Раздел 1. Фундамент этического знания, нравственные проблемы и основы государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Фундамент этического знания, нравственные проблемы и основы государственной службы



Тема 1.1. Лекция. Введение в предмет «Этика государственной службы и государственного служащего». Сущность и специфика государственной службы. Государственная служба как профессиональная служебная деятельность. Общественное служение как первооснова служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации

(форма обучения: очная, очно-заочная)

Вопросы лекции:

1. Введение в предмет «Этика государственной службы и государственного служащего».

2. Сущность и специфика государственной службы.

3. Категории профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

4. Общественное служение как первооснова служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

 

Рекомендации по выполнению заданий

 

Приступая к изучению данной темы, следует иметь в виду, что ее целью является введение в предмет «Этика государственной службы и гражданского служащего», получение общих представлений о сущности государственной службы и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, поэтому при необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

- «Этика государственной службы и государственного служащего» как учебная дисциплина и предмет преподавания;

- сущность государственной службы;

- государственная служба как профессиональная служебная деятельность;

- реестры должностей государственной гражданской службы;

- квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы;

- профессиональная этика государственных гражданских служащих как фундамент служебного поведения и профессиональной служебной деятельности сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Следует уяснить, что человеческий (кадровый) ресурс является самым значимым, поскольку выступает в качестве базисного фактора социально-экономического развития и ключевого фактора, определяющего эффективность государственного (таможенного) управления. Уже одно только это в достаточной степени объясняет актуальность учебной дисциплины «Этика государственной службы и государственного служащего», представляющей собой одну из первых систематизаций знаний в сфере морально-нравственных государственных отношений.

Учебная дисциплина «Этика государственной службы и государственного служащего» является интегральным курсом, объединившим в себе два направления (области) современного научного знания – собственно этику (как часть философского знания) и утверждающиеся основы государственной гражданской службы, а также их специфику в таможенных органах Российской Федерации.

При рассмотрении сущности государственной службы необходимо обратить внимание на сложность и многогранность понятия «государственная служба», которое характеризуется синтезом различных аспектов, взаимодополняющих друг друга:

- определение государственной службы, сформированное профессором Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) Геннадием Викторовичем Атаманчуком (2002 г.);

- современное понимание государственной службы как нового социально-политического института (административной власти);

- действующее в российском законодательстве нормативное определение феномена государственная служба.

Изучая вопрос «Категории профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» необходимо сконцентрировать внимание на определении и сущностных признаках государственной службы:

- определении государственной службы и её уровнях, основных значениях употребления понятия государственная гражданская служба;

- неразрывности интегрирования двух аспектов государственной службы (как социально-правового института и профессиональной служебной деятельности);

- в наиболее общем виде понятии о функциях государства как основных направлениях его деятельности по управлению определенными сферами (делами) общества;

- специфических функциях государственной службы;

- структуре деятельности государственной службы и основных средствах деятельности государственных служащих;

- результатах деятельности государственных служащих;

- отличительных признаках государственной профессиональной служебной деятельности;

- основных критериях разделения государственной службы на виды;

- категориях государственных должностей государственной гражданской службы, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная служебная деятельность государственных гражданских служащих.

При работе над вопросом «Реестры должностей государственной гражданской службы», внимание должно быть сконцентрировано на:

- понятии должности как комплексном социально-правовом образовании, социальной сущности должности, характерных признаках государственной должности как социально-правового образования;

- видах государственных должностей в Российской Федерации;

- границах деятельности гражданского служащего на должности гражданской службы;

- основах классификации должностной структуры государственной гражданской службы;

- видах реестров должностей государственной гражданской службы, предусмотренных действующим законодательством;

- Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации как основе структурирования и ранжирования должностей федеральной государственной гражданской службы, что позволяет выстраивать пирамиду административной государственной власти в системе государственного управления.

При работе над квалификационными требованиями к должностям государственной гражданской службы, необходимо прежде всего усвоить квалификационные требования к претендентам на замещение должности государственной гражданской службы, а также принципиально значимое положение о том, что квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы определяют степень и уровень профессиональной подготовленности работников к определенному виду деятельности на государственной службе.

Внимательно рассматривая вопрос «Профессиональная этика государственных гражданских служащих как фундамент служебного поведения и профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов Российской Федерации», следует глубоко осознать главную мысль – о значении профессиональной этики для служебно-профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов и о том, что дух общественного служения есть первооснова и ведущий принцип служебной морали и служебного поведения каждого государственного служащего, независимо от занимаемой должности и имеющихся званий.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Изложите основные причины, обусловившие возникновение и формирование этики государственной службы и государственного служащего.

2. Каковы цели и задачи изучения дисциплины «Этика государственной службы и государственного служащего»?

3. Когда сложилось современное понимание государственной службы в России как нового социально-политического института?

4. Охарактеризуйте государственную службу как профессиональную служебную деятельность.

5. Что социология управления понимает под деятельностью?

6. Раскройте основные характеристики и виды деятельности, выделяемые социологией управления.

7. В структуре любой деятельности выделяют:

а) _________________________________________________________

б) _________________________________________________________

в) _________________________________________________________

г) _________________________________________________________

8. Как подразделяются цели государственной службы по содержанию?

9. Назовите отличительные признаки государственной профессиональной служебной деятельности.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

3. Федеральный закон от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в современной редакции).

6. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 г. №1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 г.г.)».

7. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. №1574 (утвердил «Реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы»).

8. Указ Президента Российской Федерации от 30.01.1996 г. №123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы».

9. Приказ ФТС России от 14.08.2007 г. №977 (введено преподавание дисциплины «Этика государственной службы государственного служащего» в профессиональный образовательный стандарт подготовки студентов Российской таможенной академии).

10. Приказ Российской таможенной академии от 08.07.2010 г. №658 «Об утверждении Кодекса чести студента Российской таможенной академии».

11. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998 г. №1396.

12. Положение о самостоятельной работе студентов Российской таможенной академии от 07.05.2010 г. №446.

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. – М.: РАГС, 2008.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – В 4-х томах. – Рипол Классик, 2006.

3. Профессиональная этика: Учебное пособие для вузов / Ответственный ред. М.Н. Росенко. – СПб., 2006.

4. Халипов В.Ф., Халипова Е.В., Исаев И.А., Михайлов В.А. Власть. Политика. Государство и государственная служба: Аналитический словарь-справочник. – М.: Академический проспект; Трикста, 2006.

5. Этика: Учебник / Под общей редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2006.

Тема 1.2. Лекция. Этика как наука о нравственности. Место морали в структуре общественного сознания. Основные исторические этапы развития морали и содержание ведущих исторических этических учений. Эволюция философских представлений о нравственности. Общие моральные понятия (категории) этики. Актуальность изучения этики сотрудниками таможенных органов Российской Федерации

(форма обучения: очная)

Вопросы лекции:

1. Этика как наука о нравственности. Предмет, структура и виды этики.

2. Эволюция философских представлений о нравственности.

3. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности как отражение категорий этики.

 

 

Рекомендации по выполнению заданий

Данная тема нацеливает на изучение этики как науки о нравственности; место морали в структуре общественного сознания; взаимосвязь этики с социокультурными особенностями развития общества и другими формами общественного сознания; основные исторические этапы развития морали и содержание ведущих исторических этических учений; эволюцию философских представлений о нравственности; осознание общих моральных понятий (категорий) этики как профессиональной основы служебной деловой культуры и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите временной период и основные причины, обусловившие возникновение этики.

2. Назовите основные факторы, обуславливающие формирование нравственной культуры общества.

3. Укажите, что лежит в основе изменения нравственных отношений и морального сознания.

4. Охарактеризуйте место этики в системе философского и гуманитарного знания.

5. Воспроизведите наиболее утвердившуюся в науке систематизацию истории этических учений и раскройте её содержание.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в современной редакции).

4. Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 г. №269 (утвердил Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов).

5. Постановление правительства Российской Федерации от 21.08.2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе».

6. Национальный план противодействия коррупции в Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации от 31.12.2008 г. Пр.-№1568).

7. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. №1396).

8. Присяга должностного лица таможенного органа Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации, ст.420).

9. Кодекс чести таможенника Российской Федерации (введен в действие приказом ГТК России от 03.09.1997 г. №530).

10. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (введен приказом ФТС России от 14.08.2007 г. №977).

11. Правила поведения обучающихся в Российской таможенной академии, утвержденные приказом Российской таможенной академии от 23.06.2010 г. №618.

12.Приказ Российской таможенной академии от 08.07.2010 г. №658 «Об утверждении Кодекса чести студента Российской таможенной академии».

 

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Аристотель. Этика // Аристотель. Под ред. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. – М.: АСТ, 2006. – С.39-280.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода (обзор материалов симпозиума) // Государство и право. – 1998, №8 URL:http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/04/05/0000153849/

007 yir-KIN.pdf/.

4. Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. – М.: Флинта, Наука, 2007.

5. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. – Пер. с английского. – М.: Прогресс, 2003.

6. Жирков Р.П. Повышение качества морально-этической подготовки (переподготовки) таможенных кадров – неотложная задача // Таможенная политика и экономическая безопасность Российской Федерации: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: РИО РТА, 2008.

7. Канке В.А. Современная этика. Учебник. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Изд-во «ОМЕГА-Л», 2008.

8. Макиавелли Н. Государь. Сочинение. – М.: ЭКСМО, 2006.

9. Максимов С.М. Коррупция. Закон. Ответственность. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: ЗАО Юр. Инфо Р®, 2008.

10. Платон. Избранное. – М.: АСТ, 2006. – С.37-353.

11. Прикладная этика: Учебное пособие / Под ред. И.Л. Заленковой. – М., 2008.

12. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества. Записки социолога. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

13. Этика. Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2006.

Тема 1.2. Практическое занятие. Этика как наука о нравственности. Место морали в структуре общественного сознания. Основные исторические этапы развития морали и содержание ведущих исторических этических учений. Эволюция философских представлений о нравственности. Общие моральные понятия (категории) этики. Актуальность изучения этики сотрудниками таможенных органов Российской Федерации

(форма обучения: очная, очно-заочная)

Круглый стол (дискуссия). Этика как наука о нравственности и основа служебной деловой культуры, служебного поведения и профессиональной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Вопросы практического занятия для обсуждения (дискуссии):

1. Личность и общество: этические проблемы.

2. Этика как наука о нравственности.

3. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности как отражение общих моральных понятий.

4. Морально-нравственные категории как основа служебной деловой культуры, служебного поведения и жизнедеятельности государственных гражданских служащих таможенных органов российской Федерации.

Рекомендации по выполнению заданий

Это первое практическое занятие по данной дисциплине, которое проводится методом дискуссии (круглого стола), то есть методом активного обучения, приближающего учебный процесс к профессиональной деятельности, поэтому к нему следует подготовиться особенно тщательно, помня, что для методов активного обучения в отличие от традиционных технологий учебной деятельности присущи такие общие черты как активность мышления, быстрая переработка значительного объема передаваемой информации, повышение уровня дискутирования, содействие принятию творческих индивидуальных и коллективных решений.

Круглый стол – это «новые идеи, которые ходят по кругу» (Гримах), организационная активная форма познавательной деятельности, которая содействует наращиванию информации, укреплению осознанных позиций и воспитанию культуры логики мышления.

Важнейшей задачей любого круглого стола является мобилизация и активизация его участников на решение конкретных актуальных проблем, в процессе которой может порой возникать психологическая ломка собственных убеждений, то есть данный процесс может происходить не всегда просто для отдельных его участников. Кроме того, при генерировании идей нередко раскрывается широкий диапазон положительных и отрицательных эмоций. Поэтому каждый участник дискуссии должен стараться постоянно управлять своими эмоциями во время дискуссии.

Поскольку все участники круглого стола (студенты) находятся примерно на одном информационном стартовом уровне, то не следует стесняться раскрывать свой интеллектуальный потенциал. Это только будет способствовать естественному процессу прохождения открытой и динамичной дискуссии, преодолению психологического барьера «включения» (освобождения от излишней психологической зажатости и скованности мышления).

Итак, круглый стол – это, прежде всего информационный процесс культурного общения, во вовремя которого происходит не только обмен учебной информацией, но и отстаивание собственных позиций его участников, опровержение мыслей своих оппонентов, корректировка усвояемого материала в сознании. Таким образом, формируется и формулируется новая, необходимая информация, на основе которой и принимаются инновационные рекомендации (индивидуальные и/или коллективные). Положим же практическое начало этими указаниями во благо обеспечения собственного творческого и профессионального роста.

Теперь перейдем непосредственно к рекомендациям по теме круглого стола.

Следует обратить внимание на то, что в основе состояния этической мысли в процессе исторического развития общества, лежат социокультурные условия жизни людей. Особо следует сфокусировать внимание на следующих этических критериях: добро и зло, честь, долг, совесть, достоинство, ответственность, добродетель, благо, идеал, милосердие, справедливость, свобода выбора и ответственность, дружба, счастье, коллективизм, альтруизм, смысл жизни.

После тщательного ознакомления с рекомендованными нормативными актами, необходимо интегрировать в общих чертах их основное содержание, что логично должно привести к выводу (пусть даже предварительному) о значении этических знаний в служебно-профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте центральную проблему этики.

2. Объясните термин «нравственный прогресс».

3. Укажите специфические особенности гуманистической и авторитарной этики.

4. Раскройте предмет и структуру этики.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

13. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

14. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

15. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в современной редакции).

16. Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 г. №269 (утвердил Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов).

17. Постановление правительства Российской Федерации от 21.08.2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе».

18. Национальный план противодействия коррупции в Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации от 31.12.2008 г. Пр.-№1568).

19. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. №1396).

20. Присяга должностного лица таможенного органа Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации, ст.420).

21. Кодекс чести таможенника Российской Федерации (введен в действие приказом ГТК России от 03.09.1997 г. №530).

22. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (введен приказом ФТС России от 14.08.2007 г. №977).

23. Правила поведения обучающихся в Российской таможенной академии, утвержденные приказом Российской таможенной академии от 23.06.2010 г. №618.

24.Приказ Российской таможенной академии от 08.07.2010 г. №658 «Об утверждении Кодекса чести студента Российской таможенной академии».

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Аристотель. Этика // Аристотель. Под ред. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. – М.: АСТ, 2006. – С.39-280.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

3. Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода (обзор материалов симпозиума) // Государство и право. – 1998, №8 URL:http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/04/05/0000153849/

4. 007 yir-KIN.pdf/.

5. Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. – М.: Флинта, Наука, 2007.

6. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. – Пер. с английского. – М.: Прогресс, 2003.

7. Жирков Р.П. Повышение качества морально-этической подготовки (переподготовки) таможенных кадров – неотложная задача // Таможенная политика и экономическая безопасность Российской Федерации: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: РИО РТА, 2008.

8. Канке В.А. Современная этика. Учебник. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Изд-во «ОМЕГА-Л», 2008.

9. Макиавелли Н. Государь. Сочинение. – М.: ЭКСМО, 2006.

10. Максимов С.М. Коррупция. Закон. Ответственность. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: ЗАО Юр. Инфо Р®, 2008.

11. Платон. Избранное. – М.: АСТ, 2006. – С.37-353.

12. Прикладная этика: Учебное пособие / Под ред. И.Л. Заленковой. – М., 2008.

13. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества. Записки социолога. – М.: Изд-во РАГС, 2007.

14. Этика. Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2006.

Тема 1.3. Практическое занятие. Теория морали: сущность, система моральной регуляции, функции морали. Научное мировоззрение как базовая предпосылка и фундамент служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации

(форма обучения: очная)

Круглый стол (дискуссия). Научное мировоззрение как базовая предпосылка и фундамент служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации

Вопросы практического занятия для обсуждения (дискуссии):

1. Служебное поведение, профессиональные и моральные качества государственных гражданских (таможенных) служащих – основа престижа таможенных органов Российской Федерации.

2. Мировоззрение как отражение и осознание реальности. Виды мировоззрения.

3. Структура мировоззрения.

4. Мировоззрение как базовая предпосылка и фундамент профессиональной служебной деятельности государственного (таможенного) служащего.

 

Рекомендации по выполнению заданий

При подготовке к практическому занятию следует, прежде всего, уяснить сущность морали, механизмы взаимодействия сознания и поведения человека, осознать как соотносятся понятия «служебное поведение», «деловое поведение» и «организационное поведение»; понять интегративность функций морали и уровни усвоения морали; должное и сущее в морали; поступок как выражение внутренней культуры личности; нравственная культура как мораль в действии; основы формирования нравственной культуры; сущность основного вопроса мировоззрения; взаимосвязь прикладного, фундаментального и функционального мировоззрения; как складывается (формируется) мировоззрение; взаимосвязь и взаимообусловленность мировоззрения и внутреннего духовного мира человека; научные аспекты философского мировоззрения; мировоззрение как единство и взаимодействие человека и мира.

При изучении данной темы особое внимание должно быть уделено теоретическим основам морали и нравственности, их преломлению в служебно-профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите, какое содержание вкладывается в понятие «моральная деятельность»?

2. Поясните, в чем состоит своеобразие морального сознания?

3. Дайте определение понятию нравственный поступок.

4. Раскройте структуру нравственного поступка.

5. Дайте определение понятию «регулятивная функция морали» и поясните ее значение.

6. Охарактеризуйте ценностно - ориентирующую функцию морали. Приведите примеры.

7. Ответьте, чем отличается нравственный поступок от деяния (подвига)?

8. Назовите приоритетные ценности государственного гражданского таможенного служащего.

9. Раскройте основные функции философии и установите их взаимосвязь со специфическим способом самоопределения человека в мире и его жизнедеятельности.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в современной редакции).

4. Указ Президента Российской Федерации от 03.03.2007 г. №269 (утвердил Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов).

5. Постановление правительства Российской Федерации от 21.08.2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе».

6. Национальный план противодействия коррупции в Российской Федерации (утвержден Президентом Российской Федерации от 31.12.2008 г. Пр. - №1568).

7. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. №1396).

8. Присяга должностного лица таможенного органа Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации, ст.420).

9. Кодекс чести таможенника Российской Федерации (введен в действие приказом ГТК России от 03.09.1997 г. №530).

10. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (введен приказом ФТС России от 14.08.2007 г. №977).

11. Правила поведения обучающихся в Российской таможенной академии, утвержденные приказом Российской таможенной академии от 23.06.2010 г. №618.

12. Приказ Российской таможенной академии от 08.07.2010 г. №658 «Об утверждении Кодекса чести студента Российской таможенной академии».

13. Методические рекомендации по организации работы по порядку присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов (приложение 1 к письму ФТС России от 27.12.2005 г. №01-06/46264).

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Дамаскин О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. – М.: Флинта, Наука, 2007.

3. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – 2-е изд. / Под общей ред. Г.В. Атаманчука – М.: Флинта, 2005.

4. Канке В.А. Современная этика: Учебник. – Канке В.А. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Изд-во «ОМЕГА-Л», 2008.

5. Лосев А.Ф. Античная философия истории: – М.: Изд. «Наука», 1977.

6. Макашева Н. Этика и экономическая теория. Общественные науки и современность – 1992. – №3. URL: http://www. ecsocman.edi.ru/images/pubs/2005/04/02/0000207255/2-Makashova.pdf/.

7. Максимов С.М. Коррупция. Закон. Ответственность. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: «ЗАО Юр.Инфо Р®», 2008.

8. Мишаткина Т.В. Этика: Практикум. Пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

9. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1983.

10. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право. Общественные науки и современность. – 2001. – №2. URL: http:// www.ecsocman.edi.ru/images/pubs/2004/04/05/0000153849/007yirkin.pdf/.

11. Этика: Учебник / Под общ. редакцией А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарика, 2006.

.

Тема 1.4. Лекция. Основы государственной службы. Государственная служба в системе государственной власти и государственного управления. Методологические проблемы государственного управления и концепция государственной гражданской службы. Нравственные проблемы государственной службы. Этические правила служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации

(форма обучения: очная)

Вопросы лекции:

1. Современное понимание государственной службы как социально-политического института (административной власти).

2. Взаимосвязь и взаимодействие государственной власти и государственной службы.

3. Государственная гражданская служба как публично-правовой и публично-нравственный институт.

 

Рекомендации по выполнению заданий

При изучении данной темы рекомендуется тщательно рассмотреть современное понимание государственной службы как нового социально-политического института (административной власти); правовое определение понятия «государственная служба»; сущностные признаки государственной службы в трактовке действующего российского законодательства; взаимосвязь государственной власти и государственной службы; место государственной службы в системе государственной власти и государственного управления; методологические проблемы государственного управления и концепцию государственной гражданской службы; ключевые направления повышения качества государственного управления и государственной службы в современных условиях; основные нравственные проблемы государственной службы Российской Федерации по материалам социологических исследований в системе государственной службы; ведущие предпосылки и причины морально-нравственных проблем в аппаратной государственной профессиональной служебной деятельности и их взаимосвязь с морально-нравственным состоянием российского общества, основные пути их преодоления; этические правила служебного поведения (общие и специфические) и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда и чем вызвано появление государства как социального института?

2. Назовите объект и предмет науки государственной гражданской службы.

3. Приведите различия между политиками и государственными администраторами (по М.Веберу).

4. Раскройте властные органы Российской Федерации как единую функциональную систему государственного администрирования.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 2015.

2. Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

6. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации от 15.08.2001 г. №1496).

7. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 г. №1336 О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 г.г.)».

8. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

9. Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 г. №261 О федеральной программе «Реформирование и развитие государственной службы Российской Федерации (2009-2013 г.г.)».

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 06.03.1997 г.

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009 г.

12. Государственная гражданская служба Российской Федерации: Нормативно-правовые акты / сост. В.Д. Граждан. – М., 2008.

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Дальтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. – М., 2002.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: «ОМЕГА-Л», 2007.

3. Государственная гражданская служба в России: Опыт и проблемы становления. Материалы научно-практической конференции / Под ред. А.И. Горбачева. – М.: РАГС, 2005.

4. Государственное управление и политика: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.

5. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: КНОРУС, 2009.

6. Лытов Б.В. Управленческие отношения в государственной службе. – М., 2003.

7. Мельников В.П. Государственная служба в России: Исторический опыт. – М.: РАГС, 2005.

8. Нравственные основы государственной службы России: Учебное пособие / Под ред. В.М. Соколова. – М.: РАГС, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.8 с.)