Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования

Поиск

 

Контрольные вопросы

1. С помощью каких тестов можно оценить уровень развития коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей?

2. Какие методики позволяют оценивать уровень развития организаторских способностей?

3. Что представляют собой психологические тесты, посредством которых оцениваются специальные способности у клиента?

4. Как диагностировать темперамент?

5. Как практически оценивать характер клиента?

6. Каким образом диагностируются такие черты характера, как тревожность, агрессивность, зависимость, ответственность, стремление к достижению успехов и избежанию неудач?

7. Что представляют собой методики, предназначенные для оценивания у клиента психологических качеств лидера?

8. Каким образом оцениваются акцентуированные черты характера?

9. Какие методики используются для психодиагностики мотивов и потребностей клиента?

Тесты коммуникативных способностей

 

Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние.

О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки:

• человек боится публичности, то есть быть на виду у всех,

• человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми,

• человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми,

• человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми,

• у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки,

• данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны,

• человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние,

• человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему,

• у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты.

На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом.

Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов – признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п.

В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей.

1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» 1.

1 Немое Р.С. Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).

 

Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста.

2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей2.

2 Там же. - С. 269-272 (253-259).

 

Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам.

3. Тест Спилбергера на исследование тревожности3.

3 Там же. - С. 351-353 (353-357).

Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента.

Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми.

4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)4.

4 Там же. - С. 354-368 (357-371).

 

Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка.

5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34.

5 Там же. - С. 437-443 (455-464).

 

6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства1.

1 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).

 

Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации.

Тесты организаторских способностей

 

Организаторские способности – это практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении.

Отсутствие или недостаток развития у клиента организаторских способностей можно установить различными путями: во-первых, по собственному рассказу клиента о том, что у него в данном деле получается или не получается, во-вторых – через анализ его ответов на специальные тесты-вопросники, часть из которых далее будет названа.

Прежде всего, следует выяснить, насколько у клиента развиты специальные мотивы – социальные потребности, которые обязательно должны быть у хорошего организатора. Это, например, такие побуждения к деятельности, как потребность достижения успеха, установка на повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, низкая тревожность. Для психодиагностики всех этих качеств подходят следующие методики:

• для диагностики тревожности – вопросник Спилбергера2,

2 Там же. - С. 351-354 (353-357).

 

• для оценки мотивации достижения успехов – специальный проективный тест3,

3 Там же. - С. 358-365 (371-380).

• для определения статуса – социометрическая методика4,

4 Там же. - С. 377-382 (382-389).

 

• самочувствие, активность и настроение диагностируются при помощи методики САН5,

5 Там же. - С. 435-436 (454-455).

 

• сила воли оценивается посредством специального теста6,

6 Там же. - С. 450-453 (473 -477).

 

• объективность в отношении к людям – с помощью теста на объективность7,

7 Там же. - С. 447-450 (469-473).

 

• независимость – с помощью теста на независимость1,

1 Там же. - С. 453-455 (477-479).

 

• умение находить выход из трудных жизненных ситуаций – с помощью соответствующего вопросника2,

2 Там же. - С. 458-460 (483-485).

 

• качества лидера и эффективность лидерства, соответственно, диагностируются при помощи методики «Лидер» и методики «Эффективность лидерства»3.

3 Там же. - С. 481-488 (512-521).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.011 с.)