Итоговая государственная аттестация выпускников ООП магистратуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая государственная аттестация выпускников ООП магистратуры.



Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Итоговая государственная аттестация - защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в виде магистерской диссертации (МД) в период прохождения практик и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант (научно-исследователь­ской, научно-педагоги­чес­кой, проектной и т.п.).

Выпускная квалификационная работа в соответствии с содержанием магистерской программы может быть выполнена в виде

– магистерской диссертации, которая представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи;

– проекта, посвященного решению прикладной (практикоориентированной) и т.п. задачи в профессиональной области;

– эссе и иных форм критического анализа различных типов текстов.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

В выпускной работе студент должен показать фактическое знание литературного материала, умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, знание основных методов литературоведческого исследования и навыки их применения, умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе, умение использовать в истолковании языковых или литературных фактов лексикографические источники, владение научным стилем речи.

Магистерская диссертация по филологии представляет собой целостное концептуальное научное исследование, содержащее всесторонний критический анализ научных источников по теме исследования и самостоятельное решение актуальной научной проблемы, опирающееся на совокупность методологических представлений и методических навыков в области избранной профессиональной деятельности. МД содержит совокупность результатов, выдвигаемых для публичной защиты.

В отличие от ВКР бакалавра по направлению «Филология», содержащей анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, анализ фактического литературного материала или разработку проекта в одной из прикладных областей филологического / гуманитарно-филологического знания, магистерская диссертация представляет собой концептуальное научное исследование, предполагающее самостоятельное решение научной проблемы.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, являющейся, как это вытекает из требований существующих нормативных документов ВАК Минобрнауки России, научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для филологической отрасли знаний, магистерская диссертация – это род выпускной квалификационной работы, в которой решается актуальная для филологии задача, более частная, чем в кандидатской диссертации.

Тематика выпускных квалификационных работ направлена на решение профессиональных задач, указанных в пункте 4.4 ФГОС ВПО, а именно:

научно-исследовательская деятельность:

самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований; самостоятельное исследование системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов; квалифицированный анализ, комментирование, реферирование, обобщение результатов научных исследований, проводимых другими специалистами, с использованием современных методики методологий, передового отечественного и зарубежного опыта; участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовка и редактирование научных публикаций;

педагогическая деятельность:

квалификация и интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний; проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;

проведение практических занятий по филологическим дисциплинам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;

подготовка методических пособий и организация профориентационной работы;

прикладная деятельность:

Создание, редактирование, реферирование и систематизирование всех типов деловой документации, инициативная квалифицированная работа в качестве референтов и пресс-секретарей в органах государственного управления, учреждения образования и культуры, в представительных органах субъектов федераций;

Квалифицированная трансформация различных типов текстов (изменение стиля. жанра, целевой принадлежности текста) в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов, создание, редактирование и реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе;

Продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов- деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических и других текстов, сценариев информационных кампаний,; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;

Квалифицированный перевод различных типов текстов, в том числе художественных произведений, со снабжением их необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом; квалифицированное синхронное или последовательное сопровождение международных форумов и переговоров, обеспечение приема делегаций из зарубежных стран, переводческая деятельность в аппаратах Министерства иностранных дел РФ, посольств, дипломатических миссий, российских и международных организаций и учреждений;

проектная деятельность:

Проектировании, конструирование, моделирование структуры и содержания образовательного процесса в области филологии:

разработка образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактический инструментарий;

разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе,

разработка проектов в области пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе. Поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью;

разработка проектов в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде;

разработка книгоиздательских проектов;

разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности;

Организационно-управленческая деятельность:

организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;

организация и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, планирование деятельности и творческое управление секретариатами и производственными коллективами, созданными для решения конкретных задач в гуманитарной сфере; редакционными отделами, рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и других материалов;

организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.

Примерные темы ВКР:

1. Художественное своеобразие Жития Антония Римлянина (Косинская редакция).

2. Невестина баня на русском Севере: обрядовый аспект и поэтический текст.

3. Духовные стихи в каргопольской рукописной традиции ХVIII- ХХ веков.

4. Служба Антонию Сийскому в редакции царевича Иоанна Иоанновича: проблемы поэтики.

5. Апокриф «Свиток Иерусалимский»: проблемы поэтики.

6. Образ купца в древнерусской литературе и печорской рукописной традиции.

7. Тема природы в путешествиях Петровской эпохи.

8. Проблема сюжета и композиции повестей Петровской эпохи: (на материале «Повести о купце Иоанне»).

9. Художественное своеобразие волшебно-фантастической повести М.И.Попова «Старинные диковинки, или Удивительные приключения славянских князей».

10. Переделки рыцарских романов в народной прозе XVIII-XIX вв.

11. Старинные диковинки» М.И. Попова: источники и система образов.

12. Приемы сюжетосложения и создания образов главных героев в волшебно-богатырских повестях В. Лёвшина.

13. Образ автора в дневниках Д.И. Фонвизина.

14. Система образов в «Путешествии в полуденную Россию» В. Измайлова.

15. Сатира и ирония в произведениях О.И. Сенковского.

16. Нравственно-философские искания в повестях Бестужева-Марлинского.

17. Фантастика в произведениях А. Погорельского и В.Ф. Одоевского.

18. Времена года в лирике поэтов пушкинской поры.

19. Антитеза «буря – покой» в творчестве М.Ю. Лермонтова.

20. Оппозиция света и тьмы в прозе Н.В. Гоголя.

21. Традиции плутовского романа в романе Н.В. Гоголя «Мертвые души».

22. Роман А.К. Толстого «Князь Серебряный»: проблема художественного метода.

23. «Стихотворения в прозе» в контексте творчества И.С. Тургенева.

24. Реминисценции в романах И.С. Тургенева.

25. Принципы организации художественного времени в романах И.С. Тургенева.

26. Функции художественного описания в социально-бытовой прозе А.Ф. Писемского.

27. Натурфилософские мотивы в творчестве поэтов тютчевской плеяды.

28. Фантастический элемент в творчестве Ф.М. Достоевского (на материале романа «Подросток» и рассказа «Сон смешного человека»).

29. Художественная функция евангельских реминисценций в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского.

30. Образ «земли» в «крестьянских» циклах Г.И. Успенского 1870-80-х гг.

31. Художественное пространство в произведениях В.Г. Короленко.

32. Евангельские мотивы в творчестве В.М. Гаршина.

33. Тема любви в ранней прозе А.П. Чехова.

34. Способы выражения авторской оценки в очерках А.С.Серафимовича 1920-1940-х годов.

35. Основные мотивы и образы героев в цикле Д. С. Мережковского» «Итальянские новеллы».

36. Роман М.Осоргина «Сивцев вражек»: своеобразие пространственно-временной организации.

37. Особенности автобиографического повествования в художественной прозе А.М.Ремизова 1940-50-х гг.

38. Тема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: систематизация исследований.

39. Поэтика цикла И.Бабеля «Одесские рассказы».

40. Мифопоэтические аспекты прозы А. Платонова.

41. Циклы рассказов С.Довлатова (вопросы сюжета и композиции).

42. Художественная деталь в организации внутреннего мира рассказов Т.Н. Толстой.

43. Жанр романа фэнтези в современной литературе.

44. Особенности поэтики трилогии М. Г. Успенского о Жихаре (на материале романов «Там, где нас нет», «Время Оно», «Кого за смертью посылать»).

45. Трилогия Н. Перумова «Кольцо Тьмы»: проблема источников и система образов.

46. Трилогия Ю. А. Никитина «Трое из леса»: особенности поэтики.

47. Поэтика трилогии «Меч Без Имени» А.О. Белянина

48. Поэтика драматургических произведений А.Вампилова.

49. Роман Л.Улицкой «Медея и ее дети» в контексте женской прозы.

50. Психологический анализ в литературе постмодернизма (Л. Улицкая «Сквозная линия»).

 

Выпускная квалификационная работа, выполняемая в виде проекта, может иметь прикладной характер и быть направленной на изучение и совершенствование практической деятельности в области филологии и гуманитарной сферы в целом. В качестве ВКР магистра могут быть представлены: научные проекты; обучающие проекты (например, связанные с преподаванием разделов дисциплин осваиваемого направления подготовки в средних и непрофильных национальных учебных заведениях; с созданием и реализацией учебных программ разных образовательных уровней и т.п.); социальные проекты (например, проекты по мониторингу уровня гуманитарных знаний в регионе; проекты, связанные с поддержанием гуманитарной, культуры, грамотности населения в целом и т.п.; проекты, связанные с пропагандой и популяризацией филологических знаний); творческие проекты (например, издательские проекты); рекламно-презентацион­ные проекты (например, презентация результатов научных исследований и иных форм проектной деятельности).

Допускаются случаи, когда магистерская диссертация или проект выполняется на стыке областей профессиональной деятельности выпускников (например: филология и социология, филология и психология, филология и журналистика и пр.). Магистерская диссертация квалифицируется как выполненная по направлению «Филология» при условии соответствия ее основного содержания области профессиональной деятельности выпускника по указанному направлению.

1. Объем, структура, оформление МД.

Объем МД – 70-90 машинописных страниц формата А-4.

Основной текст МД должен содержать введение, основную часть и заключение.

Во введении содержится обоснование выбора темы исследования, характеристика ее актуальности, аналитический обзор состояния проблемы на современном этапе; квалификация объекта и предмета исследования; формулируются цели и задачи исследования, обосновывается выбор методов исследования и фактического материала; указывается новизна, теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов; описывается структура работы; перечисляются работы по теме, опубликованных магистрантом, и выступления на научных, научно-практических конференциях (если есть).

Основная часть МД включает два-три раздела, которые могут включать подразделы. Каждый раздел (подраздел) посвящен решению задач, сформулированных во введении, и заканчивается выводами. Содержательно основная часть воспроизводит основные этапы исследования или репрезентирует объект и предмет исследования.

В заключении представляются выводы по работе в целом. Из заключения должны быть ясны те результаты, которые получены в процессе исследования, а также перспективы исследования.

Неосновной текст МД включает титульный лист, списки принятых сокращений и использованных источников, приложения. К работе прилагается аннотация.

Оценка за магистерскую выпускную квалификационную работу выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения научного руководителя. При оценке учитываются:

-содержание работы;

-ее оформление;

-характер защиты.

Решение об оценке за МД принимается на закрытом заседании ГАК с участием рецензента и научного руководителя.

 

Значение и общие требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна быть научно-квалификационной работой, в которой:

• содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо

• изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития филологической науки.

Выпускные квалификационные работы предполагают: анализ и обработку информации, полученной в результате изучения текстов литературных произведений и научной литературы по профилю ООП магистратуры; анализ, обработку, систематизацию данных, полученных в ходе изучения объектов сферы профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация как результат самостоятельно выполненного научного исследования должна:

обладать внутренним единством,

содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты,

свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

Требования, предъявляемые к магистерским диссертациям:

постановка актуальной проблемы: формулировка темы исследования, его цели и задач, их согласованность с объектом, предметом и логикой выполненного исследования,

личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации,

степень достоверности результатов проведенных исследований,

их новизна и практическая значимость,

соответствие направлению и программе подготовки магистранта,

выполнение магистерской диссертации на основе результатов научно-исследовательской работы, в период прохождения производственно-прикладной, научно-исследовательской, научно-педагогической практик. Диссертация как научное произведение специфична. В системе науки она выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты. В этой связи основная задача ее автора – продемонстрировать умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Магистерская диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Рекомендуется, чтобы основные научные результаты диссертации были опубликованы в научных изданиях.

При написании диссертации соискатель обязан ссылаться на автора и (или) источник заимствования материалов или отдельных результатов. При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, коллективно с которыми были написаны научные работы, магистрант обязан отметить это обстоятельство в диссертации. Указанные ссылки должны делаться также в отношении научных работ магистранта, выполненных им как единолично, так и в соавторстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.041 с.)