Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции морали и их роли в жизни обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под функцией морали обычно понимают те ее роли, которые она выполняет в жизни общества, обеспечивая его целостность, существовании и развитие. Мораль выступает не только регулятором отношений между людьми оценивает их поведение и поступки, но и формирует нормы поведения. К основным функциям морали относятся: 1) Оценочная функция морали: - распространяется на все поступки и действия человека в отличие от норм права; - оценки осуществляются через сравнение должного и сущего, соотношение наличного поведения с ценностью и идеалом. 2) Познавательная функция морали, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо, приобретая знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких условиях. 3) Коммуникативная функция морали. Она не сводится только к этикету, более важным является признание в каждом человеке личности, уважении того с кем общаешься. 4) Воспитательная функция морали. Моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности. В центре нравственного воспитания лежит личный пример, внутреннее стремление к нравственной безупречности. 5) Регулятивная функция морали. Безличный характер морального закона и универсальность моральных требований. Нормы морали имеют социальное всеобщее значение и распространяются на всех людей. Поскольку заключают в себе весь нравственный опыт многовековой истории. Перед моралью все люди равны. Система моральной регуляции Система моральной регуляции включает: - моральные нормы; - моральные принципы; - моральные ценности и идеалы. Нормы (моральные) – наиболее простые нравственные требования, которые выступают как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. Принципы (моральные) – одна из форм общественного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Главные философские принципы: принципы блага, добра. 1) Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему числу людей; 2) Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо долгосрочных интересов. Ценность (гр. axia) - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Понятие в философии, этике, эстетике и социологии, которое характеризует социально-историческое значение для общества и личный смысл для индивидов определенных явлений, процессов окружающей действительности. Моральная ценность включает ряд таких понятий как «честность», «верность слову» и т.п. Идеал - это абстрактное представление о чем-то, безупречное совершенство. Ценностные ориентации - элементы структуры личности, характеризующие направленность ее деятельности. Проблема соотношения морали и права В регулировании государственных и общественных отношений мораль и нравственность взаимодействуют, прежде всего, с правом. Диалектика их взаимосвязей заключается в том, что какими бы сильными и авторитетными не были нравственные регуляторы, без права не обойтись. Как и наоборот. Мораль и право объединяет много общего. Их объединяет то, что мораль и право являются формами общественного сознания. Они служат регуляторами поведения людей. Они служат общей цели - согласованию интересов личности, общества и государства, поддержанию общественного порядка. В центре морального и правового регулирования стоят основные вопросы общественной жизни. Мораль и право оперируют некоторыми общими принципами, категориями, понятиями прав, обязанностей, доказательств. Право представляет собой публичный институт трансформации моральных представлений, существующих в обществе, в ясные правила социального поведения и наложения принуждения и наказания за их нарушения. Право регулирует отношения между личностью и обществом только в условиях «правового поля». Право запаздывает во времени в своих регулятивных возможностях. В обществе должно накопиться определенное количество коллизий, и уже после этого появляется потребность в их правовом регулировании. Моральное же регулирование не ограничено во времени. В целом, право соответствует или должно соответствовать моральным нормам. Хотя бывают и противоречия между законами и моральными требованиями. Это, как правило, характерно для авторитарных, недемократических государств. Вместе с тем, мораль и право имеют существенные различия: · Исторически мораль появилась раньше государства и права; · Право состоит из норм, установленных государственными органами и зафиксированных в юридических актах. · Нормы морали складываются в общественном сознании и мнении; · В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений и фактов; · Моральные требования отличаются общественным содержанием, дают больший простор для толкования и применения; · Требования морали выполняются людьми добровольно в силу личной убежденности и понимания их общественной полезности. Внутренний гарант морали - совесть человека, внешний - общественное мнение; · Закон в качестве гаранта исполнения имеет силу государства, меру государственного принуждения; · Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. Мерами морального воздействия могут быть осуждение коллектива, нравственное порицание. Случаи же правонарушений влекут за собой обязательную юридическую ответственность, вплоть до уголовной; · Мораль охватывает область отношений более широкую, чем право. Многие повседневные отношения людей в быту, в семье, на службе регулируются нормами морали, а не права. Человеческая природа такова, что не всегда закон является серьезной преградой для антиобщественного поведения. Но пойти против традиций. Общественного мнения, пренебречь вековыми общепринятыми нормами, зачастую для человека сложнее, чем нарушить предписание закона. С другой стороны, законопослушный человек не обязательно является высоконравственным и добродетельным, а правовое закрепление какого-либо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения, поскольку зависит от легитимности, морального восприятия (одобрения) тех законов на основании которых утверждается этот порядок. Моральные правила и нормы, связанные с государственной службой, находятся в тесном единстве с моралью всего общества. Попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой профессиональных моральных требований внеморальными установками, либо абстрактными декларациями. Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д. Таким образом, в государственной службе право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы госслужбы и с внешним миром. Этика госслужащего занимает вспомогательное положение.Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства. В условиях взаимодействия бизнеса и государственной службы, взаимодействия политиков и государственных служащих происходит сращивание этических норм этих групп. Однако, в условиях кризиса государственной службы, в конфликтных ситуациях преобладают нормы политики и бизнеса, что отрицательно сказывается на нравственности такого института общественного служения, как государственная служба. Именно поэтому законодатели неохотно идут на совершенствование законодательства по антикоррупционной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.007 с.) |