Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту

Поиск

 

Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.

Признаки положительного отношения

Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником.

– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.

– Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.

– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.

– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.

– Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять, продолжать разговор.

– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.

– Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и покладистыми людьми.

– Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.

Признаки отрицательного отношения

Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.

– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий жест является наиболее раздражающим из всех.

– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.

– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.

– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит, почти всегда будет направлять струю дыма вниз.

– Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом отношении.

– Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше продолжать беседу.

– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также характерно для застенчивых и скромных женщин.

– Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами. Это – наиболее распространенный жест неодобрения.

– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.

– Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически настроен по отношению к тому, кого он слушает.

– Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула означает отрицательный ответ.

– Когда человек начинает терять интерес к говорящему, то его голова начинает склоняться к руке для опоры.

– Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим.

 

Личностные особенности клиента

 

– «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. – Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).

– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.

– «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).

– Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.

– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).

– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).

– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.

– «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. – С. 69).

– «Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р.Мей. - С. 68).

– Неординарная косметика – признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).

– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.

– Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.

– Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.

– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.

– Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.

– Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.

– Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.

– Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.

– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.

– «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.

– Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.

– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал..., если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).

– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).

– «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. – С. 74).

– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).

– Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).

Учебное издание

Немов Роберт Семенович

 

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Учебник для вузов

 

Зав. редакцией В.А. Салахетдинова Редактор О.В. Кирьязев

Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников Художник Ю.В. Токарев Компьютерная верстка А.И, Попов Корректор Н.А. Смирнова

 

 

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96.

Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 16.12.98. Подписано в печать 25.02.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 33,0. Тираж 20 000 экз. (1-й завод 1-10 000 экз.).

Заказ № 1845.

 

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-99-98, 437-11-11, 437-25-52, тел./факс 932-56-19.

Е-mail: vladoc@dol.ru

http://www. Vladoc.ru

Государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 

Содержание

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................................... 2

ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.................................. 5

Что такое психологическое консультирование............................................................................. 5

Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту..................................................... 6

Чем психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи человеку............................................................................................................................................................. 7

Цели и задачи психологического консультирования.................................................................. 7

Виды психологического консультирования.................................................................................... 9

Условия результативности психологического консультирования..................................... 11

ГЛАВА II ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГУ-КОНСУЛЬТАНТУ И ЕГО РАБОТЕ 13

Кого можно считать квалифицированным психологом-консультантом. Что для этого необходимо знать и уметь делать................................................................................................................................................................ 13

Общие требования, предъявляемые к психологическому консультированию и к психологу-консультанту 14

Специальные требования, предъявляемые к различным видам психологического консультирования 21

ГЛАВА III ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА..... 26

Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта.......... 27

С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта 28

Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта.............. 29

ГЛАВА IV ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ............... 30

Общие вопросы организации работы психологической консультации............................ 31

Режим работы психологической консультации........................................................................... 32

Распределение обязанностей между работниками психологической консультации 33

Организация индивидуальной работы психолога-консультанта....................................... 34

Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами 34

Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации 36

ГЛАВА V ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ЕГО ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ...................................................................................................................................................... 37

Как подготовиться к психологическому консультированию............................................... 38

Как проводится психологическое консультирование.............................................................. 40

Основные этапы психологического консультирования.......................................................... 41

Процедуры психологического консультирования...................................................................... 42

ГЛАВА VI ТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ................................ 45

Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования....... 47

Встреча клиента в психологической консультации.................................................................. 47

Начало беседы с клиентом..................................................................................................................... 49

Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди 51

Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента............................................. 53

Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций................................ 54

Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации................................................................................................................................................ 57

Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения 59

ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 64

Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования 64

Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты......... 65

Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании....................................................................................................................................... 66

ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................................................................. 68

Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей.............................................................................................................................................................................. 68

Тесты памяти................................................................................................................................................ 72

ГЛАВА IX ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО И КОММУНИКАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ....................... 74

Тесты коммуникативных способностей......................................................................................... 75

Тесты организаторских способностей............................................................................................. 76

Тесты специальных способностей..................................................................................................... 77

Тесты темперамента и характера....................................................................................................... 79

Тесты мотивов и потребностей............................................................................................................ 82

ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ.......................................... 84

Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования................................ 85

Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования 87

Советы по развитию интеллектуальных способностей........................................................... 88

Советы по развитию мнемических способностей...................................................................... 90

Пути решения проблем развития коммуникативных способностей.................................. 94

Улучшение организаторских способностей клиента................................................................ 97

Развитие специальных способностей клиента............................................................................. 99

ГЛАВА XI ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ С РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА............................................................................................... 104

Советы по вопросам, связанным с темпераментом................................................................ 104

Общие рекомендации по коррекции черт характера................................................................. 108

Советы по развитию воли..................................................................................................................... 109

Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера..................................... 110

Советы по развитию коммуникативных черт характера...................................................... 112

Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам.................................. 113

ГЛАВА XII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОММУНИКАТИВНОМУ И СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ....................................................................... 116

Отсутствие интереса к людям............................................................................................................ 117

Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей 118

Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них...................... 120

Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей.......................... 121

ГЛАВА XIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ................................................................................................................................................................................ 124

Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни................................................................. 124

Неудачи в выборе профессии, условий и места работы......................................................... 127

Неудачи в продвижении по службе.................................................................................................. 128

Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности.................................. 129

Неудачи в конкуренции с другими людьми................................................................................. 132

ГЛАВА XIV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.............................................................................................................................. 135

Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения 136

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми...................................................... 137

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях........................ 137

Наличие антипатий в общении клиента с людьми................................................................... 140

Неспособность клиента быть самим собой.................................................................................. 143

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.......... 144

Неспособность клиента быть лидером............................................................................................ 145

Неспособность клиента подчиняться другим............................................................................. 148

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты............ 149

ГЛАВА XV ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 153

Основные вопросы семейного консультирования................................................................... 154

Взаимоотношения с будущим супругом...................................................................................... 155

Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье.............................................. 156

Взаимоотношения супругов с их родителями........................................................................... 162

ГЛАВА XVI РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 172

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками..................................................... 173

Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников... 179

Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста....................... 181

Консультирование родителей юношей и девушек................................................................... 183

ГЛАВА XVII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ НЕУДАЧАМИ................................................................................................................................................... 188

Неудачи личного характера................................................................................................................ 189

Неудачи в развитии потребностей и интересов......................................................................... 191

Неудачи в изменении эмоций и чувств......................................................................................... 192

Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера......................................... 195

Неудачи в избавлении от комплексов............................................................................................ 197

Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми.................... 203

ГЛАВА XVIII ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОЧУВСТВИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ................................................................................................................................................................................ 206

Психогенные заболевания.................................................................................................................... 207

Психогенные сердечные заболевания............................................................................................ 208

Психогенные нарушения пищеварения......................................................................................... 209

Изменчивость настроения клиента.................................................................................................. 211

Депрессивные состояния...................................................................................................................... 213

Снижение работоспособности............................................................................................................ 214

Бессонница.................................................................................................................................................. 218

Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы).................................................................. 219

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ................................................................................................................................................................................ 222

Руководство личными отношениями людей............................................................................... 223

Руководство деловыми отношениями людей............................................................................ 228

Принятие и реализация решений по персональным делам................................................... 231

Принятие и реализация решений по рабочим делам................................................................ 232

Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы.. 232

Неумение убеждать людей................................................................................................................... 235

ГЛАВА XX ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 238

Что такое результативность психологического консультирования................................ 238

Как оценивать результаты психологического консультирования................................... 240

Причины недостаточной результативности психологического консультирования 241

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» 243

Литература.................................................................................................................................................. 264

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ.............. 265

СОВЕТЫ Р. МЕЯ, А. ПИЗА И ДРУГИХ ИЗВЕСТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ НАЧИНАЮЩИМ ПСИХОЛОГАМ-КОНСУЛЬТАНТАМ..................................................................................................... 291

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.015 с.)