Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий очерк истории становления↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предисловие Таможенное регулирование в современных условиях осуществления внешнеэкономической деятельности призвано обеспечить, с одной стороны, облегчение мировой торговли, а с другой — защиту национальных интересов во всех сферах социально-экономического развития страны. Глобализация, интеграционные процессы и расширение международной торговли предопределяют динамику бурного развития таможенного права как самостоятельной отрасли правового регулирования. Создание и функционирование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) обусловливают необходимость переосмысления принципиальных позиций формирования новой таможенной политики, характеризующейся единством таможенной территории и таможенно-тарифного регулирования. Важным инструментом в достижении указанной цели является таможенное право, которое в силу объективных причин — сегодня одна из наиболее бурно развивающихся отраслей правового регулирования общественных отношений. Его значимость обусловлена также тем, что вопросы таможенного регулирования затрагивают интересы широкого круга субъектов права, что в свою очередь предопределяет актуальность его изучения, особенно в рамках специальностей «Юриспруденция» и «Таможенное дело». Знание таможенного права необходимо прежде всего юристам, участвующим в правовом обеспечении таможенной деятельности, а также специалистам таможенного дела, непосредственно осуществляющим такую деятельность. Произошедшие кардинальные изменения в сфере тамо-женно-правового регулирования, связанные с началом полноценного функционирования Таможенного союза, вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона «О таможенном регулировании», предопределили необходимость создания нового учебника по дисциплине «Таможенное право». Авторский коллектив Зубач А. В. — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и таможенного права Российской таможенной академии (предисловие, словарь основных терминов, общая редакция); Граве А. В. — кандидат юридических наук, доцент (гл. 1, 5, 8, 12); Рожина Н. А. — старший преподаватель (гл. 3, 4, 10, 11); Терентьев Р. В. — кандидат юридических наук, профессор (гл. 2, 6, 7, 9). Предисловие 11 Эти знания нужны еще и потому, что таможенные органы помимо осуществления фискальных функций обладают широким спектром правоохранительных полномочий в области оперативно-розыскной1, уголовно-процессуальной и административно-юрисдикционной деятельности. Сложность в изучении и преподавании курса «Таможенное право» связана с тем, что данная отрасль правового регулирования носит комплексный характер и включает и себя обширный перечень норм, относящихся к различным отраслям права, включая международное публичное и частное право, а также нормы наднационального правового регулирования Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии). В связи с вышеизложенным основной целью данного учебника является освещение вопросов современного таможенного регулирования, необходимых при формировании компетенций специалистов для их практической юридической и таможенной деятельности, что подчеркивает его юридическую направленность. Представленный в учебнике материал, с учетом требований ФГОС ВПО, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», в сочетании с другими юридическими дисциплинами является необходимым компонентом, позволяющим бакалавру решать следующие профессиональные задачи: 1) в области нормотворческой деятельности — принимать участие в подготовке нормативных правовых актов таможенного регулирования; 2) в правоприменительной деятельности — обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реализацией правовых норм таможенного регулирования, составления юридических документов; 3) в правоохранительной деятельности — обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, 1 Нормативным «Орфографическим словарем русского языка», изда-пасмым Российской академией наук (издание 29-е, 1991 г., и последующие), предложено писать слово «разыскной» с буквой «а». Принятое ранее написание розыскной признано противоречащим современным орфографическим нормам. Однако в учебнике используется написание розыскной, данное в нормативных правовых актах Российской Федерации. Предисловие Изучение основ таможенного права в непростых современных условиях реформирования законодательства, регламентирующего внешнеторговую деятельность, — одновременно трудная и интересная задача. В настоящее время мы наблюдаем процессы, связанные с коренной переработкой законодательства государств — членов Таможенного союза, становлением новых правоотношений в сфере таможенного дела в условиях единой таможенной территории и формирования Единого экономического пространства. Формирование таможенных правоотношений между участниками ЕврАзЭС происходит на основе норм международного права с учетом общемировых стандартов таможенного регулирования. В связи с этим авторы настоящего учебника уделили значительное внимание вопросам, связанным с международно-правовой регламентацией таможенных отношений. Таможенное право — формирующаяся наука и учебная дисциплина, объединяющая разнообразные сферы правовой мысли. Современная правовая доктрина не выработала единых подходов к раскрытию базовых понятий таможенного права, что делает актуальным любые работы, направленные на систематизацию научных теорий в этой области. Комплексный характер таможенного права как элемента системы российского права предопределяет разнообразие правовых институтов, знакомство с которыми необходимо для успешного освоения курса. Учебник содержит дополнительные материалы теоретического, административно-правового, финансово-правового характера, позволяющие получить полную информацию по разнообразным аспектам правового регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Основное назначение учебника — подготовка будущих таможенников и специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности. Надеемся, что он будет полезен всем, кто интересуется таможенно-правовой проблематикой. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к реализации основных образовательных программ перед образовательными учреждениями стоит задача формирования специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для качественной профессиональной деятельности. Предисловие 13 — юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); — владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности: — быть готовым к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); — уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); — выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); — осуществлять предупреждение таможенных правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); — выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); в экспертно-консультационной деятельности: — принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); — толковать различные правовые акты (ПК-15); — давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: — преподавать таможенное право на необходимом тео В результате изучения дисциплины студент должен: знать — понятийный аппарат в области таможенного права, принципы перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу; — систему и структуру таможенных органов; — виды таможенных операций, порядок осуществления таможенных процедур, особенности перемещения отдельных категорий товаров; — содержание, источники и нормы таможенного права, состав субъектов таможенных правоотношений, институты таможенного права, квалифицирующие признаки таможенных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и основы их расследования; ■ Предисловие общества и государства, противодействовать совершению таможенных правонарушений, защищать частную, государственную, муниципальную и иную форму собственности; 4) в области экспертно-консультационной деятельности — консультировать по вопросам таможенного права, осуществлять правовую экспертизу документов; 5) в области педагогической деятельности — преподавать таможенное право. Для решения указанных задач процесс изучения учебной дисциплины «Таможенное право» направлен на формирование следующих элементов компетенций будущих специалистов: а) общекультурных (ОК): — осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); — добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); — иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6); — анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); — понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); 6) профессиональных (ПК): в нормотворческой деятельности: — участвовать в разработке нормативных правовых в правоприменительной деятельности: — осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); — обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); — принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); — применять нормативные правовые акты, реализовы-вать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); предисловие 15 В гл. 2 «Понятие таможенного права» рассмотрены вопросы относительно предмета, метода, источников и системы таможенного права, а также принципов перемещения товаров через таможенную границу. В гл. 3 «Таможенные органы» рассматриваются особенности управления таможенным делом в рамках Таможенного союза. Представлена система и структура таможенных органов Российской Федерации, а также особенности прохождения государственной службы в таможенных органах. В гл. 4. «Юридические и физические лица — субъекты таможенных правоотношений» рассматриваются вопросы правового статуса юридических и физических лиц как субъектов таможенных правоотношений. В гл. 5 «Международно-правовые основы таможенного регулирования» представлены национально-правовая и международно-правовая регламентация таможенных правоотношений, основные международные конвенции, договоры и соглашения по таможенным вопросам, международные таможенные организации, а также правовые основы международных таможенных союзов. Главы 6—9 содержат материал, освещающий правовое регулирование таможенных процедур и таможенных операций, а также порядок осуществления таможенного контроля. В гл. 10 «Правовое регулирование уплаты таможенных платежей» рассматривается правовая основа таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Освещается правовое регулирование таможенных платежей, исчисления их размера, а также представлены порядок и сроки их уплаты. В гл. 11 и 12 представлена правовая характеристика таможенных правонарушений, а также освещаются вопросы по противодействию их совершения. Предисловие — формы, порядок проведения таможенного контроля товаров, инструменты системы управления рисками (СУР), особенности использования различных способов таможенного контроля; — функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации; Уметь — применять нормы международного и таможенного законодательства при осуществлении таможенных операций; — контролировать соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений внешнеторговой деятельности; — применять методы определения таможенной стоимости; — применять правила определения страны происхождения товаров; — применять правила заявления прав на предоставление тарифных льгот и преференций; — квалифицировать таможенные правонарушения; — применять формы таможенного контроля; — выявлять признаки риска при таможенном контроле товаров; — применять меры по управлению рисками и их минимизации; Владеть ~ навыками применения правил, содержащихся в источниках административного и таможенного права, составления документов при обнаружении признаков административного правонарушения или преступления в сфере таможенного дела; — навыками принятия законных и обоснованных про Учебник включает 12 глав, а также краткий словарь основных терминов. В гл. 1 «Краткий очерк истории становления и развития таможенного права» освещаются основные этапы развития системы таможенно-правового регулирования в России в IX-XX вв., особенности таможенного регулирования в России в 1993—2010 гг., а также основные этапы формирования договорно-правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Принятые сокращения Прочие сокращения1 абз. — абзац ВЭД — внешнеэкономическая деятельность г. - год (-ы) гл. — глава (-ы) ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сообщество ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия КТС — Комиссия таможенного союза ООН — Организация Объединенных Наций п. — пункт (-ы) подп. — подпункт(-ы) разд. — раздел (-ы) РТУ — региональные таможенные управления РФ — Российская Федерация СНГ — Содружество Независимых Государств ст. — статья (-и) ТН ВЭД ТС — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза ч. — часть (-и) 1 Наименования органов государственной власти РФ сокращены в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 № 943/788. Принятые сокращения Нормативные правовые акты Конституция РФ — Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 Киотская конвенция — Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 ТК ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) БК — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ КоАП — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ НК — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ Таможенный кодекс РФ 1993 г. — Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1 Таможенный кодекс РФ 2003 г. — Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ УК — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ Закон о таможенном регулировании — Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Методические рекомендации по работе с учебником 19 нии с содержанием научных дискуссий в рассматриваемой сфере необходимо изучать дополнительную литературу. Базовые определения, знание и понимание которых представляется необходимым для освоения материала, выделены жирным шрифтом, сам текст определений — курсивом. В том случае если содержательная часть тех или иных понятий вызывает споры среди специалистов, авторы стремились представить информацию об этом в содержательной части учебника. Указание на легальный или док-тринальный характер определения содержится в тексте. Полный список базовых понятий таможенного права представлен в приложении. В связи с тем что таможенное право регулирует самый широкий спектр общественных отношений, изложение в рамках одного издания характеристики всех институтов таможенного права не представляется возможным. Ряд параграфов содержит схему характеристики того или иного правового явления с предоставлением возможности обучающемуся посредством самостоятельной работы дать полную характеристику группы правоотношений. Так, гл. 7 учебника содержит подробную характеристику таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления, экспорта, транзита; используя ее, а также схематичные описания параграфа 7.5 и рекомендуемую литературу, следует дать характеристику остальных таможенных процедур. Работая с учебником, необходимо обращать внимание на правовые характеристики явлений и процессов, связанные с таможенным делом, так как описание отдельных таможенных операций играет лишь вспомогательную роль при изложении материала. В конце каждого параграфа помещен список вопросов и заданий для самоконтроля. Методические рекомендации по работе с учебником Учебник предназначен для систематического изучения дисциплины «Таможенное право». Помимо материалов, непосредственно связанных с таможенно-правовой проблематикой, учебник содержит информацию о характерных чертах смежных институтов и субинститутов права, что позволяет использовать его студентам юридических, экономических факультетов и факультетов таможенного дела. Каждая глава дополнена списком документов, знакомство с которыми необходимо для усвоения материала. Авторы стремились к указанию основных нормативных правовых актов, регламентирующих описываемые правоотношения. Изучающим дисциплину необходимо исходить из того, что изменения в правовой регламентации таможенных правоотношений происходят часто, в связи с чем обстоятельное изучение материала предполагает проверку действия нормативных правовых актов, на которые ссылаются авторы. Указание на редакцию того или иного акта дается лишь в том случае, если это имеет принципиальное значение для раскрытия содержания. Во всех остальных случаях необходимо исходить из того, что документы должны изучаться в действующей редакции. Существенную помощь в этом может оказать работа с электронными правовыми базами данных (КонсультантПлюс, Гарант и др.). Кроме того, широкая нормативно-правовая база перемещения товаров через таможенную границу представлена на сайте ФТС России (customs.ru). Необходимо помнить о том, что материалы данного учебника предназначены для использования прежде всего в учебных целях, для успешного усвоения дисциплины «Таможенное право», в связи с чем некоторые разделы содержат схематичное, жестко структурированное описание правовых понятий, явлений и процессов. При ознакомле- 1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования... 21 ные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих соседей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт административной системы, в том числе в области налогов и торговли, была воспринята вместе с православной культурой. Основной и главной целью взимания налогов на торговлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, административного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п. Так, например, издавна у большинства славянских пле Мытники были включены в состав княжеских чиновников с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался «промыт» и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут,* батоги). В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт «сухой» (за провоз товаров по суше) и «водяной» (за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за найм торгового места на гостином дворе — «гостиное», также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Термин «таможня» более позднего происхождения, от тюркского «тамга» — печать, клеймо. Специальное Глава 1 Экономике (1985-1993 годы) В середине 1980-х гг. в экономике Советского Союза ишпикает все больше и больше неразрешимых проблем, одновременно с увеличением объема и номенклатуры про- Список литературы Декларацию о Евразийской экономической интеграции; Договор о Евразийской экономической комиссии; Регламент работы Евразийской экономической комиссии. (' целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП была создана Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — единый наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции н рамках этих объединений. Евразийская экономическая комиссия пришла на смену КТС, которая окончательно прекратила свое существование 1 июля 2012 г. ЕЭК будут постепенно передаваться национальные полномочия (полномочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-шбо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какова была первая исторически сложившаяся функция! лможенных органов? 2. Когда в России появились таможенные чиновники и как они п.мыкались? .'{. Назовите основные этапы развития таможенного права России. 1 В каком году в постсоветской России впервые был принят Таможенный кодекс? 5. Назовите основополагающие нормативные правовые акты, |нт.нпментирующие деятельность таможенных органов Российской Федерации и государств — членов Таможенного союза. (>. В чем особенности развития нормативно-правовой базы таможенного дела на современном этапе? Список литературы Нплковая, В. Г. История российского таможенного законодатель-1 1 ил: учеб. пособие / В. Г. Балковая. — Владивосток, 2009. Нсляева, Н. А. История таможенного дела и таможенной полити-м 11'()ссии: справоч. пособие для студентов высших учебных заведе-iinii / II. А. Беляева, В. Г. Балковая. — Владивосток: ВФ РТА, 2008. Предмет таможенного права Предмет таможенного права — общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу. Для полной характеристики предмета таможенного нрава необходимо выделить отдельные группы общественных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу: • общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела; • общественные отношения, связанные с организацией государственной службы в таможенных органах; • общественные отношения, связанные с таможенным оформлением1; • общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей; • общественные отношения, связанные с таможенным контролем; • общественные отношения, связанные с иными видами государственного контроля, которые осуществляются таможенными органами; • общественные отношения, связанные с ведением тможенной статистики, ТН ВЭД ТС; • общественные отношения, связанные с совершением и рано нарушений в области таможенного дела; • общественные отношения, связанные с координиро- iiiiiiiicm, консультированием и предварительными решениями, осуществляемыми таможенными органами; 1 Авторы настоящего учебника считают возможным использование намина «таможенное оформление» для характеристики процессов, свя-i.iniihix с перемещением товаров через таможенную границу. Подробнее ми лом см. в гл. 6 настоящего учебника. Принципы таможенного права Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно- Метод таможенного права Комплексный характер общественных отношений, регулируемых таможенным правом, связан с одновременным использованием в системе таможенного регулирования двух основных совокупностей форм и способов правового воздействия: административно-правового и гражданско-правового, в чем состоит наиболее существенный признак таможенно-правового воздействия на общественные отношения в таможенной сфере (рис. 2.2): 1) административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления; 2) гражданско-правовой метод регулирования основан на равенстве сторон, возможности самостоятельного выбора модели правового поведения. Характеризуя сочетание основных форм и способов правового воздействия на таможенные правоотношения, можно заключить, что административно-правовой метод является превалирующим. Это обусловлено тем, что специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по установлению порядка и условий перемещения через Источники таможенного права 2.2. Источники таможенного права Источники таможенного права ция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права. Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепляющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможенного права и принципов перемещения товаров через таможенную границу. Одним из основополагающих является конституционный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ. Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты международного права играют, как говорилось выше, исключительно важную роль в системе таможешю-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регу-ппровании). Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нобых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), nil обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно страгивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Консти-j уции РФ). (Существенное значение для регулирования правоохра-иптсльной деятельности таможенных органов имеют кон-i иггуционные нормы, устанавливающие гарантии прав чнчмости при применении различных мер юридической in иегственности. Примером могут служить нормы ч. 1 Источники таможенного права • федеральные законы, содержащие нормы таможен Основополагающее место в первой категории занимает.' 5акон о таможенном регулировании, фактически представляющий собой кодифицированный акт в области таможенного дела, основной задачей которого является установление основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства — участника Таможенного союза. Закон является необходимым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое. Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ппешнеторговой деятельности», устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринимательства, раскрывающий правовые механизмы, связанные 11 режде всего с таможенным делом и направленные на регу-лирование внешней торговли. Особо следует отметить нормирование данным актом основ применения мер нетарифного регулирования. Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные пименения. Данный Закон устанавливает основные принципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможенного союза в данной сфере. Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией применения отдельных мер государственного воздействия на экономику. Среди них следует назвать: • Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», регламентирующий применение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров; • Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его компонентов, защиту национальных интересов, связанных г военно-промышленным комплексом; • Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Источники таможенного права ских и речных судов таможенных органов РФ; от 16.11.1998 № 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как и соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулиро-илнии Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлениями правительства регламентируется применение конкретных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мерс, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок применения отдельных таможенных процедур, если это предусмотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании. Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издает акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе»). Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела — это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений и области таможенного дела. Это установление порядка пключения в реестры лиц, осуществляющих деятельность it области таможенного дела, правовая регламентация со першения отдельных таможенных операций, нормиро-иапие порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля. К этой же категории следует отнести неотмененные акты ГТК России, не противоречащие действующему ТК ТС. В период 2004—2006 гг. полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Минэкономразвития России, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, являющихся источниками таможенного права. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной пласта, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, la исключением актов Минфина России, которому в соот- Источники таможенного права (>Г)жалованию и вступают в силу немедленно после их про-ио;!глашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (см. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Многие решения КС РФ связаны с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу. Их многообразие предопределяет большое т
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.237 (0.013 с.) |