Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Квалификация выпускника: бакалавр
Москва
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
|
| УТВЕРЖДЕНО
Учебно-методическим советом
факультета таможенного дела
(протокол от «» 2016 г.
№)
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины
Этика государственной службы и государственного служащего
Направление подготовки: 080100 «Экономика»
Профиль подготовки: «Мировая экономика»
Квалификация выпускника: бакалавр
Москва
С.Я.Юсупова, профессор кафедры управления Российской таможенной академии, доктор экономических наук, профессор
Ответственный за выпуск:
В.В. Макрусев, заведующий кафедрой управления, доктор физико-математических наук, профессор
Рецензенты:
А.М. Кушнир, профессор кафедры таможенного права и организации таможенного дела ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения», доктор экономических наук, профессор;
Е.В. Красавина, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор социологических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «» 2015 года, №)
Программа одобрена и рекомендована выпускающей кафедрой
(протокол от «» 2015 г. №)
© Юсупова С.Я.., 2015
© Российская таможенная академия, 2015
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины – формирование у студентов основ профессиональной этики государственной службы и государственного служащего с учетом деятельности таможенных органов Российской Федерации, как неотъемлемой части государственного аппарата исполнительной власти федерального уровня, специфики таможенного дела, профессиональной культуры, сложившихся традиций и практики профессиональных служебных отношений; действующего российского законодательства, ведомственных актов и иных государственных документов, регламентирующих современные профессиональные и служебные требования, общие принципы служебного поведения, нормы служебной профессиональной этики и правила делового поведения государственных гражданских служащих, а также специфических требований к морально- нравственным качествам служащего таможенных органов Российской Федерации как представителя государства.
Задачи дисциплины:
– осмысление и усвоение содержания и особенностей этико-философских категорий профессиональной морали с учетом особенностей профессиональной таможенной деятельности;
– формирование целостного государственного мировоззрения, верности конституционному и служебному долгу, постоянной готовности к отстаиванию и защите экономических интересов Российской Федерации;
– воспитание патриотизма и гражданственности, антикорруп-ционного правосознания, честности и неподкупности, соблюдения законности, правопорядка и служебной дисциплины;
– повышение ответственности за эффективное противодействие коррупционным и иным противоправным деяниям;
– развитие уважения к государственной символике, высокой культуре нравственного служебного поведения, профессиональной служебной деятельности и делового общения;
– ответственности за сохранение и преумножение высоких традиций государственного служения Отечеству;
– привлечение студентов к решению актуальных задач таможенной теории и практики посредством активизации и целенаправленной мобилизации их творческой активности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код
компетенции
| Результаты освоения
| Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
| ОК-3
| Способность к самоорганизации и самообразованию
| Знать:
— теоретические основы и ключевые понятия морали как специ-фического способа регуляции общественной жизни и взаимоотношений людей, профессиональной этики государственной службы и государственного служащего;
— сущность государства как субъекта управления, государственной дисциплины и правопорядка, гуманистическое измерение социального реформирования;
— основы государственной службы, место государственной службы в системе государственной власти и государственного управления, теорию (концепцию) государственной гражданской службы;
— духовную ситуацию и проблему ценностей в российском обществе;
— генезис и эволюцию этических норм;
— смысл патриотизма: истоки, сущность, типологию;
— национальные интересы и стратегию национальной безопасности России, систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности и духовной сфере;
— роль таможенной службы в обеспечении экономической безопасности России;
— государственные символы как неотъемлемую часть истории, культуры, традиций и менталитета России;
— воспитательную роль геральдической государственной и таможенной символики;
— сущность коррупции, Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции;
— основные направления совершенствования предупредительной и воспитательно-профилактической работы в борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах;
— профессиональную этику и служебный этикет сотрудника таможенных органов;
— морально-правовые основы служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации;
— Присягу должностного лица таможенного органа Российской Федерации, Кодекс чести таможенника Российской Федерации и Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации как основу этико-профессионального служебного поведения сотрудников таможенной службы;
— факторы и технологии формирования профессиональной морали таможенных сотрудников как способ соблюдения законности и укрепления служебной дисциплины, способствующий поддержанию в таможенных подразделениях (службах) здоровой морально-психологической обстановки, атмосферы непримиримой борьбы с должностными правонарушениями, угрозами проникновения коррупции и создания условий для предупреждения коррупционных проявлений в таможенной системе;
— этические правила служебного поведения и профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих;
Уметь:
— осознать и усвоить требования профессионально-служебной таможенной этики, сформулированные в Присяге должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, Кодексе чести таможенника Российской Федерации, Дисциплинарном уставе таможенной службы Российской Федерации и Кодексе этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; этико-правовые основы государственной гражданской службы Российской Федерации, осознавать социальную значимость своей будущей профессии и быть способным высоко мотивировать себя к выполнению профессиональной деятельности;
— эффективно реализовывать этические требования к моральному облику государственного таможенного служащего в своей профессиональной служебной деятельности;
— выполнять требования Кодекса чести таможенника Российской Федерации, Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, Присяги должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в жизни и профессиональной служебной таможенной деятельности, сохранять верность служебному долгу;
— использовать технологии формирования и развития профессиональной морали и служебного поведения государственных гражданских служащих в своей практической работе;
— проводить правовое, этико-профессиональное просвещение и развитие своих подчиненных;
— грамотно воздействовать на общественное мнение и настроение в коллективе таможенного подразделения; этически правильно строить и регулировать взаимоотношения таможенных сотрудников;
— формировать высокие нравственные отношения в коллективе и создавать нормальный психологический климат в подразделениях таможни, развивать у таможенных сотрудников чувство ответственности за выполнение профессиональных служебных задач;
— воспитывать сотрудников таможенных подразделений в духе неукоснительного выполнения положений Конституции и федеральных законов Российской Федерации, уставов, приказов и иных нормативных актов, верности Присяге, Кодексу чести таможенника Российской Федерации и Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; добросовестного выполнения своих обязанностей и должностного регламента;
— объединять коллектив таможенного подразделения (службы) через уважительное отношение к атрибутам государственной и таможенной символики, корпоративным интересам, историческим традициям таможенной службы и воспитание патриотизма к своей Отчизне - Российской Федерации;
— применять знания, полученные в рамках курса «Этика государственной службы и государственного служащего», на практике в ходе своей служебной профессиональной деятельности в таможенных органах Российской Федерации;
Владеть:
— общей терминологией и лексикой дисциплины;
— представлениями об актуальных дискуссионных проблемах отечественной государственной и таможенной службы;
— представлениями об исторической эволюции отечественной этической мысли;
— понятием конфликта интересов на государственной службе и порядком предотвращения конфликта интересов на государственной службе;
— навыками соблюдения правил корректного языкового (вербального) и невербального поведения;
— основами этического самоконтроля по соблюдению требований служебного поведения и профессиональной служебной деятельности (при условии выработки потребности соблюдения этико-профессиональных норм, что требует длительного периода времени);
— представлениями о том, что морально-нравственное сознание – есть основа качества профессиональной служебной деятельности государственных гражданских (таможенных) служащих, необходимый компонент профессиональной подготовки и профессиональной компетентности таможенного специалиста;
— основными инструментами (технологиями) формирования служебно-профессиональной морали и нравственной культуры государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.
| ПК-25
| Умение организовывать сбор информации для управленческой деятельности, оценивать эффективность деятельности таможни (таможенного поста) и их структурных подразделений, анализировать качество предоставляемых услуг
| Знать:
— основные методологические проблемы государственного управления;
— этико-приоритетные аспекты государственного управления;
— методологические проблемы управления общественными процессами;
— совершенствование управления таможенной службой в условиях глобализации через организационную культуру;
Уметь:
— пользоваться методами управления нравственными отношениями в подразделениях коллективов (служб) таможенных органов и на их основе создавать здоровую морально-психологическую обстановку и формировать антикоррупционную атмосферу в таможенных органах;
— эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
— участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами;
— этически целесообразно и эффективно строить свою профессиональную деятельность;
— этически соблюдать служебную субординацию; результативно решать этические государственные управленческие, профессиональные и этико-педагогические задачи в сфере таможенного дела, умело активизировать своих сотрудников на их выполнение;
— формировать гордость и уважение к профессии таможенника, понимание ее общественной значимости; убежденность и потребность в необходимости постоянного повышения своего профессионального мастерства и деловой квалификации; преданность служебному долгу, честность и ответственность при выполнении служебных функций подчиненными;
— развивать духовно-нравственную культуру: устойчивые нравственные потребности и качества, осуществлять профилактику черствости и равнодушия среди личного состава и коллективов таможенного подразделения (службы);
Владеть:
— представлениями о методологических основах социального управления и исторических корнях российской государственности;
— навыками анализа причинно-следственных связей между событиями и явлениями в системе государственной гражданской службы;
— оценкой морально-нравственных коллизий в системе государственной таможенной службы и между служащими таможенных органов;
— способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы;
— грамотным восприятием, анализом и подачей этико-профессиональной служебной информации;
— этически оптимальным построением взаимоотношений с руководством таможенных органов (подразделений, служб) и участниками внешнеэкономической деятельности;
— профессиональным обучением (этико-профессиональным развитием) подчиненных;
— обеспечением соответствия имиджа таможенного сотрудника требованиям таможенной службы;
— умением использовать компьютерную технику в режиме пользователя для поиска и анализа материалов в русле государственной таможенной службы.
|
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Этика государственной службы и государственного служащего» относится к вариативной части профессионального цикла ООП ВПО и является обязательной.
Для изучения курса необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Культура речи», «Деловая риторика», «Психология конфликта», «Правоведение», «Экономическая история», «Теория государственного управления».
Для изучения дисциплины студент должен:
– знать: особенности и основные этапы исторического развития России; место и роль философии в общественной жизни, роль науки в развитии цивилизации; инициальные основы таможенного дела, гражданского общества и гражданственности; технологии эффективной коммуникации, сущность конфликтологии и возможности управления конфликтами; основы теории государственного управления;
– уметь: использовать стандартные средства операционной системы Windows, пакет программ Ms Office; пользоваться информационно-правовыми системами; систематизировать и обобщать информацию; аргументированно отстаивать свою позицию; быть ориентированным в основах теории государственного управления;
– владеть: коммуникативными приемами; навыками поиска, сбора, хранения, анализа информации; навыками применения современных компьютерных технологий; навыками работы с литературными источниками; инициальными основами управления собственными состояниями адекватно складывающейся конкретной жизненной ситуации; основами теории государственного управления.
Дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Управление человеческими ресурсами», «Корпоративная социальная ответственность», «Социально-психологический мониторинг таможенного персонала», «Управление таможенными органами», «Управление персоналом в таможенных органах» (практикум).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ
| Всего
часов
| Курс
| Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| из них в интерактивной форме (ИФ)
| -
|
| -
| Практические занятия (ПЗ),
|
|
|
| из них в интерактивной форме (ИФ)
|
|
|
| Контрольная работа,
| -
|
| -
| из них в интерактивной форме (ИФ)
| -
|
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
| Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
|
| зачет
|
Таблица 2.2
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очно-заочной форме обучения
Виды работ
| Всего
часов
| Семестр
| Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,
|
|
|
| в том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| из них в интерактивной форме (ИФ)
| -
|
| -
| Практические занятия (ПЗ),
|
|
|
| из них в интерактивной форме (ИФ)
|
|
|
| Контрольная работа,
| -
|
| -
| из них в интерактивной форме (ИФ)
| -
|
| -
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
| Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации
|
| зачет
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ,
СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
5.1. Распределение учебного времени по темам
и видам учебных занятий
Таблица 3.1
|