Этика и государственное управление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика и государственное управление.



Слово «этика» исторически происходит от древне­греческого слова «ethos», которое означало совместное жилище и правила, порожденные совместным обще­житием. Этос — совместное жилище, обычай, темперамент, характер. Moralis — римское слово, ис­пользованное Цицероном для перевода греческого слова «этический». Так что, мораль и этика в принци­пе — синонимы. Но в современном словоупотреблении в русском языке под моралью больше понимаются ре­ально существующие нравы, нравственные отношения, а под этикой — именно наука о морали.

Этика как наука относится к философской дисциплине, изучающей практическое поведение людей, нормы, обес­печивающие условие сплочения общества, преодоле­ния зоологического индивидуализма и агрессивности. Более подробный анализ данного феномена предлагает профессор А.В. Разин, отмечающий двоякость объекта этического знания. С одной стороны, это та общественная ре­альность, которая подвергается наблюдению и изуче­нию для формулирования положений самой теорети­ческой этики. В таком ракурсе объектом этического знания являются реально существующие нравы, по­ведение людей. С другой стороны, в качестве объекта воздействия этического знания выступает сам чело­век, его нравственное просвещение, развитие у него положительных нравственных качеств. В данном ас­пекте этическое знание соединено с воспитательной функцией, так или иначе представленной в культуре каждого общества

Нормы морали современного общества выражаются в базовых этических принципах:

I. «Золотое правило» нравственности

II. Моральная автономия личности

III. Гуманизм

Государственное управление – вид деятельности, связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства политических, социальных и экономических программ среди населения. Прообразы института государственной службы встречаются еще в Древний период истории человечества. А уже в Древней Греции появились первые философские воззрения относительно правильной организации государственной жизни, нравственности правителей, были подвергнуты анализу природа власти, начали формироваться понятия «взаимодействие с обществом», «роль права».

Существенную роль в формировании этики государственной и муниципальной службы оказали исторические условия формирования государственной власти в той или иной стране. Они делали этические требования более конкретными, обусловленными социально-политическими особенностями государства.

Государственная гражданская и муниципальная служба предполагает наличие у каждого служащего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика государственной и муниципальной службы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и др.). На разных уровнях государственной службы объем властно-распорядительных полномочий различен. Так, на низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу централизации деятельности гражданской службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть. На муниципальной службе служащие выполняют только исполнительские, вспомогательные задачи по решению вопросов местного значения.

Как отмечает Л.П. Абрамова, этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе гражданской службы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации государственного управления есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от государственных служащих моральными качествами. Нравственность служащих и управленцев в государственных органах власти подвергается своего рода испытаниям, что значительно трансформирует этическое поведение служащих с момента их поступления на работу. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

1) специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

2) её территориальное устройство;

3) вертикальная выстроенность по направлению деятельности;

4) особый характер текучести рабочей силы;

5) особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности государственной службы.

Такие особенности в равной степени оказывают влияние и на муниципальных служащих. Этика государственных и муниципальных служащих представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. Но поскольку государственный и муниципальный служащий – это лицо государства, залог успешного функционирования государства или муниципального образования, поэтому существует ряд качеств, которыми служащие должны обладать. Такие качества или требования к государственным и муниципальным служащим прописаны в законах и за несоответствие установленным нормам служащие несут ответственность. Отсюда, можно сделать вывод, что именно право играет решающую роль в этическом воспитании государственных и муниципальных служащих.

В этике государственной и муниципальной службы право является главным регулятором отношений между людьми внутри системы и с внешним миром Другой профессии, в деятельности которой право играло бы такую большую роль, нет. Право в обеспечении морали государственных служащих доминирует, прописывается устройство государственной службы, соподчинённость, циклы сменяемости, система наказаний, смещений и т.д. Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

Современные исследователи вопросов этики государственной и муниципальной службы отмечают тенденцию унификации этических норм для служащих в различных странах. В основном, такое сращивание моральных норм происходит в сфере практической нравственности и этикетных формах. Ученые выделяют следующие факторы, влияющие на унификацию этических норм государственной и муниципальной службы в различных странах:

1. Глобализация экономики и образование единого экономического пространства, которое потребовало единства регулирования экономических процессов.

2. Обострение экономических проблем и глобальных проблем современности, что потребовало создания различных международных организаций. В этих организациях работали люди из разных государств, они должны находить общий язык, а это легче сделать при единых моральных ценностях.

3. Образование крупных центров международного значения по подготовке управленческой элиты, где в тесном контакте работают представители различных государств.

4. Формирование мощных международных коммуникативных систем, которые сделали более близкими отношения между нациями, кроме того, пропаганда через средства массовой информации определённых образцов поведения, манер, этикета.

5. Многоплановое развитие форм общения потребовало совершенствования систем этикета и усвоения этих норм.

6. Децентрализация управления, идущая в последнее время, которая на региональном и муниципальном уровне вовлекла в активную форму управления новые слои и отряды госслужащих.

7. Существенную роль в сближении норм этики госслужбы сыграли и новые тенденции, проявившиеся в условиях реформирования государственного аппарата в конце ХХ века: сращивание бизнеса и государственной службы, бизнеса и политики. Этика бизнеса, проникшая в госслужбу, всегда была более универсальной и унифицированной, как вышедшая из этики протестантизма

В вопросах этики государственного управления базовыми понятиями являются термины «служебная этика» и «этика управления». Кратко обратимся к данным понятиям.

Служебная этика – самое широкое понятие в сфере профессиональной морали. Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико. Подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

1) дисциплинированность;

2) сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности;

3) корректность межличностных отношений.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властных, распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно условно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.019 с.)