Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В О П Р О С Ы к государственному экзамену↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Акты органов МСУ 4. Нормативно-правовые акты конституционного контроля (надзора). К ним относятся решения конституционного суда. РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ. В романо-германской правовой системе судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования нормативно-правовых актов. В России правом официального толкования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ. 5. Решения ОМС. Такие нормы имеются, например, в уставах муниципальных образований. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. 9. Конституции республик – субъектов РФ, Уставы. Регламенты палат Федерального собрания. Принципы КПС личности в РФ. Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, кот. составляют фундамент статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих принципах строится и развивается целом этот институт: 1. Осн. права человека неотчуждаемы и даны ему от рождения. 2. Права и свободы человека явл-ся высшей ценностью. 3. Права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед целями и правами гос-ва. 4. Признание, соблюдение и защита прав человека - это обязанность гос-ва. 5. Каждый человек в рамках закона осущ-ет свои права прежде всего самостоят-но. 6. Все равны перед законом и судом и имеют равное право на защиту. 7. Осущ-ние прав и свобод человека не д. нарушать права и свободы др. лиц. 8. Права и свободы человека явл-ся непосредственно действующими. 9. В случае противоречия внутреннего закон-ва по правам человека общепризнанным нормам м/н права приоритет отдается последним. 10. Каждый гражданин несет к. обяз-ти, выполнение ~ необходимо для нормального функционирования. Нормативно-правовые основы КПС личности в РФ (внутренние и международные акты по правам человека и гражданина). 1. Конституция РФ 1993 (гл. 2, ст. 2, ст. 6 и т.д.). 2. Российская декларация прав и свобод человека от 22.11.1991. 3. З-н РФ о гражданстве (1993). 4. З-н РФ об обжаловании в суд о дей-ях и решениях, нарушающих права человека. 5. ФЗ об осн. гарантиях избират. прав и права на участие в референдуме гражданина РФ (1997). 6. ФЗ о порядке выезда и вьезде в РФ (1996). 7. ФЗ О правах гражданина на свободу передвижения, места пребывания и жительства. 8. ФЗ об обществ. объединениях. 9. Всеобщая декларация прав человека (1948). 10. Пакт о гражд. и полит. правах (1966 ООН). 11. М/н пакт об культурных, эк., соц. правах (1966). 12. Европейская конвенция о защите прав и свобод (ратифицировали ее в 1998 году). 13. Евр. конвенция о запрещении пыток и т.д. (1998).
Личные права и свободы – это права и свободы, принадлежащие человеку как определенному существу. Они неотъемлемы от человека, играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод. На международно- правовом уровне эта группа прав определяется в качестве «гражданских». Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы: 1) гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения; 2) индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; 3) гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо. Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть реализована только самим человеком. К данной группе прав и свобод человека относятся: 1) право на жизнь (ст.20) – первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют свою ценность; 2) право на достоинство личности (ст.21); 3) право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22); 4) право на неприкосновенность частной жизни (ст.23. ст.24); 5) право на неприкосновенность жилища (ст.25); 6) право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26); 7) право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст.27); 8) право на свободу совести (ст.28). Право на жизнь В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь. Это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Конституция РФ не содержит прямого запрета на убийство человека, однако именно такой запрет и подразумевается. Он находит свое выражение в УК РФ. Статья 105 УК РФ, предусматривающая ответственность за убийство, раскрывает это понятие как умышленное лишение жизни другого человека. За совершение этого преступления установлены наиболее строгие меры уголовного наказания. Если оно совершено без отягчающих обстоятельств, судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 6 до 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах (убийство двух или более лиц, с особой жестокостью, по найму и т. п.) - наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Не является убийством, умышленное лишение жизни в состоянии необходимой обороны, если не превышены ее пределы (ст. 37 УК РФ). В данном случае одновременно реализуется другое конституционное право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Другой аспект права на жизнь связан с вопросом о применении смертной казни. В ч. 2 ст. 20 Конституции РФ установлено, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Отсюда вытекают следующие гарантии против применения смертной казни: 1) эта мера наказания не вечна, со временем она будет отменена, о чем свидетельствует слова «впредь до ее отмены»; 2) она устанавливается только федеральным законом. Это означает, что смертная казнь не может быть установлена никакими иными актами: указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и т. д. Единственным федеральным законом, устанавливающим смертную казнь, является в настоящее время УК РФ, 3) смертная казнь - исключительная мера наказания. Ее исключительность закреплена в УК РФ. Это означает, что смертная казнь всегда имеет альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы и у суда всегда есть возможность выбора наиболее справедливого вида наказания (ст. 60 УК РФ). Кроме того, смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ч. 2 ст. 59 УК РФ). Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет (ч. З. ст. 59 УК РФ); 4) смертная казнь может устанавливаться только за особо тяжкие преступления против жизни. Таких преступлений по УК РФ предусмотрено всего пять: 1) убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ); 2) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); 3) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); 4) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); 5) геноцид (ст. 357 УК РФ); В настоящее время смертная казнь в РФ официально не отменена, но на ее применение действует мораторий. Это вызвано: 1) вступлением РФ в Совет Европы. Основополагающим документом этой международной организации в области прав и свобод человека и гражданина является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 г. РФ в 1997 г. подписала протокол № 6 к этой Конвенции и обязалась в течение 3 – х лет решить вопрос об отмене смертной казни; 2) конституционным положением о том, что каждому обвиняемому в совершении тяжкого преступления против жизни должно быть предоставлено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Однако в настоящее время суды присяжных образованы не во всех субъектах Федерации, поэтому, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 2.02.99 г., до тех пор, пока суды присяжных не будут образованы повсеместно, наказание в виде смертной казни назначаться не может. Содержание права на жизнь не ограничивается запретом на применение смертной казни. Это право необходимо рассматривать в более широком аспекте – как возможность обращения к государству за защитой по поводу любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в человеческий организм, что могло бы поставить под угрозу его жизнь и здоровье. Речь идет, например, о запрете эвтаназии, о правовых ограничениях на осуществление трансплантации человеческих органов, проведении медицинских и иных научных опытов над человеком. Право на объединение Это право в общем виде закреплено в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ и означает возможность для каждого человека создавать общественные, т. е. негосударственные, объединения совместно с другими лицами и возможность вступать в такие объединения. В Конституции РФ не перечислены виды таких объединений, имеется лишь упоминание о профсоюзах, создаваемых для защиты интересов их членов. Содержание конституционного права на объединение и виды общественных объединений установлены ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями. Право граждан на объединение включает в себя: - право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, - право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, - право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Согласно ч. 2 ст. 30 Конституции РФ, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Уставе общественного объединения. Виды общественных объединений: - общественные организации; - общественные движения; - общественные фонды; - общественные учреждения; - органы общественной самодеятельности. Среди общественных объединений особо выделяются политические общественные объединения, т.к. правом на участие в них обладают только граждане РФ. В политических объединениях не могут состоять некоторые категории служащих, военнослужащие, судьи, прокуроры и т. д. Организационно-правовыми формами (видами) политических общественных объединений являются политические партии и политические движения. Общественные организации, в том числе политические партии, отличаются от остальных видов общественных объединений наличием фиксированного членства. Общественные фонды преследуют цели формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества на общественно полезные цели. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Органом общественной самодеятельности считается не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Гарантия свободы деятельности общественных объединений заключается в том, что граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Созданные гражданами общественные объединения могут регистрироваться органами юстиции и приобретают в этом случае права юридического лица, но они могут функционировать и без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В то же время запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Право граждан на обращения В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы или органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ. В обязанность должностного лица входит дать ответ на это обращение.
Социально-экономические права человека и гражданина связаны со сферой экономики, т. е. со способами производства материальных благ, формами собственности и распределением производственных благ. Исходной нормой Конституции РФ в данном случае является ст. 34 о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Правовые основы предпринимательской деятельности граждан регулируются гражданским законодательством РФ. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. К иной экономической деятельности относится, например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др. Частным лицам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, не разрешается производство оружия, государственных наград, наркотических средств, денег и т. д. На многие виды экономической деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. В ч. 2 ст. 34 Конституции РФ специально запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В настоящее время действует ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйственных субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйственным субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Основной конституционной гарантией на предпринимательскую и иную экономическую деятельность является право на частную собственность (ст.35 Конституции РФ). Часть 1 ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что частная собственность охраняется законом. Нормы, направленные на такую охрану, содержатся в гражданском, административном и уголовном законодательствах РФ. При этом следует иметь в виду, что, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности и закон не отдает предпочтение ни одной из них. Возможность права частной собственности на землю и другие природные ресурсы предусмотрена ст. 36 Конституции РФ. Часть 1 ст. 36 Конституции устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, условия и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса (ЗК) РФ. К важнейшим социально-экономическим правам человека и гражданина относятся также право на труд и связанные с ними права (трудовые права). В ч. 1 ст. 37 Конституции РФ установлено, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а ч. 2 ст. 37 Конституции РФ прямо запрещает принудительный труд. Принудительный труд не включает в себя: - работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службой; - работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; - работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ предусматривает другие трудовые права граждан: а) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Иначе это право называется правом на охрану труда. б) право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). в) право на защиту от безработицы. Это право предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую по возможности полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Часть 4 ст. 37 Конституции РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры работников с работодателями с использованием установленных ФЗ способов их разрешения, включая право на забастовку. Часть 5 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору обеспечиваются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. К социально- экономическим правам относятся и такие права, которые обеспечивают создание иных условий для достойной жизни и свободного развития человека, в соответствии с характеристикой РФ как социального государства (ст. 7 Конституции РФ). Это, в частности, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей (право на социальное обеспечение); право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право па охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено в Конституции РФ и означает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Часть 3 ст. 41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. С этой нормой связана и последующая ст. 42 Конституции РФ о том, что каждый имеет право па благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В частности, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить соответствующую информацию о состоянии своего здоровья, сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства или последствиях и результатах проведенного лечения. К культурным правам человека и гражданина относятся: - право на образование (ст. 43); - право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44); - право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Право на образование Часть 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Исходя из смысла ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ, образование может быть платным в негосударственных образовательных учреждениях, а также платным может быть высшее образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях для лиц, поступивших в него не на конкурсной основе. Платным может быть и среднее (полное) образование (11 классов) в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Общее понятие о видах образования дает закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее (4 класса), основное общее (9 классов) и среднее (полное) общее образование (11 классов). При этом бесплатным в государственных и муниципальных учреждениях по Конституции РФ является только начальное и общее основное образование, причем, согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование (9 классов) обязательно. В советское время обязательным было среднее образование — 10 классов общеобразовательной школы дневной формы обучения, 11 классов вечерней формы обучения. Родители или лица их замечающие (опекуны и попечители) обеспечивают получение детьми основного общего образования. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ указывает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, что означает государственный контроль за процессом образования, и поддерживает различные формы образования и самообразования. Конституционное право граждан на участие в культурной жизни предполагает возможность осуществления деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Право на культурную деятельность включает право на личную культурную самобытность, на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование, на свободу творчества (литературного, художественного и технического).
К. гарантии прав и свобод - это те способы, закрепленные в К. и з-нах, кот. обеспечивают реализацию физич. лицом принадлежащих ему прав и свобод, предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их нарушение. 1) речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях. 2) К. гарантии прав и свобод м. разделить на две группы. а) К. гарантии общего характера (положения К.РФ: 1) в РФ признаются и гарантируются права и свободы, согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в соответствии с настоящей К.2).осуществление прав и свобод не д. нарушать права и свободы др. лиц; 3) гос. защита прав и свобод в РФ гарантируется; 4). каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными з-ом: 5). каждому гарантир. судебная защита его прав и свобод, 6) все равны перед з-ном и судом и другие. б) конкретные К. гарантии 1) гарантии гражданских прав, свобод; 2) гарантии политических прав и свобод; 3) гарантии экономических прав и свобод; 4) гарантии социальных прав и свобод; 5) гарантии культурных прав и свобод; 6) гарантии прав граждан в сфере правосудия. К. гарантии гражд. прав и свобод чел. и гражданина в РФ. Смертная казнь впредь до её отмены м. устанавливаться ф.з в качествеисключит. меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлен. обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей; 2) никто не д. подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему чел. достоинство обращению или наказанию,3) никто не м.б. без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;4) арест, заключение под стражу и содержан. под стражей допускается только по судебному решению, до судебного решения лицо не м.б. подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;5) сбор, хранение, use и распростран. информации о частной жизни лица без его согласия не допускается;6) органы гос. власти и органы местного самоупр., их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомлен. С документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено з-м; 7) никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ф.з., или на основании судебного решения. К. гарантии полит. прав и свобод чел. и гражданина в РФ. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая соц., расовую, национ. или религиозную ненависть и вражду, 2)запрещается пропаганда соц., расового, национ., религиозного или языкового превосходства;3) никто не м.б. принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; 4) гарантир. свобода массовой информации, цензура запрещается;5) никто не м.б. принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем 6) и др.; К. гарантии экон., соц. и культ. прав и свобод:1) не допускается экон. деят. -направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; 2)право ч/с охраняется з-ом: никто не м.б. лишен своего имущества иначе как по решен. суда, принудит. отчужден. имущества для гос. нужд м.б. произведено только при условии предварит. и равноценного возмещения; 3)право наследования гарантируется; 4) владение, пользование и распоряжение землёй и др. природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окруж. среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; 5) условия и порядок пользования землей определ. на основе ф.з.; 6) принудит. Труд запрещен 7) и др.; социальных прав и свобод: 1) работающему по труд. договору гарантир. установленные ф.з. продолжит. раб. времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; материнство и детство, 2) гос. пенсии и соц. пособия устанавливаются з-ом; 4) никто не м.б. произвольно лишен жилища; 5) малоимущим, иным указанным в з-не гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из гос., муницип. и др. жилищных фондов в соотв. с установленными з-ом нормами; 6) медицинская помощь в гос. и муницип. учреждениях здравоохран. оказывается гражданам бесплатно за счет средств соотв. бюджета, страховых взносов, др. поступлений; 7) сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соотв. с ф.з.; 8) гарантир. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и ср. профобразования в гос. образоват. учреждениях культурных прав и свобод: 1) каждому гарантир. свобода литер., худ., научного, технич. и др. видов творчества, преподавания;2) интеллектуальная собственность охраняется з-ном и другие. К. гарантии прав и свобод чел. и гражданина в сфере правосудия. Никто не м.б. лишен права на рассмотрение его дела в том суде и темсудьей, к подсудности кот. оно отнесено з-ном; 2) каждому гарантир. право наполучен. квалифицир. юр. помощи: в случаях, предусмотренных з-ом, юр.помощь оказывается бесплатно; 3) презумция невиновности; 4) обвиняемый необязан доказывать свою невиновность; 5) неустранимые сомнения в виновностилица толкуются в пользу обвиняемого:6) никто не м.б. повторно осужден заодно и то же преступление; 7) при осуществлен. правосудия нельзя useдоказательств, полученных с нарушен. ф.з.; 8) никто не обязансвидетельствовать против себя самого, своего супруга и близкихродственников, круг кот. опред. ф.з.; 9) гос. обеспечивает потерпевшему доступк правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.
Конституционные обязанности – это требование основным законом должного поведения от человека как члена сообщества. Родительские обязанности. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции). Отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. Совершеннолетние трудоспособные дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. Защита Отечества является обязанностью российских граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу. Гражданин в соответствии с Законом имеет право вместо прохождения военной службы по призыву поступить на военную службу по контракту. Военная служба военнообязанного может быть заменена ему так называемой альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также, если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Закон «Об альтернативной гражданской службе» принят 25 июля 2002 г. и вступил в силу с 1 января 2004 г. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок альтернативной, гражданской службы составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные ВУЗы - 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов составляет 36 месяцев, а для выпускников ВУЗов - 18 месяцев. Основания отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой: 1) если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые ст. 11 ФЗ и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (до 1 апреля текущего года, если призывается осенью и до 1 октября, если призывается весной следующего года); 2) если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; 3) если в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; 4) если он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; 5) если ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился. Важной гарантией реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу является возможность судебного обжалования решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Компетенция Президента РФ Компетенция Президента РФ обусловлена особым местом главы государства в системе государственной власти и определяется конституционными нормами и действующим законодательством. Обширные прерогативы Президента можно подразделить на следующие группы. 1. Внешнеполитические полномочия. В соотв. со ст. 86 Конституции РФ, Президент осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Согл. ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г., Президенту не требуется какое-либо удостоверение его полномочий; Президент подписывает ратификационные грамоты, которые подтверждают обязательность м\н договоров для России, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. 2. Полномочия в области обороны и безопасности. |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.145 (0.013 с.)