Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов.



Участники конфликта.
Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы).
Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта – это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта.
В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.
Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший – низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны.
Способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
1. оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы;
2. оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие игровые интересы;
3. оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
4. высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона.
Функции конфликта.
Позитивные функции конфликта:
1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;
2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;
3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;
4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;
5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;
6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;
7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;
8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Негативные функции межличностных конфликтов:
1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;
3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;
4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;
5) формирует негативный образ другого – «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;
6) могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов;
7) закрепляют в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;
8) зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т. д.
Объект и границы конфликта.
Объект конфликта – это обязательный элемент конфликта, конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида:
1)объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно;
2)объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта;
3)объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть. Это ситуация «мнимого конфликта».
Непременное условие успешного решения конфликта – выявление основного объекта, в противном случае конфликт или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.
Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности, окончание конфликта – прекращение враждебных действий независимо от результата. Пространственные границы конфликта – территория, на которой он происходит.
Система конфликта – совокупность его участников. Наличие в конфликте множества элементов приводит к выводу, что конфликт – не единовременный, а длинный процесс.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающих его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющиеся элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Анализ конфликта предполагает рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта. Существует три стадии развития конфликта: 1) латентная (скрытая); 2) стадия открытого конфликта; 3)стадия разрешения.
На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию.
Признак перехода в открытую стадию – начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятие «эскалация конфликта», т. е. объем, развитие по нарастающей, генерализация. Последствия эскалации зависят от позиции сторон, особенно той, которая имеет наибольший статус, наибольшие ресурсы. Последствия конфликтов могут быть катастрофичны, могут привести даже к уничтожению одной из сторон.
При обоюдном стремлении к взаимным уступкам, компромиссам наступает стадия разрешения конфликта.

 

Структура конфликта.

каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

 

Динамика конфликтов.

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Этапы конфликта:
предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

Открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:

Инцидент – это пусковой механизм, который инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента повод (конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё не конфликт.

Для инцидента характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», однако реальные силы противников еще до конца не известны, что может способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его развитию. На этой стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Ещё сохраняется возможность решить конфликт мирным путем.

эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Разум уступает место эмоциям, могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта, на первое место выдвигаются новые причины и новые цели. Конфликт приобретает спонтанный, неуправляемый характер.

На этой стадии происходит создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, наблюдается тенденция к расширению и углублению конфликта.

завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство, очевидной бесперспективности продолжения конфликта и ее осознание его участниками, преобладании одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю, появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство. Завершение конфликта может быть достигнуто путем устранения оппонента или обоих оппонентов, устранения объекта конфликта, изменения позиций обеих или одной из сторон конфликта, при участии в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения, при обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи или путем переговоров. Завершение конфликта может быть мирным или насильственным, конструктивным или деструктивным.

послеконфликтный период – период ликвидации основных видов напряженности, нормализация отношений между сторонами.

 

Функции конфликта

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

· функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

· «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

· функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

· функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

· гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

· оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

· оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

· неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

· уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

· абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

· представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

· сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

· увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

· смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

· возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

· отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

· подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

· степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

· следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.021 с.)