Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственные принципы служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Поиск

Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах.

Под нравственными принципами государственной службы понимается:

- совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав, свобод и законных интересов.

- система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Наука и практика показывают, что общими нравственными принципами служебной деятельности государственных служащих являются следующие принципы.

Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

Принцип законности. Это важнейший этический принцип, обязывающий должностных лиц, всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов, в том числе о государственной службе и кадровой деятельности. В любой правовой системе все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, каждый правовой акт имеет свою нравственную ценность. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу.

Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас еще низок уровень правовой культуры государственных служащих, весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безответственность и безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих.

Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Этот принцип требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Причем, это должно проявляться не только внешне, но должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

Принцип ответственности, обязывающий государственных служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые управленческие и кадровые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение, чтобы чиновники чувствовали моральную ответственность за свое служебное поведение и деятельность.

Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти. Этот принцип требует внимательного и справедливого подхода при назначении служащих на новую должность, учета всех его достоинств и заслуг.

Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение служащими установленных государством, отдельными его структурами правил, норм, предписаний своего служебного поведения. Он предполагает верность государственной службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы государственный служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. В соответствии с этим принципом, чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к: государству, государственному строю; политическому большинству, находящемуся у власти (правящей группе); ко всем ветвям власти; к государственным институтам (армии, милиции, министерствам, ведомствам и т.д.); к обществу, населению; к другим государственным служащим.

Принцип политической нейтральности, который требует, чтобы государственная служба и кадровая деятельность были вне политики, вне непосредственной борьбы за власть. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на какие-либо политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, поскольку государственная служба – это институт государства. А всё, что связано с государством и государственной властью – это явления политические. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата.

Таким образом, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике и деятельности, к характеру взаимоотношений служащего с государством, обществом и другими служащими.

Главным условием формирования цивилизованной этики являются:

1) стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;

2) пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего высокими моральными принципами;

3) осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.

 

Контрольные вопросы:

1. Обозначьте основные категории административной этики.

2. Покажите специфические характеристики этики государственной службы.

3. Раскройте нравственные принципы служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.

 

 


Раздел 3. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Моральный аспект генезиса аномалий государственной и муниципальной службы.

Аксиомы власти

Природа государственной власти определяется той целью, ради которой она создается; эта цель – часть самого государства. Это значит, что политическая власть служит родине, т.е. национальному духовному расцвету: в этом служении она обретает, формулирует, ограждает и обеспечивает естественное право, придавая ему форму положительного правопорядка.

Политическое властвование возлагает на человека величайшую ответственность; властвующий по самому призванию своему есть законодатель естественной правоты.

Законодатели, организаторы, судьи только тогда стоят на высоте своего призвания, когда они руководствуются волею к цели права, а потому и к праву: когда они рассматривают всякое положительное право, как явление естественной правоты и сами выступают в жизни ее исследователями и творцами. Именно это имел ввиду Платон, когда говорил о «власти философов» и о «философствовании правителей».

Властвующий должен иметь верное понятие о верховной цели государства и его средствах. Его правосознание должно иметь свои корни в доброй воле и патриотизме.

Он должен непоколебимо верить в благородство государственности и в жизненную духовную необходимость политического единения. Он должен совмещать в себе изощренное видение права с непреклонною волею к его властному осуществлению, углубленное чувство ответственности со способностью к императивному решению. Властитель, стоящий на высоте, видит в своем публичном полномочии не выгоду, но обязанность и ответственное бремя.

Во всяком государстве и при всяком строе власть должна принадлежать лучшим людям. По своей цели и по своему существу государство аристократично. Эта аксиома непоколебима со времен Конфуция, Гераклита, Аристотеля.

В самой идее государства и самой идее власти заложено начало духовного достоинства, ибо достоинство государства определяется его целью. А достоинство власти устанавливается ее призванием и ее общественным рангом. Государственная власть есть именно благая сила и духовная сила, но именно поэтому ее жизненная успешность определяется ее духовной правотой и благородством.

Ильин И.А.в своей работе «О сущности правосознания» обозначил аксиомы власти.

Первая аксиома. Государственная власть должна принадлежать правовому полномочию.

Вторая аксиома. Государственная власть должна быть едина. Единство государственной власти следует понимать не в смысле единства «органа» или нераспределенности функций и компетенций, но в смысле единого организационного воленаправления.

Третья аксиома. Государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. В порядке политической целесообразности этого требует принцип авторитета власти и принцип добровольного признания ее со стороны правосознания подчиненных.

Четвертая аксиома. Политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.

Пятая аксиома. Программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы.

Шестая аксиома. Власть связана распределяющей справедливостью. Режим, поддерживающий без достаточных оснований несправедливые привилегии, есть режим противополитический. Он компрометирует достоинство государственной власти и подрывает волю к государственному единению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.247 (0.009 с.)