ТОП 10:

Система источников таможенного права



Источники таможенного праваформы выражения таможенно-правовых норм. В науке теории государства п права наряду с термином «источники права» применя­ется термин «формы права». В рамках данного учебника мы будем рассматривать эти понятия как равнозначные.

Система источников таможенного права может быть представлена следующим образом (рис. 2.3):

• акты международного права;

• нормативные правовые акты РФ;

• акты судебного правотворчества;

• правовые обычаи.

Рис. 23. Источники таможенного права

У 1л я системы источников таможенного права характерно i н'дующее.

I. Российское законодательство о таможенном деле представлено исключительно нормативными правовыми .исгами федерального уровня, так как регулирование в этой сфере отнесено Конституцией РФ (п. «ж» ст. 71) к веде-



Глава 2. Понятие таможенного права


правового регулирования. Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и прин­ципы отраслевого характера.

Таможенное право, как любая другая отрасль права, базируется на общепризнанных правовых принципах, понятие и содержание которых подробно рассматриваются в курсе теории государства и права. В качестве примера можно назвать принципы приоритета прав и свобод чело­века и гражданина, законности, демократизма, приоритета международно-правовых норм, принцип судебной защиты субъективного права и др.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с кото­рым на территории РФ осуществляется единая таможен­ная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основан­ный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории РФ товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных гра­ниц, пошлин, сборов и иных препятствий для такого пере­мещения;

• принцип единства ставок таможенных пошлин, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимо­сти от лиц, перемещающих товары через таможенную гра­ницу, видов сделок и других факторов;

• принцип равного права всех лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу. Суть его в том, что все лица (граждане и юридиче­ские лица) на равных основаниях имеют право на ввоз на территорию Таможенного союза и вывоз из нее товаров в порядке, установленном таможенным законодательством.

К принципам таможенного права могут быть отнесены принципы перемещения товаров и транспортных средств международных перевозок, изложенные в соответствую­щем параграфе настоящего учебника.


Источники таможенного права



ция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.

Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепля­ющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможен­ного права и принципов перемещения товаров через тамо­женную границу.

Одним из основополагающих является конституцион­ный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ.

Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты между­народного права играют, как говорилось выше, исклю­чительно важную роль в системе таможешю-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регу-ппровании).

Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нобых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), nil обязанности органов государственной власти и их долж­ностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно страгивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Консти-j уции РФ).

(Существенное значение для регулирования правоохра-иптсльной деятельности таможенных органов имеют кон-i иггуционные нормы, устанавливающие гарантии прав чнчмости при применении различных мер юридической in иегственности. Примером могут служить нормы ч. 1







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.003 с.)