Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликтыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемы этого типа распространены достаточно широко. Человек сталкивается с ними: 1. Когда он сам является источником частых конфликтов, возникающих в процессе его общения с окружающими людьми. При этом он может: а) не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так (он в данном случае просто не владеет полной информацией, но, в принципе, готов признать и принять на себя вину за происходящее); б) он может иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей, но сам себя виновником конфликтов не признает. 2. Когда человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он общается, нередко провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликтов между ним и окружающими людьми. 3. Когда человек сам не является участником межличностных конфликтов, но его лично очень беспокоят конфликты, возникающие между значимыми для него другими людьми. При этом: а) проблемы других людей могут быть как-то связаны с ним лично, и он, в той или иной степени считая себя виновным в их возникновении, хотел бы не быть причиной конфликтов; б) возникшие межличностные проблемы других людей его беспокоят, но он не является и не считает себя их причиной, однако хотел бы помочь этим людям. Все описанные случаи имеют нечто общее между собой, но каждый из них требует специального анализа и отдельного решения. Рассмотрим кратко возможные рекомендации психолога-консультанта клиенту в каждом из описанных случаев. Случай 1, а. Этот случай практически идентифицируется следующим образом. Клиент обычно жалуется на то, что в процессе его личного общения со значимыми для него людьми между ним и этими людьми нередко возникают конфликты, но сам он не знает, почему это происходит и как от этих конфликтов избавиться. Если же клиента просят рассказать о предполагаемых причинах соответствующих конфликтов, то он чаще всего ссылается на объективные жизненные обстоятельства и почти никогда не винит людей в возникновении конфликтов. Он, в принципе, готов принять на себя ответственность за эти конфликты. Если же консультант-психолог высказывает предположение, что в возникающих конфликтах, возможно, виновны другие люди, то сам клиент это, как правило, отрицает. Если психолог-консультант просит клиента дать персональные характеристики людям, вовлеченным в конфликт, то такие характеристики в основном являются положительными. Наконец, если психолог-консультант высказывает предположение о том, что в возникновении соответствующих конфликтных ситуаций, возможно, виноват сам клиент, то он обычно допускает такую возможность. В данном случае психолог-консультант может предложить клиенту внимательно понаблюдать за тем, как люди, с которыми клиент общается, реагируют на его действия и высказывания. Если при этом обнаружится, что конфликтогенные действия других людей часто выступают как реакции на собственное поведение клиента, то можно сделать вывод о том, что именно сам клиент в определенной степени повинен в возникновении конфликтных ситуаций. В данном случае психологу-консультанту вместе с клиентом следует точнее установить, что в поведении самого клиента вызывает негативные реакции со стороны людей, с которыми он общается. Затем желательно предложить клиенту некоторое время внимательно проконтролировать свое поведение в общении с другими людьми, с тем чтобы исключить то, что провоцирует других на конфликты. Случай 1, б. Одна из главных задач психолога-консультанта состоит в том, чтобы убедить клиента, что он сам является причиной тех конфликтов, которые у него возникают с окружающими людьми. Сделать это непросто, так как чаще всего те люди, которые провоцируют конфликты с окружающими людьми, сами активно сопротивляются тому, чтобы их признавали виновниками конфликтов. Их сопротивление признанию обычно усиливается за счет включения в действие защитных психологических реакций. Это связано с тем, что признание того, что человек является первопричиной межличностных конфликтов, снижает его самооценку, самоуважение и авторитет в глазах окружающих людей. В этой связи неосторожные высказывания психолога-консультанта, открыто обвиняющего клиента в том, что он виновен в возникновении конфликтов между ним и окружающими людьми, как правило, не приносят пользы, а только усиливают защитные реакции с его стороны. В этом случае психолог-консультант, несомненно, должен действовать тоньше и деликатнее. Рекомендуется, например, предложить клиенту подробно описать те межличностные конфликты, по поводу которых он обратился в психологическую консультацию, охарактеризовав их источники и причины. Если психолог-консультант, выслушав соответствующий рассказ клиента, заметит, что в нем содержатся нелестные оценки других участников конфликта, а также прямые обвинения в том, что они спровоцировали конфликт, значит и сам клиент сыграл в его возникновении не последнюю роль. Если, кроме того, клиент, рассказывая о межличностных конфликтах, ничего не говорит о себе, о своей собственной роли в этих конфликтах или же говорит в основном только положительное, то это также один из признаков того, что сам он виновен в возникновении конфликтной ситуации. Консультанту не рекомендуется активно возражать клиенту даже в том случае, если консультант убежден, что клиент явно обеляет себя и очерняет других участников конфликта, просто наговаривает на них. Психолог-консультант, однако, также не должен безоговорочно соглашаться со всем тем, что ему говорит клиент. Его задача состоит в том, чтобы, внимательно и доброжелательно выслушав клиента, вызвать его доверие к себе. На следующем этапе работы с клиентом психолог-консультант предлагает ему самому рассказать о том, что конкретно желательно изменить, улучшить в поведении тех людей, которых клиент считает виновными в возникновении межличностных конфликтов. Это поможет клиенту осознать и собственные недостатки в общении с людьми. После этого психолог-консультант может попросить клиента подумать, что следует предпринять для того, чтобы реально помочь другим людям избавиться от имеющихся у них недостатков, а также о том, что бы он сам (клиент) мог противопоставить деструктивному межличностному поведению своих партнеров по общению, если они вновь попытаются спровоцировать конфликт. В данном случае речь идет о том, что сам клиент мог бы сделать, не признавая себя виновником конфликта для его предотвращения, т.е. для того, чтобы другие люди не смогли спровоцировать возникновение конфликтной ситуации при его участии. Для этого клиенту придется невольно задуматься над своим собственным поведением в конфликтной ситуации и попытаться изменить его в лучшую, конструктивную сторону. В результате такой процедуры будет достигнута главная цель психологического консультирования: конфликты во взаимоотношениях клиента с окружающими людьми будут устранены, даже если сам клиент открыто не признает себя виновным в их возникновении в прошлом. Клиента, кроме того, желательно научить активным приемам предупреждения конфликтных ситуаций, возникновение которых в общении с ним могут провоцировать другие люди. Эти приемы могут быть, например, следующими (их рекомендуется хорошо усвоить и обращаться к ним в случаях, когда партнер по общению начинает провоцировать конфликт): • неизменно сохранять доброжелательное отношение к партнеру во время общения с ним, независимо от того, как он себя ведет; • не реагировать на провокации с его стороны, делать вид, что не замечаешь их, не придаешь им серьезного значения; • не пытаться убедить или переубедить клиента, доказать ему свою правоту, оказывая на него психологическое давление; • не делать замечаний в адрес клиента, особенно в те моменты общения с ним, когда он находится в раздраженном состоянии, в состоянии аффекта; • проявлять сочувствие к партнеру по общению, стараясь его понять даже в том случае, если он явно не прав. Настрой клиента в общении с партнером должен быть следующим: во что бы то ни стало стараться понять, почему в данный момент времени партнер ведет себя именно так, а не иначе; • стараться идти навстречу партнеру настолько, насколько это возможно, уступая ему, демонстрируя искреннее желание максимально учесть его потребности и интересы. Случай 3,й может быть практически идентифицирован по следующим признакам: клиент обычно жалуется на то, что между близкими, значимыми для него людьми слишком часто возникают конфликты, и он сильно переживает по их поводу, или сам нередко против своей воли оказывается вовлеченным в эти конфликты. Клиенту при этом нередко кажется, что если бы не он, то и конфликтов между значимыми для него людьми было бы гораздо меньше. Здесь могут иметь место две разные ситуации, требующие различных коррекционных действий со стороны психолога-консультанта. В первой из ситуаций он действительно сам выступает «яблоком раздора» между конфликтующими сторонами (они, например, могут бороться между собой за его внимание к себе). Во второй ситуации клиент лично не участвует в конфликте, но его искреннее желание примирить конфликтующие стороны и личное вмешательство в существующие конфликтные взаимоотношения с целью их устранения не приводит к должному эффекту или, напротив, порождает прямо противоположный результат: конфликт от вмешательства клиента только усиливается. В первой из описанных выше ситуаций клиенту можно рекомендовать следующее: – во-первых, ни в коем случае не вставать на защиту только одной из конфликтующих сторон, не проявлять большую благосклонность к одной стороне в ущерб другой стороне. От этого конфликт не исчезнет, а может только обостриться; – во-вторых, всячески стараться избегать проявления каких-либо особых чувств, положительных или отрицательных, только к одной из конфликтующих сторон; – в-третьих, стараться дать твердо понять обеим сторонам конфликта, что обязательным условием сохранения доброжелательных отношений между ними и клиентом является прекращение конфликта. Во второй ситуации для устранения возникшего конфликта или для снятия его остроты необходимо прежде всего внимательно проанализировать, почему личное вмешательство клиента в конфликт между значимыми для него людьми не приводит к желаемому результату, т.е. к устранению конфликта. До получения точного и ясного ответа на данный вопрос целесообразно полностью прекратить неудачные попытки вмешательства в него. После того как будет найден удовлетворительный ответ на сформулированный выше вопрос, необходимо тщательно продумать и спланировать действия, которые с учетом прошлых неудач на этот раз должны будут привести к позитивному результату, и в экспериментальном порядке опробовать соответствующие действия на практике. В данном случае возможно обращение клиента, в частности, к тем формам поведения, которые уже обсуждались применительно к первой из описанных выше ситуаций. Упражнения 1. Назовите типичные проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений, и те проблемы, которые называются личностными, но обычно сочетаются с межличностными проблемами клиентов. 2. Припомните случаи из вашей жизни, когда между вами и другими людьми отсутствовали взаимные симпатии. Попробуйте объяснить, чем они были вызваны. 3. Припомните случаи возникновения явных антипатий между вами и другими людьми. Определите их причины. 4. Скажите, есть ли у вас какие-либо психологические качества, необходимые хорошему лидеру. Назовите эти качества и объясните, почему они необходимы лидеру. 5. Вспомните кого-либо из числа значимых для вас людей – такого человека, который проявил себя как хороший лидер. Припомните также, умеет ли он подчиняться другим лидерам. Если не умеет, то объясните, почему это происходит. Практические задания 1. У вас, как и у большинства других людей, наверное, есть проблемы в сфере взаимоотношений с окружающими людьми. Определите эти проблемы, объясните их суть и причины появления в вашей жизни. 2. Выберите в качестве клиента кого-либо из ваших хороших знакомых. Проведите с ним сеанс психологического консультирования на тему отсутствия взаимных симпатий между ним и окружающими людьми. Дайте ему практические рекомендации о том, как решить его проблему. 3. Проведите с кем-либо психологическое консультирование на тему антипатий между ним и другими людьми. Выявите причины существующих между этими людьми антипатий. Посоветуйте клиенту, каким образом эти антипатии устранить. 4. У вас, наверное, были в жизни такие случаи, когда в общении с людьми вам не удавалось оставаться самим собой. Вспомните эти случаи. Определите, почему это происходило. 5. Проведите психологическое консультирование кого-либо на тему неспособности данного человека быть хорошим лидером для других людей. 6. Выберите кого-либо из своих знакомых – лучше того, у кого в общении с другими людьми часто возникают конфликты. Проведите с ним полное психологическое консультирование на соответствующую тему и посоветуйте ему, как избавиться от конфликтов с людьми. Ключевые слова Проблемы межличностного характера. Сверстники. Отсутствие взаимных симпатий между людьми. Имплицитная теория личности. Социальная установка. Антипатия. Амбивалентное отношение к человеку. Проекция. Неспособность человека быть самим собой. Образ Я-клиента. Деловая коммуникативная проблема. Анонимное получение обратной связи. Тренинг делового общения. Адаптивное поведение. Харизматическая теория лидерства. Ситуационная теория лидерства. Закомплексованность человека. Конфликтогеннные действия. Стиль общения с людьми.
ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы 1. Каковы основные проблемы (вопросы), которые возникают в практике проведения семейного психологического консультирования? 2. Кто и почему чаще всего обращается в психологическую консультацию по проблемам семейного характера? 3. Какова типичная ситуация, которая возникает в начале проведения психологического консультирования по семейным вопросам? 4. Какие вопросы первыми следует задать клиенту, обратившемуся в психологическую консультацию по поводу взаимоотношений со своим будущим супругом? 5. Каковы шаги, последовательно предпринимаемые психологом-консультантом при решении проблемы взаимоотношений клиента со своим будущим супругом? 6. Каковы взаимоотношения, которые обычно складываются между супругами в начальный период их совместной семейной жизни? 7. Каковы типичные проблемы, по поводу которых члены молодой семьи могут обращаться в психологическую консультацию? 8. Каковы вероятные причины возникновения различных внутрисемейных проблем в начальный период существования семьи? 9. В чем может проявляться психологическая несовместимость супругов в семье: по характеру, взглядам, привычкам и т.п.? 10. Каким образом взаимосвязаны друг с другом внутрисемейные проблемы в их возникновении и проявлении? 11. Почему эти проблемы необходимо рассматривать и решать комплексно? 12. Какие внутрисемейные проблемы можно считать главными, какие второстепенными и почему? 13. Какие конкретные действия следует практически предпринять для решения проблемы отсутствия взаимопонимания между супругами? 14. В чем проявляется неумение супругов внимательно и доброжелательно слушать друг друга? 15. Каковы основные причины недостаточной сформированности у человека умения слушать людей? Каковы признаки сформированности у человека такого умения? 16. Как практически продемонстрировать клиенту, что ему не хватает умения слушать людей? 17. Как научиться корректно и убедительно доказывать другому человеку свою правоту? 18. Каковы признаки и возможные отрицательные следствия недопонимания одним из супругов другого супруга? 19. Как преодолеть трудности на пути к достижению согласия между супругами? 20. Как решать проблему психологической несовместимости супругов? 21. Какие практические рекомендации психолог-консультант может предложить клиенту на этот счет? 22. Какие факторы необходимо принимать во внимание, пытаясь изменить психологию другого человека? 23. Каким образом один из супругов может помочь другому в изменении его характера? 24. Как практически решать проблему несовместимости привычек и поступков супругов? 25. Какие практические шаги следует предпринять для устранения существенных расхождений во взглядах супругов по важным вопросам внутрисемейной жизни? 26. Какими правилами следует руководствоваться, решая проблему уменьшения расхождений во мнениях супругов по существенным вопросам внутрисемейной жизни? 27. Каковы особенности взаимоотношений супругов со своими родителями и типичные проблемы, возникающие в этих взаимоотношениях? 28. Каковы основные виды конфликтов, которые могут возникать между супругами и их родителями? 29. Какие рекомендации общего характера психолог-консультант может предложить клиенту, обратившемуся к нему за помощью в решении проблем, возникших во взаимоотношениях с родителями? 30. Как следует решать практически проблему неудовлетворенности одного из супругов так называемыми патриархальными взаимоотношениями в семье? 31. Какие конкретные действия следует предпринять в случае слишком ревностного отношения отца к мужу вышедшей замуж дочери? 32. Как поступить психологу-консультанту в том случае, если оба родителя несправедливо обвиняют свою дочь в возникновении проблем во взаимоотношениях с ее супругом? 33. Как разрешить конфликт в оценках разными родителями – матерью и отцом – поведения их сына в его собственной семье? 34. Как действовать в ситуации, когда в конфликте сына с его женой мать и отец молодого супруга занимают прямо противоположные позиции? 35. Каковы основные варианты внутрисемейных конфликтов типа «свекровь–невестка» и «теща–зять»? 36. Как следует действовать сторонам, вовлеченным во внутрисемейный конфликт, если суть этого конфликта состоит в том, что родители молодого супруга не вполне удовлетворены тем, как к их сыну относятся в семье невестки? 37. Как разрешить внутрисемейный конфликт, в котором не вполне правильную позицию занимает только отец или только мать одного из супругов? 38. Каким образом можно разумно выйти из конфликтной ситуации, в которой молодой жене или молодому супругу в их собственных внутрисемейных делах противостоят оба родителя: мать и отец? 39. Как разрешить конфликт между дочерью и ее родителями, если оба родителя настроены против ее мужа, а она его, напротив, защищает? 40. Каков оптимальный выход из конфликтной ситуации, возникшей между матерью и дочерью, если матери в этом конфликте противостоят оба молодые супруга, а отец занимает нейтральную позицию? 41. Как проводить психологическое консультирование семьи и искать правильный выход из конфликта, в котором обоим молодым супругам одновременно противостоят оба родителя в одной или в обеих родительских семьях? 42. Каковы типичные семейные конфликты, которые возникают между одним из молодых супругов и родителями другого супруга? 43. Каковы пути практического решения подобных конфликтов в процессе проведения психологического консультирования? Основные вопросы семейного консультирования
Проблемы, обсуждаемые в этой главе, возникают у людей настолько часто и имеют такие особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление – семейное консультирование. Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования, можно разделить на следующие подгруппы: 1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом. 2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье. 3. Взаимоотношения супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга. 4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье. В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по несколько частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье. Далее мы будем рассматривать особенности проведения психологического консультирования по указанным выше подгруппам вопросов, и там, где это будет необходимо, также коснемся более частных вопросов и отдельных лиц, участвующих в роли клиентов в таком психологическом консультировании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.015 с.) |