В политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В политической системе общества



Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, служащее причиной и их возникновения, и их разрушения, то необходим специальный механизм, орган, который бы эту динамику упорядочивал, поддерживал, используя различия для укрепления, а не для разрушения общества.

Такой силой, объединяющей общество, разделенное на классы, слои, этнические, культурные, профессиональные группы, является государство с присущими ему специфическими признаками.

Во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя общества, каждого его члена.

Во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Специфика государственной власти – в ее суверенности, полноте и верховенстве по сравнению с другими возможными субъектами власти в обществе. Оно обладает достаточно разветвленным аппаратом принуждения, способным обеспечить последовательную реализацию его задач и воли.

В третьих, правотворческая функция государства в обществе. На основе издаваемых законов, имеющих обязательный характер для всех его членов, осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства, которое, по словам И. Канта, и является объединением множсс1ва людей, подчиненных правовым законам.

В-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.

В-пятых, специфичность и четкость границ политического пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ареал – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов.

Многие десятилетия умы людей заняты теоретическими и практическими поисками такого состояния политической системы, когда человек и государство были бы не враждебными, а взаимодополняющими началами социальной жизни. Таковыми они могут быть в случае, если их усилия будут направлены не на взаимное разрушение или подавление одного другим, а на взаимодействие в рамках сохранения самостоятельности, автономии государства и личности. Подобное состояние достигается, когда политическая система строится на основе принципов гражданского общества и правового государства.

Как политический принцип идея гражданского общества выражается в отказе государства от претензий на регулирование всего многообразия социальных связей, от его тотальной ответственности за решение любой социальной проблемы. Действительно, может ли государство брать на себя обязательство сделать каждого человека счастливым, здоровым и т.д.? Нет. Оно может лишь способствовать созданию комплекса условий, реализация которых в жизненно значимые ценности – мело самого человека. Поэтому в условиях гражданского общества государство отказывается от мелочной регламентации поведения людей в пользу выработки у них ответственного отношения к своему предназначению, возможностям и ресурсам. Причем реальной базой такого отношения может быть только безусловно признаваемое государством право индивида на распоряжение тем, что ему принадлежит.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек (“диктатор”), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая.

Еще Аристотель в своей “Политике” предложил три критерия дифференциации политических систем: число граждан, участвующих в принятии решений; наличие или отсутствие правовых ограничений; преобладающая черта правящего класса. На этой основе он выделил “нормальную” и “коррумпированную” системы—монархию, аристократию и демократию условиях правопорядка (государства); тиранию, олигархию и мажоритарную демократию (без ограничений).

Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1. либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

2. коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;

3. традиционные политические системы, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4. становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;

5. авторитарно-консервативные системы, цель которых — сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Классификация политических систем необходима, так как политическая наука изучает не одну систему, а проводит сравнительный политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в их структуре, функциях и механизмах функционирования.

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА

Право - это система общеобязательных, норма­тивных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выра­жает интересы общества, регулирует наиболее зна­чимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязан­ности.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер, который харак­теризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономиче­скими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

2) нормативность. Право осуществляется как государ­ственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государ­стве юридических норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государ­ственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

4) общеобязательность - выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направ­лены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность. Право как общест­венная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государствен­ной властью, и содержат предписания, устанавли­вающие границы свободы субъектов права.

6(системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изоли­рованно, а в комплексе, в котором акты взаимодей­ствуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некото­рых субъективных прав, но и возложение на них юри­дических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельно­сти с разрешения государства.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА

Под принципами права понимают исходные и ос­новополагающие начала, которые укрепляются зако­нодательно и проявляют сущность и социальную обу­словленность права.

Существует несколько свойств принципов права:

1) наличие основополагающего характера;

2) отражение политической, экономической, идеологи­ческой и нравственной сторон общественной жизни;

3) отражение основного содержания нормативных пра­вовых актов и юридически значимого поведения;

4) системность;

5) устойчивость;

6) фиксирование в законодательстве;

7) отражение своеобразия, другими словами, приро­ды, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значе­ния, поскольку принципы права являются руково­дящими началами для любой юридически значимой деятельности. Существует несколько видов принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы;

2) отраслевые принципы;

3) межотраслевые принципы.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий ха­рактер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

- на принцип законности - означает обязанность всех субъектов общественных отношений правиль­но и беспрекословно придерживаться всех норма­тивных правовых актов, а также обеспечивать вер­ховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

- принцип федерализма - отражает федератив­ное устройство государства, определяет соотноше­ние федерального законодательства и законода­тельства субъектов Федерации и т.д.;

- принцип гуманизма означает уважение лично­сти, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятель­ность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т.д.;

- принцип справедливости закрепляет примене­ние при регулировании отношений средств убеж­дения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и ха­рактером содеянного;

- принцип равноправия обозначает законодатель­ное утверждение равенства всех граждан вне за­висимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

- принцип единства прав и обязанностей озна­чает присутствие сбалансированных и взаимно кор­респондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

Отраслевые принципы представляют собой ис­ходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отрас­лей права: 1)принцип гласности;

2) принцип состязательности;

3) принцип неотвратимости юридической ответствен­ности и т.д.

Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невоз­можно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпоч­тение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.

 

ФУНКЦИИ ПРАВА

Функции права представляют собой ключевые на­правления юридического воздействия права на общест­венные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции - это функции, по­средством которых право выражается в качестве со­циальных регуляторов отношений в различных сфе­рах общественной жизни:

1) политическая функция - это функция, которая на­правлена на правовое регулирование между субъ­ектами политической власти; 2)экономическая функция - это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надеж­ности и справедливости экономических отношений; 3)культурно-историческая функция - это функция, которая направлена на собрание и развитие куль­турно-духовных ценностей; 4)функция социального контроля - это функция, ко­торая заключается в исполнении воздействия пра­ва на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных дей­ствий и т.д.; 5(воспитательная функция - функция, посредством которой складывается убежденность в целесооб­разном и справедливом порядке правового регу­лирования.

Специально-юридические функции - это функ­ции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция - это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значи­мых отношений посредством формально определен­ных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри госу­дарства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция - это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформ­ления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция - это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепле­ния их состояния в институтах права;

4) охранительная функция - это функция, которая со­стоит в охране положительных, правомерных и вы­теснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и вос­становлении нарушенных прав;

5) компенсационная функция - это функция, с помощью хоторой обеспечивается предоставление компенса­ций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция - это функция, кото­рая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7(ограничительная функция - это функция, которая направлена на ограничение в общественных отно­шениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция - это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правона­рушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т.е. значительная совокупность обществен­ных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают боль­ший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введе­ния в действие и их историческим судьбам.

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, со­вместного человеческого бытия, регулирующие гра­ницы возможных и должных действий.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) обычаи - это устойчивые правила поведения лю­дей, которые складываются исторически в ре­зультате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общест­венного мнения;

2) религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определен­ное мироощущение и мировоззрение, базирующая­ся на вере в сверхъестественные силы и существо­вание Бога;

3) корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо кор­поративная организация для регулирования отно­шений между своими членами. Корпоративные нор­мы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4) политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической си­стемы для формирования и использования государ­ственной власти;

5) организационные нормы - это правила пове­дения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными зада­чами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традиций и привычек; 5)деловые обыкновения;

6)правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характери­зуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм - люди, которые явля­ются представителями социальной сферы.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

Огромную роль в регулировании общественных от­ношений играют право и мораль. Их главным назначе­нием является целенаправленное воздействие на по­ведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанав­ливающихся и обеспечивающихся государством и на­правленных на урегулирование общественных отно­шений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принци­пов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благо­родства, совести, порядочности и других аналогич­ных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отно­шений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали - «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные поня­тия: честь, совесть, порядочность и т.п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3)различия; 4)противоречия.

Единство права и морали заключается в сле­дующем:

1) право и мораль являются универсальными регуля­торами поведения людей, имеют способность про­никать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образо­ваниями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» со­циальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели - совершен­ствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и об­щества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регулято­рами; имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаи­модействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядоче­нии общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравствен­ной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом со­впадают: действия субъектов, осуждаемые и поощ­ряемые правом, осуждаются и поощряются и мо­ралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стре­мится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в дости­жении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали,

фиксируют и защищают моральные ценности; 7) мораль выступает в качестве ценностного крите­рия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствова­ния правовой системы.

 

ПОНЯТИЕ ФОРМ ПРАВА

Первой формой права стал правовой обычай - правило поведения, которое в результате многократ­ного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкциони­ровано государством в качестве общеобязательного.

Второй формой права является судебный преце­дент - решение по конкретному делу, которое явля­ется обязательным для судов той же или низшей ин­станции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Вели­кобритании, Канаде, Австралии и других странах, ко­торые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми ре­шениями суда, а только тех правовых принципов, ко­торые были применены судом при решении дела.

Третьим источником права является нормативный договор - соглашение двух или более договаривающих­ся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международ­ные. Например, внутригосударственными договорами мо­гут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель - работники».

Источником в международном праве является меж­дународный договор. В соответствии с Конституци­ей РФ «международные договоры РФ являются состав­ной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъ­ектам международные договоры классифицируют на меж­правительственные, межгосударственные и межве­домственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели преду­смотренные законом, то употребляются правила между­народного договора. Общие принципы права - это ис­ходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в за­конодательстве РФ нашли прямое отражение: они слу­жат одним из способов восполнения пробелов в праве.

Пятая форма права - юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

Юридическая доктрина как источник права: Доказывает существенное влияние на сознание за­конодателей;

2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

3) ориентирует юридическую деятельность на про­грессивное развитие права и государства;

4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

Шестая форма права - религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Послед­ним, седьмым, источником права является норма­тивно-правовой акт - принятый компетентным го­сударственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или от­меняет нормы права.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких из­менений в действующее законодательство, а с по­мощью нормативно-вспомогательных актов вводят­ся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуаль­ное государственно-властное веление по примене­нию права (требование по уплате налога, направлен­ное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания пра­вовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к испол­нению. Им свойственна письменная форма изложе­ния, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям: 1)по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административ­но-правовые акты и т.д.); 2) по территории действия (федеральные, региональ­ные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юри­дическую сипу, представляющую собой релятивное свой­ство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в си­стеме законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наибо- * лее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

1) закон - одно из основных источников права;

2) установлен особый порядок принятия;

3) принимается определенными субъектами, признанны­ми носителями государственного суверенитета (на­род либо высший представительный орган власти);

4) регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает;

1) никто не вправе отменить или изменить закон, кро­ме того органа, который его создал;

2) другие нормативные акты не должны противоречить закону;

3) при появлении противоречия между законом и под­законным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представ­ляет собой нормативно-правовой акт, который опреде­ляет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система норма­тивных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

1) (федеральный конституционный закон развивает

и дополняет положения Конституции РФ;

2) принимается только по тем вопросам, которые пря­мо предусмотрены Конституцией страны;

3) обладает большей юридической силой, чем обыч­ные законы;

4) особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и об­народовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует опреде­ленные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-право­вые акты» является собирательным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.063 с.)