Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменчивость настроения клиентаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Неожиданные, непонятные и, казалось бы, беспричинные смены настроения доставляют многим людям беспокойство и немалые неприятности в жизни. Тревога человека по этому поводу вызывается, во-первых, тем, что ему свойственно искать объяснение всему. Если это удается сделать, то человек обычно успокаивается, а если не удается, то испытывает повышенную эмоциональную напряженность. Связь между удовлетворенностью человека и его возможностью объяснить происходящее с ним опирается на популярную среди психологов теорию когнитивного диссонанса. В соответствии с этой теорией люди переживают отрицательные эмоции при возникновении противоречий между имеющимися у них знаниями и испытывают чувство удовлетворения тогда, когда им удается снять это противоречие, например, понять и объяснить свое состояние или поведение, а также поступки других людей, согласовать между собой имеющиеся представления и знания. Человек, осознающий, что его настроение часто и непредсказуемо изменяется, но не понимающий до конца, почему это происходит, постоянно будет испытывать чувство беспокойства. Непредсказуемая смена настроения человека неблагоприятно влияет на его взаимоотношения с людьми, делая эти взаимоотношения также не вполне понятными и непоследовательными. В сфере межличностных отношений людей, так же как и в области собственной психологии, человеку свойственно стремиться во всем разобраться. Если этого не происходит, то у него возникает чувство неудовлетворенности, порождаемое когнитивным диссонансом. Более того, поскольку каждый человек имеет склонность оценивать и настроение других людей, общающихся с ним, то их плохое настроение обычно воспринимается им как признак недоброго личного отношения этих людей к нему. Неясность причин порождает, кроме того, чувство дискомфорта. На самом же деле причина плохого настроения другого человека может заключаться совсем в ином, не имеющем прямого отношения к партнерам по общению. Так или иначе, но непредсказуемая смена настроения составляет серьезную проблему и для самого человека, и для окружающих его людей, и с этим психологу-консультанту приходится на практике иметь дело. Консультировать клиента по этому поводу необходимо не только в том случае, когда он сам прямо жалуется на существование у него такой проблемы, но и тогда, когда клиент об этом ничего не говорит, но со стороны хорошо заметно, что он является человеком с непредсказуемой сменой настроения, при явном доминировании подавленности и мрачности настроя. В этом случае перед консультантом встает дополнительная задача: постараться убедить клиента в том, что такая проблема действительно имеется у него и ее необходимо решать. Последний из обсуждаемых случаев представляет собой ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике проведения психологического консультирования, поэтому начнем с нее. Уточним вначале, по каким признакам психолог-консультант может судить о том, что у клиента есть соответствующая проблема. Таких признаков может быть несколько, и все они могут встречаться как порознь, так и в любом их сочетании. Чем больше разнообразных признаков из ниже перечисленных обнаруживает психолог в поведении клиента, тем более уверенным он может быть в том, что проблема непонятной и непредсказуемой смены настроения у клиента действительно существует и является для него актуальной. Среди признаков, о которых идет речь, могут оказаться следующие: • Нервозное, беспричинно беспокойное поведение клиента во время проведения консультации. • Появление у клиента выражения лица, мимики, которая свидетельствует о неожиданной и быстрой перемене настроения. • Обостренность эмоциональных реакций клиента на слова и действия психолога-консультанта. Очевидно, что клиент явно неадекватно реагирует на поведение консультанта, вкладывая в его слова и действия совсем иной смысл, не тот, который имел в виду сам психолог-консультант. • Пребывание клиента в мрачном, подавленном настроении во время консультации. • Явно выраженные и плохо скрываемые клиентом сомнения в правильности того, что ему говорит психолог-консультант, проявление недоверия к консультанту. • Недовольство клиента своим собственным поведением во время консультации. Это проявляется в том, что, сказав или сделав что-либо, клиент тут же меняет свое настроение с хорошего на плохое и многократно пытается поправлять самого себя, извиняется перед консультантом за неудачно подобранные действия и слова. • Клиент явно стесняется своего поведения, ведет себя скованно в общении с консультантом. Обнаружив подобные признаки в поведении клиента, психолог-консультант должен постараться убедить его в том, что проблема необъяснимой и непредсказуемой смены настроения у него действительно существует. Сделать это можно следующим способом: указать клиенту на то в его поведении, что действительно является неадекватным. Далее следует помочь клиенту осознать соответствующие формы поведения. Это можно сделать тремя путями: во-первых, предложить клиенту понаблюдать за собой во время проведения консультации; во-вторых, беседуя с клиентом, время от времени указывать ему на неадекватные формы его поведения, свидетельствующие о непредсказуемой смене настроения; в-третьих, провести аудио- или видеозапись поведения клиента во время консультации, предоставив ему возможность самому прослушать или просмотреть соответствующие записи с комментариями консультанта. И только после того как клиент осознает и признает необходимость решения своей проблемы, можно будет переходить от диагностической к коррекционной части психологического консультирования. В чем же должна состоять коррекционная работа психолога-консультанта, проводимая с клиентом? Прежде всего в том, чтобы постараться сформировать у клиента установку на постоянное самонаблюдение, чтобы научить его осознавать и контролировать свое настроение. Без этого бессмысленно пытаться корректировать его поведение. Следующий шаг в консультационной работе с клиентом может быть таким. Клиенту необходимо предложить несколько возможных способов воздействия на его настроение и поэкспериментировать с этими способами, последовательно применяя каждый из них и одновременно внимательно наблюдая за результатами. Такая рекомендация обусловлена тем, что клиент, как личность, обладает индивидуальностью, и то, что подходит для других людей может лично для него оказаться не вполне удачным. Даже весьма опытному психологу-консультанту достаточно трудно сразу определить, что подходит и не подходит для данного клиента, это может сделать только он сам. После того как клиент некоторое время поэкспериментировал над собой, применяя те или иные способы коррекционной работы, ее результаты необходимо будет обсудить вместе с клиентом для того, чтобы выбрать наиболее удачные и закрепить их в виде полезных жизненных привычек в индивидуальном опыте клиента. Не следует, однако, сразу рассчитывать на то, что, учтя предложенные психологом-консультантом советы, клиент сразу и полностью сможет решить свою проблему, раз и навсегда избавится от непредсказуемой и необъяснимой смены настроения. Это связано, во-первых, с тем, что многие причины изменения эмоционального настроя человека им не осознаются вообще, так как могут быть связанными с действием подсознательных влечений и потребностей. Во-вторых, настроение человека может циклически меняться из-за своеобразной организации его темперамента, мало поддающейся волевому воздействию и психологической коррекции. Это касается и того случая, когда особенности темперамента достаточно хорошо осознаются человеком. Имеются в виду периодические смены настроения, вызываемые так называемыми биологическими ритмами. То, к чему в действительности необходимо стремиться при проведении консультирования на эту тему – это добиться того, чтобы клиент хорошо осознал суть своей проблемы и сделал все, от него зависящее, для того, чтобы эту проблему решить. Еще один хороший совет, который психолог-консультант мог бы в этом случае предложить клиенту, заключается в следующем: выработать у себя привычку заранее предупреждать людей о возможности непредсказуемой смены своего настроения, чтобы эти люди не принимали данный факт на свой счет. Поступить так – значит исключить многие недоразумения, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с людьми. Депрессивные состояния
Депрессивными называются аномальные состояния психики человека, сопровождающиеся подавленностью, чувством тоски, безысходностью, отчаянием. Находясь в таком состоянии, человек обычно тяжело его переживает, часто винит себя за него. Во время депрессии, как ее типичное следствие, у человека появляется безразличие к тому, что происходит с ним и вокруг него, значительно и на длительное время снижается работоспособность. Человек оказывается не в состоянии контролировать свои эмоции, разумно управлять своим поведением. Осознание этого и неблагоприятных последствий депрессии еще более осложняет, делает тяжелым психологическое состояние человека. Не имея возможности самостоятельно справиться с депрессией и в то же самое время не считая себя больным человеком, не желая идти к врачу-психиатру, данный человек предпочтет обратиться за помощью к психологу. Консультант-психолог, столкнувшись с депрессивным состоянием клиента, прежде всего должен определить, чем это состояние вызвано. Если депрессивное состояние порождено серьезной болезнью клиента, то одного психологического воздействия на него будет недостаточно, чтобы решить его проблему, понадобится, скорее всего, медицинское вмешательство. Однако если клиент физически здоров и психологически не болен, то вполне может рассчитывать на эффективную помощь со стороны психолога-консультанта. Приступать к оказанию такой помощи клиенту необходимо с выяснения причин его депрессии, так как без их точного знания практически невозможно успешно бороться с депрессивными состояниями. Таких причин может оказаться несколько, и в этом случае необходимо направить усилия на то, чтобы блокировать, устранить их влияние. Вероятные причины депрессивных состояний клиента можно определить, задав ему, например, следующие вопросы: • Вспомните: что непосредственно предшествовало возникновению у вас последнего по времени депрессивного состояния? • Были ли подобные или какие-либо иные ситуации в прошлом, которые также приводили к возникновению депрессии? • С чем конкретно, с какими событиями вашей жизни чаще всего связывается возникновение депрессивных состояний? • Можете ли вы охарактеризовать свои депрессивные состояния по их силе и длительности, а также по другим возможным проявлениям? Выяснив, какие причины обычно вызывают депрессию у клиента, психолог-консультант в соответствии со значимостью и длительностью действия этих причин классифицирует их по степени возможного влияния на клиента. Первое место в этой классификации, очевидно, займут причины, которые порождают у клиента наиболее глубокое и длительное состояние депрессии, а последнее – те, при которых депрессия является едва заметной и быстро проходит. Такая предварительная классификация возможных причин депрессии, проводимая перед их устранением, необходима для того, чтобы направить психологическое консультирование в первую очередь на избавление клиента от причин, вызывающих у него наиболее тяжелую депрессию. Еще до того, как психолог-консультант приступит к следующему этапу работы с клиентом, связанному с поиском практических рекомендаций по устранению депрессии, необходимо внимательно изучить собственный опыт клиента по борьбе с депрессивными состояниями, причем как удачный, так и неудачный. Это необходимо для того чтобы рекомендовать клиенту то, с чем он лично уже знаком и что раньше как-то помогало ему, и вместе с тем не советовать того, что он уже пробовал делать, но безуспешно. Получить обо всем этом необходимую информацию от клиента можно, поставив перед ним следующие вопросы: • Что конкретно вы уже предпринимали для того, чтобы справиться со своей депрессией? • Какие из предпринятых вами шагов оказались удачными, привели к устранению или хотя бы к облегчению депрессивного состояния? • Как вы думаете, почему эти шаги оказались успешными? • Какие из предпринятых вами попыток справиться с депрессией оказались неудачными и почему? Консультанту следует посоветовать клиенту воспользоваться прежде всего тем, к чему он в своей жизни уже привык и что уже дало положительные результаты. Естественно, здесь консультант должен будет внести что-либо новое от себя, а не просто повторить то, что клиенту уже достаточно хорошо известно. Затем необходимо посоветовать клиенту сделать то, что он сам еще не пробовал делать, сказав, что если его новый опыт окажется удачным, то его следует расширить, а если неудачным – отказаться от него. В рекомендации клиенту о том, как лучше справиться со своими депрессивными состояниями, очень важно учитывать его индивидуальные особенности. То, что годится для одного человека, может оказаться не вполне подходящим для другого человека, и наоборот. Вот некоторые, наиболее общие советы, которыми в этом случае нужно воспользоваться психологу-консультанту: • Клиенту со слабой волей нельзя рекомендовать то, что требует больших и длительных волевых усилий, что не рассчитано на достижение быстрого положительного эффекта. Такому клиенту разумно советовать то, чем он может воспользоваться легко и что может дать положительный результат почти сразу, даже если этот результат слабо заметен поначалу. • Настойчивому клиенту с сильной волей, напротив, желательно рекомендовать то, что может иметь максимальный, отчетливо выраженный эффект, но потребует от него долгих, напряженных усилий, направленных на достижение этого эффекта. • Клиенту с неудачным прошлым опытом регулирования собственных депрессивных состояний следует для повышения уверенности в себе рекомендовать то, что может сразу же дать выраженный положительный эффект. • Слишком оптимистично настроенному клиенту, который ожидает быстрых положительных и значительных результатов от применения полученных практических рекомендаций, следует посоветовать быть более сдержанным в своих ожиданиях. • Того, кто, напротив, настроен с самого начала весьма скептически, не верит в положительный исход дела, следует подбодрить и обнадежить. Снижение работоспособности
Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту. Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко. В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления. Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись. Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать. Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт. Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами. В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки. Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной. Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность. Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению. Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины. Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека. Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности. Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности. Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой: М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п., где: М.д. – мотивация деятельности, Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью, В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности, О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности, Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности, В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности, О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности. Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека. М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д. От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность. Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности). Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены. Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены. Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае. То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.). Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности. Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например: 1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась. Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился. 2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности. Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности. Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе 3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал. В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность. Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента. Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе. Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности. К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования. Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими): • Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться? • Какую реакцию это событие вызвало у вас? • Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой? • Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему? Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины. Бессонница
Нет, наверное, в мире людей или такие люди составляют среди других людей явное меньшинство, которые хотя бы раз в жизни не жаловались на бессонницу. Но среди тех, кто довольно часто беспокоится по этому поводу, есть разные категории людей: те, у кого эта проблема действительно имеется и ее необходимо решать, и те, кто плохо спит, но бессонницей как таковой не особенно страдает. Некоторые люди излишне мнительны, и любое, даже незначительное, нарушение сна, становится для них поводом для серьезного беспокойства. Есть, однако, и такие люди, которые страдают бессонницей, но тем не менее мало переживают по этому поводу. Наконец, среди людей немало таких, кого бессонница порой не беспокоит, а порой вызывает у них заметную тревогу. Среди разных людей можно найти и таких, у кого бессонница, кроме собственно психических расстройств, порождает еще и органические нарушения. Встречаются и такие, у кого отсутствие нормального сна никоим образом не сказывается ни на их физическом самочувствии, ни на состоянии здоровья. Данный перечень индивидуальных вариаций в реагировании людей на бессонницу можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости. Сказанного вполне достаточно для того, чтобы сделать уверенный вывод о том, что единой реакции людей на бессонницу и единообразного подхода к решению соответствующей проблемы не существует. Поэтому в каждом конкретном случае с жалобами клиента на бессонницу необходимо разбираться специально. С мнительным человеком, проблема которого состоит не столько в самой бессоннице, в ее объективных отрицательных физиологических и психологических следствиях, сколько в переживаниях данного человека по ее поводу, консультирование ведется по определенному сценарию: Во-первых, нужно объяснить клиенту, что сама по себе бессонница – это не болезнь и лечить ее не надо. Во-вторых, внушить клиенту мысль о том, что переживания из-за бессонницы не избавляют человека от нее, а, напротив, усугубляют положение вещей: переживающий человек не может успокоиться и заснуть. В-третьих, показать клиенту, что на самом деле существуют две возможные группы причин возникновения бессонницы, каждая из которых требует своего способа борьбы. Это, в частности, физические и психологические причины бессонницы. Бороться с физическими причинами бессонницы надо, сводя к возможному минимуму неприятные физические ощущения, сопровождающие человека при отходе ко сну и давая телу достаточную физическую нагрузку в дневное время. С причинами психологического характера необходимо бороться иным способом: заботиться о том, чтобы перед сном человек находился в хорошем настроении и благоприятном расположении духа. Для мнительного человека это особенно важно. Стоит случиться какой-либо неприятности, как у такого человека быстро и надолго портится настроение, его голова до предела оказывается загруженной мыслями о данной неприятности, переживаниями по ее поводу, которые продолжают удерживать организм в состоянии бодрствования, лишая его нормального сна. Мнительному человеку желательно рекомендовать способы борьбы с бессонницей, рассчитанные на приведение себя в нормальное психологическое состояние. Понаблюдав и проведя небольшие психологические эксперименты над собой в этом плане, человек, в конечном счете должен будет воспользоваться тем, что его действительно успокаивает и позволяет ему нормально и вовремя засыпать. Однако даже если это ему не сразу и не всегда будет удаваться, следует воспользоваться таким советом: постараться просто привыкнуть к бессоннице, воспринимать ее как неизбежное явление и во время бессонницы стремиться заниматься каким-либо полезным делом. В том случае если бессонница будет сопровождаться нарушениями органического характера, то наряду с психологическими приемами борьбы с ней рекомендуется предпринимать одну из следующих мер: – обратиться к врачу за советом по поводу возможного приема лекарств, успокаивающих нервную систему человека и помогающих ему засыпать; – отрегулировать дневную физическую и умственную нагрузку, уменьшая ее после проведенной бессонной ночи, и, напротив, увеличивая тогда, когда бессонница отсутствует; – внимательно прислушиваться к работе своего организма, предупреждая различными мерами наступление психогенных органических дисфункций. Главное – убедить клиента в том, что к бессоннице следует относиться спокойно, постараться приспособиться к ней и добиться того, чтобы свести к минимуму ее возможные отрицательные следствия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.012 с.) |