Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые основы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Поиск

Российское государство осуществляет свои многообразные функции через систему государственных органов - совокупность высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

Их состав определяется Конституцией Российской Федерации и принятыми на ее основе нормативными правовыми актами, а порядок образования регламентируется федеральными законами.

Для каждого государственного органа законом определяется структура и присущие им организационно-правовые формы деятельности. Так, Федеральное Собрание согласно ст. ст. 99, 100 Конституции Российской Федерации осуществляет свою деятельность в виде заседаний его палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Процедура работы палат российского парламента определяется их регламентами.

Органы законодательной власти (представительные органы) состоят из Федерального Собрания–парламента Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации. Все указанные органы самостоятельны, не находятся в иерархической подчиненности друг другу, занимаются в основном нормотворческой деятельностью (принимают законы) на своем уровне.

Исполнительная власть составляют: Правительство России, федеральные министерства, федеральные службы и агентства; правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик; главы республик, краев, областей, городов федерального значения со своим рабочим аппаратом. Их главной задачей является реализация положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. По вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории. Эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, поэтому их именуют также исполнительно-распорядительными органами.

Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В основе деятельности органов государственной власти лежит принцип разделения властей, в соответствии с которым ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией Российской Федерации и другими законами. В этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма «сдержек и противовесов», предотвращения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).

Главой государства в Российской Федерации является Президент. В соответствии с федеральным законом он избирается на шесть лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на эту должность может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, что предоставляет право лицам, ранее занимавшим этот пост, вновь баллотироваться на него.

Президент представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях, обладает правом вести официальные встречи и переговоры с представителями иностранных государств и международных организаций, с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.

Согласно п. 2 ст. 80 он является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Президент не входит ни в одну из ветвей власти.

Глава государства определять в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации. Кроме того, Президент России активно участвует в определении персонального состава Правительства Российской Федерации и организации его работы, формирует Администрацию Президента России; назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах.

Глава Российского государства обладает значительными полномочиями учредительного характера в отношении других государственных органов: Счетной палаты, ЦИК, ЦБР, высших федеральных судов, Прокуратуры РФ и др.

Президент России назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент России обращается также к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Он обязан в силу своего конституционного статуса принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости, безопасности и территориальной целостности государства. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет, что парламент России – Федеральное Собрание – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. В Совет Федерации входит по одному представителю от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов Федерации. В Государственной Думе представлены интересы всего населения, выражаемые политическими партиями.

Парламент Российской Федерации обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны федеральные конституционные законы и федеральные законы.

К наиболее важным полномочиям Совета Федерации относится: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента России о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России; назначение выборов Президента России; отрешение Президента России от должности; назначение на должность судей высших федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.

Государственная Дума согласно Конституции Российской Федерации (ст. 103): дает согласие на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от неё Председателя Центрального банка России по представлению Президента РФ, Уполномоченного по правам человека; объявляет амнистию осужденным; выдвигает обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно включает: Председателя Правительства, его первых заместителей и заместителей, федеральных министров, руководителей некоторых федеральных служб.

Председатель Правительства России назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Остальные должностные лица назначаются им по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Среди основных полномочий Правительства России Конституция Российской Федерации (ст. 114) определяет: разработку и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения Федеральным Собранием; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление управления федеральной собственностью; обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществление мер по обеспечению государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Организация и порядок деятельности федеральных министров регулируются Указом Президента России и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В целях реализации вполне определенных функций государства формируются Федеральные службы и агентства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обладает значительными полномочиями по реализации своей конституционной обязанности в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Существенную роль в этом призвана играть Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС).

Она подчиняется Правительству Российской Федерации и ответственно перед ним за выполнение порученных ей задач. Свою деятельность она осуществляет на основе Таможенного кодекса таможенного союза, Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ, соответствующего Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией России и федеральным конституционным законом. Не допускается создание чрезвычайных судов.

Конституционные нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности судебной власти, детализируются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996) и другими актами.

Основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия закреплены в главе 7 Конституции России. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.

Судьи высших федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента России, других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации (ст. 128 Конституции РФ).

Система правоохранительных органов России более подробно рассмотрена в главе 8 настоящего учебника.

В Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть и через органы местного самоуправления. Ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации устанавливает: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Непосредственное правовое регулирование местного самоуправления осуществляется на основе Федерального закона от 6 октября 2003 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Система местного самоуправления базируется на территориальной основе, оно действует в пределах муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Конституция России (п. 2 ст. 130) установила, что местное самоуправление реализуется населением путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

***

Конституционное право Российской Федерации является ведущей отраслью российской системы права, закрепляющей основы конституционного строя, федеративное устройство, взаимоотношения между государством и личностью, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Его система включает общие принципы, нормы и институты.

Основным источником данной отрасли права является Конституция Российской Федерации – основной закон, обладающий высшей юридической силой.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.008 с.)