Краткий очерк истории становления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий очерк истории становления



Предисловие

Таможенное регулирование в современных условиях осуществления внешнеэкономической деятельности при­звано обеспечить, с одной стороны, облегчение мировой торговли, а с другой — защиту национальных интере­сов во всех сферах социально-экономического развития страны. Глобализация, интеграционные процессы и расши­рение международной торговли предопределяют динамику бурного развития таможенного права как самостоятельной отрасли правового регулирования. Создание и функци­онирование Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) обусловливают необходимость переосмысления принципиальных пози­ций формирования новой таможенной политики, характе­ризующейся единством таможенной территории и тамо­женно-тарифного регулирования. Важным инструментом в достижении указанной цели является таможенное право, которое в силу объективных причин — сегодня одна из наи­более бурно развивающихся отраслей правового регулиро­вания общественных отношений. Его значимость обуслов­лена также тем, что вопросы таможенного регулирования затрагивают интересы широкого круга субъектов права, что в свою очередь предопределяет актуальность его изуче­ния, особенно в рамках специальностей «Юриспруденция» и «Таможенное дело». Знание таможенного права необ­ходимо прежде всего юристам, участвующим в правовом обеспечении таможенной деятельности, а также специали­стам таможенного дела, непосредственно осуществляющим такую деятельность.

Произошедшие кардинальные изменения в сфере тамо-женно-правового регулирования, связанные с началом пол­ноценного функционирования Таможенного союза, всту­плением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона «О таможенном регулировании», предопределили необходимость создания нового учебника по дисциплине «Таможенное право».


Авторский коллектив

Зубач А. В. — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и таможенного права Российской таможенной академии (предисловие, словарь основных терминов, общая редакция);

Граве А. В. — кандидат юридических наук, доцент (гл. 1, 5, 8, 12);

Рожина Н. А. — старший преподаватель (гл. 3, 4, 10, 11);

Терентьев Р. В. — кандидат юридических наук, профес­сор (гл. 2, 6, 7, 9).


Предисловие 11

Эти знания нужны еще и потому, что таможенные органы помимо осуществления фискальных функций обла­дают широким спектром правоохранительных полномочий в области оперативно-розыскной1, уголовно-процессуаль­ной и административно-юрисдикционной деятельности.

Сложность в изучении и преподавании курса «Тамо­женное право» связана с тем, что данная отрасль правового регулирования носит комплексный характер и включает и себя обширный перечень норм, относящихся к различ­ным отраслям права, включая международное публичное и частное право, а также нормы наднационального право­вого регулирования Комиссии таможенного союза (Евра­зийской экономической комиссии).

В связи с вышеизложенным основной целью данного учебника является освещение вопросов современного тамо­женного регулирования, необходимых при формировании компетенций специалистов для их практической юриди­ческой и таможенной деятельности, что подчеркивает его юридическую направленность.

Представленный в учебнике материал, с учетом требова­ний ФГОС ВПО, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», в сочетании с дру­гими юридическими дисциплинами является необходимым компонентом, позволяющим бакалавру решать следующие профессиональные задачи:

1) в области нормотворческой деятельности — прини­мать участие в подготовке нормативных правовых актов таможенного регулирования;

2) в правоприменительной деятельности — обосновы­вать и принимать в пределах должностных обязанностей решения, а также совершать действия, связанные с реали­зацией правовых норм таможенного регулирования, состав­ления юридических документов;

3) в правоохранительной деятельности — обеспечи­вать законность, правопорядок, безопасность личности,

1 Нормативным «Орфографическим словарем русского языка», изда-пасмым Российской академией наук (издание 29-е, 1991 г., и последу­ющие), предложено писать слово «разыскной» с буквой «а». Принятое ранее написание розыскной признано противоречащим современным орфографическим нормам. Однако в учебнике используется написание розыскной, данное в нормативных правовых актах Российской Федера­ции.


Предисловие

Изучение основ таможенного права в непростых совре­менных условиях реформирования законодательства, регла­ментирующего внешнеторговую деятельность, — одновре­менно трудная и интересная задача. В настоящее время мы наблюдаем процессы, связанные с коренной переработкой законодательства государств — членов Таможенного союза, становлением новых правоотношений в сфере таможенного дела в условиях единой таможенной территории и форми­рования Единого экономического пространства.

Формирование таможенных правоотношений между участниками ЕврАзЭС происходит на основе норм между­народного права с учетом общемировых стандартов тамо­женного регулирования. В связи с этим авторы настоящего учебника уделили значительное внимание вопросам, свя­занным с международно-правовой регламентацией тамо­женных отношений.

Таможенное право — формирующаяся наука и учебная дисциплина, объединяющая разнообразные сферы право­вой мысли. Современная правовая доктрина не выработала единых подходов к раскрытию базовых понятий таможен­ного права, что делает актуальным любые работы, направ­ленные на систематизацию научных теорий в этой области.

Комплексный характер таможенного права как элемента системы российского права предопределяет разнообразие правовых институтов, знакомство с которыми необходимо для успешного освоения курса. Учебник содержит допол­нительные материалы теоретического, административно-правового, финансово-правового характера, позволяющие получить полную информацию по разнообразным аспектам правового регулирования перемещения товаров через тамо­женную границу.

Основное назначение учебника — подготовка будущих таможенников и специалистов в сфере внешнеэкономиче­ской деятельности. Надеемся, что он будет полезен всем, кто интересуется таможенно-правовой проблематикой.

В соответствии с требованиями Федеральных государ­ственных образовательных стандартов высшего професси­онального образования (ФГОС ВПО) к реализации основ­ных образовательных программ перед образовательными учреждениями стоит задача формирования специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для качествен­ной профессиональной деятельности.


Предисловие 13

— юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

— владеть навыками подготовки юридических докумен­тов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

— быть готовым к выполнению должностных обязанно­стей по обеспечению законности и правопорядка, безопас­ности личности, общества, государства (ПК-8);

— уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать пре­ступления и иные правонарушения (ПК-10);

— осуществлять предупреждение таможенных правона­рушений, выявлять и устранять причины и условия, спо­собствующие их совершению (ПК-11);

— выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

— принимать участие в проведении юридической экс­пертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих соз­данию условий для проявления коррупции (ПК-14);

— толковать различные правовые акты (ПК-15);

— давать квалифицированные юридические заключе­ния и консультации в конкретных видах юридической дея­тельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

— преподавать таможенное право на необходимом тео­
ретическом и методическом уровне (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен: знать

— понятийный аппарат в области таможенного права, принципы перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу;

— систему и структуру таможенных органов;

— виды таможенных операций, порядок осуществления таможенных процедур, особенности перемещения отдель­ных категорий товаров;

— содержание, источники и нормы таможенного права, состав субъектов таможенных правоотношений, институты таможенного права, квалифицирующие признаки таможен­ных правонарушений, отнесенных к компетенции таможен­ных органов, и основы их расследования;




Предисловие


общества и государства, противодействовать совершению таможенных правонарушений, защищать частную, государ­ственную, муниципальную и иную форму собственности;

4) в области экспертно-консультационной деятельно­сти — консультировать по вопросам таможенного права, осуществлять правовую экспертизу документов;

5) в области педагогической деятельности — препода­вать таможенное право.

Для решения указанных задач процесс изучения учеб­ной дисциплины «Таможенное право» направлен на фор­мирование следующих элементов компетенций будущих специалистов:

а) общекультурных (ОК):

— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессиональ­ного правосознания (ОК-1);

— добросовестно исполнять профессиональные обязан­ности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);

— анализировать социально значимые проблемы и про­цессы (ОК-9);

— понимать сущность и значение информации в разви­тии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблю­дать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

6) профессиональных (ПК):

в нормотворческой деятельности:

— участвовать в разработке нормативных правовых
актов в соответствии с профилем своей профессиональной
деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

— осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— обеспечивать соблюдение законодательства субъек­тами права (ПК-3);

— принимать решения и совершать юридические дей­ствия в точном соответствии с законом (ПК-4);

— применять нормативные правовые акты, реализовы-вать нормы материального и процессуального права в про­фессиональной деятельности (ПК-5);


предисловие 15

В гл. 2 «Понятие таможенного права» рассмотрены вопросы относительно предмета, метода, источников и системы таможенного права, а также принципов переме­щения товаров через таможенную границу.

В гл. 3 «Таможенные органы» рассматриваются особен­ности управления таможенным делом в рамках Таможен­ного союза. Представлена система и структура таможенных органов Российской Федерации, а также особенности про­хождения государственной службы в таможенных органах.

В гл. 4. «Юридические и физические лица — субъекты таможенных правоотношений» рассматриваются вопросы правового статуса юридических и физических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

В гл. 5 «Международно-правовые основы таможенного регулирования» представлены национально-правовая и международно-правовая регламентация таможенных пра­воотношений, основные международные конвенции, дого­воры и соглашения по таможенным вопросам, междуна­родные таможенные организации, а также правовые основы международных таможенных союзов.

Главы 6—9 содержат материал, освещающий правовое регулирование таможенных процедур и таможенных опе­раций, а также порядок осуществления таможенного кон­троля.

В гл. 10 «Правовое регулирование уплаты таможенных платежей» рассматривается правовая основа таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятель­ности в Российской Федерации. Освещается правовое регу­лирование таможенных платежей, исчисления их размера, а также представлены порядок и сроки их уплаты.

В гл. 11 и 12 представлена правовая характеристика таможенных правонарушений, а также освещаются вопросы по противодействию их совершения.


Предисловие

— формы, порядок проведения таможенного контроля товаров, инструменты системы управления рисками (СУР), особенности использования различных способов таможен­ного контроля;

— функции таможенных органов по обеспечению эко­номической безопасности Российской Федерации;

Уметь

— применять нормы международного и таможенного законодательства при осуществлении таможенных опера­ций;

— контролировать соблюдение мер таможенно-тариф­ного регулирования, запретов и ограничений внешнеторго­вой деятельности;

— применять методы определения таможенной стоимо­сти;

— применять правила определения страны происхожде­ния товаров;

— применять правила заявления прав на предоставле­ние тарифных льгот и преференций;

— квалифицировать таможенные правонарушения;

— применять формы таможенного контроля;

— выявлять признаки риска при таможенном контроле товаров;

— применять меры по управлению рисками и их мини­мизации;

Владеть

~ навыками применения правил, содержащихся в источ­никах административного и таможенного права, состав­ления документов при обнаружении признаков админи­стративного правонарушения или преступления в сфере таможенного дела;

— навыками принятия законных и обоснованных про­
цессуальных решений при осуществлении таможенного
контроля.

Учебник включает 12 глав, а также краткий словарь основных терминов.

В гл. 1 «Краткий очерк истории становления и развития таможенного права» освещаются основные этапы разви­тия системы таможенно-правового регулирования в Рос­сии в IX-XX вв., особенности таможенного регулирования в России в 1993—2010 гг., а также основные этапы фор­мирования договорно-правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.


Принятые сокращения



Прочие сокращения1

абз. — абзац

ВЭД — внешнеэкономическая деятельность г. - год (-ы) гл. — глава (-ы)

ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сообщество ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия КТС — Комиссия таможенного союза ООН — Организация Объединенных Наций п. — пункт (-ы) подп. — подпункт(-ы) разд. — раздел (-ы)

РТУ — региональные таможенные управления РФ — Российская Федерация СНГ — Содружество Независимых Государств ст. — статья (-и)

ТН ВЭД ТС — Товарная номенклатура внешнеэкономи­ческой деятельности Таможенного союза ч. — часть (-и)

1 Наименования органов государственной власти РФ сокращены в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Админи­страции Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 16.07.2008 № 943/788.


Принятые сокращения

Нормативные правовые акты

Конституция РФ — Конституция Российской Федера­ции, принята всенародным голосованием 12.12.1993

Киотская конвенция — Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973

ТК ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза (при­ложение к Договору о Таможенном кодексе Таможен­ного союза, принятому решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)

БК — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

ГК — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть чет­вертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

КоАП — Кодекс Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

НК — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ

Таможенный кодекс РФ 1993 г. — Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 № 5221-1

Таможенный кодекс РФ 2003 г. — Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ

УК — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

УПК — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

Закон о таможенном регулировании — Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулиро­вании в Российской Федерации»


Методические рекомендации по работе с учебником 19

нии с содержанием научных дискуссий в рассматриваемой сфере необходимо изучать дополнительную литературу.

Базовые определения, знание и понимание которых представляется необходимым для освоения материала, выделены жирным шрифтом, сам текст определений — курсивом. В том случае если содержательная часть тех или иных понятий вызывает споры среди специалистов, авторы стремились представить информацию об этом в содержа­тельной части учебника. Указание на легальный или док-тринальный характер определения содержится в тексте. Полный список базовых понятий таможенного права пред­ставлен в приложении.

В связи с тем что таможенное право регулирует самый широкий спектр общественных отношений, изложение в рамках одного издания характеристики всех институ­тов таможенного права не представляется возможным. Ряд параграфов содержит схему характеристики того или иного правового явления с предоставлением возможности обучающемуся посредством самостоятельной работы дать полную характеристику группы правоотношений. Так, гл. 7 учебника содержит подробную характеристику таможен­ных процедур выпуска для внутреннего потребления, экс­порта, транзита; используя ее, а также схематичные описа­ния параграфа 7.5 и рекомендуемую литературу, следует дать характеристику остальных таможенных процедур.

Работая с учебником, необходимо обращать внимание на правовые характеристики явлений и процессов, свя­занные с таможенным делом, так как описание отдельных таможенных операций играет лишь вспомогательную роль при изложении материала.

В конце каждого параграфа помещен список вопросов и заданий для самоконтроля.


Методические рекомендации по работе с учебником

Учебник предназначен для систематического изучения дисциплины «Таможенное право». Помимо материалов, непосредственно связанных с таможенно-правовой пробле­матикой, учебник содержит информацию о характерных чертах смежных институтов и субинститутов права, что позволяет использовать его студентам юридических, эко­номических факультетов и факультетов таможенного дела.

Каждая глава дополнена списком документов, знаком­ство с которыми необходимо для усвоения материала. Авторы стремились к указанию основных нормативных правовых актов, регламентирующих описываемые право­отношения. Изучающим дисциплину необходимо исходить из того, что изменения в правовой регламентации таможен­ных правоотношений происходят часто, в связи с чем обсто­ятельное изучение материала предполагает проверку дей­ствия нормативных правовых актов, на которые ссылаются авторы. Указание на редакцию того или иного акта дается лишь в том случае, если это имеет принципиальное значе­ние для раскрытия содержания. Во всех остальных случаях необходимо исходить из того, что документы должны изу­чаться в действующей редакции. Существенную помощь в этом может оказать работа с электронными правовыми базами данных (КонсультантПлюс, Гарант и др.). Кроме того, широкая нормативно-правовая база перемещения товаров через таможенную границу представлена на сайте ФТС России (customs.ru).

Необходимо помнить о том, что материалы данного учебника предназначены для использования прежде всего в учебных целях, для успешного усвоения дисциплины «Таможенное право», в связи с чем некоторые разделы содержат схематичное, жестко структурированное описание правовых понятий, явлений и процессов. При ознакомле-


1.1. Основные этапы развития... таможенно-правового регулирования... 21

ные восточным славянам. Можно только предполагать, что наши предки еще в глубокой древности переняли систему взимания торговых (таможенных) налогов у своих сосе­дей — греческих полисов Причерноморья, с которыми издавна имели тесные торговые связи, а часть черт админи­стративной системы, в том числе в области налогов и тор­говли, была воспринята вместе с православной культурой.

Основной и главной целью взимания налогов на тор­говлю, в том числе мыта, было наполнение государственной (княжеской) казны с целью содержания дружины, адми­нистративного аппарата, финансирования общественного строительства и т.п.

Так, например, издавна у большинства славянских пле­
мен существовали понятия «мыто» — сбор за торговлю
товаром — и «мытник» — княжеский чиновник, осущест­
вляющий сбор мыта. Даже в настоящее время в большин­
стве славянских языков (да и не только славянских, напри­
мер, в литовском) за таможенными органами укрепилось
название «мытница», «муйтене» или однокоренные с ними
обозначения. В Русской Правде (древнейшей ее редакции)
упоминается об обязанности купцов, провозящих товары
водным или сухим путем, уплатить мыто князю на специ­
альных заставах., •', ■

Мытники были включены в состав княжеских чиновни­ков с предоставлением специального статуса. За неуплату мыта лица наказывались штрафом, который назывался «промыт» и составлял, как правило, сумму в размере двух пошлин, или взыскивали заповедь, т.е. пеню за неуплату пошлины. Были и другие наказания (кнут,* батоги).

В Древней Руси таможенные пошлины делились на про­езжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт «сухой» (за провоз това­ров по суше) и «водяной» (за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара — «амбарное», за представление товара на заставу — «явка», за найм тор­гового места на гостином дворе — «гостиное», также взима­лись и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложе­нием таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки.

Термин «таможня» более позднего происхождения, от тюркского «тамга» — печать, клеймо. Специальное


Глава 1

Экономике (1985-1993 годы)

В середине 1980-х гг. в экономике Советского Союза ишпикает все больше и больше неразрешимых проблем, одновременно с увеличением объема и номенклатуры про-


Список литературы



Декларацию о Евразийской экономической интегра­ции;

Договор о Евразийской экономической комиссии;

Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

(' целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП была создана Евразийская эко­номическая комиссия (ЕЭК) — единый наднациональный постоянно действующий регулирующий орган Таможен­ного союза ЕЭП. Основной задачей ЕЭК является обеспе­чение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, выработка предложений в сфере интеграции н рамках этих объединений. Евразийская экономическая комиссия пришла на смену КТС, которая окончательно прекратила свое существование 1 июля 2012 г. ЕЭК будут постепенно передаваться национальные полномочия (пол­номочия правительств государств). Механизм принятия решений в рамках ЕЭК исключает доминирование какого-шбо государства и подразумевает два уровня — Совет комиссии и Коллегию комиссии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова была первая исторически сложившаяся функция! лможенных органов?

2. Когда в России появились таможенные чиновники и как они п.мыкались?

.'{. Назовите основные этапы развития таможенного права России.

1 В каком году в постсоветской России впервые был принят Таможенный кодекс?

5. Назовите основополагающие нормативные правовые акты, |нт.нпментирующие деятельность таможенных органов Российской Федерации и государств — членов Таможенного союза.

(>. В чем особенности развития нормативно-правовой базы та­моженного дела на современном этапе?

Список литературы

Нплковая, В. Г. История российского таможенного законодатель-1 1 ил: учеб. пособие / В. Г. Балковая. — Владивосток, 2009.

Нсляева, Н. А. История таможенного дела и таможенной полити-м 11'()ссии: справоч. пособие для студентов высших учебных заведе-iinii / II. А. Беляева, В. Г. Балковая. — Владивосток: ВФ РТА, 2008.


Предмет таможенного права

Предмет таможенного права — общественные отноше­ния, связанные с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную гра­ницу.

Для полной характеристики предмета таможенного нрава необходимо выделить отдельные группы обществен­ных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с организацией государственной службы в таможенных органах;

• общественные отношения, связанные с таможенным оформлением1;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

• общественные отношения, связанные с таможенным контролем;

• общественные отношения, связанные с иными видами государственного контроля, которые осуществляются тамо­женными органами;

• общественные отношения, связанные с ведением тможенной статистики, ТН ВЭД ТС;

• общественные отношения, связанные с совершением и рано нарушений в области таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с координиро- iiiiiiiicm, консультированием и предварительными решени­ями, осуществляемыми таможенными органами;

1 Авторы настоящего учебника считают возможным использование намина «таможенное оформление» для характеристики процессов, свя-i.iniihix с перемещением товаров через таможенную границу. Подробнее ми лом см. в гл. 6 настоящего учебника.



Принципы таможенного права

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-



Метод таможенного права

Комплексный характер общественных отношений, регу­лируемых таможенным правом, связан с одновременным использованием в системе таможенного регулирования двух основных совокупностей форм и способов правового воздействия: административно-правового и гражданско-правового, в чем состоит наиболее существенный признак таможенно-правового воздействия на общественные отно­шения в таможенной сфере (рис. 2.2):

1) административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления;

2) гражданско-правовой метод регулирования осно­ван на равенстве сторон, возможности самостоятельного выбора модели правового поведения.

Характеризуя сочетание основных форм и способов правового воздействия на таможенные правоотношения, можно заключить, что административно-правовой метод является превалирующим. Это обусловлено тем, что специ­фика таможенного дела как объекта правового регулирова­ния состоит в целенаправленной деятельности государства по установлению порядка и условий перемещения через


Источники таможенного права



2.2. Источники таможенного права

Источники таможенного права



ция РФ, многие положения которой прямо или косвенно устанавливают исходные начала и принципы таможенного права.

Принципиальное значение в установлении исходных начал таможенного дела в России имеют нормы, закрепля­ющие единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, под­держку конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Указанные конституционные нормы служат базисом для основных принципов таможен­ного права и принципов перемещения товаров через тамо­женную границу.

Одним из основополагающих является конституцион­ный принцип единства осуществления государственной политики на всей территории РФ, что предопределяет единство таможенной политики РФ.

Важное значение для системы таможенного права имеет ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, содержащая норму о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ввиду того, что акты между­народного права играют, как говорилось выше, исклю­чительно важную роль в системе таможешю-правового регулирования (ч. 2 и 10 ст. 4 Закона о таможенном регу-ппровании).

Основой для деятельности таможенных органов в сфере информирования и консультирования являются нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нобых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), nil обязанности органов государственной власти и их долж­ностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно страгивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Консти-j уции РФ).

(Существенное значение для регулирования правоохра-иптсльной деятельности таможенных органов имеют кон-i иггуционные нормы, устанавливающие гарантии прав чнчмости при применении различных мер юридической in иегственности. Примером могут служить нормы ч. 1



Источники таможенного права



• федеральные законы, содержащие нормы таможен­
ного права.

Основополагающее место в первой категории занимает.' 5акон о таможенном регулировании, фактически представ­ляющий собой кодифицированный акт в области таможен­ного дела, основной задачей которого является установле­ние основ таможенно-правового регулирования в данной сфере на уровне Российской Федерации как государства — участника Таможенного союза. Закон является необходи­мым продолжением ТК ТС, составляя с ним единое целое.

Принципиальное значение для системы источников таможенного права имеет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ппешнеторговой деятельности», устанавливающий пределы вмешательства государства в данную сферу предпринима­тельства, раскрывающий правовые механизмы, связанные 11 режде всего с таможенным делом и направленные на регу-лирование внешней торговли. Особо следует отметить нор­мирование данным актом основ применения мер нетариф­ного регулирования.

Сохраняет свое значение Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», несмотря на то что с момента своего принятия он претерпел значительные пименения. Данный Закон устанавливает основные прин­ципы тарифного регулирования, дополняя акты Таможен­ного союза в данной сфере.

Существует значительное число законодательных актов федерального уровня, связанных с регламентацией приме­нения отдельных мер государственного воздействия на эко­номику. Среди них следует назвать:

• Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О спе­циальных защитных, антидемпинговых и компенсацион­ных мерах при импорте товаров», регламентирующий при­менение специальных мер защиты от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных импортеров товаров;

• Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экс­портном контроле», направленный на предотвращение распространения оружия массового поражения и его ком­понентов, защиту национальных интересов, связанных г военно-промышленным комплексом;

• Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».



Источники таможенного права



ских и речных судов таможенных органов РФ; от 16.11.1998 № 1396, утвердивший Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации.

Акты Правительства РФ являются основной категорией для целей таможенно-правового регулирования, так как и соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о таможенном регулиро-илнии Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом в России. Прежде всего постановлени­ями правительства регламентируется применение конкрет­ных мер тарифного и нетарифного регулирования в той мерс, в какой они не урегулированы актами Таможенного союза. Правительство РФ регламентирует порядок при­менения отдельных таможенных процедур, если это преду­смотрено ТК ТС и Законом о таможенном регулировании.

Правительство РФ непосредственно руководит работой ФТС России и, следовательно, издает акты, направленные на правовую регламентацию ее деятельности (см. постанов­ление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Феде­ральной таможенной службе»).

Большая часть нормативных правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела — это акты ФТС России, уполномоченной осуществлять нор­мативно-правовое регулирование в данной сфере. Актами ФТС России охватывается весь спектр правоотношений и области таможенного дела. Это установление порядка пключения в реестры лиц, осуществляющих деятельность it области таможенного дела, правовая регламентация со першения отдельных таможенных операций, нормиро-иапие порядка осуществления отдельных форм и способов таможенного контроля.

К этой же категории следует отнести неотмененные акты ГТК России, не противоречащие действующему ТК ТС. В период 2004—2006 гг. полномочия по нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежали Минэкономразвития России, в связи с чем существует незначительное количество неотмененных актов указанного органа государственной власти, явля­ющихся источниками таможенного права. Так как ФТС России является единственным органом исполнительной пласта, уполномоченным в области таможенного дела, акты иных министерств и федеральных служб не играют существенной роли в таможенно-правовом регулировании, la исключением актов Минфина России, которому в соот-



Источники таможенного права



(>Г)жалованию и вступают в силу немедленно после их про-ио;!глашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами (см. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера­ции»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.095 с.)