ТОП 10:

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ



Предисловие

Таможенное регулирование в современных условиях осуществления внешнеэкономической деятельности при­звано обеспечить, с одной стороны, облегчение мировой торговли, а с другой — защиту национальных интере­сов во всех сферах социально-экономического развития страны. Глобализация, интеграционные процессы и расши­рение международной торговли предопределяют динамику бурного развития таможенного права как самостоятельной отрасли правового регулирования. Создание и функци­онирование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) обусловливают необходимость переосмысления принципиальных пози­ций формирования новой таможенной политики, характе­ризующейся единством таможенной территории и тамо­женно-тарифного регулирования. Важным инструментом в достижении указанной цели является таможенное право, которое в силу объективных причин — сегодня одна из наи­более бурно развивающихся отраслей правового регулиро­вания общественных отношений. Его значимость обуслов­лена также тем, что вопросы таможенного регулирования затрагивают интересы широкого круга субъектов права, что в свою очередь предопределяет актуальность его изуче­ния, особенно в рамках специальностей «Юриспруденция» и «Таможенное дело». Знание таможенного права необ­ходимо прежде всего юристам, участвующим в правовом обеспечении таможенной деятельности, а также специали­стам таможенного дела, непосредственно осуществляющим такую деятельность.

Произошедшие кардинальные изменения в сфере тамо-женно-правового регулирования, связанные с началом пол­ноценного функционирования Таможенного союза, всту­плением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона «О таможенном регулировании», предопределили необходимость создания нового учебника по дисциплине «Таможенное право».


Авторский коллектив

Зубач А. В.— кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и таможенного права Российской таможенной академии (предисловие, словарь основных терминов, общая редакция);

Граве А. В.— кандидат юридических наук, доцент (гл. 1, 5, 8, 12);

Рожина Н. А.— старший преподаватель (гл. 3, 4,10, 11);

Терентьев Р. В.— кандидат юридических наук, профес­сор (гл. 2, 6, 7, 9).


Предисловие 11

Эти знания нужны еще и потому, что таможенные органы помимо осуществления фискальных функций обла­дают широким спектром правоохранительных полномочий в области оперативно-розыскной1, уголовно-процессуаль­ной и административно-юрисдикционной деятельности.

Сложность в изучении и преподавании курса «Тамо­женное право» связана с тем, что данная отрасль правового регулирования носит комплексный характер и включает и себя обширный перечень норм, относящихся к различ­ным отраслям права, включая международное публичное и частное право, а также нормы наднационального право­вого регулирования Комиссии таможенного союза (Евра­зийской экономической комиссии).

В связи с вышеизложенным основной целью данного учебника является освещение вопросов современного тамо­женного регулирования, необходимых при формировании компетенций специалистов для их практической юриди­ческой и таможенной деятельности, что подчеркивает его юридическую направленность.

Представленный в учебнике материал, с учетом требова­ний ФГОС ВПО, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», в сочетании с дру­гими юридическими дисциплинами является необходимым компонентом, позволяющим бакалавру решать следующие профессиональные задачи:

1) в области нормотворческой деятельности — прини­мать участие в подготовке нормативных правовых актов таможенного регулирования;

2) в правоприменительной деятельности — обосновы­вать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реали­зацией правовых норм таможенного регулирования, состав­ления юридических документов;

3) в правоохранительной деятельности — обеспечи­вать законность, правопорядок, безопасность личности,

1 Нормативным «Орфографическим словарем русского языка», изда-пасмым Российской академией наук (издание 29-е, 1991 г., и последу­ющие), предложено писать слово «разыскной» с буквой «а». Принятое ранее написание розыскной признано противоречащим современным орфографическим нормам. Однако в учебнике используется написание розыскной, данное в нормативных правовых актах Российской Федера­ции.


Предисловие

Изучение основ таможенного права в непростых совре­менных условиях реформирования законодательства, регла­ментирующего внешнеторговую деятельность, — одновре­менно трудная и интересная задача. В настоящее время мы наблюдаем процессы, связанные с коренной переработкой законодательства государств — членов Таможенного союза, становлением новых правоотношений в сфере таможенного дела в условиях единой таможенной территории и форми­рования Единого экономического пространства.

Формирование таможенных правоотношений между участниками ЕврАзЭС происходит на основе норм между­народного права с учетом общемировых стандартов тамо­женного регулирования. В связи с этим авторы настоящего учебника уделили значительное внимание вопросам, свя­занным с международно-правовой регламентацией тамо­женных отношений.

Таможенное право — формирующаяся наука и учебная дисциплина, объединяющая разнообразные сферы право­вой мысли. Современная правовая доктрина не выработала единых подходов к раскрытию базовых понятий таможен­ного права, что делает актуальным любые работы, направ­ленные на систематизацию научных теорий в этой области.

Комплексный характер таможенного права как элемента системы российского права предопределяет разнообразие правовых институтов, знакомство с которыми необходимо для успешного освоения курса. Учебник содержит допол­нительные материалы теоретического, административно-правового, финансово-правового характера, позволяющие получить полную информацию по разнообразным аспектам правового регулирования перемещения товаров через тамо­женную границу.

Основное назначение учебника — подготовка будущих таможенников и специалистов в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности. Надеемся, что он будет полезен всем, кто интересуется таможенно-правовой проблематикой.

В соответствии с требованиями Федеральных государ­ственных образовательных стандартов высшего професси­онального образования (ФГОС ВПО) к реализации основ­ных образовательных программ перед образовательными учреждениями стоит задача формирования специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для качествен­ной профессиональной деятельности.


Предисловие 13

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

— владеть навыками подготовки юридических докумен­тов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

— быть готовым к выполнению должностных обязанно­стей по обеспечению законности и правопорядка, безопас­ности личности, общества, государства (ПК-8);

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать пре­ступления и иные правонарушения (ПК-10);

— осуществлять предупреждение таможенных правона­рушений, выявлять и устранять причины и условия, спо­собствующие их совершению (ПК-11);

— выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

— принимать участие в проведении юридической экс­пертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих соз­данию условий для проявления коррупции (ПК-14);

— толковать различные правовые акты (ПК-15);

— давать квалифицированные юридические заключе­ния и консультации в конкретных видах юридической дея­тельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

— преподавать таможенное право на необходимом тео­
ретическом и методическом уровне (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен: знать

— понятийный аппарат в области таможенного права, принципы перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу;

— систему и структуру таможенных органов;

— виды таможенных операций, порядок осуществления таможенных процедур, особенности перемещения отдель­ных категорий товаров;

— содержание, источники и нормы таможенного права, состав субъектов таможенных правоотношений, институты таможенного права, квалифицирующие признаки таможен­ных правонарушений, отнесенных к компетенции таможен­ных органов, и основы их расследования;




Предисловие


общества и государства, противодействовать совершению таможенных правонарушений, защищать частную, государ­ственную, муниципальную и иную форму собственности;

4) в области экспертно-консультационной деятельно­сти — консультировать по вопросам таможенного права, осуществлять правовую экспертизу документов;

5) в области педагогической деятельности — препода­вать таможенное право.

Для решения указанных задач процесс изучения учеб­ной дисциплины «Таможенное право» направлен на фор­мирование следующих элементов компетенций будущих специалистов:

а) общекультурных (ОК):

— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессиональ­ного правосознания (ОК-1);

— добросовестно исполнять профессиональные обязан­ности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

— анализировать социально значимые проблемы и про­цессы (ОК-9);

— понимать сущность и значение информации в разви­тии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблю­дать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

6) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

— участвовать в разработке нормативных правовых
актов в соответствии с профилем своей профессиональной
деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— обеспечивать соблюдение законодательства субъек­тами права (ПК-3);

— принимать решения и совершать юридические дей­ствия в точном соответствии с законом (ПК-4);

— применять нормативные правовые акты, реализовы-вать нормы материального и процессуального права в про­фессиональной деятельности (ПК-5);


предисловие 15

В гл. 2 «Понятие таможенного права» рассмотрены вопросы относительно предмета, метода, источников и системы таможенного права, а также принципов переме­щения товаров через таможенную границу.

В гл. 3 «Таможенные органы» рассматриваются особен­ности управления таможенным делом в рамках Таможен­ного союза. Представлена система и структура таможенных органов Российской Федерации, а также особенности про­хождения государственной службы в таможенных органах.

В гл. 4. «Юридические и физические лица — субъекты таможенных правоотношений» рассматриваются вопросы правового статуса юридических и физических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

В гл. 5 «Международно-правовые основы таможенного регулирования» представлены национально-правовая и международно-правовая регламентация таможенных пра­воотношений, основные международные конвенции, дого­воры и соглашения по таможенным вопросам, междуна­родные таможенные организации, а также правовые основы международных таможенных союзов.

Главы 6—9 содержат материал, освещающий правовое регулирование таможенных процедур и таможенных опе­раций, а также порядок осуществления таможенного кон­троля.

В гл. 10 «Правовое регулирование уплаты таможенных платежей» рассматривается правовая основа таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятель­ности в Российской Федерации. Освещается правовое регу­лирование таможенных платежей, исчисления их размера, а также представлены порядок и сроки их уплаты.

В гл. 11 и 12 представлена правовая характеристика таможенных правонарушений, а также освещаются вопросы по противодействию их совершения.


Предисловие

— формы, порядок проведения таможенного контроля товаров, инструменты системы управления рисками (СУР), особенности использования различных способов таможен­ного контроля;

— функции таможенных органов по обеспечению эко­номической безопасности Российской Федерации;

Уметь

— применять нормы международного и таможенного законодательства при осуществлении таможенных опера­ций;

— контролировать соблюдение мер таможенно-тариф­ного регулирования, запретов и ограничений внешнеторго­вой деятельности;

— применять методы определения таможенной стоимо­сти;

— применять правила определения страны происхожде­ния товаров;

— применять правила заявления прав на предоставле­ние тарифных льгот и преференций;

— квалифицировать таможенные правонарушения;

— применять формы таможенного контроля;

— выявлять признаки риска при таможенном контроле товаров;

— применять меры по управлению рисками и их мини­мизации;

Владеть

~ навыками применения правил, содержащихся в источ­никах административного и таможенного права, состав­ления документов при обнаружении признаков админи­стративного правонарушения или преступления в сфере таможенного дела;

— навыками принятия законных и обоснованных про­
цессуальных решений при осуществлении таможенного
контроля.

Учебник включает 12 глав, а также краткий словарь основных терминов.

В гл. 1 «Краткий очерк истории становления и развития таможенного права» освещаются основные этапы разви­тия системы таможенно-правового регулирования в Рос­сии в IX-XX вв., особенности таможенного регулирования в России в 1993—2010 гг., а также основные этапы фор­мирования договорно-правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.


Принятые сокращения



Прочие сокращения1

абз.— абзац

ВЭД— внешнеэкономическая деятельность г. - год (-ы) гл. — глава (-ы)

ЕврАзЭС— Евразийское экономическое сообщество ЕЭК— Евразийская экономическая комиссия КТС— Комиссия таможенного союза ООН— Организация Объединенных Наций п. — пункт (-ы) подп.— подпункт(-ы) разд.— раздел (-ы)

РТУ— региональные таможенные управления РФ — Российская Федерация СНГ— Содружество Независимых Государств ст. — статья (-и)

ТН ВЭД ТС— Товарная номенклатура внешнеэкономи­ческой деятельности Таможенного союза ч. — часть (-и)

1 Наименования органов государственной власти РФ сокращены в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Админи­страции Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 № 943/788.


Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция РФ— Конституция Российской Федера­ции, принята всенародным голосованием 12.12.1993

Киотская конвенция— Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973

ТКТС — Таможенный кодекс Таможенного союза (при­ложение к Договору о Таможенном кодексе Таможен­ного союза, принятому решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)

БК — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть чет­вертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

КоАП— Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

НК— Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

Таможенный кодекс РФ 1993 г.— Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1

Таможенный кодекс РФ 2003 г.— Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

УК— Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

УПК— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

Закон о таможенном регулировании— Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулиро­вании в Российской Федерации»


Методические рекомендации по работе с учебником 19

нии с содержанием научных дискуссий в рассматриваемой сфере необходимо изучать дополнительную литературу.

Базовые определения, знание и понимание которых представляется необходимым для освоения материала, выделены жирным шрифтом, сам текст определений — курсивом. В том случае если содержательная часть тех или иных понятий вызывает споры среди специалистов, авторы стремились представить информацию об этом в содержа­тельной части учебника. Указание на легальный или док-тринальный характер определения содержится в тексте. Полный список базовых понятий таможенного права пред­ставлен в приложении.

В связи с тем что таможенное право регулирует самый широкий спектр общественных отношений, изложение в рамках одного издания характеристики всех институ­тов таможенного права не представляется возможным. Ряд параграфов содержит схему характеристики того или иного правового явления с предоставлением возможности обучающемуся посредством самостоятельной работы дать полную характеристику группы правоотношений. Так, гл. 7 учебника содержит подробную характеристику таможен­ных процедур выпуска для внутреннего потребления, экс­порта, транзита; используя ее, а также схематичные описа­ния параграфа 7.5 и рекомендуемую литературу, следует дать характеристику остальных таможенных процедур.

Работая с учебником, необходимо обращать внимание на правовые характеристики явлений и процессов, свя­занные с таможенным делом, так как описание отдельных таможенных операций играет лишь вспомогательную роль при изложении материала.

В конце каждого параграфа помещен список вопросов и заданий для самоконтроля.


Методические рекомендации по работе с учебником

Учебник предназначен для систематического изучения дисциплины «Таможенное право». Помимо материалов, непосредственно связанных с таможенно-правовой пробле­матикой, учебник содержит информацию о характерных чертах смежных институтов и субинститутов права, что позволяет использовать его студентам юридических, эко­номических факультетов и факультетов таможенного дела.

Каждая глава дополнена списком документов, знаком­ство с которыми необходимо для усвоения материала. Авторы стремились к указанию основных нормативных правовых актов, регламентирующих описываемые право­отношения. Изучающим дисциплину необходимо исходить из того, что изменения в правовой регламентации таможен­ных правоотношений происходят часто, в связи с чем обсто­ятельное изучение материала предполагает проверку дей­ствия нормативных правовых актов, на которые ссылаются авторы. Указание на редакцию того или иного акта дается лишь в том случае, если это имеет принципиальное значе­ние для раскрытия содержания. Во всех остальных случаях необходимо исходить из того, что документы должны изу­чаться в действующей редакции. Существенную помощь в этом может оказать работа с электронными правовыми базами данных (КонсультантПлюс, Гарант и др.). Кроме того, широкая нормативно-правовая база перемещения товаров через таможенную границу представлена на сайте ФТС России (customs.ru).

Необходимо помнить о том, что материалы данного учебника предназначены для использования прежде всего в учебных целях, для успешного усвоения дисциплины «Таможенное право», в связи с чем некоторые разделы содержат схематичное, жестко структурированное описание правовых понятий, явлений и процессов. При ознакомле-


1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования... 21

ные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих сосе­дей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт админи­стративной системы, в том числе в области налогов и тор­говли, была воспринята вместе с православной культурой.

Основной и главной целью взимания налогов на тор­говлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, адми­нистративного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п.

Так, например, издавна у большинства славянских пле­
мен существовали понятия «мыто» — сбор за торговлю
товаром — и «мытник» — княжеский чиновник, осущест­
вляющий сбор мыта. Даже в настоящее время в большин­
стве славянских языков (да и не только славянских, напри­
мер, в литовском) за таможенными органами укрепилось
название «мытница», «муйтене» или однокоренные с ними
обозначения. В Русской Правде (древнейшей ее редакции)
упоминается об обязанности купцов, провозящих товары
водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специ­
альных заставах. , •', ■

Мытники были включены в состав княжеских чиновни­ков с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался «промыт» и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут,* батоги).

В Древней Руси таможенные пошлины делились на про­езжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт «сухой» (за провоз това­ров по суше) и «водяной» (за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за найм тор­гового места на гостином дворе — «гостиное», также взима­лись и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложе­нием таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Термин «таможня» более позднего происхождения, от тюркского «тамга» — печать, клеймо. Специальное


Глава 1

Экономике (1985-1993 годы)

В середине 1980-х гг. в экономике Советского Союза ишпикает все больше и больше неразрешимых проблем, одновременно с увеличением объема и номенклатуры про-


Список литературы



Декларацию о Евразийской экономической интегра­ции;

Договор о Евразийской экономической комиссии;

Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

(' целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП была создана Евразийская эко­номическая комиссия (ЕЭК) — единый наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможен­ного союза ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспе­чение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции н рамках этих объединений. Евразийская экономическая комиссия пришла на смену КТС, которая окончательно прекратила свое существование 1 июля 2012 г. ЕЭК будут постепенно передаваться национальные полномочия (пол­номочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-шбо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова была первая исторически сложившаяся функция ! лможенных органов?

2. Когда в России появились таможенные чиновники и как они п.мыкались?

.'{. Назовите основные этапы развития таможенного права России.

1 В каком году в постсоветской России впервые был принят Таможенный кодекс?

5. Назовите основополагающие нормативные правовые акты, |нт.нпментирующие деятельность таможенных органов Российской Федерации и государств — членов Таможенного союза.

(>. В чем особенности развития нормативно-правовой базы та­моженного дела на современном этапе?

Список литературы

Нплковая, В. Г. История российского таможенного законодатель-1 1 ил : учеб. пособие / В. Г. Балковая. — Владивосток, 2009.

Нсляева, Н. А. История таможенного дела и таможенной полити-м 11'()ссии: справоч. пособие для студентов высших учебных заведе-iinii / II. А. Беляева, В. Г. Балковая. — Владивосток: ВФ РТА, 2008.


Предмет таможенного права

Предмет таможенного права — общественные отноше­ния, связанные с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную гра­ницу.

Для полной характеристики предмета таможенного нрава необходимо выделить отдельные группы обществен­ных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с организацией государственной службы в таможенных органах;

• общественные отношения, связанные с таможенным оформлением1;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

• общественные отношения, связанные с таможенным контролем;

• общественные отношения, связанные с иными видами государственного контроля, которые осуществляются тамо­женными органами;

• общественные отношения, связанные с ведением тможенной статистики, ТН ВЭД ТС;

• общественные отношения, связанные с совершением и рано нарушений в области таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с координиро-iiiiiiiicm,консультированием и предварительными решени­ями, осуществляемыми таможенными органами;

1 Авторы настоящего учебника считают возможным использование намина «таможенное оформление» для характеристики процессов, свя-i.iniihix с перемещением товаров через таможенную границу. Подробнее ми лом см. в гл. 6 настоящего учебника.



Принципы таможенного права

Принципы таможенного правапредставляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-



Метод таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регу­лируемых таможенным правом, связан с одновременным использованием в системе таможенного регулирования двух основных совокупностей форм и способов правового воздействия: административно-правового и гражданско-правового, в чем состоит наиболее существенный признак таможенно-правового воздействия на общественные отно­шения в таможенной сфере (рис. 2.2):

1) административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления;

2) гражданско-правовой метод регулирования осно­ван на равенстве сторон, возможности самостоятельного выбора модели правового поведения.

Характеризуя сочетание основных форм и способов правового воздействия на таможенные правоотношения, можно заключить, что административно-правовой метод является превалирующим. Это обусловлено тем, что специ­фика таможенного дела как объекта правового регулирова­ния состоит в целенаправленной деятельности государства по установлению порядка и условий перемещения через


Источники таможенного права



2.2. Источники таможенного права

Источники таможенного права



ция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.

Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепля­ющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможен­ного права и принципов перемещения товаров через тамо­женную границу.

Одним из основополагающих является конституцион­ный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ.

Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты между­народного права играют, как говорилось выше, исклю­чительно важную роль в системе таможешю-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регу-ппровании).

Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нобых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), nil обязанности органов государственной власти и их долж­ностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно страгивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Консти-j уции РФ).

(Существенное значение для регулирования правоохра-иптсльной деятельности таможенных органов имеют кон-i иггуционные нормы, устанавливающие гарантии прав чнчмости при применении различных мер юридической in иегственности. Примером могут служить нормы ч. 1



Источники таможенного права



• федеральные законы, содержащие нормы таможен­
ного права.

Основополагающее место в первой категории занимает .' 5акон о таможенном регулировании, фактически представ­ляющий собой кодифицированный акт в области таможен­ного дела, основной задачей которого является установле­ние основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства — участника Таможенного союза. Закон является необходи­мым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое.

Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ппешнеторговой деятельности», устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринима­тельства, раскрывающий правовые механизмы, связанные 11 режде всего с таможенным делом и направленные на регу-лирование внешней торговли. Особо следует отметить нор­мирование данным актом основ применения мер нетариф­ного регулирования.

Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные пименения. Данный Закон устанавливает основные прин­ципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможен­ного союза в данной сфере.

Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией приме­нения отдельных мер государственного воздействия на эко­номику. Среди них следует назвать:

• Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О спе­циальных защитных, антидемпинговых и компенсацион­ных мерах при импорте товаров», регламентирующий при­менение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров;

• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экс­портном контроле», направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его ком­понентов, защиту национальных интересов, связанных г военно-промышленным комплексом;

• Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».



Источники таможенного права



ских и речных судов таможенных органов РФ; от 16.11.1998 № 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.

Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как и соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулиро-илнии Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлени­ями правительства регламентируется применение конкрет­ных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мерс, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок при­менения отдельных таможенных процедур, если это преду­смотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.

Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издает акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постанов­ление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Феде­ральной таможенной службе»).

Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела — это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нор­мативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений и области таможенного дела. Это установление порядка пключения в реестры лиц, осуществляющих деятельность it области таможенного дела, правовая регламентация со першения отдельных таможенных операций, нормиро-иапие порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля.

К этой же категории следует отнести неотмененные акты ГТК России, не противоречащие действующему ТК ТС. В период 2004—2006 гг. полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Минэкономразвития России, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, явля­ющихся источниками таможенного права. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной пласта, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, la исключением актов Минфина России, которому в соот-



Источники таможенного права



(>Г)жалованию и вступают в силу немедленно после их про-ио;!глашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (см. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера­ции»).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.026 с.)