Таможенное право в системе права России: предмет и метод правового регулирования; источники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное право в системе права России: предмет и метод правового регулирования; источники.



ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО РФ.

Таможенное право в системе права России: предмет и метод правового регулирования; источники.

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского пра­ва, представляющую собой совокупность юридических инсти­тутов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенно­го дела. Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможен­ного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенно­го дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный ха­рактер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Таможенное право находится во взаимодействии с различными отраслями права:

· Конституционное в части закрепления Конституцией РФ основ экономической и политической организации российского общества, а т.ж.формирования основных принципов таможенного права, как общеправовые, так и принципы отраслевого характера.

· административное в той части, что деятельность таможенных органов в основном представляет со­бой исполнит.-распорядит. деятельность ОИВ; отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон; к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры админи­стративной или дисциплинарной ответственности; споры между сторонами зачастую решаются в административном порядке.

· уголовное в части регули­рования общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.

· гражданское и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права

· финансовое в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налого­вым — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами.

· Уголов­но-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выпол­нения таможенными органами возложенных на них функций органов доз­нания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности тамо­женных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нару­шения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

· Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами РФ службы в таможенных органах и организациях таможенной службы.

Метод таможенного права. – комплексный в зависимости от вида этих отношений он мо­жет быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинаци­онном сочетании обоих этих правовых способов воздействия. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений.

 

Система таможенного права.

Нормы, составляющие таможенное право, будучи включенными прежде всего в ТК, обретают необходимые последовательность, стройность, внутреннюю согласованность и образуют некую целостную систему. Целостный и системный характер таможенного права обуславливается единством и комплексным характером таможенного дела. Понятие «система таможенного права» - включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на общую и особенную части (условное разделение), основные разделы, институты и входящие в них нормы.

В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации и другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. К общей части таможенного права относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов; об ответственности в таможенном праве.

Система особенной части таможенного права сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенного тарифа и взима ния таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения.

 

Субъекты таможенного права.

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются: лицо (ФЛ либо ЮЛ, а т.ж. организация. не являющаяся ЮЛ):

а) иностранные лица - лицо не являющееся лицом государства-члена ТС;

б) ЮЛ государства-члена ТС - ЮЛ, а т.ж. организация не имеющая статуса ЮЛ, созданная в соответствии с законодательством государства-члена ТС, а т.ж ФЛ имеющее ПМЖ в государстве-участнике ТС, а т.ж. ИП, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена ТС;

в) заинтересованное лицо *

В качестве основного субъекта ТПО следует выделять лицо, обладающего правами и обязанностями в сфере перемещения товаров через таможенную границу и способное собственными действиями реализовывать эти права и обязанности. В основе статуса основного субъекта лежит таможенная правосубъектность. Выделяют следующие виды субъектов:

l ФЛ:

а) резиденты - граждане РФ, включая граждан пребывающих за ее пределами. Кроме этого, в число резидентов м.б. отнесены граждане государств-членов ТС, а т.ж. иностранные градане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории государств-участников ТС, при наличии особого международного договора о статусе этих лиц (в ряде сучаев).

б) нерезиденты - иностранные граждане и лица без гражданства, включая лиц, временно пребывающих на территории государств-членов ТМ

Появление данных видов связано с действиями национального режима. Это есть элементы политики протекционизма.

l ЮЛ:

а) резидент - ЮЛ государства-члена ТС, соданое в соответствии с законодательством + имеющее юр.адрес на территории государства-члена ТС, включая филиалы и представительства за пределами государств-членов ТС.

б) нерезидент - ЮЛ, созданное за пределами территории государств-членов ТС, в соответствии с иностранным законодательством, имеющее юр.адрес за пределами территории государств-членов ТС, включая филиалы и представительства на территории государств-членов ТС.

Таможенные органы и служащие таможенных органов в меньшей степени подвержены необходимости проверки о создании ЮЛ, формировании уставного капитала, распределения прибыли и т.д. Их интересуют только формальная сторона создания.

*Формально юридически положение м\у ФЛ и ЮЛ занимают частные предприниматели (ЧП).

l организации, не имеющие статуса ЮЛ;

4. Нормы таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Таможенно-правовая норма - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми, является их направленность на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на материальные нормы и нормы процессуальные Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения, по техническим приемам установления правил поведения и другим критериям.

Таможенная территория.

Ст.2 ТК ТС - единую таможенную территорию ТС составляют территории респ. Беларусь, респ. Казахстан и РФ, а т.ж. находящиеся за пределами территории государств-членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены ТС обладают исключительной юрисдикцией. Под таможенной территорией понимается территория в пределах которой государство обладает исключительной юрисдикцией в таможенной сфере, при этом основу правового режима таможенной территории составляет режим государственной территории. Основными элементами таможенной территории выступают:

l сухопутная территория в пределах государственной границы отдельного государства.

l внутренние воды.

l территориальные воды\территориальное море - часть открытого моря, расположенная от точки наибольшего отлива в сторону открытого моря. Правила определения границ территориального моря:

а) правила 24 мильной зоны;

б) правило морских координат (географически отмечают границы по координатам)

в) правила международного договора;

г) правило первооткрывания.

l воздушное пространство в пределах сухопутной и водной территории. Высотный порог воздушного пространства не устанавливается. Высотные пределы не касаются открытого космоса. В соответствии с международными договорами высота открытого космоса начинается от 90 до 120 км.

Таможенная территория и государственная территория не совпадают в случаях:

1. когда отдельные участки государственной территории не включаются в состав таможенной территории. Процедуры:

a. процедуры свободной таможенной зоны. Свободная таможенная зона - часть территории государства, не включаемая в состав таможенной территории, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством.

b. процедура свободного склада. Свободный склад представляет собой отдельные помещения либо изолированную площадку, не включаемую в состав таможенной территории. Регламентация свободной таможенной зоны осуществляется специализированным законодательством государств-участников ТС. ФЗ 1997г. "Об особой экономической зоне "Калининградская область" Ст.3 на территории Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны. Ст.7 территория Калининградской области входит в состав таможенной территории РФ.

2. когда за пределами государственной территории имеется территория, входящая в состав таможенной территории отдельного государства:

a. континентальный шельф - дно и недра подводных районов, примыкающие к границам территориальных вод: правило 200 миль, правило географических координат, правило первоиспользования.

b. исключительная экономическая зона - часть открытого моря, расположенная от границ территориальных вод в сторону открытого моря.

c. таможенный союз - объединение двух и более государств при котором ликвидируются смежные таможенные границы м\у ними, образуется единая таможенная территория, с едиными принципами и правилами организации и осуществления таможенного дела в совокупности.

 

Система таможенных органов.

Система таможенных органов:

1) в широком смысле - в соответствии с ТК, единство таможенной территории и организации таможенного дела должно быть обеспечено в т.ч. единством системы таможенных органов. Это означает, что таможенные органы государств-членов ТС должны образовывать единую систему. Решение Комиссии ТС от 2010г. - фиксация всех таможенных органов государств-членов ТС как единой системы;

2) в узком смысле - таможенные органы государств-членов ТС являются органами гос.власти соответствующего государства, на который возлагаются соответствующие функции и полномочия и которые в свою очередь выступают элементом единой системы органов гос.власти соответствующего государства.

Таможенные органы РФ образуют единую систему, т.к.

l Включены Указом Президента РФ в систему и структуру федеральных ОИВ;

l на таможенные органы возлагаются единые функции: во-первых, регулятивная (регулируют процесс перемещения товаров через таможенную границу РФ); во-вторых, фискальная (обеспечивают своевременное и полное зачисление в федеральный бюджет таможенных платежей, налогов и иных сборов); в-третьих, правоохранительная (обеспечение борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил).

l устанавливается единая структура таможенных органов, в частности общее руководство в области таможенного дела Президентом и Правительством; функция непосредственного руководства возлагается на ФТС, но ФТС имеет специфику в своей деятельности:

1) в части обеспечения функционирования ТС: ФТС РФ подчинена комиссии ТС (двойное подчинение);

2) ФТС выведена из ведения отдельных министерств и находится в ведении Правительства РФ;

3) ФТС является военизированным учреждениям согласно Указу Президента об отнесении таможенных органов РФ к военизированным учреждениям РФ;

4) все таможенные органы являются федеральными ОИВ;

5) особая компетенция;

l финансирование за счет средств федерального бюджета;

l имеется единая символика;

l имеется единая система управления данной структурой.

Единая система включает в себя:

ü Федеральная таможенная служба (ФТС) =>

ü Региональное таможенное управление РФ (РТУ РФ) =>

ü Таможня РФ =>

ü Таможенный пост РФ

 

Правовой статус таможни РФ.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции организации, контроля и обеспечения процесса перемещения товаров через таможенную границу. Положение о таможне было принято в 2004 году Приказом руководителя ФТС. Статус таможни:

· орган непосредственного осуществления таможенного дела;

· регион деятельности таможни определяется применительно к общим условиям организации процесса перемещения товаров через таможенную границу;

· существует классификация таможен:

o основные - таможни, осуществляющие все функции, возложенные на таможенные органы РФ в отношении любого товара, перемещаемого через таможенную границу;

o специализированные - создаются в двух случаях:

§ для осуществления отдельных функций таможенных органов (оперативные таможни - осуществляют борьбу с контрабандой и правонарушениями; тыловая таможня - создание необходимых материально-технических условий для функционирования);

§ в связи с особенностями контроля над перемещением отдельных категорий товаров (центральная энергетическая таможня).

· по общему правилу, действует под общим руководством ФТС и непосредственнм руководством ФТУ РФ, однако решением ФТС отдельные таможни могут непосредственно быть переподчинены ФТС РФ. В ведениитаможни каходятся таможенные посты.

Структура таможни:

· руководство:

o начальник таможни назначается на должность руководителем ФТС, при этом в отдельных случаях требуется представление начальника РТУ;

o зам.начальника таможни назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению начальника таможни но руководителем вышестоящего таможенного органа;

o главбух назначаются начальником таможни при условии согласования данной кандидатуры соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа.

o главный юрист-консульт назначаются начальником таможни при условии согласования данной кандидатуры соответствующими функциональными подразделениями вышестоящего таможенного органа.

· аппарат Состоит из подразделений и должностных лиц, пр этом принципы: линейные и функциональные принципы построения. Подразделения:

o основные

o обеспечивающие

Временное хранение.

Временное хранение — это хранение товаров и ТС, осуществляемое под таможенным контролем в специально выделенных для этого и обустроенных надлежащим образом помещениях или иных местах, именуемых складами временного хранения, с момента представления товаров и ТС таможенному органу и до их выпуска или предоставления в распоряжение лицу в соответствии с избранным таможенным режимом.

Склад временного хранения — это специально выделенное и оборудованное помещение или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля.

Учредителями складов временного хранения могут быть либо таможенные органы, либо российские ЮЛ. На учреждение склада временного хранения требуется наличие специальной лицензии, выдаваемой таможенными органами, за исключением случаев, когда такие склады учреждаются самими таможенными органами.

При создании складов временного хранения их владельцами должны указываться цели, ради которых эти склады создаются. Исходя из целей создания склады временного хранения подразделяются на склады открытого типа, предназначенные для хранения товаров любых лиц, и склады временного хранения закрытого типа, предназначенные для хранения товаров строго определенного круга лиц..

Склады временного хранения могут учреждаться в любых местах, одобренных таможенными органами и удовлетворяющих следующим требованиям:

· склад должен располагаться по одному почтовому адресу либо в пределах неразрывной по периметру территории в регионе деятельности таможенного поста, подчиненного таможне, выдавшей лицензию

· от автомагистралей и главных дорог к складу должны подходить подъездные пути.

Практика работы показала, что помещение товаров на склады временного хранения удобнее производить на основании краткой декларации, в котором отражались бы следующие сведения:

· страна отправления либо страна получения,

· наименование и адрес российского отправителя либо получателя товара,

· сведения о перевозчике,

· сведения о транспортном средстве,

· номер транспортных документов,

· наименование, количество мест и вес брутто товаров,

· сведения о средствах идентификации.

Срок временного хранения товаров, в зависимости от их категорий, устанавливается таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации. Максимальный срок подачи таможенной декларации - 15 дней (в спорных случаях срок может быть продлен до 2 месяцев).

Во время нахождения товаров и ТС на складе временного хранения, ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец склада. Допускается солидарная ответственность с лицом, поместившим товар, если это предусмотрено договором.

При выдаче товара со склада временного хранения сотрудник таможенного органа проставляет на краткой декларации штамп, по которому владелец склада удостоверяет передачу, а получатель — принятие товара. Факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника таможни.

Временное хранение как стадия может не применяться, если товар оформлен в течение суток.

 

Предварительные операции.

Предварительное таможенное оформление— это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и ТС, предшествующая процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Стадия предварительного таможенного оформления представляет собой комплекс действий (предварительных операций), которые призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления. Их основное назначение — недопущение ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и ТС, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификация товаров и ТС для таможенных целей.

Основными предварительными операциями (перечислены в главе 22 ТК РФ) являются:

· уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории;

· доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки;

· подача краткой декларации.

 

Виды таможенного контроля.

Критериев классификации таможенного контроля достаточно много, но уже почти традиционно в юридической литературе принято выделять следующие его виды:

1) в зависимости от той или иной формы контроля документальный таможенный контроль (куда относится, например, проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, проверка системы учета и отчетности и др.) и фактический таможенный контроль (в частности, таможенный досмотр и др.);

2) в зависимости от предмета контроля таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств;

3) в зависимости от направления движения товаров таможенный контроль ввозимых, таможенный контроль вывозимых и таможенный контроль транзитных товаров;

4) в зависимости от вида транспортных средств таможенный контроль морских и речных судов, таможенный контроль воздушных судов, таможенный контроль железнодорожного транспорта и таможенный контроль автомобильного транспорта;

5) в зависимости от степени участия в осуществлении таможенного контроля таможенных, органов сопредельных государств односторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы только одного из сопредельных государств), двусторонний таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств, но раздельно) и совместный таможенный контроль (проводят таможенные органы обоих сопредельных государств вместе и одновременно);

6) в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства подвергаются таможенному контролю однократный таможенный контроль и многократный (еще называемый повторным таможенным контролем).

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно также считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа и т. п.

 

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО РФ.

Таможенное право в системе права России: предмет и метод правового регулирования; источники.

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского пра­ва, представляющую собой совокупность юридических инсти­тутов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенно­го дела. Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможен­ного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенно­го дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный ха­рактер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Таможенное право находится во взаимодействии с различными отраслями права:

· Конституционное в части закрепления Конституцией РФ основ экономической и политической организации российского общества, а т.ж.формирования основных принципов таможенного права, как общеправовые, так и принципы отраслевого характера.

· административное в той части, что деятельность таможенных органов в основном представляет со­бой исполнит.-распорядит. деятельность ОИВ; отношения, регулируемые таможенно-правовыми нормами, нередко возникают против воли одной из сторон; к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры админи­стративной или дисциплинарной ответственности; споры между сторонами зачастую решаются в административном порядке.

· уголовное в части регули­рования общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела.

· гражданское и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права

· финансовое в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налого­вым — в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами.

· Уголов­но-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выпол­нения таможенными органами возложенных на них функций органов доз­нания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности тамо­женных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нару­шения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

· Связь таможенного и трудового права проявляется в урегулировании служебных отношений в процессе прохождения гражданами РФ службы в таможенных органах и организациях таможенной службы.

Метод таможенного права. – комплексный в зависимости от вида этих отношений он мо­жет быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинаци­онном сочетании обоих этих правовых способов воздействия. Административно-правовой (императивный) метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений, разрешений. Гражданско-правовой (диспозитивный) метод регулирования основан на принципе равенства сторон и возможности регламентирования правоотношений участниками этих отношений.

 

Система таможенного права.

Нормы, составляющие таможенное право, будучи включенными прежде всего в ТК, обретают необходимые последовательность, стройность, внутреннюю согласованность и образуют некую целостную систему. Целостный и системный характер таможенного права обуславливается единством и комплексным характером таможенного дела. Понятие «система таможенного права» - включает в себя подразделение юридических норм этой отрасли на общую и особенную части (условное разделение), основные разделы, институты и входящие в них нормы.

В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации и другие общие термины и понятия, относящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в таможенном законодательстве. К общей части таможенного права относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов; об ответственности в таможенном праве.

Система особенной части таможенного права сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенного тарифа и взима ния таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрения.

 

Субъекты таможенного права.

Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются: лицо (ФЛ либо ЮЛ, а т.ж. организация. не являющаяся ЮЛ):

а) иностранные лица - лицо не являющееся лицом государства-члена ТС;

б) ЮЛ государства-члена ТС - ЮЛ, а т.ж. организация не имеющая статуса ЮЛ, созданная в соответствии с законодательством государства-члена ТС, а т.ж ФЛ имеющее ПМЖ в государстве-участнике ТС, а т.ж. ИП, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена ТС;

в) заинтересованное лицо *

В качестве основного субъекта ТПО следует выделять лицо, обладающего правами и обязанностями в сфере перемещения товаров через таможенную границу и способное собственными действиями реализовывать эти права и обязанности. В основе статуса основного субъекта лежит таможенная правосубъектность. Выделяют следующие виды субъектов:

l ФЛ:

а) резиденты - граждане РФ, включая граждан пребывающих за ее пределами. Кроме этого, в число резидентов м.б. отнесены граждане государств-членов ТС, а т.ж. иностранные градане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории государств-участников ТС, при наличии особого международного договора о статусе этих лиц (в ряде сучаев).

б) нерезиденты - иностранные граждане и лица без гражданства, включая лиц, временно пребывающих на территории государств-членов ТМ

Появление данных видов связано с действиями национального режима. Это есть элементы политики протекционизма.

l ЮЛ:

а) резидент - ЮЛ государства-члена ТС, соданое в соответствии с законодательством + имеющее юр.адрес на территории государства-члена ТС, включая филиалы и представительства за пределами государств-членов ТС.

б) нерезидент - ЮЛ, созданное за пределами территории государств-членов ТС, в соответствии с иностранным законодательством, имеющее юр.адрес за пределами территории государств-членов ТС, включая филиалы и представительства на территории государств-членов ТС.

Таможенные органы и служащие таможенных органов в меньшей степени подвержены необходимости проверки о создании ЮЛ, формировании уставного капитала, распределения прибыли и т.д. Их интересуют только формальная сторона создания.

*Формально юридически положение м\у ФЛ и ЮЛ занимают частные предприниматели (ЧП).

l организации, не имеющие статуса ЮЛ;

4. Нормы таможенного права. Действие норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Таможенно-правовая норма - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми, является их направленность на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на материальные нормы и нормы процессуальные Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения, по техническим приемам установления правил поведения и другим критериям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.178 с.)