Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)

Поиск

 

Эмоции – это нормальное, более того, необходимое в жизни человека явление, и если человек утрачивает способность переживать, эмоционально воспринимать происходящее, значит, его жизнь теряет смысл, обесценивается, становится неинтересной и безрадостной. Но если, напротив, эмоции человека слишком сильны, неадекватны, мешают ему действовать разумно, если эмоции дезорганизуют, делают неуправляемым его поведение, то это также не нормально. Эмоции должны быть умеренными, не слишком слабыми и не слишком сильными, соразмерными событиям, которые их вызывают, оптимизирующими деятельность человека.

Где же находится граница, или психологическая норма, эмоциональной оптимальности для человека?

Она, вероятно, относительная и условная для каждого человека, практически зависит от многих причин: от ситуации, от силы потребностей человека, от его индивидуальных особенностей, от препятствий, возникающих на пути достижения цели, и т.п.

Самый верный и надежный критерий оптимальности эмоциональной насыщенности жизни человека – его собственное самочувствие. Если при почти не выражаемых внешне эмоциях или, напротив, при довольно сильных их внешних и внутренних проявлениях человек чувствует себя физически и психологически вполне удовлетворительно – значит, с его эмоциональной жизнью все в порядке. Однако если эмоции мешают человеку нормально жить и добиваться своих целей, если он переживает по поводу слабости своих эмоций или, напротив, хочет избавиться от них (так как ему кажется, что они слишком сильные), то можно сделать вывод о том, что в эмоциональной жизни этого человека действительно есть проблемы, которые нужно решать.

Жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера достаточно типичны:

– Они ссылаются на неспособность регулировать свои эмоциональные переживания, например, слишком частое их возникновение или неумеренное внешнее выражение. Оказавшись во власти эмоций, клиенты не в состоянии правильно действовать и принимать разумные решения.

– Указывают на отсутствие нормальных эмоциональных реакций на то, что происходит с ними и вокруг них (отсутствие эмоций там, где они должны появляться).

– Жалуются на неадекватность эмоциональных реакций. Это тот случай, когда сила эмоций не вполне соответствует вызывающей их причине. Например, на малейшие нарушения

нормального хода вещей, на возникновение сравнительно небольших преград на пути к достижению цели они реагируют слишком бурно, или, напротив, там, где люди переживают, они демонстрируют безразличие.

– Частые и достаточно сильные эмоциональные переживания у них вызывают физическое или психологическое недомогание. Это может проявляться, например, в функциональных нарушениях работы сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной системы, в неврозах.

Обучаясь управлять своими эмоциями, человек должен знать следующее. Во-первых, то, что эмоции обычно возникают внезапно, вначале растут и развиваются на подсознательном уровне и внешне проявляются уже тогда, когда что-либо сделать с ними человек практически не в состоянии, особенно если он имеет дело с такими эмоциями, как аффект или стресс. Во-вторых, тогда, когда достаточно сильная эмоция, устранить или уменьшить которую сразу невозможно, уже возникла и охватила человека, он не в состоянии осознавать происходящее и полностью контролировать себя. В этот момент времени он даже не понимает того, что ведет себя неразумно и неадекватно реагирует на происходящее. В данном состоянии он, как правило, вообще «не помнит», как нужно вести себя, не осознает, что необходимо контролировать свои эмоции, не отдает себе отчета, что не может управлять своим поведением. Его сознание как бы отключается на некоторое время.

Противопоставить такому поведению, которое фактически представляет собой не вполне осознаваемую, полуавтоматическую реакцию на происходящее вокруг, можно только одно: такую же скорую, сильную и почти автоматическую контрреакцию, которая или предупреждает возникновение эмоции, или блокирует ее, препятствуя распространению.

С клиентом в ситуации подобного рода необходимо работать следующим образом. Во-первых, клиента нужно постараться убедить в том, что ни ему самому, ни кому-либо еще вряд ли удастся просто и быстро справиться с возникшей эмоциональной проблемой, так как речь идет о формировании совершенно новой и одновременно об уничтожении старой, достаточно укоренившейся привычки, а это – трудное и долгое дело. Во-вторых, клиента необходимо заверить в том, что в регулировании своих эмоций он все же сможет добиться успеха, если наберется терпения и будет достаточно настойчивым.

После того как клиент осмыслит проблему, можно будет приступить к реализации следующих практических шагов, направленных на решение поставленной проблемы.

1. Совместно с клиентом проанализировать условия и типичные ситуации, в которых у клиента возникают неуправляемые эмоции.

2. Выбрать из этих ситуаций одну или две такие, которые появляются чаще других, и направить свои усилия на регулирование эмоций в этих ситуациях.

3. Внимательно изучить то, как данные ситуации возникают и развиваются, обратив особое внимание на моменты, когда эмоции только начинают возникать и только еще начинают становиться неуправляемыми.

4. Принять разумное, обоснованное решение о том, когда лучше всего начинать действовать, чтобы успешно предупредить возникновение нежелательных эмоций. Лучше всего это делать в начале возникновения соответствующей эмоциогенной ситуации – тогда, когда человек еще в состоянии действовать и рассуждать разумно.

5. Найти такие признаки, вовремя обнаружив которые, можно еще принять действенные меры, предупреждающие опасность возникновения неконтролируемых эмоций. Это может быть, например, какой-либо предмет, который человек постоянно носит с собой и который обязательно окажется в его руках в тот момент времени, когда ему предстоит заняться делом, способным породить неадекватные эмоциональные реакции. Это может быть также некоторое условие, заученное движение, положение руки, сознательно ассоциируемое с необходимостью контроля собственных эмоциональных состояний.

6. Выработать у клиента новые привычки, полезные для предупреждения неконтролируемых эмоций, довести их до уровня автоматизма. Лучше всего, если эти привычки начнут действовать сразу же и в любой ситуации, способной породить неконтролируемую эмоцию.

Если клиент жалуется на отсутствие у него адекватных ситуации эмоциональных реакций, то прежде всего необходимо разъяснить клиенту, что само по себе отсутствие или слабая выраженность эмоций не представляют собой проблему, требующую психологической коррекции. Это справедливо как для тех случаев, когда человек по типу своего темперамента относится, например, к флегматикам или меланхоликам, так и для тех жизненных ситуаций, когда что-либо или кто-либо просто не интересуют данного человека, и отсутствие у него эмоций в связи с этим следует рассматривать как вполне нормальное явление. Обоснованную тревогу должны вызывать только такие случаи жизни, когда сложившаяся ситуация, данный человек, объект или событие вызывают у абсолютного большинства людей отчетливую эмоциональную реакцию, которая почему-то не возникает у клиента.

В этом случае сначала необходимо внимательно разобраться в происходящем, чтобы принять правильное, психологически обоснованное решение. Может оказаться, например, что данный человек имеет в своем характере акцентуации определенного типа и по их особенностям относится к людям, например, шизоидного психологического склада – таким, для которых слабость эмоций вполне естественна. В этом случае к такому человеку в общении с ним необходимо просто привыкнуть, так как практически невозможно изменить особенности его эмоционального реагирования на происходящее. Они, как правило, связаны с темпераментом человека и основываются на генотипе. Ни то, ни другое не поддается серьезной коррекции в процессе жизни. Строго говоря, в большинстве случаев это и не нужно делать, так как слабая выраженность эмоций, если она является типичной и нормальной, помогает человеку быть рассудительным, выдержанным, спокойным, а это весьма ценные положительные качества личности.

Если клиент по своему природному складу темперамента и характера не относится к данному типу людей и тем не менее явно отличается слабой выраженностью эмоций, то можно сделать вывод о том, что у него действительно имеется проблема эмоционально-экспрессивного типа. Чаще всего ее существование связано с одной из следующих причин: с накопившейся усталостью, с неприятностями, с фрустрацией, с изменением потребностей человека, с частичной или полной утратой прежних интересов.

В первом из перечисленных случаев бывает достаточно просто хорошо отдохнуть, чтобы полностью восстановить нормальные эмоциональные реакции на происходящее. Во втором случае надо бороться с неприятностями, неудачами, научиться предупреждать возникновение состояния фрустрации, иначе трудно будет рассчитывать на нормализацию эмоциональной жизни. В третьем из перечисленных случаев необходимо будет восстановить утраченные интересы, потребности или, если это не удастся сделать, – постараться смириться с тем, что мотивация изменилась, и приспособиться к ней.

Неадекватность эмоциональных реакций как личная проблема клиента также может быть связана с одной из указанных выше причин, и в этом случае необходимо будет бороться с ней обозначенными ранее средствами.

Нередко, однако, неадекватность эмоциональной реакции клиента на происходящее представляет особенную, сугубо индивидуальную проблему в том смысле слова, что является обусловленной личностью клиента, его мотивационной или общей эмоциональной неустойчивостью. В этом случае клиент ведет себя эмоционально непредсказуемо, и практически трудно бывает определить, есть ли

у него какие-либо устойчивые интересы. В одних ситуациях на одно событие он может отреагировать положительно, в других ситуациях – отрицательно, в третьих ситуациях – безразлично.

Если это действительно так, то к данному человеку просто необходимо привыкнуть и принимать его таким, какой он есть, до тех пор, пока не произойдет стабилизация его интересов. Но и в этом случае вряд ли можно будет полностью рассчитывать на постоянство его эмоциональных реакций, так как мотивационно-эмоциональная неустойчивость – весьма стойкая особенность личности.

Упражнения

1. Припомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни такие случаи, когда вы физически чувствовали себя неважно, обращались в связи с этим к врачу, но не получили от него ожидаемой помощи (врач, к которому вы обращались, был хорошим специалистом, хотел вам помочь, но его советы не возымели действия). Речь идет о таких случаях, когда вы чувствовали себя больным человеком, но лекарства не помогали.

2. Были ли у вас случаи психогенных нарушений пищеварения? Если были, то вспомните, что им предшествовало и каким образом вам удавалось с ними справляться.

3. Вспомните последний случай из вашей жизни, когда по неизвестным причинам у вас почему-то менялось настроение. Попробуйте определить причины его изменения.

4. Установите, что вам следовало бы предпринять для повышения своей работоспособности в тех случаях, когда ее снижение обусловлено какими-либо психологическими причинами.

5. Припомните несколько последних случаев из вашей жизни, когда вам плохо спалось. Определите, в чем заключались причины бессонницы.

6. Проанализируйте свои типичные эмоциональные реакции на разные жизненные ситуации. Попробуйте разобраться в них и определить, что в них было нормально и что не вполне нормально.

Практические задания

1. Выберите из своей жизненной практики какой-либо случай, касающийся близких вам людей и определенно связанный с каким-либо явно психогенным заболеванием. Проведите психологическое консультирование соответствующего человека, выяснив причины

его недомогания. Дайте ему рекомендации, каким образом от этого недомогания можно практически избавиться.

2. Проведите психологическое консультирование какого-нибудь человека из-за психогенного нарушения пищеварения. Выясните причины этого нарушения и дайте данному человеку практические рекомендации по решению его проблемы.

3. Проведите психологическое консультирование человека, у которого часто наблюдаются депрессивные состояния.

4. Проконсультируйте кого-либо, кто часто жалуется на снижение работоспособности, не вызванное физическими или физиологическими причинами.

5. Найдите среди своих знакомых клиента, который страдает бессонницей. Проведите его психологическое консультирование по данному поводу.

6. Выберите кого-либо из своих знакомых, у кого наблюдаются аномальные эмоциональные реакции на происходящее с ним и вокруг него. Проведите его полное психологическое консультирование.

Ключевые слова

Проблема психофизического недомогания клиента. Телесная терапия. Самовнушение. Стрессовая ситуация.

Рефлекторные боли в желудке.

Изменчивость настроения. Теория когнитивного диссонанса. Дискомфорт. Беспричинно беспокойное поведение.

Физиологические функции организма. Психологическая нагрузка. Оптимальная мотивация деятельности.

Бессонница. Мнительность.

Смысл жизни. Оптимизация деятельности. Эмоционально-мотивационная неустойчивость личности.

 

ГЛАВА XIX ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЛОВОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

 

Контрольные вопросы

1. Каким образом взаимосвязаны проблемы, возникающие в человеческих личных и деловых взаимоотношениях?

2. Каковы типичные жизненные ситуации, в которых могут возникать проблемы деловых взаимоотношений людей?

3. Каким образом устанавливаются нормальные деловые и личные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, если сам руководитель имеет серьезные недостатки в своем характере, но не осознает их?

4. Каким образом решается та же самая проблема, если серьезные недостатки в характере имеются не у руководителя, а у подчиненных?

5. Чем объясняются антипатии, возникающие во взаимоотношениях руководителя и подчиненных?

6. Каким образом практически можно решить проблему точного определения причин антипатии и их устранения?

7. В чем состоят возможные причины не вполне доброжелательного отношения подчиненных к своему руководителю?

8. Как проводится психологическое консультирование в случае не вполне доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными?

9. Что называют неопределенными (неопределившимися) отношениями между руководителем и подчиненными?

10. Каковы основные проблемы регулирования деловых отношений между руководителем и подчиненными, которые можно практически решить в результате психологического консультирования?

11. Что такое оптимальное или рациональное распределение обязанностей между работниками трудового коллектива?

12. Какие факторы необходимо учитывать при решении вопроса об оптимизации распределения обязанностей между людьми в трудовом коллективе?

13. Что называют хорошей координацией взаимодействия людей в их совместной работе? Чем практически обеспечивается такая координация?

14. Что понимается под оптимизацией контроля деятельности подчиненных со стороны руководителя? Как этот контроль практически выполняется?

15. Каковы основные правила оценки работы подчиненных со стороны руководителя, в частности правила эффективного использования поощрений и наказаний?

16. Что называют личными (персональными) делами работников коллектива?

17. Каким образом руководителю психологически правильно решать личные (персональные) дела работников коллектива?

18. Какие рекомендации консультант-психолог может дать руководителю коллектива относительно принятия им оптимальных решений по деловым вопросам?

19. Что желательно знать и учитывать клиенту в связи с обращением с просьбами и реагированием на просьбы?

20. Что представляют собой формы речевого этикета, касающиеся обращения с просьбами иреагирования на просьбы?

21. Как словесно можно выразить человеку благодарность?

22. Как поставить психологический диагноз умения клиента убеждать людей?

23. Как проводить психологическое консультирование, направленное на практическую выработку такого умения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.011 с.)