Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты мотивов и потребностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При проведении психодиагностики мотивации желательно иметь в виду следующие моменты. Наиболее подходящими для психодиагностики в этом случае являются опросные методики. Они более понятны клиенту и менее трудоемки для обработки психологу-консультанту, чем, например, проективные методики. Однако последние – проективные методики – дают, как правило, более точную и достоверную информацию о мотивах поведения клиента, чем опросные методики. Консультант-психолог должен уметь самостоятельно выбирать такие методы психодиагностики мотивации, которые учитывали бы следующие важные обстоятельства. Если психологу необходимо быстро получить достоверную и хотя бы приблизительную информацию о мотивации поведения клиента и если психолог-консультант уверен в том, что методика опросного типа вполне может решить эту задачу, то следует ее предпочесть другим методикам. При этом сам вопросник должен быть как можно более коротким и простым. Если же у психолога-консультанта имеются серьезные основания сомневаться в достоверности получаемых при помощи вопросника результатов, то следует обратиться к использованию косвенных, в частности проективных, методов оценивания мотивации клиента. Проективные методы особенно необходимы, например, в том случае, когда оценке подлежат так называемые бессознательные потребности и влечения клиента, такие его мотивы, которые клиент вольно или невольно будет стараться скрыть от психолога-консультанта, отвечая на открытые вопросы. С учетом этих замечаний мы рекомендуем пользоваться следующими методиками психодиагностики мотивации клиента в процессе проведения психологического консультирования. При оценивании мотивации достижения успехов у детей дошкольного и младшего школьного возраста – методикой «Запомни и воспроизведи рисунок»1. ' Там же. - С. 166-172, 245-247 (124-131).
Это – методика проективного типа, достаточно сложная в плане обработки полученных результатов, но зато вполне объективная и доступная детям соответствующего возраста, интересная для них. Она является валидной и точной. Однако психологу-консультанту или его помощнику, который проводит психологическое тестирование, необходимо заранее научиться пользоваться данной методикой. Только в случае безошибочного ее использования можно рассчитывать на получение точных и вполне валидных результатов. Аналогичный вид мотивации у детей старше подросткового возраста, а также у взрослых людей можно определить при помощи одной из следующих методик: «Опросник для оценки потребности достижения успехов»2 и специальной методики проективного типа, предназначенной для измерения мотивов достижения успехов и избежания неудач3. 2 Там же. - С. 469-474 (496-502). 3 Там же. - С. 368-375 (371-380).
Упражнения 1. Пользуясь конкретными признаками, названными в этой главе, определите, выбрав в качестве потенциального клиента кого-либо из своих знакомых, какие проблемы, связанные с развитием коммуникативных способностей, имеются у него. 2. Припомните, опираясь на содержащиеся в этой главе рекомендации, психологические тесты, с помощью которых можно практически определить уровень развития у клиента организаторских способностей. 3. Попробуйте на себе самом психологические тесты, которые рекомендуются для оценивания уровня развития математических и лингвистических способностей у клиента. 4. Вспомните, пожалуйста, с помощью каких конкретных психодиагностических методик оцениваются свойства темперамента человека. Поработайте с этими методиками и хорошо освойте их. 5. Припомните, с помощью каких методик можно изучить характер человека. Какие стороны или черты характера человека данные методики оценивают? 6. Определите минимальный перечень необходимых психологических тестов, при помощи которых можно выяснить, есть ли у данного клиента какие-либо серьезные проблемы, связанные с развитием мотивационной сферы (потребностей и мотивов). Практические задания 1. Оцените уровень развития собственных коммуникативных способностей с помощью методик, рекомендованных к использованию в психологическом консультировании в данной главе. 2. Определите с помощью предложенных здесь методик тип своего темперамента и черты характера. 3. Выберите в качестве потенциального клиента кого-либо из подростков или старшеклассников. Определите с помощью рекомендованных в учебнике психодиагностических методик, в какой степени у данного человека сформированы некоторые специальные способности. Ключевые слова Коммуникативные способности. Недостатки в развитии коммуникативных способностей. Тесты коммуникативных способностей. Организаторские способности. Качества личности организатора. Признаки развитости организаторских способностей. Специальные способности. Тесты специальных способностей. Темперамент и характер. Тесты темперамента и характера. Агрессивность. Зависимость. Ответственность. Стремление к достижению успехов. Способность быть лидером. Коммуникативные черты характера. Акцентуированные черты характера.
ГЛАВА Х СИТУАЦИИ И ОБЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ, СВЯЗАННОМУ СО СПОСОБНОСТЯМИ Контрольные вопросы 1. Что понимается под случаем (ситуацией) психологического консультирования? 2. Каковы типичные случаи (ситуации) психологического консультирования? 3. Какие факторы необходимо учитывать, предлагая клиенту практические рекомендации по улучшению его способностей? 4. Когда, в какой период времени впервые обнаруживается большая часть задатков, имеющихся у ребенка? 5. Для чего необходимо проводить раннюю психодиагностику задатков ребенка? 6. Каковы основные условия максимально полного использования имеющихся у ребенка задатков для развития его способностей? 7. Можно ли при отсутствии выраженных задатков развивать у ребенка соответствующие им способности? 8. Как развитие способностей на основе задатков зависит от возраста человека? 9. Какова структура интеллектуальных способностей человека? 10. Почему, заботясь о полноценном интеллектуальном развитии человека, необходимо совершенствовать все виды его мышления? 11. Что представляют собой основные условия и факторы, которые необходимо учитывать при развитии способностей человека? 12. Каковы общие законы развития интеллекта ребенка и каким образом их можно использовать в практике психологического консультирования? 13. Для чего при развитии способностей человека ему необходима постоянная интеллектуальная тренировка? 14. Что представляют собой мнемические способности человека? 15. Каковы основные проблемы памяти, в связи с которыми люди обычно обращаются в психологическую консультацию? 16. Что представляют собой основные законы памяти? 17. Что означает индивидуальный подход к психокоррекции памяти человека? 18. Что нужно учитывать, предлагая конкретные практические рекомендации клиенту по совершенствованию его памяти? 19. Каковы возможности развития разных видов и процессов памяти у человека? 20. Каковы возрастные особенности функционирования памяти человека и какие выводы вытекают из них для практики психокоррекции памяти? 21. Что означает комплексный подход к развитию памяти клиента и почему такой подход необходим? 22. Для чего в практике психологического консультирования желательно сочетать развитие памяти и совершенствование интеллекта у клиента? 23. Каковы пути развития процессов запоминания и узнавания? 24. Как сделать так, чтобы запоминаемый материал лучше сохранился в памяти у человека? 25. Каковы особенности функционирования и совершенствования кратковременной и оперативной памяти? 26. Как улучшить произвольную и опосредованную память человека? 27. От чего зависит продуктивность зрительной и слуховой памяти? 28. Что представляют собой коммуникативные способности человека? 29. Как определить, имеются ли у клиента какие-либо проблемы с развитием его коммуникативных способностей? 30. Что можно практически сделать для удовлетворительного решения проблем, связанных с развитием коммуникативных способностей? 31. На что необходимо обращать особое внимание в процессе коррекции и развития коммуникативных способностей? 32. Как практически научить клиента привлекать к себе внимание людей и оказывать на них влияние? 33. Каковы основные причины антипатий, возникающих в межличностных отношениях людей? Как определить и устранить эти причины? 34. Что понимается под высокоразвитыми организаторскими способностями человека? 35. Как стать хорошим организатором какого-либо дела? 36. Что представляет собой программа развития организаторских способностей? 37. Какие знания и умения клиенту желательно иметь для того, чтобы быть хорошим организатором дела? 38. Каковы условия, обеспечивающие оптимальное развитие специальных способностей у человека? 39. Что конкретно, какие умения и навыки входят в состав математических способностей? Как практически совершенствовать эти способности у человека? 40. Какова структура физико-технических способностей и основные рекомендации по их развитию? 41. Каковы и практические советы клиенту по совершенствованию у него лингвистических способностей? 42. Как лучше всего готовить детей дошкольного возраста к быстрому освоению письма?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.247 (0.008 с.) |