Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Контрольные вопросы 1. С помощью каких тестов можно оценить уровень развития коммуникативных способностей у детей и у взрослых людей? 2. Какие методики позволяют оценивать уровень развития организаторских способностей? 3. Что представляют собой психологические тесты, посредством которых оцениваются специальные способности у клиента? 4. Как диагностировать темперамент? 5. Как практически оценивать характер клиента? 6. Каким образом диагностируются такие черты характера, как тревожность, агрессивность, зависимость, ответственность, стремление к достижению успехов и избежанию неудач? 7. Что представляют собой методики, предназначенные для оценивания у клиента психологических качеств лидера? 8. Каким образом оцениваются акцентуированные черты характера? 9. Какие методики используются для психодиагностики мотивов и потребностей клиента? Тесты коммуникативных способностей
Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние. О недостатках в развитии коммуникативных способностей человека свидетельствуют следующие типичные признаки: • человек боится публичности, то есть быть на виду у всех, • человек испытывает повышенное беспокойство, тревожность, ожидая общения с малознакомыми людьми, • человек не вполне удовлетворен результатами, которых он реально добивается в практике общения с людьми, • человек избегает людей, особенно незнакомых, и боится вступать в личные и деловые контакты с такими людьми, • у человека слабо развиты вербальные и невербальные коммуникативные умения и навыки, • данный человек не способен привлекать к себе внимание со стороны других людей, не вызывает симпатии к себе с их стороны, • человек не может убеждать людей и оказывать на них положительное влияние, • человек теряется, смущается, чувствует себя неловко в различных ситуациях общения; не знает, как вести себя и что отвечать людям, если они обращаются к нему, • у человека не складываются нормальные взаимоотношения с людьми и часто по его причине возникают межличностные конфликты. На все эти признаки прежде всего должен обращать внимание психолог-консультант, разговаривая с клиентом. Многие из них, говорящие о дефиците коммуникативных способностей у клиента, сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за тем, как клиент ведет себя в психологической консультации и как он разговаривает с разными людьми, в том числе с самим психологом-консультантом. Если психологу-консультанту необходимо кое-что уточнить, не довольствуясь чисто визуальной психодиагностикой коммуникативных способностей клиента, то ему дополнительно можно задать серию вопросов, соответствующих содержанию перечисленных выше симптомов – признаков дефицита коммуникативных способностей. Можно, например, спросить клиента о том, часто ли и много ли он общается с людьми, предпочитает ли оставаться один, удовлетворен ли результатами общения с разными людьми и т.п. В том случае, если для точной диагностики коммуникативных проблем клиента и формулирования соответствующих практических рекомендаций этого окажется недостаточно, можно будет обратиться к одному из следующих специальных психологических тестов, рассчитанных на оценку коммуникативных способностей. 1. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» 1. 1 Немое Р.С. Психология. Кн. 3. - С. 183-185 (144-147).
Этот тест позволяет оценить, насколько развиты коммуникативные качества личности у детей трех – пятилетнего возраста. 2. Анкета для родителей, воспитателей и учителей2. 2 Там же. - С. 269-272 (253-259).
Эта анкета решает ту же самую задачу, что и предыдущая методика, но по отношению к детям, поступающим в школу, и младшим школьникам. 3. Тест Спилбергера на исследование тревожности3. 3 Там же. - С. 351-353 (353-357). Данный тест предназначается для изучения детей подросткового возраста и старше, а также для взрослых людей. Он позволяет по уровню тревожности косвенно судить о развитости коммуникативных способностей и о коммуникативных проблемах, имеющихся у клиента. Если уровень личностной тревожности у клиента достаточно высокий, то, вероятнее всего, проблемы коммуникативного характера у него проявляются в самых различных жизненных ситуациях. Если высоким окажется уровень так называемой ситуативной тревожности, то, по-видимому, коммуникативные трудности у клиента возникают только в некоторых, специфических ситуациях общения с людьми. 4. Тест на агрессивность (модификация известного теста Розенцвейга)4. 4 Там же. - С. 354-368 (357-371).
Этот тест также предназначается для подростков и взрослых людей. По уровню агрессивности человека, установленному при помощи данного теста, можно судить о том, есть ли у него проблемы коммуникативного характера. Если агрессивность данного человека достаточно высока, то такие проблемы у него есть почти наверняка. 5. О конкретном характере коммуникативных проблем взрослого клиента можно судить также по его ответам на личностный вопросник А.Т.Джерсайлд5. Полезными, в частности, могут оказаться ответы клиента на следующие вопросы данного теста: 5, 8, 14, 15,19, 20,23,24,25,30, 32,34. 5 Там же. - С. 437-443 (455-464).
6. Если у психолога-консультанта возникло предположение о том, что взрослому клиенту недостает каких-либо существенных коммуникативных личностных качеств, то это можно практически проверить при помощи следующих методик: теста на оптимизм, теста на объективность в отношениях к людям, теста на независимость, теста на поиск выхода из затруднительных жизненных ситуаций, теста аффилиации, теста на качества лидера, теста на эффективность лидерства1. 1 Там же. - С. 354-368 (464-473, 477-479, 483-485, 490-496, 512-521).
Заметим, однако, что все упомянутые методики не дают абсолютно точной и исчерпывающей информации о характере коммуникативных проблем, имеющихся у клиента. Они лишь подтверждают или опровергают результаты предварительной беседы, проведенной психологом-консультантом с клиентом, а также выводы, сделанные на основе непосредственного наблюдения за его поведением во время консультации. Тесты организаторских способностей
Организаторские способности – это практические умения человека, связанные с организацией какого-либо дела или взаимодействия людей при его выполнении. Отсутствие или недостаток развития у клиента организаторских способностей можно установить различными путями: во-первых, по собственному рассказу клиента о том, что у него в данном деле получается или не получается, во-вторых – через анализ его ответов на специальные тесты-вопросники, часть из которых далее будет названа. Прежде всего, следует выяснить, насколько у клиента развиты специальные мотивы – социальные потребности, которые обязательно должны быть у хорошего организатора. Это, например, такие побуждения к деятельности, как потребность достижения успеха, установка на повышенную социальную активность, оптимизм, объективность в оценке людей, независимость, умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, низкая тревожность. Для психодиагностики всех этих качеств подходят следующие методики: • для диагностики тревожности – вопросник Спилбергера2, 2 Там же. - С. 351-354 (353-357).
• для оценки мотивации достижения успехов – специальный проективный тест3, 3 Там же. - С. 358-365 (371-380). • для определения статуса – социометрическая методика4, 4 Там же. - С. 377-382 (382-389).
• самочувствие, активность и настроение диагностируются при помощи методики САН5, 5 Там же. - С. 435-436 (454-455).
• сила воли оценивается посредством специального теста6, 6 Там же. - С. 450-453 (473 -477).
• объективность в отношении к людям – с помощью теста на объективность7, 7 Там же. - С. 447-450 (469-473).
• независимость – с помощью теста на независимость1, 1 Там же. - С. 453-455 (477-479).
• умение находить выход из трудных жизненных ситуаций – с помощью соответствующего вопросника2, 2 Там же. - С. 458-460 (483-485).
• качества лидера и эффективность лидерства, соответственно, диагностируются при помощи методики «Лидер» и методики «Эффективность лидерства»3. 3 Там же. - С. 481-488 (512-521).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.86 (0.01 с.) |