Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I псударственная служба в таможенных органах Российской Федерации 117

Поиск

Прохождение таможенной службы на должностях i «ну дарственных гражданских служащих регулируется Ф<.мерильным законом «О государственной гражданской i чужие Российской Федерации», иными федеральными скипами, указами Президента РФ, постановлениями Пра­йм и-ч|,ства РФ, нормативными правовыми актами ФТС

I'm (ПИ.

Как было сказано ранее, должности гражданской (чужбы были введены в штат таможенных органов в 2002 г. и процессе проведения административной реформы. il.i сегодняшний день гражданские служащие таможен­ных органов выполняют широкий спектр функций по реа-•пмацпи полномочий таможенных органов: таможенный контроль и таможенное оформление, исчисление тамо-Аншых платежей и их взыскание, ведение таможенной i i.1 гисгики, валютный контроль и контроль таможенной < пшмости — и ряд иных функций, не имеющих, как пра­йм 'н>, правоохранительного характера. Лица, замещающие указанные должности, не выполняют функции, связан­ные с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, |.1моженными расследованиями, силовым обеспечением иможенных органов. В отличие от сотрудников тамо­жен пых органов, они не имеют специальных званий тамо­женной службы, не принимают присягу сотрудника тамо­женной службы, не имеют права на ношение и хранение in пестрельного оружия и специальных средств, не имеют t чужебных удостоверений (сотрудников) и жетонов е чинными номерами; не проходят военно-врачебную экс­пертизу; не подлежат государственной дактилоскопиче­ской регистрации.

Классификацией должностей государственных граж­данских служащих предусмотрено деление должностей ил категории и группы (ст. 9 Федерального закона «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации»). Должностная структура государственных гражданских слу­жащих таможенных органов РФ утверждена Указом Пре-шдепта РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

15 таможенных органах не существует главных и высших должностей государственной гражданской службы. Кате-1<>рии и группы государственных гражданских служащих ФТС России и иных таможенных органов представлены it табл. 3.3.


Глава 3. Таможенные органы

женных органов; проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и досто­инство, и т.д.

Обязанности таможенного служащего общего харак­тера перечислены в ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и могут быть поделены на группы по следующим основаниям:

1) обязанности, направленные на реализацию принци­пов государственной службы: обеспечение соблюдения Конституции РФ, исполнение федеральных конституцион­ных законов и федеральных законов, обеспечение соблюде­ния и защиты прав и законных интересов граждан;

2) обязанности, направленные на поддержание и укреп­ление служебной дисциплины: выполнение приказов и рас­поряжений начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдение установленных в тамо­женном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнение долж­ностных инструкций и т.д.;

3) обязывающие сотрудников предоставлять личную информацию: сведения о доходах и имуществе, принадле­жащем на праве частной собственности государственного служащего и членов его семьи, выходе из гражданства, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и т.д.;

4) иные обязанности: охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение став­ших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, в том числе затрагивающих част­ную жизнь, честь и достоинство граждан, и т.д.

Обязанности сотрудника таможенного органа по замеща­емой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструк­ций устанавливается приказом ФТС России от 11.08.2009 № 1458 «Об утверждении Положения о порядке разра­ботки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должност­ного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации».


1Я 1 асу дарственная служба в таможенных органах Российской Федерации 119

Каждая категория должностей гражданских служащих ыможсиных органов имеет свое функциональное назначе­ние:

• руководители — должности руководителей и заме-< i и гелей руководителей государственных органов и их (1 руктурных подразделений, замещаемые на определенный i рпк или без ограничений;

• помощники (советники) — должности, учреждае­мые для содействия лицам, замещающим государствен­ные должности, руководителям государственных органов, вмещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

• специалисты — должности, учреждаемые для профес-

I m шального обеспечения выполнения государственными
ирга нами установленных задач и функций и замещаемые
гни ограничения срока полномочий.

Классные чины определяют соответствие профессио­нального образования, уровня знаний и квалификации

II >а жданского служащего, способностей и профессиональ­
ных навыков их применения по замещаемой должности
федеральной гражданской службы таможенного органа.
Ирис поение классных чинов федеральных государственных
i ражданских служащих в таможенных органах осуществля-
i'ioi в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005
N" 113 «О порядке присвоения и сохранения классных
чипов государственной гражданской службы Российской
Федерации федеральным государственным гражданским
i чужащим» и приказами ФТС России от 14.03.2005 № 196
«() классных чинах федеральных государственных граж­
данских служащих таможенных органов Российской Феде­
рации», от 27.12.2005 № 1228 «Об организации работы
но присвоению классных чинов государственной граждан-
скоп службы Российской Федерации федеральным госу­
дарственным гражданским служащим таможенных органов
Российской Федерации». Так как гражданские служащие
н таможенных органах замещают должности младшей,
старшей и ведущей групп, лицам, замещающим должности
федеральной государственной гражданской службы в тамо­
женных органах, присваиваются классные чины:

• секретарь государственной гражданской службы РФ;

• референт государственной гражданской службы РФ;

• советник государственной гражданской службы РФ.


Глава 3. Таможенные органы

Таблица 3.3

 

 

 

Категория должности Группа должностей Должность
ФТС России
Специалисты Ведущая Главный государственный тамо­женный инспектор
Старшая Старший государственный тамо­женный инспектор; государствен­ный таможенный инспектор
РТУ, таможни, таможенные посты межрегионального уровня ФТС России
Руководители Ведущая Начальник службы регионального таможенного управления, заме­ститель начальника службы РТУ, заместитель начальника таможни, начальник таможенного поста, заместитель начальника таможен­ного поста, начальник службы таможни, заместитель начальника службы таможни, начальник отдела в службе РТУ, начальник отдела таможни (таможенного поста), заместитель начальника отдела в службе РТУ, заместитель начальника отдела таможни (тамо­женного поста), начальник отде­ления РТУ, начальник отделения таможни (таможенного поста)
Помощники (советники) Ведущая Помощник начальника РТУ, советник начальника РТУ, помощник начальника таможни, советник начальника таможни
Специалисты Ведущая Главный государственный тамо­женный инспектор РТУ, главный государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста)
Старшая Старший государственный тамо­женный инспектор РТУ, старший государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста), государственный тамо­женный инспектор РТУ, государ­ственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста)

1 11 осударственная служба в таможенных органах Российской Федерации 121

«<> государственной гражданской службе Российской Федерации»;

',') отсутствие обязанности прохождения военно-врачеб-tinii лкспертизы при поступлении на службу в силу менее /М'ггких требований к состоянию здоровья лица, поступа-мчист на гражданскую службу;

.'!) приказами ФТС России производится более подроб­или регламентация квалификационных требований к долж-нпстям гражданской службы применительно к отдель­ным структурным подразделениям таможенных органов (финансовым, кадровым, валютного контроля, документа-иишшым и т.д.);

1) поступление гражданина на гражданскую службу для ым(чцения должности гражданской службы производится ил конкурсной основе, кроме случаев, установленных п. 2 i i 22 Федерального закона «О государственной граждан -i м>й службе Российской Федерации»;

.')) установлен более протяженный максимальный срок испытания при приеме на гражданскую службу и более ■I in тельный предельный срок пребывания на гражданской i чужбе;

(i) для гражданского служащего таможенных органов ум,шов лена иная периодичность проведения аттестации;

7) наблюдаются некоторые отличия в перечне дисци-м чи парных взысканий, поощрений и оснований увольне­ния, применяемых к должностным лицам и др.

На государственных служащих таможенных органов р.киространяются правоограничения, установленные t I. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной флжданской службе Российской Федерации», Федераль­ным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые представляют собой запреты на осу­ществление действий, несовместимых со статусом государ-п псиного таможенного служащего:

• занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

• совмещение службы в таможенных органах с непол­на тем обязанностей депутата органов законодательной и части и органов местного самоуправления;

• занятие предпринимательской деятельностью лично и ни через доверенных лиц;

• использование в неслужебных целях средств мате­риально-технического и информационного обеспечения,


Глава 3. Таможенные органы

В каждой группе классных чинов предусматривается три степени градации — I, II и III классы. Особенность кадровой технологии присвоения классного чина государ­ственному гражданскому служащему — проведение ква­лификационного экзамена (ст. 49 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Порядок проведения квалификационного экзамена определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений профес­сионального уровня».

Административно-правовые статусы государствен­ных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов во многом схожи. Права гражданских служащих таможенных органов не содержат полномочий правоохра­нительного характера, но при этом они содержат специаль­ные гарантии защиты сведений о гражданском служащем. Подобные гарантии не закреплены за сотрудниками тамо­женных органов.

Профессиональная служебная деятельность граждан­ского служащего в таможенном органе осуществляется в соответствии с должностным регламентом. В должност­ной регламент включаются конкретные должностные обя­занности, права и ответственность гражданского служащего в соответствии с административным регламентом тамо­женного органа и функциональными особенностями заме­щаемой в нем должности гражданской службы. Процесс прохождения гражданской службы в таможенных органах регламентирован Федеральным законом «О государствен­ной гражданской службе Российской Федерации» и тра­диционно включает этапы поступления на гражданскую службу, заключение контракта, прохождение аттестации и сдачу квалификационного экзамена, присвоение класс­ного чина, перемещение по службе и ее прекращение. Срав­нение условий прохождения таможенной службы граждан­скими служащими и сотрудниками таможенных органов позволяет выявить ряд детальных отличий, свойственных государственной гражданской службе:

1) служебный контракт при замещении должности госу­дарственной гражданской службы заключается бессрочно, кроме случаев, указанных в п. 4 ст. 25 Федерального закона


Вопросы и задания для самоконтроля



м>м11./|сктации по профессиональному признаку и провоци-|i\i'i нарушение принципа единства таможенной службы.

'?.. Используемые законодателем механизмы прохожде­ния государственной гражданской и правоохранительной i iv/Kf>i>i в одном государственном органе не позволяют опе-рап пню решать вопросы кадровых перестановок, поскольку не имеют закрепленных процедур взаимного перехода лиц i смещения должностей одного вида государственной i чужбы в другой.

.'!. Анализ действующего законодательства, регулирую­щего прохождение государственной службы в таможенных органах, указывает на необходимость принятия системо­образующего базового федерального закона «О государ-i ни'иной правоохранительной службе в Российской Феде­рации», в соответствии с которым должно регулироваться прохождение правоохранительной службы сотрудниками множенных органов.

А. Требуется внесение концептуальных поправок н Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в части делегирования правоохра­нительных полномочий некоторым подразделениям тамо­женных органов РФ, реализующим функции в рамках госу­дарственной гражданской службы. В Законе необходимо определить права, обязанности и запреты государствен­ных служащих с учетом специфики службы в таможенных органах, а также унифицировать особенности прохождения флжданской и правоохранительной службы в отношении порядка назначения на должность; сроков проведения испытания; порядка и сроков проведения аттестации; при­менения мер поощрения и дисциплинарного наказания; оснований прекращения государственной службы; соответ-i гния специальных званий сотрудников классным чинам i оеударственных гражданских служащих таможенных орга­нон. Это позволит максимально сблизить государственную фажданскую и правоохранительную службу и укрепить единство всей системы государственной службы в тамо­женных органах.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите систему и структуру органов управления таможен-ш,1 м делом в рамках Таможенного союза.

2. Охарактеризуйте статус ЕЭК как органа специальной ком­петенции в области управления таможенным делом Таможенного • сиоаа.


Глава 3. Таможенные органы

финансовых средств, государственного имущества, а также служебной информации;

• получение от физических и юридических лиц подар­
ков и денежных вознаграждений, связанных с исполнением
должностных обязанностей, и др.

Указанные правоограничения распространяются как на сотрудников таможенных органов, так и на государ­ственных гражданских служащих. При этом особенностью правового статуса сотрудников таможенных органов явля­ется то, что они вправе не соблюдать указанные право-ограничения и запреты, препятствующие исполнению им обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определе­ние сотрудников таможенных органов, в отношении кото­рых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом норма­тивными правовыми актами РФ.

Надзор за соблюдением законодательства РФ о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный проку­рор РФ и подчиненные ему прокуроры. Статья 24 Закона о таможенном регулировании предусматривает ведение ведомственного контроля деятельности должностных лиц таможенных органов. Контроль прохождения и соблюде­ния условий службы в таможенных органах осуществляют:

• Правительство РФ;

• руководитель ФТС России;

• начальники таможенных органов.
Должностные лица таможенных органов, а также иные

работники таможенных органов (ст. 25 Закона) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и граж­данско-правовую ответственность в соответствии с дей­ствующим российским законодательством. Обязательное условие привлечения к ответственности — виновность должностного лица либо работника таможенного органа.

В заключение следует отметить, что состояние совре­менного законодательства, регулирующего прохождение государственной таможенной службы, требует системного совершенствования по целому ряду причин.

1. В действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения правового положения сотрудни­ков таможенных органов, государственных гражданских служащих и работников таможенных органов. Это приво­дит к отсутствию четкой структуры личного состава при его




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.008 с.)