивозаконность и наказуемость действий или бездей­ствия определяется нормой, действовавшей во время со­вершения этого деяния.

Однако норма, устраняющая противозаконность и наказуемость деяния или смягчающая наказание, име­ет обратную силу, т.е. с момента вступления в силу она распространяется также на деяния, совершенные до ее издания. С момента вступления в силу нормы, устра­няющей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются та­моженными правонарушениями.

Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или
устанавливающие за него конкретные наказания, обратной силы не имеют.

Действие таможенного права в пространстве. Пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией таможенного союза, или правильнее – таможенной территорией государств-членов таможенного союза.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.

На таможенной территории таможенного союза действует таможенное законодательство таможенного союза.

Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных ТКТС.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Действие таможенного права по кругу лиц. Прин­ципы территориального действия таможенного права предопределяют и его действие в отношении лиц. Тамо­женное право распространяется на всех предусмотрен­ных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории таможенного союза. При этом в разных случаях юридическое значение имеет пересечение тамо­женной границы, подача таможенной декларации и иных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу таможенного союза и т.п.

Из этого общего правила имеются исключения - например, действие таможенного права таможенного союза не распространяется в опреде­ленной части на лиц, пользующихся иммунитетами и привилегиями.

Иностранные физические лица не могут быть субъек­тами некоторых таможенных правоотношений на территории таможенного союза, напри­мер государственно-служебных.

 

Источники таможенного права

Под источниками права принято понимать внешние фор­мы права. В пра­вовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля стано­вится правовой нормой, обознача­ются условным термином «источники права».

Под источни­ками таможенного права таможенного союза понимаются акты компетент­ных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

Содержание таможенного права таможенного союза определя­ется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;

4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;

5) международные обычаи.

Источники таможенного права таможенного союза имеют определенную специфику, они носят тройственный характер.

С одной сто­роны, источниками являются международные договоры и между­народные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (националь­ного) законодательства.

В Таможенном кодексе таможенного союза, как базовом источнике таможенного права таможенного союза, со­держатся все основные материально-правовые, про­цессуальные и процедурные таможенные нормы.

Таможенный кодекс таможенного союза определя­ет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономическо­го суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей поли­тики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области тамо­женного регулирования.

Международные договоры (конвенции, договоры и соглаше­ния — название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества госу­дарств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза

Между­народно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро­сов, - важнейшие источники таможенного права.

Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.

Резолюции иных международных организаций, если иное спе­циально и долж­ным образом не оговорено, не создают юриди­ческих обязательств для участ­вующих государств.

Еще одним источником международного частного права, связанным про­исхождением с международной жизнью, явля­ется международный обычай.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установленияих содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своды обычаев по таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеме­стно применяемые таможенными орга­нами в целях определения та­моженной стоимости для начисления по­шлин и статистического учета в сфере внешнетор­говой деятельности государств и т.п.

Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сло­жились давно, систематически применяются и отступление от них рас­сматри­вается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санк­ционированы соответствующим компетентным органом государ­ства.

Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».

Внутреннее (национальное) законодательство – один из основных источ­ников таможенного права таможенного союза.

Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Пре­зидента Республики Беларусь, поэто­му законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.

Национальными или внутренними источниками тамо­женного права в Беларуси являются:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 г.)

Принципиальное значение для таможенного законо­дательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнан­ных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. За­коны, декреты, указы и иные акты государственных ор­ганов издаются на основе и в соответствии с Конститу­цией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.

2. Комплексный характер таможенного законодатель­ства обусловливает использование отдельных норм, со­держащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответственность за таможенные преступления установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Рес­публики Беларусь.

Аналогичным образом дело обстоит с Кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь, в которых содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.

3. Важны­ми и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осу­ществления часто возникает необходимость решения за­дач, требующая немедленного оперативного реагирова­ния. Достижению таких целей и способствует админи­стративное нормотворчество.

Подзаконными нормативными актами являются нормативные правовые акты ГТК Республики Бела­русь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными орга­нами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организация­ми независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполни­тельной власти. В данном случае совместные норматив­ные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.

4. Судебный прецедент также может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Судебный прецедент как источник права – это конкретное судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:

- Stare decisis (придерживаться того, что было решено) – принцип, в соответствии с которым решение, вынесенное судебным органом, является обязательным при последующем разрешении аналогичного дела тем же судом или судом соответствующей юрисдикции низшей инстанции.

- Ratio decidenti – часть решения, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение и которые в дальнейшем подлежат применению.

- obiter dictum – заявления, ремарки, замечания, нашедшие отражение в решении суда, но не составляющие его правовую основу.

В Республике Беларусь судебная практика по гражданским делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкования норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслу­живают руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Республики Бе­ларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руково­дящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.

При рассмотрении источников таможенного права не могут быть не выделены и средства, так на­зываемого, негосударственного ре­гулирования.

Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендательный ха­рактер, это, например д октрина. Она не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но судебно-арбитражной практике изве­стны случаи обращения к док­трине для обоснования принима­емого решения. Некоторые авторы считают правовую доктрину источником таможенного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Дело в том, что высказывания уче­ных-юристов по вопросам таможенного права для таможенных органов, суда и других органов, приме­няющих нормы права, не являются обяза­тельными, не имеют юридической силы. Такого рода высказывания носят ре­комендательный характер. Разуме­ется, что не должно умалять значения пра­вовой доктрины для разработки и уяснения норм таможенного права таможенного союза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.011 с.)