Этические кодексы государственных и муниципальных служащих



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические кодексы государственных и муниципальных служащих



Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах.

Кодекс этических правил включает в себя три типа этических норм:

- предписывающие (как требуется с точки зрения профессиональной морали государственного гражданского служащего поступать в определенных ситуациях);

- запретительные (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

- рекомендательные (как следует вести себя государственного гражданского служащему в той или иной ситуации).

Для каждого государственного гражданского служащего Кодекс выступает как добровольно принятые на себя обязательства.

Этический кодекс способствует реализации следующих моральных принципов и норм кадровой политики в системе государственной службы:

-опора на ценности, нравы и традиции российского общества;

-соответствие этических норм общенациональным интересам, утвердившейся политической и правовой системы;

-более высокие стандарты для оценки этического поведения государственного служащего по сравнению с оценкой нравственности рядовых граждан;

-учет реальных сторон профессиональной деятельности государственных служащих, определение нравственных норм их поведения в типичных и наиболее ответственных ситуациях; самоограничение служащих в решении их личных вопросов, имеющих нравственное значение.

Этический кодекс не является версией юридического закона ни по содержанию, ни по механизму своего применения и воздействия. Нравственная составляющая поведения государственного служащего не может складываться по формуле «все, что не запрещено законом, разрешено». Никакая формальная процедура, никакое нормативное положение не отменяет моральных оценок и решений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

Для оценки этического поведения государственного служащего требуется более высокий стандарт, чем для оценки поведения правового и чем тот, который применяется для оценки нравственности рядовых граждан.

Этические нормы государственного служащего должны быть более строгими, чем обычные моральные нормы, поскольку высшие должностные лица, государственные служащие иных категорий объективно наделены властью и полномочиями, которые могут оказывать, в том числе и к более строгому контролю над нравственностью ее представителей, вот почему чем выше статус государственного служащего, тем более строгими должны быть этические требования к нему.

Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более, уголовного наказания государственного служащего.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственного служащего, кодекс:

1) служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

2) призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

3) является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы;

4) выступает как инструмент общественного контроля над нравственностью государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности государственного служащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями; получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

Общественный контроль над соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан.

Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федеральных законов "О противодействии коррупции, "О системе государственной службы "О муниципальной службе в Российской Федерации", других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
На основе данного кодекса разработан Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Томской области.

 

Контрольные вопросы:

1. Покажите отличие профессиональных и корпоративных этических кодексов.

2. Охарактеризуйте основные подходы к формированию этических кодексов государственной и муниципальной службы.


Раздел 5. ЭТИКЕТ КОММУНИКАЦИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Общее понятие этикета

Процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал нормально, бесконфликтно, и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».

Этикет - это установленный порядок поведения где-либо, нормы взаимоотношений людей различного правового, социального и интеллектуального статуса, часть нравственной культуры, ассоциирующийся с категорией прекрасного. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной группе людей, а что – нет.

Рассматривая поведение человека как единство нравственного и эстетического, этикет главным образом объясняет не «почему», а как нужно поступать в той или иной ситуации, он всегда выступает как внешняя сторона нравственных отношений.

В этикете проявляются общечеловеческие черты нравственных отношений. Он предполагает восприятие каждого человека как личности независимо от его служебного положения, достоинства и знания. Вместе с тем, в правилах этикета выражены и элементы дифференцированного отношения к людям. Дело в том, что они фактически неравны, находятся на различных ступенях социальной лестницы, могут отличаться друг от друга по физическому и умственному развитию, образованию, культуре. Существенное значение имеют и различия по возрасту, полу и т. п. Все многообразие нравственных отношений, регулируемых этикетом, базируется на ряде важнейших принципов.

Гармоничность поведения. Этот принцип определяет воспитанность человека в полном объеме, в единстве его внутренних и внешних качеств, содержания и формы.

Систематичность в выполнении предписаний и правил этикета. Систематичность означает соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно.

Необходимо соблюдать правила приличия ко всем без исключения лицам и тогда, когда человек остается наедине с собой.

Творческий подход и целесообразность. Это важный принцип этикета предполагает у человека способность гибко мыслить и быстро ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Ведь то, что уместно и целесообразно в одних условиях, может вовсе не подходить к другим.

Искренность и естественность в поведении. В данном принципе выражены наиболее специфические качества подлинно красивого поведения. Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенствовании человека.

Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Необходимо добиваться автоматического выполнения правил, превращать их в привычку
поведения. В привычке действия автоматизируются и совершаются на основе потребности поступать так, и не иначе. Такой «автоматизм» поступков придает выполнению требований этикета точность, беспрекословность, свободу и раскованность в действиях.

Скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Одним из
выражений скромности является тактичность. Такт - это мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Отсутствие такой способности говорит о невоспитанности.

Чувство меры - это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, осторожную, деликатную линию поведения по отношению к окружающим. В отношении служебного этикета следует отметить, что это общепринятые (или декларативно установленные) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Служебный этикет должен, с одной стороны, обеспечивать нормативную регуляцию процесса общения неравных по социальному статусу партнеров путем выравнивания их позиций, но не в социальном, а только в коммуникативном плане. С другой — сохранять и поддерживать определенное «неравенство» партнеров, имеющих различный служебный статус, для обеспечения надлежащей субординации и дисциплины.

Руководители ведущих организаций обращают особое внимание на вопросы делового общения. Однако сами неписаные правила, регулирующие внешние проявления взаимоотношений людей, воспитывающие привычку согласовывать свои поступки с представлениями об уважительности, доброжелательности и доверии, были выработаны гораздо раньше. Они обусловлены потребностями выживания и нормального функционирования социального организма, необходимостью приглушить заложенные в каждом индивиде природные инстинкты и противопоставить им правила общения, основанные на взаимном уважении интересов и на взаимоподдержке.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой этикет, как элемент внешнего поведения человека, органически не связан с его нравственностью.

Человек с изысканными манерами, с детства впитавший премудрости политеса, может оставаться высокомерным, негуманным, безнравственным. Однако такой человек вряд ли сможет долго вводить в заблуждение окружающих его людей относительно права называться человеком культурным, воспитанным. Внешняя форма поведения, лишённая нравственной основы, теряет свой смысл, приобретая лишь вид замаскированного хамства и неуважения к людям, которое рано или поздно выйдет наружу. «Ледяная» или «хамская» вежливость не имеют ничего общего с подлинной культурой человека. Правила этикета, соблюдаемые лишь внешне, позволяют человеку в зависимости от обстоятельств и индивидуальных черт характера с лёгкостью отступать от них.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.006 с.)