Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.



Основополагающим для таможенного права является положение ст. 4 ТК РФ, согласно которому акты таможенного законодательства и иные правовые акты применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они улучшают положение лиц, если это прямо предусмотрено в федеральными законами или международными договорами.

Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечение одного месяца, за исключением случаев, если соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты или Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок введение в действие указанных запретов.

Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени, хотя, конечно же, их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия, т. е. до их официальной отмены компетентным органом (таких норм большинство), и на нормы с указанием срока их действия (например, сезонные пошлины вводятся на определенный срок).

По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Российской Федерации (таких норм большинство), и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, на Особую экономическую зону в Калининградской области).

Действие норм таможенного права России по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами, нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе.

 

Конституционно-правовые основы таможенного дела.

Ряд статей Конституции РФ непосредственно устанавливает исходные начала таможенной деятельности в РФ:

- Принципиальное значение для таможенного законодательства имеет положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Международно-правовые договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, – важнейшие источники таможенного права России.

- Пункт “ж” ст. 71 относит таможенное регулирование к ведению РФ и тем самым определяет федеральный характер всего таможенного законодательства.

- Ст. 74 запрещает установление на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет территориальные пределы таможенного регулирования.

- Пункт “в” ст. 106: федеральные законы по вопросам таможенного регулирования относит к обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Понятие таможенной политики.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.

В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Одной из задач таможенной политики РФ является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели – обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

 

Таможенная территория.

Ст.2 ТК ТС - единую таможенную территорию ТС составляют территории респ. Беларусь, респ. Казахстан и РФ, а т.ж. находящиеся за пределами территории государств-членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены ТС обладают исключительной юрисдикцией. Под таможенной территорией понимается территория в пределах которой государство обладает исключительной юрисдикцией в таможенной сфере, при этом основу правового режима таможенной территории составляет режим государственной территории. Основными элементами таможенной территории выступают:

l сухопутная территория в пределах государственной границы отдельного государства.

l внутренние воды.

l территориальные воды\территориальное море - часть открытого моря, расположенная от точки наибольшего отлива в сторону открытого моря. Правила определения границ территориального моря:

а) правила 24 мильной зоны;

б) правило морских координат (географически отмечают границы по координатам)

в) правила международного договора;

г) правило первооткрывания.

l воздушное пространство в пределах сухопутной и водной территории. Высотный порог воздушного пространства не устанавливается. Высотные пределы не касаются открытого космоса. В соответствии с международными договорами высота открытого космоса начинается от 90 до 120 км.

Таможенная территория и государственная территория не совпадают в случаях:

1. когда отдельные участки государственной территории не включаются в состав таможенной территории. Процедуры:

a. процедуры свободной таможенной зоны. Свободная таможенная зона - часть территории государства, не включаемая в состав таможенной территории, правовое регулирование которой осуществляется специальным законодательством.

b. процедура свободного склада. Свободный склад представляет собой отдельные помещения либо изолированную площадку, не включаемую в состав таможенной территории. Регламентация свободной таможенной зоны осуществляется специализированным законодательством государств-участников ТС. ФЗ 1997г. "Об особой экономической зоне "Калининградская область" Ст.3 на территории Калининградской области действует режим свободной таможенной зоны. Ст.7 территория Калининградской области входит в состав таможенной территории РФ.

2. когда за пределами государственной территории имеется территория, входящая в состав таможенной территории отдельного государства:

a. континентальный шельф - дно и недра подводных районов, примыкающие к границам территориальных вод: правило 200 миль, правило географических координат, правило первоиспользования.

b. исключительная экономическая зона - часть открытого моря, расположенная от границ территориальных вод в сторону открытого моря.

c. таможенный союз - объединение двух и более государств при котором ликвидируются смежные таможенные границы м\у ними, образуется единая таможенная территория, с едиными принципами и правилами организации и осуществления таможенного дела в совокупности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.008 с.)