Система и структура таможенных органов Российской 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и структура таможенных органов Российской



Федерации

Таможенные органы являются элементом государствен­ного аппарата Российской Федерации. К компетенции таможенных органов относится осуществление управления в сфере таможенного дела. Они представляют собой еди­ную централизованную систему, входящую в состав феде­ральных органов исполнительной власти России. Деятель­ность таможенных органов сводится к систематической непрерывной организации осуществления таможенного дела в пределах государственной территории РФ (рис. 3.1).

Вопросы формирования системы и структуры таможен­ных органов РФ находятся в ведении Российской Феде­рации. ТК ТС подчеркивает, что система таможенных

1 См.: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.12.2010 № 534 «О Договоре об обращении в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъ­ектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроиз­водства по ним».


3.2. Система и структура таможенных органов Российской Федерации 79

1) проведение таможенного контроля, совершенствова­ние методов совершения таможенных операций и проведе­ния таможенного контроля;

2) содействие развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов РФ, ускорению товарооборота;

3) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

А) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпин­говых, специальных и компенсационных пошлин, таможен­ных сборов, контроль правильности исчисления и своевре­менности их уплаты;

5) обеспечение соблюдения порядка перемещения това-рои и транспортных средств международных перевозок черен таможенную границу Таможенного союза;

(>) обеспечение соблюдения установленных законода­тельством Таможенного союза и законодательством РФ ишретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых и Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечение защиты прав на объекты интеллектуаль­ной собственности;

8) выявление, предупреждение, пресечение преступле­нии и административных правонарушений, отнесенных ыконодательством РФ к компетенции таможенных орга­нон;

!)) содействие осуществлению мер по защите государ-г гпенной безопасности, общественного порядка, нравствен-tiiи in населения, жизни и здоровья человека, животных п растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10) осуществление контроля валютных операций, свя­занных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Россий-(nyio Федерацию и их вывозом из Российской Федерации;

11) содействие развитию экспортного и транзитного шнепцнала Российской Федерации, оптимизации струк-i v J >i.1 экспорта, защита интересов отечественных товаропро-

и шодптелей;

1 2) обеспечение мер по противодействию легализации
(о! мывапию) доходов, полученных преступным путем,


Глава 3. Таможенные органы

на решение целого ряда внешних задач, которые ставит перед таможенной системой России Таможенный союз, образованный в рамках ЕврАзЭС. Компетенция таможен­ных органов определена на уровне национального и между­народного законодательства Таможенного союза, включает в себя решение задач, реализуемых в сфере таможенного регулирования, а также закрепленные в соответствии с ними властные функции (обязанности) и права таможен­ных органов.

Основные задачи, которые призваны решать в преде­лах своей компетенции таможенные органы РФ на единой таможенной территории, перечислены в ст. 6 ТК ТС:

1) содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;

2) обеспечение исполнения таможенного законодатель­ства Таможенного союза и иного законодательства госу­дарств — членов Таможенного союза;

3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания вза­имной административной помощи;

4) взимание таможенных платежей, а также специаль­ных антидемпинговых и компенсационных пошлин, кон­троль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;

5) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

6) обеспечение соблюдения прав и законных интере­сов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;

7) обеспечение мер по защите национальной безопасно­сти государств — членов Таможенного союза;

8) выявление, предупреждение и пресечение админи­стративных правонарушений и преступлений в соответ­ствии с национальным законодательством РФ;

9) обеспечение защиты прав интеллектуальной соб­ственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;

10) ведение таможенной статистики.

В целях решения вышеуказанных задач Законом о тамо­женном регулировании на таможенные органы возложено исполнение следующих функций (обязанностей):


3.2. Система и структура таможенных органов Российской Федерации 81

.'!) требовать от физических и юридических лиц под-i нсрждения полномочий на осуществление деятельности м. сфере таможенного дела;

I) осуществление оперативно-розыскной деятельности
и мелях выявления, предупреждения, пресечения и раскры-
|ця преступлений, в пределах компетенции, определенной
уги.шмшо-процессуальным законодательством РФ;

Г>) осуществление неотложных следственных действий и дознания в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законода-п'лы.твом РФ;

(>) привлечение лиц к административной ответственно-i л м и соответствии с законодательством РФ об администра-i и иных правонарушениях;

7) использование в случаях, не терпящих отлагатель-<■ гиа, средств связи или транспортных средств, принадлежа­щих организациям или общественным объединениям, для 111)сдотвращения преступлений;

8) задержание и доставление в служебные помещения i лможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших пли совершающих преступления или административные ираионарушения в области таможенного дела;

!)) производство документирования, видео- и аудиоза­писи, кино- и фотосъемки фактов и событий, связанных с шюзом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом п.) Российской Федерации, осуществлением перевозки, хра­пения товаров, находящихся под таможенным контролем, (I тершением с ними грузовых и иных операций;

10) получение от государственных органов, органи­заций и физических лиц информации, необходимой для выполнения своих функций;

II) предъявление в суды или арбитражные суды исков
п заявлений;

12) разработка, создание и эксплуатация информацион­ных систем, систем связи и систем передачи данных, тех­нических средств таможенного контроля, а также средств защиты информации.

I Гостроение структуры таможенных органов предусма­тривает внутреннее многоуровневое подчинение с разви­тыми вертикальными и горизонтальными связями. Ста­тья 10 Закона о таможенном регулировании закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов:


Глава 3. Таможенные органы

и финансированию терроризма при осуществлении кон­троля перемещения через таможенную границу Таможен­ного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорож­ных чеков;

13) осуществление информирования и консультиро­вания в области таможенного дела, разъяснение заинтере­сованным лицам их права и обязанности в области тамо­женных правоотношений, оказание содействия в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической дея­тельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций;

14) обеспечение выполнения международных обяза­тельств Российской Федерации в части, касающейся тамо­женного дела, осуществление сотрудничества с таможен­ными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающи­мися вопросами таможенного дела;

15) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области таможенного дела.

По объекту управления все функции, осуществляемые таможенными органами, можно поделить на две группы:

1) основные (отраслевые, внешние) функции — реализу­ются на уровне административных властеотношений тамо­женных органов с участниками ВЭД (таможенный кон­троль, взимание таможенных платежей, информирование, предоставление льгот и т.д.);

2) обеспечивающие функции (внутренние) — кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера, реализуемые тамо­женными органами в целях обеспечения их деятельности.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами, которые могут быть ими использованы исключительно при осу­ществлении функций в области таможенного дела (ст. 19 Закона):

1) требовать документы, сведения, представление кото­рых предусмотрено положениями таможенного законода­тельства Таможенного союза, законодательства РФ;

2) проверять у граждан и должностных лиц, участвую­щих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;


3.2. Система и структура таможенных органов Российской Федерации 83

('татья 11 Закона о таможенном регулировании закреп-1жт перечень принципов деятельности таможенных орга­нов:

• принцип законности;

• принцип равенства лиц перед законом, уважения II соблюдения их прав и свобод;

• принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

• принцип профессионализма и компетентности долж­ностных лиц таможенных органов;

• принцип ясности, предсказуемости, гласности дей­ствий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении тамо­женного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внеш­неэкономической деятельности, таможенном законодатель-(I не Таможенного союза и законодательстве РФ о тамо­женном деле;

• принцип единообразия правоприменительной прак­тики при проведении таможенного контроля и совершении гоможенных операций;

• принцип недопущения возложения на участников шкчннеэкономической деятельности, лиц, осуществляю­щих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

• принцип совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, нпедрения прогрессивных методов таможенного админи­стрирования, в том числе на основе общепризнанных меж­дународных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государ­ствах — торговых партнерах России.

Внутрисистемные взаимоотношения таможенных орга­нон между собой строится на сочетании двух противопо­ложно направленных принципов организации их взаимо­действия:

• принцип централизации — подконтрольность и стро­гий подчиненность нижестоящих органов вышестоящим органам;

• принцип децентрализации — закрепление пределов компетенции, свойственных конкретному таможенному органу на подведомственной территории, наличие само-


Глава 3. Таможенные органы

• ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела);

• региональные таможенные управления;

• таможни;

• таможенные посты.

ФТС России в целях решения таможенных задач может создавать вспомогательные структуры в форме специализи­рованных таможенных органов, учреждений и унитарных предприятий, представительств таможенной службы РФ за рубежом.

Каждое звено системы таможенных органов имеет гра­ницы личной ответственности в рамках установленной законом компетенции, при этом все функциональные эле­менты данной системы подчинены реализации единых целей и задачам деятельности в сфере таможенного управ­ления.

Рациональное и эффективное выполнение таможен­ными органами РФ своих полномочий обеспечивается посредством правильного выбора формы деятельности в конкретной правовой ситуации. Форма деятельности — это внешнее выражение действий таможенных органов по выполнению возложенных на них функций. Формы дея­тельности таможенных органов имеют обязательное нор­мативное процессуальное и материальное закрепление, неверный выбор формы деятельности ведет к возможности отмены действий и решений должностного лица таможен­ного органа.

Компетенция таможенных органов и их должностных лиц реализуется в следующих правовых формах деятель­ности:

• правоустановление — издание уполномоченными должностными лицами таможенных органов норматив­ных и индивидуальных актов, обязательных для всех лиц и органов, которым они адресованы;

• правоприменение — властные регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по реализации тре­бований норм таможенного права;

• правоохрана — реализуется путем контроля за соблю­дением субъектами таможенных правоотношений требова­ний нормативных правовых актов с последующим приме­нением мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.


3.2. Система и структура таможенных органов Российской Федерации 85

ФТС России является федеральным органом исполни­тельной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Ее основные функции:

• выработка государственной таможенной политики и организация таможенного дела в России;

• нормативное регулирование, контроль и надзор и области таможенного дела;

• учетные функции по ведению реестров отдельных субъектов и объектов ВЭД;

• выполнение агентских полномочий в области валют­ного, фитосанитарного, налогового, ветеринарного, транс­портного, карантинного, экспортного контроля и др.;

• исполнение специальных функций по борьбе с кон­трабандой, иными преступлениями и административными 111)авонарушениями.

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ.

Деятельность ФТС России как органа исполнитель­ной власти, уполномоченного в области таможенного дела, регулируется:

• Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы»;

• Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 №459;

• рядом внутриведомственных регламентов, регули­рующих правила организации деятельности ФТС России п взаимодействия с иными федеральными органами испол-11 ительной власти, а также сферу предоставления государ­ственных услуг.

ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными лаконами, федеральными законами, актами Президента РФ п Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, иными нормативными правовыми актами в области тамо­женного дела.

ФТС России в соответствии с гл. II Положения о Феде­ральной таможенной службе обладает следующими основ­ными полномочиями в области правоустановления в сфере таможенного регулирования:

• вносит в Правительство РФ проекты федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента РФ



Глава 3. Таможенные органы


стоятельности и инициативы таможенных органов и долж­ностных лиц в рамках предоставленных полномочий.

Таможенные органы располагаются либо в пунктах про­пуска через Государственную границу РФ, либо в иных местах, местоположение которых определяется ФТС Рос­сии на основании учета:

• объема пассажире- и товаропотоков;

• степени интенсивности развития внешнеэкономиче­ских связей субъектов РФ;

• уровня развития транспортных коридоров и транс­портной инфраструктуры;

• потребностей участников ВЭД и транспортных орга­низаций.

Имущество таможенных органов (помещения, земель­ные участки под объектами таможенных органов, учреж­дения и унитарные предприятия ФТС России) находится в федеральной собственности, материально-техническое обеспечение и финансирование деятельности таможен­ных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных зако­нодательством РФ. Органы государственной власти субъ­ектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность тамо­женных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы обладают организационно-хозяй­ственной обособленностью и имеют статус юридических лиц (кроме некоторых таможенных постов) и соответ­ствующие атрибуты юридического лица: гербовую печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки соответствующего образца, денежные счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, тамо­женные органы имеют официальную ведомственную сим­волику: флаг, эмблему и вымпел, описание и рисунки, кото­рые утверждаются Президентом РФ1.

Далее рассмотрим правовой статус, основные полно­мочия и организационную структуру отдельных звеньев системы таможенных органов РФ.

1 Указ Президента РФ от 03.12.1994 № 2152 «Об утверждении опи­сания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации».


3.2. Система и структура таможенных органов Российской Федерации 87

• осуществлению взимания таможенных платежей п соблюдению установленных запретов и ограничений и отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

• осуществлению таможенного оформления и таможен­ного контроля в процессе перемещения товаров и средств международных перевозок через таможенную границу Таможенного союза;

• принятию решений о классификации товаров в соот-нстствии с единой ТН ВЭД Таможенного союза, обеспечи-и.кт опубликование таких решений;

• ведению таможенных реестров;

• обеспечению в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

• выдаче квалификационных аттестатов специалиста по таможенным операциям и осуществлению их аннулиро­вания;

• осуществлению в пределах своей компетенции кон­троля валютных операций резидентов и нерезидентов;

• осуществлению правоохранительной деятельности н рамках административного и уголовного процесса в связи с совершением правонарушений в области таможенного дела;

• осуществлению в соответствии с законодатель­ством РФ оперативно-розыскной деятельности;

• ведению таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;

• информированию и консультированию на безвоз­мездной основе по вопросам таможенного дела участников

н-')Д;

• ведению ТН ВЭД;

• рассмотрению жалоб на решения, действия (бездей­ствие) таможенных органов и их должностных лиц;

• организации приема граждан, обеспечению своевре­менного и полного рассмотрения обращений лиц, принятия по ним решений.

ФТС России осуществляет внутренние функции обеспе-'шгельного характера:

• по профессиональной подготовке должностных лиц таможенных органов, их переподготовке, повышению ква­лификации и стажировке;

• размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры


Глава 3. Таможенные органы

и Правительства РФ и другие документы, по которым тре­буется решение Правительства РФ, по вопросам, относя­щимся к сфере ведения ФТС России;

• принимает нормативные правовые акты в уста­новленной сфере деятельности, разрабатывает и утверж­дает формы юридических документов, формы отчетно­сти, формы свидетельств, заявлений, квитанций, решений и иных документов в области таможенного дела, а также порядок выдачи и отзыва свидетельств и лицензий в обла­сти таможенного дела;

• издает индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности;

• осуществляет обеспечение единообразного примене­ния таможенными органами таможенного законодатель­ства РФ;

• обобщает практику применения таможенного законо­дательства РФ, в установленной сфере деятельности.

ФТС выполняет ряд административно-хозяйственных функций в области организации таможенного дела:

• в соответствии с порядком, установленным Прави­тельством РФ, создает, реорганизует и ликвидирует тамо­женные органы (в том числе специализированные), иные объекты таможенной инфраструктуры, определяет регион их деятельности и пределы компетенции;

• утверждает общие и индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

• создает совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере дея­тельности;

• взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организаци­ями в сфере таможенной и торговой деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной органи­зации и других международных организациях;

• разрабатывает и утверждает образцы служебных удо­стоверений и порядок ношения форменной одежды.

ФТС осуществляет функции контроля и надзора в обла­сти таможенного дела:

• по вопросам финансовой деятельности таможенных
органов и их представительств за рубежом;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.148 (0.054 с.)