К иным основаниям приобретения гражданства относится оптация - выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К иным основаниям приобретения гражданства относится оптация - выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации



Согласно ст. 17 Закона о гражданстве, при изменении Государственной границы РФ в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ.

Возможность выбора гражданства вытекает из международно - правовой договоренности государств.

Статья 18 Закона «О гражданстве РФ» закрепляет основания прекращения гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.

Закон установил две самостоятельные процедуры выхода из Российского гражданства.

1.В общем порядке – выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории России;

2. В упрощенном порядке:

1) выход их гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства;

2) выход их гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранцем.

Независимо от процедуры выхода Закон содержит основания, препятствующие выходу из гражданства РФ. Так, выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:

1) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

В качестве иных оснований прекращения Российского гражданства Закон рассматривает негативную оптацию – выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ (ст.21).

При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с м\н договором Государственной границы РФ граждане России, проживающие на территории, которая подверглась таким преобразованиям, вправе сохранить (позитивная оптация) или изменить (негативна оптация) свое гражданство согласно условиям данного м\н договора.

Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства осуществляется Президентом России или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение.

  1. Государственное устройство РФ и его принципы.

Государственное устройство РФ основывается на принципе федерализма. Это означает, что Россия состоит из равноправных субъектов – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Разные наименования субъектов, к определенной степени неодинаковый статус, говорит о том, что Россия – несимметричная Федерация. В симметричной - все субъекты имеют одинаковые наименования, например, в ФРГ – земли, в США – штаты.

В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ предусмотрены наиболее общие принципы федеративного устройства РФ. К ним относятся:

1) государственная целостность. Этот принцип конкретизируется в ст. 67 Конституции РФ о единой территории РФ; в ст. 70 Конституции РФ о единых гербе, гимне, флаге, столице РФ; в ст. 74 Конституции РФ о едином экономическом пространстве РФ, в ст. 75 Конституции РФ о единой денежной единице РФ;

2) единство системы государственной власти. Этот принцип конкретизируется в ст. 77-78 Конституции РФ,

3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип конкретизируется в ст. 71-73 и 76 Конституции РФ;

4) равноправие и самоопределение народов РФ. Народы, населяющие РФ, неодинаковы по своей численности, уровню культурного и экономического развития. Часть наиболее крупных народов РФ: татары, башкиры, народы Поволжья и Северного Кавказа и другие являются «титульными нациями», дающим и наименование республикам в составе РФ: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл и т. д. Однако, например, такой крупный народ, как российские немцы, в настоящее время не представлен отдельной республикой. Автономия немцев Поволжья существовала с 1918 по 1941 г. С началом войны с гитлеровской Германией она была ликвидирована и более не восстанавливалась.

«Титульными нациями» являются и некоторые многочисленные народы Крайнего Севера, дающие наименование субъектам РФ — автономным округам: Ненецкий автономный округ, Эвенкийский автономный округ и т. д.

Большинство же народов РФ не представлены отдельными субъектами РФ. Несмотря на это, все они являются равноправными в культурном и гуманитарном отношениях. Это выражается в следующих положениях Конституции:

1. государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и языка. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной и языковой принадлежности (ч. 2 ст.19 Конституции РФ).

2. каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч.1ст.26 Конституции РФ).

3. каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

4. не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая расовую или национальную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда расового или национального превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

5. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ).

6. РФ гарантирует нрава коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и международными договорами РФ (ст. 69 Конституции РФ).

Народы, представленные отдельными субъектами РФ, равноправны также и в политическом отношении, В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, эти и все остальные субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти равноправны.

  1. Конституционно-правовой статус субъектов РФ: структура и особенности статуса различных видов субъектов РФ.

Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус субъекта федерации.

Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип – предполагает наличие в рамках определенной территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Субъекты Российской Федерации:

- не обладают суверенитетом;

- не имеют права на отделение (сецессию);

- граждане любого субъекта имеют равные основные права и обязанности на территории всей федерации;

- во взаимоотношениях с федеральной властью все субъекты федерации равны.

Российская Федерация сочетает в себе оба принципа построения федерации.

Сейчас в России 21 республика, 9 автономных округов, 1 автономная область; 7 краев, 48 областей и 2 города федерального значения. Всего 88 субъектов. Однако в РФ идет процесс по укрупнению субъектов федерации путем объединения на основании решений субъектов, принятых ими путем референдума, ФКЗ от 17.12.2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», а также соответствующих ФКЗ, регулирующих порядок образования новых субъектов в составе РФ.

Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта- процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

Основные требования к принятию в РФ и образованию в ее составе нового субъекта:

1) осуществляется на добровольной основе при соблюдении государственные интересы России, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов Федерации, их социально-экономических возможностей.

2) в качестве нового субъекта в РФ может быть принято иностранное государство или его часть по взаимному согласию в соответствии с международным договором (этому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса края или области).

3) образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации.

Порядок принятия в РФ нового субъекта:

1) Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства является данное иностранное государство.

2) Президент Российской Федерации после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации по подписанию международного договора о принятии нового субъекта.

3) После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного международного договора. Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1) Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации.

2) Совместное предложение законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц заинтересованных субъектов направляется Президенту РФ. Оно должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта.

3) Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

4) Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом РФ.

В случае поддержки Президентом РФ инициативы заинтересованных субъектов, вопрос выносится на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

5) Инициатива проведения референдума по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит высшим должностным лицам заинтересованных субъектов Федерации.

6) Проект ФКЗ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта вносится в Государственную Думу Президентом РФ. Он должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы вопросы формирования органов государственной власти нового субъекта, правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении собственности и др.

Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

С 1 января 2007 года в России будет образован новый субъект путем объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано – Ненецкого) АО и Эвенкийского АО.



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.007 с.)