Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Этические основы служебного поведения, деловой культуры и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих

Поиск

Тема 2.1. Практическое занятие. Антикоррупционная направленность деятельности и формирование антикоррупционной атмосферы в таможенных органах как приоритетная этико-государственная задача таможенной службы. Основные инструменты формирования служебно-профессиональной морали и нравственной культуры государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации

(форма обучения: очная)

Конструирование конкретной ситуации по проблеме: «Формирование антикоррупционной атмосферы в таможне».

Инструкция по выполнению практического аудиторного задания с использованием технологии «конструирование конкретной ситуации». Исходным материалом, обеспечивающим возможность выполнения практической работы по теме «Формирование антикорупционной атмосферы в таможне», является тщательная самостоятельная подготовка студента по теме.

После выполнения всех заданий с учетом соответствующих педагогических указаний, необходимо мысленно сосредоточиться и постараться максимально обобщить, интегрировать весь рекомендованный для изучения учебный материал и, по возможности, наиболее полно представить ситуацию по распространению и последствиям коррупции и состоянию проблемы противодействия ей как в стране в целом, так и в особенности в таможенных органах.

Затем следует (письменно) сформулировать ответы на следующие вопросы:

1. Каковы наиболее утвердившиеся причины коррупции (в стране и в таможенных органах)?

2. Выявить значимые факторы, позволяющие успешно решать (решить) данную проблему.

3. Оценить всю сложившуюся многомерную совокупность фактов и обстоятельств, известных по проблеме коррупции, и возможности её реального снижения и/или пресечения (провести разбор положительных и отрицательных последствий).

4. Выработать предложения («батарею» способов, вариантов) по созданию антикоррупционной атмосферы в таможне.

5. Аргументировать выбор оптимального решения по формированию антикоррупционной атмосферы в таможне в виде «Плана основных мероприятий по формированию антикоррупционной атмосферы в таможне (на 201… год)», в качестве приложения к которому представить сформулированные и обоснованные ответы по всем пяти, поставленным для решения в процессе практического занятия, проблемам.

 

Рекомендации по выполнению заданий

Изучая данную тему, необходимо сконцентрировать внимание на основных терминологических понятиях и возможностях их увязки с соответствующими статьями законодательства и Уголовного кодекса Российской Федерации.

При работе с Национальным планом противодействия коррупции в России следует сосредоточиться на главных его аспектах:

Модернизации антикоррупционного законодательства.

Мерах противодействия коррупции в экономической и социальной сферах.

Стимулировании в российском обществе антикоррупционной атмосферы и создании «антикоррупционного стандарта поведения».

Необходимо тщательно разобраться в причинах, приводящих к коррупции в бюджетном процессе, таможенных органах, основных стратегиях противодействия коррупции, в возможностях антикоррупционной деятельности органов власти всех уровней и ветвей, а также структур гражданского общества и таможенных органов.

Несколько слов о практическом занятии по данной теме. В основе его лежит основательная самостоятельная работа по усвоению темы, ибо практическое занятие выполняется с использованием образовательной технологии анализа (конструирования) конкретной ситуации как одного из методов активного обучения.

Конкретные ситуации – это сама жизнь (реальная или гипотетическая обстановка), существующая и/или складывающая в разнообразных сферах социальной жизнедеятельности (например, в области государственной службы) в любой организации (например, таможенном органе). Их возникновение связано в первую очередь с проявлением производственных (служебных) проблем, практическим умением или неумением их разрешать, личностями участников соответствующей сферы социальной жизнедеятельности людей (например, государственных учреждений, подразделений и служб таможенных органов, их внутреннего качественного состояния, внешней среды функционирования и т.д.).

Несмотря на определенные условности в процессе решения (конструирования) конкретных ситуаций на учебном практическом занятии отрабатываются реальные практические умения, востребованные профессиональной таможенной деятельностью: умение видеть (выявлять) профессиональную проблему, решать нестандартные служебные вопросы, включаться в самостоятельную активную творческую деятельность и др.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кадровую коррупцию как объект реформы государственной службы.

2. Назовите основные элементы коррупционного процесса, формы коррупции и основные виды коррупционных деяний.

3. Раскройте тезис: системная коррупция как угроза национальной безопасности Российской Федерации.

4. Изложите сущностное содержание Национального плана противодействия коррупции в России.

5. Охарактеризуйте факторы коррупции и современные стратегии противодействия коррупции.

6. Дайте определение понятия «конфликт интересов» на государственной службе и раскройте порядок предотвращения конфликта интересов на государственной службе.

7. Охарактеризуйте глобальную актуальность проблемы коррупции.

8. Охарактеризуйте борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах как приоритетную этико-государственную задачу таможенной службы Российской Федерации.

9. Объясните, почему проявление коррупционности есть безусловный признак непригодности человека к государственной (таможенной) службе.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 2015.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

3. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в современной редакции).

4. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (в современной редакции).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

8. Федеральный закон от 25.12.2008 №280-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи ратификацией Конвенции Организации объединенных наций против курения от 31.10.2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ(в современной редакции).

10. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в современной редакции).

11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. – М., 2010 и последующие годы.

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, в редакции от 08.08.2009 № 1121-р).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. №429 «О Федеральной таможенной службе» (в современной редакции).

14. Приказ ГТК Российской Федерации от 03.09.1997 г. №530 (утвержден «Кодекс чести таможенника Российской Федерации») (в современной редакции).

15. Приказ ФТС России от 22.03.2010 е.№533 «Об утверждении Порядка проведения в ФТС России антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФТС России».

16. Распоряжение ФТС России от 10.03.2009 г. №38-р «Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции».

17. Памятка об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов (приложение к письму ФТС России от 22.07.2009 г. №10-90/33874).

18. Кодекс поведения должностного лица по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН от 17.12.1979).

19. Декларация прав и свобод человека и гражданина. – М., 2014.

Основная:

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная

 

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.

1. Государственная политика и управление: Учебник. – В 2-х частях. Часть 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Сморгунова Л.В. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.

2. Куракин А.В. Понятие и формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Национальная безопасность и геополитика России. – 2002, №3-4.

3. Лассуэл Г.Д., Рогоу А.А. Власть, коррупция и честность. – М., 2005.

4. Максимов С.М. Коррупция. Закон. Ответственность. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ЗАО «Юр. ИНФОР®», 2008.

5. Предупреждение коррупции: что может общество / Под ред. М.Б. Горного. – СПб.: Норма, 2003.

6. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. Горного М.Б. и Волкова А.И. – СПб.: Политика, 2008.

7. Проява С.М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.

8. Роуз-Акерман С. Коррупция и государство. – М., 2003.

9. Сулакшин С.С., Максимов С.М. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Монография в 2-х томах. – Т.1. – М.: Научный эксперт, 2008.

10.Тимофеева Л.Н. Конфликты интересов как преддверие коррупции на госслужбе. Политические причины и последствия // Человек. Общество. Политика. – 2008. – №1.

11. Халипов В.Ф., Халипова Е.В., Исаев И.А., Мизайлов В.А. Власть. Политика. Государственная служба. Аналитический словарь-справочник. – М.: Академический Проект, Трикста, 2006.

 

Тема 2.2. Практическое занятие. Государственная символика как социально-культурный феномен и элемент этнического сознания. Геральдическое обеспечение таможенных органов Российской Федерации. Патриотическое воспитание. Воспитательная роль отечественных геральдических традиций и геральдической государственной и таможенной символики.

(форма обучения: очная)

Разработка «Комплексного плана мероприятий по патриотическому воспитанию и популяризации государственной и таможенной символики в таможне».

Инструкция по выполнению практического аудиторного задания по теме 2.2.:

- работа выполняется с использованием образовательной технологии «конструирование конкретной ситуации», уже знакомой вам по предыдущему практическому занятию (теме 2.1.);

- исходным фактором, обеспечивающим выполнение практической работы, является тщательная, основательная самостоятельная подготовка по теме 2.2. данного учебного курса, поскольку именно это позволяет максимально сконцентрироваться на данной теме и значимо мобилизовать свой интеллектуальный потенциал в процессе практической аудиторной деятельности;

- необходимо проанализировать морально-нравственное состояние служащих таможенных органов Российской Федерации в ракурсе состояния патриотического воспитания и возможностей его повышения на основе улучшения работы по патриотическому воспитанию и популяризации государственной и таможенной символики;

- необходимо письменно сформулировать ответы на следующие вопросы:

а) каковы ведущие причины, снижающие уровень патриотизма и гражданственности служащих таможенных органов Российской Федерации;

б) выявить наиболее существенные возможности, условия и факторы, позволяющие реально повышать уровень патриотизма и государственности у служащих таможенных органов;

в) оценить реальные возможности, чтобы наилучшим образом претворить в служебную практику все директивные указания и рекомендации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ФТС России по вопросам воспитания государственных служащих таможенных органов Российской Федерации;

г) разработать реальные меры («батарею» способов, вариантов и предложений) повышения уровня патриотизма и гражданственности таможенных служащих на основе воспитательных средств воздействия и популяризации государственной и таможенной символики;

д) обосновать выбор оптимальных средств, направленных на решение поставленных задач, по воспитанию гражданских качеств таможенных служащих;

На основе проделанной работы разработать и представить «Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию и популяризации государственной и таможенной символики в таможне (на 201__ год)», в качестве приложения к которому представить сформулированные и обоснованные ответы по всем предшествующим пяти вопросам, поставленным для решения в процессе аудиторного практического занятия по данной теме.

Форма образца (схемы) комплексного плана.

Комплексный план мероприятий по патриотическому воспитанию

и популяризации государственной и таможенной символики

в таможне (201__ году)

I. Общие положения (введение).

II. Цели, задачи и принципы воспитательной работы.

III. Направления и виды мероприятий по патриотическому воспита-нию и популяризации государственной и таможенной символики в таможне.

IV. Показатели эффективности воспитательной работы в таможне.

V. Приложения прилагаются (на ….. листах).

Разработчик: Студент (гр. …..) Дата:

 

№ п/п Содержание мероприятий Период или дата проведения   Ответственные Контроль выполнения
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении домашних заданий и подготовке к практическому аудиторному занятию следует исходить из того, что государственная символика есть неотъемлемый элемент истории, культуры и этнического сознания страны. Современные государственный флаг, герб и гимн России, как и вся таможенная символика и эмблематика, имеют глубокие исторические и культурные корни. Это обуславливает необходимость тщательного изучения материалов, содержащих информацию о происхождении, истории развития российской государственной и таможенной символики, основанной на подлинных исторических документах, работах ученых-историков и специалистов в области геральдики.

Следует весьма тщательно прорабатывать рекомендованную по теме литературу, акцентируя свое внимание на различных деталях и нюансах. Например, что можно считать первым государственным флагом России? Когда впервые появился бело-сине-красный трехцвет? Как появился черно-желто-белый флаг? Сколько было красных флагов? Или: на каких принципах основано геральдическое обеспечение таможенных органов Российской Федерации? Чему оно призвано способствовать? Как организовано? По каким направлениям осуществляется? На кого возлагается ответственность за правильное использование ведомственных таможенных знаков России?

Необходимо четко усвоить типовую систему эмблем управлений и таможен Федеральной таможенной службы России, которая содержит жесткую компоновочную схему, учитывающую использование местной символики регионов или городов, где размещены региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты таможенных органов Российской Федерации; геральдическое обеспечение таможенных органов; основные задачи, обеспечение деятельности, состав и организацию работы геральдического совета ФТС России; знаки отличия заслуг и достижений по службе государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Все изученные материалы по данной теме следует хорошо проиллюстрировать наглядными изображениями (рисунками, фотографиями, по возможности цветными) и продумать каким образом следует реально использовать геральдические отечественные традиции и геральдическую государственную и таможенную символику в воспитательных целях государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Определите понятия «этнология», «этнография», «этнические процессы».

2. Охарактеризуйте типы этнических процессов, задачи этнологии, теорию этногенеза пассионарных взрывов (Гумелева Л.Н).

3. Объясните сущность этнического сознания и механизмы символизации этнической культуры.

4. Раскройте символ и миф как составляющие элементы этнической культуры.

5. Раскройте сущность патриотизма и гражданственности.

6. Рассмотрите государственные символы как неотъемлемую составную часть истории и культуры.

7. Раскройте тезис: преодоление межэтнических напряженностей и предотвращение вооруженных конфликтов как современное проявление патриотизма и гражданственности.

8. Охарактеризуйте сущность и основные направления патриотического воспитания государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

 

 

1. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. №1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации».

2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. №2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации».

3. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 г. №3-ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6. Указ Президента Российской Федерации от 03.12.1994 г. №2152 «Об утверждении описания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации».

7. Указ Президента Российской Федерации от 20.08.1994 г. №1714 «О дне государственного флага Российской Федерации».

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. №795).

9. Приказ ГТК Российской Федерации от 14.03.2001 г. №255 «О введении в действие Положения о наградах государственного таможенного комитета Российской Федерации».

10. Приказ ФТС России от 10.10.2004 №97 «Об учреждении ведомственных медалей и знака».

11. Приказ ФТС России от 23.11.2004 г. №313 «Об утверждении «Положения о геральдическом обеспечении таможенных органов Российской Федерации» и «Положения о геральдическом Совете ФТС России».

12. Приказ ФТС России от 05.11.2006 г. №1194 «Об учреждении геральдических знаков – эмблем и учреждении рисунков, описаний эмблем для структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и подчиненных ФТС России и учреждений, находящихся в ведении ФТС России».

13. Распоряжение ФТС России от 10.03.2009 г. №38-р «Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции».

14. Правила ношения форменной, специальной одежды, обуви и снаряжения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации (Приложение к Приказу ФТС России от 04.09.2007 г. №1078).

Основная:

Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Алексеев А., Боярский Г., Дуров А., Котяев А. Символы таможенной службы России (краткий исторический очерк о таможенной службе и ее символике). – М.: «Русь», 2003.

2. Авдеев В.Б., Севастьянов А.Н. Раса и ЭТНОС.- М.: Книжный Мир (серия «Высшие курсы этнополитики»), 2008.

3. Бондаренко Г.Г. История государственных символов: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд. СГУ, 2008.

4. Комментарии к Федеральному закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Под ред. Кузбаненко В.А., председатель редакционного совета Медведев Д.А. – СПб.: Питер, 2008.

5. Лузик Н.П. Концептуальное положение о духовной сущности патриотизма / Н.П. Лузик // Х Царскосельские чтения: материалы междунар. науч.-практич. конф. 25-26 апреля 2006 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. –I – IV. – С.17-19.

6. Основы этнологии: Учебное пособие. – М.: Изд. МГУ, 2007.

7. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Центрополиграф, 2006.

Этнология. Современный словарь-справочник. – М.: ДИАЛОГ культур, 2007.

 

 

Тема 2.3. Лекция. Профессиональная этика и служебный этикет. Правовая база. Моральные основы, принципы, этические нормы служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. Основные направления управления нравственными отношениями в системе государственной гражданской службы России.

(форма обучения: очная, заочная)

Вопросы лекции:

1. Сущность профессиональной этики государственных гражданских таможенных служащих.

2. Основное назначение профессиональной морали государственных гражданских таможенных служащих.

3. Этикет как составная часть культуры служебного поведения государственных гражданских таможенных служащих.

 

Рекомендации по выполнению заданий

При изучении заключительной темы дисциплины рекомендуется с большим вниманием отнестись к содержанию современных требований к кадровому составу государственной службы Российской Федерации; понятий «профессиональная этика» и «служебный этикет»; специфическим функциям и центральному ядру профессиональной таможенной морали; специфике государственных документов, определяющих правовую базу, моральные основы, принципы, этические правила служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских таможенных служащих Российской Федерации; правовой и этической базе государственно-служебных отношений как основе деловой культуры и профессиональной деятельности служащих таможенных органов России; управлению нравственными отношениями в системе государственной гражданской службы России; этико-профессиональному развитию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте влияние этических норм и ценностей таможенной организации на внешнюю среду деятельности таможенной службы России.

2. Сформулируйте доминирующие этические ценности таможенных органов Российской Федерации.

3. Дайте определение терминам «профессиональная этика», «культура поведения» и перечислите основные правила обращения с гражданами - участниками внешнеэкономической деятельности.

4. Охарактеризуйте организационную культуру таможенных органов как важный фактор эффективности и дееспособности таможенной службы Российской Федерации.

 

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации. – М., 2015.

1. Федеральный закон от 05.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в современной редакции).

2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в современной редакции).

3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в современной редакции).

4. Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273 – ФЗ «О противодействии коррупции» (в современной редакции).

5. Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1998 г. №1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» (в современной редакции).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 г. №429 «О Федеральной таможенной службе» (в современной редакции).

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 г. №795).

8. План реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» в Федеральной таможенной службе, утвержденный руководителем ФТС России 17.03.2011 г.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. №537).

10. Приказ ГТК Российской Федерации от 08.06.1994 г. №254. (Утвердил Порядок и церемонию принятия присяги должностными лицами таможенных органов, имеющих специальные звания (Приложение 1); текст Присяги (Приложение 2)).

11. Приказ ГТК Российской Федерации от 03.09.1997 г. №530 (утвержден «Кодекс чести таможенника Российской Федерации»).

12. Правила ношения форменной, специальной одежды, обуви и снаряжения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации (Приложение к Приказу ФТС России от 04.09.2007 г. №1078).

13. Приказ ФТС России от 23.11.2004 №313 «Об утверждении «Положения о геральдическом обеспечении таможенных органов Российской Федерации» и «Положения о геральдическом Совете ФТС России».

14. Приказ ФТС России от 18.09.2006 г. №892 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации».

15. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 (приказ ФТС России от 27.07.2009 г. №1333 «О стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года»).

16. Распоряжение ФТС России от 10.03.2009 г. №38-р «Об организации работы в таможенных органах по противодействию коррупции» (в современной редакции).

17. Памятка об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов (приложение к письму ФТС России от 22.07.2009 г. №10-90/33874).

18. Правила поведения обучающихся в Российской таможенной академии (приложение к приказу Российской таможенной академии от 02.03.2009 г. №157).

19. Приказ Российской таможенной академии от 08.07.2010 №658 «Об утверждении Кодекса чести студента Российской таможенной академии».

Основная:

 

1. Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю. Этика государственной службы и государственного служащего: Учебное пособие. – СПб.: ИЦ Интермедия, 2012.

Дополнительная:

1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.

2. Брежнева А.П. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие. – М.: Статут, 2008.

3. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Соколова, А.И. Турчинова. – М.: РАГС, 2008.

4. Жирков Р.П. Повышение качества морально-этической подготовки (переподготовки) таможенных кадров – неотложная задача // Таможенная политика и экономическая безопасность Российской Федерации: состояние, проблемы и направления развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: РИО РТА, 2008.

5. Жирков Р.П., Пчелинцев Н.В. Совершенствование управления таможенной службой через организационную культуру // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела и пути их решения. Сборник материалов научно-практической конференции / Под общ. ред. Чечеватова В.С. – М.: Издат. РТА, 2009.

6. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие. – 2-е изд. // Под общей ред. Атаманчука Г.В. – М.: Флинта, 2005.

7. Киселев С.Г. Административно-правовые основы государственной службы Российской Федерации. Монография. – М.: Изд. РТА, 2009.

8. Профессиональная этика: Учебное пособие для вузов / Ответ. ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Издательский дом «ПРОПОЛИС», 2008.

9. Суворов А.В. Наука побеждать / Александр Суворов. – М.: ЭКСМО, 2011.

10. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М., 2001.

11. Этика. Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова и Е.А. Дубко. – М.: Гардарики, 2006.

 

Тема 2.3. Практическое занятие. Профессиональная этика и служебный этикет. Правовая база. Моральные основы, принципы, этические нормы служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации. Основные направления управления нравственными отношениями в системе государственной гражданской службы России.

(форма обучения: очная, заочная)

Учебная деловая игра по теме «Этико - профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов»

Трактовка основных понятий

Понятия Трактовка понятия
Игра - это активная форма, вид деятельности (отдых, развлечение, соревнование и др.), организуемый по определенным правилам.
Имитация - это воспроизведение с максимально возможной степенью точности реальных ситуаций, объектов, явлений, деятельности, профессиональных умений и т.д.
Модель - это воспроизведение (воссоздание) существенных (характерных) свойств явления, оригинала, предмета, процесса и др.

На перепутье (пересечении) этих понятий и «находится» учебная деловая игра, в которой сочетаются реальность и ирреальность, дело и игра или, лучше сказать, дело в игре (в игровой искусственно сконструированной ситуации).

Следовательно, учебная деловая игра – это, можно сказать, имитационное моделирование определенной профессиональной деятельности и занятых в ней людей, их ролевое взаимодействие по игровым правилам при неполной информации и неопределенности, в условном времени и оценке происходящего. Единой классификации деловых игр пока не существует, однако вполне можно выделить производственные, исследовательские, педагогические и иные виды игр.

Итак, учебная деловая игра – это один из методов и форма активного социально-психологического профессионального обучения, воссоздающие предметно-социальное содержание профессиональной таможенной деятельности, моделирование систем отношений таможенных сотрудников между собой и их партнерами – участниками внешнеэкономической деятельности, характерные для сложившейся и/или перспективной таможенной практики. Иными словами, учебная деловая игра воссоздает предметное и функциональное содержание профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов и структурирует отношения, характерные для таможенной деятельности как единого целого (системы) путем приближения процесса обучения к условиям практической профессиональной таможенной деятельности. Это позволяет студентам (слушателям) во время деловой игры с позиции определенного должностного таможенного сотрудника принимать требуемые профессиональные управленческие решения.

Следовательно, деловая игра как метод активного социально-психологического обучения таможенной профессиональной деятельности есть психолого-педагогическое явление: форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных (профессиональных) действий, типичных для таможенной системы.

В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся сложившиеся служебные нормы профессиональной таможенной деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и профессиональной (социальной) действительности, а также, как следствие, интеллектуальное, морально-нравственное и этико-профессиональное развитие личности обучаемых, в том числе и должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, деловая учебная игра служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу служебно-производственных таможенных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для обучающихся профессиональных задач. Это достигается конструированием (на этапе разработки) и реализацией (в процессе игры) системы проблемных профессиональных ситуаций и познавательных задач.

Рекомендации по выполнению заданий

Приступая к изучению материала данной темы и выполнению заданий, рекомендованных для самоподготовки, целесообразно повторить такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, имидж, деонтология, моральный кодекс, профессиональная этика. Следует хорошо уяснить вопросы:

- совесть как нравственная основа личности;

- долг и совесть как регуляторы нравственного поведения;

- внутреннюю противоречивость долга и совести;

- понятие чести и достоинства как отражение ценности и моральной значимости личности;

- «золотое» правило нравственности.

Рекомендуется глубоко осознать каждый абзац и выучить близко к тексту, а при возможности – наизусть «Кодекс чести таможенника Российской Федерации», «Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации» и «Присягу должностного лица таможенного органа Российской Федерации».

Следует обратить особое внимание на основное назначение профессиональной морали государственных гражданских таможенных служащих, специфику государственных документов, определяющих правовую базу основ этики государственного таможенного служащего, структуру, формы и функции профессиональной морали, этикет как составную часть культуры служебного поведения государственных гражданских таможенных служащих, основные принципы этикета и главные различия норм морали и правил этикета, базовые принципы поведения госслужащих, основные направления управления нравственными отношениями в системе государственной гражданской службы России.

Изучая профессиональную этику руководителя (начальника), должностного лица таможенного органа, следует сфокусировать свое внимание на том, что обязанность быть корректным – это мировой стандарт этики руководителя, а поддержание благоприятного психологического климата в коллективе подразделения (службы) – это прямая моральная обязанность менеджера любого уровня; рассмотреть основные роли менеджера как руководителя; нравственное значение функций в деятельности руководителя, этические нормы общения руководителя и подчиненного; понятие «конфликт интересов», этико-моральные проблемы конформности в трудовом коллективе и этику межличностных отношений и ее влияние на служебное поведение и результативность профессиональной служебной деятельности.

Обратите внимание на то, что деловая учебная игра – это обучение в процессе самостоятельной деятельности, в которой задействованы практически все психологические процессы личности (представление, воображение, память, мышление, речь и т.д.), эффективно вовлекающие обучаемых в учебно-познавательную профессиональную деятельность, поскольку процесс игры позволяет учиться находить и применять найденные решения, развивать способности неординарных действий, избегать шаблонн<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.248.140 (0.028 с.)