Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие конфликта как социального процессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конфликты как разновидность социальных процессов и взаимодействий возникают и проявляются в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области государственного управления В философском плане (аксиология) одним из важнейших конфликтов является конфликт ценностей, в их числе такие конфликты как: 1. Конфликт между свободой и равенством, послуживший некоторым теоретикам для постройки идеологических моделей. Рокич (1973), например, различает четыре ценностных системы, исходя из критерия низкого и высокого выделения этих двух значений, т.е. путем пересечения получается четыре комбинации: свобода и неравенство, несвобода и неравенство, несвобода и равенство, свобода и равенство. 2. Конфликт ценностей между коллективизмом и индивидуализмом. В России коллективизации всегда занимал важное место. Есть разные виды коллективизма. Для современной концепции гражданского общества могут иметь значение некоторые коллективистские достижения, особенно те, которые заключают в себе солидарность, организацию сверху, совместное действие граждан на местном уровне. Однако в течение последнего десятилетия коллективистская энергия трансформировалась не в этом направлении, а в направлении национализма и популизма. Вместе с тем, индивидуализм долгое время систематически вытеснялся как "гражданское и буржуазное завоевание и уничижительно квалифицировался эгоизм, собственничество, "выделение" и "доминация", хотя Маркс и Фромм, например, подчеркивали значение индивидуализации и всесторонней личности, что без определенной доли индивидуализма теоретически нельзя даже представить себе. 3. Конфликт между толерантностью и нетолерантностью, отражения которого многогранны - от будничной жизни до функционирования новых политических институтов. На всем этом пространстве наблюдается нехватка толерантности, но разница между странами в этом смысле значительная, что подтверждается и сравнительными исследованиями. Толерантность - одно из достижений современной цивилизации, и от ее развития в большей мере зависит судьба демократии. 4. Конфликт между авторитарной и неавторитарной ориентацией. На значение авторитарного синдрома личности указывали Фромм, Маслоу и другие. Авторитарность подразумевает провозглашение вертикального принципа организации общества и жестокой иерархии и поэтому может являться психологической основой различных консервативных идеологий и недемократического поведения. Противоположность авторитарности некоторые авторы определяют просто как неавторитарность, другие идентифицируют ее толерантностью, третьи предлагают концепцию "антиавторитарности", четвертые - демократическую ориентацию. Но известно, что эта предрасположенность личности и ценностная ориентация являются важным условием, необходимым для развития демократической культуры. 5. Ценностный конфликт проявляется и между предпочтением государственной собственности и ориентацией на частную собственность. Уже сейчас у части населения появился ностальгический синдром, в рамках которого ориентация на государственную собственность занимает важное место наряду с потребностью. Проблема ностальгического синдрома исключительно важна, поскольку подразумевает ценностный конфликт с оптимистическим взглядом на будущее. Несмотря на то, о каком ценностном конфликте идет речь, одним из наиболее выраженных последствий является общественное состояние аномии, имеющее свой психологический эквивалент (аномичность) и проявляющееся: в познавательном плане (дезориентация, путаница целей); в эмоциональном плане (отупение, беспричинный страх, пессимизм); в плане мотивации (апатия, уход в себя). Из-за глубокого конфликта ценностей создается впечатление, что аномичность представляет собой феномен ценностного вакуума. Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторые выводы: Во-первых, эмпирические данные говорят, что конфликт ценностей представляет собой ярко выраженное явление с многочисленными формами проявления. Кажется, что аномия - закономерный спутник глубокого конфликта ценностей на этапе, предшествующем транзиции, и на начальном этапе транзиции. Во-вторых, ценностная дифференциация в некоторых сферах выражена ярче (конфликт между традиционализмом и модернизмом, коллективизмом и индивидуализмом, между равенством и свободой, между толерантностью и нетолерантностью), нежели в области некоторых других возможных ценностных ориентации. В-третьих, конфликт существует и в некоторых из перечисленных ценностных ориентаций, внутри их компонентов. В-четвертых, конфликт ценностей, с одной стороны, представляет собой результат происходивших изменений (прогрессивных и регрессивных), с другой - сами конфликты ценностей ускоряют или замедляют общественные изменения. В-пятых, конфликт ценностей является результатом резкой социальной дифференциации, хотя ценностные различия между новыми элитами и остальными социальными группами (классами и слоями) удивительно малы. Однако даже маленькие различия между определенными областями накапливаются, так что различия между элитами и массами уже теперь могут оказаться значительными. Конфликт ценностей напрямую и опосредованно влияет на ценностные ориентации личности как в процессе трудовой деятельности, так и в личной жизни. Конфликт ценностей - как и все остальные конфликты -- связывается с противопоставленными интересами и претензиями на определенные ограниченные блага, но эта связь может быть далекой и в значительной мере опосредованной. По логике инерции сознания, отдельные конфликты ценностей являются лишь символическими и унаследованными, бывшими когда-то острыми конфронтациями. Конфликт ценностей может быть интенсивным, особенно если речь идет о соперничестве и столкновении, в котором лишь одна сторона выигрывает. Однако конфликт ценностей не всегда указывает на существование антагонистических интересов, поскольку существуют, например, конфликты ценностей внутри одних и тех же групп (политических партий, конфессиональных общин, наций и т.д.), представители которых имеют тождественные или очень похожие основные интересы. Конфликт ценностей может возникнуть между ценностями как средством и ценностями как целью в виде вопроса: являются ли определенные блага лишь средством или лишь целью, или и тем и другим. Ценностный конфликт может возникнуть и как выражение несоответствия между зародившимися в народе большими надеждами и фрустирующей реальностью, например, в связи с транзицией к демократии и рыночной экономике. Ценностный конфликт может проявляться и в связи с ностальгическим синдромом, особенно если новые политические элиты не в состоянии реконструировать экономику, оживить производство и обеспечить (социальные) права людей, к которым они привыкли в предыдущей системе. Столкновение ценностей возможно и на оси настоящее - близкое будущее, особенно в связи с теперешними большими лишениями во имя зародившейся надежды на скорое экономическое благополучие. Однако ценностные конфликты актуально и потенциально существуют в противопоставленных ценностных ориентациях, которые логически и методологически можно описать как двухполюсные структуры, укоренившиеся посредством различных антагонистических интересов. Однако изменения некоторых ценностей предшествовали более масштабным общественным изменениям, и уже сегодня можно сделать вывод, что первые способствовали появлению вторых. В социологии конфликт рассматривается как специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон. Социальный конфликт есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических интересов и целей и нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника, не позволяющей ему добиться реализации его интересов Правильное понимание содержания конфликта интересов В социологическом контексте интерес - это активная направленность человека на различные объекты, освоение которых, оценивается им как благо. Интерес — реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов личностей и социальных групп. Специфика интересов определяется, прежде всего, положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений. Известно, что общество - это сложный социальный организм, состоящий из совокупности отношений, взаимодействующих субъектов, которые имеют свои интересы, могущие не совпадать друг с другом. Долгое время в отечественной науке известный приоритет общественных интересов часто толковался односторонне, как подчинение личных интересов групповым и общественным, либо личных и групповых — общественным, особенно когда последние всецело отождествлялись с государственными. Между тем не только ущемление "личного" ради произвольно трактуемой с государственно-идеологических позиций "общественной" пользы, но и нарушение равенства в отношениях между социальными субъектами наносит ощутимый ущерб подлинным интересам и общества, и государства, и отдельной личности. Демократические принципы отношений личности, общества и государства, взаимодействия и согласования их интересов исходят из качественно других постулатов, выработанных историческим развитием идеи свободы и ответственности. Личность в условиях стабильных экономических отношений, получая возможность свободно работать на себя, удовлетворять свои интересы и потребности, одновременно способствует удовлетворению потребностей и общества, и государства. В этом проявляется диалектика отношений личного и общественного: каждый человек преследует свои личный интерес, реализует свои собственные возможности для удовлетворения личных потребностей, но при этом каждый включен в общую систему социальных отношений, которая основана на интересах и личности, и общества, и государства, а ее функцией является удовлетворение потребностей всех включенных в нее субъектов. В этих условиях личность обретает возможность неотчуждаемой трудовой деятельности и оказывается в обстоятельствах, объективно формирующих ее именно как гражданина, демократического общества. Это состояние единства личных и общественных интересов лишает его мотива жертвенности, согласно которому гражданин непременно должен жертвовать чем-то ради общественных интересов. Требовать от людей постоянной самоотверженности и самопожертвования, безоговорочного подчинения личных интересов общественному, нельзя. Конечно, это создает определенную основу для проявления социальных противоречий на уровне взаимодействия личности и общества или личности и государства. В последнем случае такие социальные противоречия могут порождать конфликт интересов личности государственного гражданского служащего и той государственной должности, которую он замещает в силу своего служебного положения. Превалирование общественного интереса над личным может становиться лишь элементом экстремальной ситуации, а не повседневной нормой. В таком диалектическом взаимодействии и осуществляется интеграция общественного и личного, общественные интересы и потребности становятся личным делом каждого гражданина демократического общества. При возникновении противоречий между ними предпочтение следует отдать общественным интересам лишь постольку, поскольку в них действительно заключены коренные интересы и коллективов, и отдельных личностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.104 (0.009 с.) |