Государственной (итоговой) аттестации выпускников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственной (итоговой) аттестации выпускников



Имени И.А. Куратова»

 

Программа

 

Государственной (итоговой) аттестации выпускников

По специальности

Социальная работа

(углубленная подготовка

среднего профессионального образования)

 

Сыктывкар 2014

  ББК 65.27      
  П 78      

 

 

Печатается по решению научно-методического совета ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

 

Одобрена Рассмотрена
предметно-цикловой комиссией преподавателей социальных дисциплин научно-методическим советом ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Председатель Протокол № от 19 марта 2014 г.
комиссии______________ Председатель совета ________________ М.П.Герасимова

 

 

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 040101 Социальная работа и Рекомендациями по организации итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (Приложение к письму Минобразования России от 10.07.98 № 12-52-111 ин/12-23)
Заместитель директора колледжа по учебной работе ___________________ Н.Г. Пундикова

 

 

Авторы Кузнецова С.А., преподаватель теории, методики и практики социальной работы; Калинина О.Н., преподаватель социальной работы с семьей и детьми
Рецензент  
Ответственный за выпуск Шмакова Н.Д. методист отделения заочного обучения
Редакторы Пундикова Н.Г., заместитель директора колледжа; Подосенов О.В., заведующий ЦМК

 

ББК 65.27

© Научно-методический центр,  
© ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»,  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка  
2. Содержание междисциплинарного экзамена для проверки теоретических знаний  
  Теория, методика и практика социальной работы  
  Социальная работа с семьей и детьми  
  Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами  
3. Перечень теоретических вопросов  
4. Перечень практических заданий (профессиональных задач)  
5. Критерии оценки  
6. Рекомендуемый библиографический список  

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 040401 Социальная работа и учебных программ общепрофессиональных и специальных дисциплин. Программа предназначена для итогового междисциплинарного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам на заочном отделении педагогического колледжа.

Итоговый междисциплинарный экзамен является одним из видов государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по профессиональной образовательной программе углубленной подготовки, и проводится в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации (Постановление Госкомвуза России от 27.12.1995 г. № 10)

Междисциплинарный экзамен проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту и направлен на определение готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Междисциплинарный экзамен имеет комплексный (интегрированный) характер, и проводится по следующим учебным дисциплинам: «Теория, методика и практика социальной работы», «Социальная работа с семьей и детьми», «Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами» и проходит в два этапа.

Первый этап включает в себя проверку теоретических знаний.

Второй этап предполагает проверку практических умений (решение профессиональных задач).

К итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 040401 Социальная работа допускаются лица, завершившие полный курс обучения повышенного уровня и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные рабочим учебным планом.

Результаты итогового междисциплинарного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания государственной аттестационной комиссии.

 

 


Содержание

итогового междисциплинарного экзамена

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Теория социальной работы как наука

Структурные элементы теории социальной работы как науки. Предмет и объект исследования в теории социальной работы.

Понятие категориального аппарата научной теории. Специфика теории и практики социальной работы; особенности ее понятийного аппарата.

Основные группы категорий теории социальной работы. Систематизация категорий теории социальной работы как научная проблема. Сущность и характер закономерностей социальной работы.

Закономерности социальной работы. Понятие и классификация принципов теории социальной работы. Характеристика основных принципов.

Проблема методов теории социальной работы. Специфика используемых методов исследования в теории социальной работы. Связь методов с закономерностями и принципами теории социальной работы.

 

Место теории социальной работы в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характере их взаимодействия. Проблема классификации социальных наук.

Место теории социальной работы в развитии социально-гуманитарного знания. Собственная теоретическая парадигма социальной работы как специфический объект исследования.

Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психологические теории и методы, используемые в социальной работе.

Педагогические основы социальной работы. Педагогические принципы и содержание социальной работы. Педагогические методы решения задач социальной работы. Социальная работа и социальная педагогика: общее и особенное.

 

Принципы и методы социальной работы

Система принципов социальной работы и их многообразие. Связь принципов с закономерностями социальной работы. Понятие и классификация принципов социальной работы. Характеристика основных принципов социальной работы. Значение принципов для практики социальной работы.

Специфика теории и практики социальной работы; особенности ее методов. Связь методов с закономерностями и принципами социальной работы. Обусловленность методов целью социальной работы и интересами личности. Система методов теории социальной работы.

Характеристика основных методов социальной работы. Методы социальной работы при решении конкретных социальных проблем. Организационно-распорядительные методы в социальной работе. Социально-экономические методы. Психолого-педагогические методы.

 

Этика социальной работы

Профессиональная этика социального работника: основные понятия и принципы; личностно-нравственные качества социального работника. Моральные нормы и принципы в социальной работе. Этический кодекс социального работника. Этика взаимоотношений с клиентом. Долг и ответственность. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социальной работы. Этикет социального работника.

Особенности профессиональной деятельности и профессиональная пригодность социального работника. Компетентность и профессиональная пригодность. Психическое здоровье социального работника. Личность, характер, мотивы, навыки и умения профессиональной деятельности. Социальный интеллект, эмпатия, толерантность.

 

Деятельность муниципального центра социальной

Помощи семье и детям.

Правовая база функционирования муниципального центра. Основные направления деятельности: выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, определение их востребованности в социальной помощи; определение конкретных видов социальных услуг, которые могут быть оказаны семьям с детьми; поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализация собственных возможностей по преодолению жизненных ситуаций; социальный патронаж социально-неблагополучных семей и т.п. Структура Центра. Предпринимательская деятельность, платные услуги центра. Опыт работы одного из территориальных Центров социальной помощи семье и детям.

Социальной работы

Виды социально-реабилитационных учреждений и служб. Правовая база для функционирования реабилитационных центров. Категории населения, обслуживаемые реабилитационными центрами. Основные направления и задачи деятельности центров. Выявление источников и причин социальной дезадаптации, потребности в социальной помощи. Виды и методы социальной реабилитации. Социальный патронаж лиц с отклонением в физическом развитии; нарушениями психического здоровья, трудовая реабилитация. Деятельность специалиста по социальной работе в реабилитационных центрах.

 

Задачи и функции специалиста по социальной работе в социальных службах (на примере одного из центров)

Должностные обязанности социального работника и специалиста по социальной работе в соответствии с требованиями квалификационного справочника РФ. Государственный образовательный стандарт о требованиях к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалистов по социальной работе.

Основные задачи специалиста по социальной работе в социальной службе. Выявление причин и факторов социального неблагополучия; определение конкретных видов и форм социальных услуг; поиск эффективных методик и социальных технологий для решения проблем граждан, нуждающихся в различного рода социальной помощи; поддержка семей и отдельных групп в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

Функции специалиста: диагностическая, прогностическая, правозащитная, организационная, предупредительно-профилактическая, социально-педагогическая и др.

 

Зарубежные модели социальной работы:

Американская и европейская

Система социальной защиты населения в США, ее основные характерные особенности и преимущества.

Система социального обеспечения и ее основные составляющие. Виды социального страхования. Система вспомоществования бедным. Основные задачи и направления. Социальные программы и их реализация.

Негосударственный сектор в системе социальной работы США.

Европейская модель социальной защиты населения. Степень участия государства в социальной защите населения. Компетенции местных органов власти.

Система социального обеспечения Европейских стран, ее типы: общественно-ориентированные, основанные на гражданском обществе, семья и сетях поддержки, рыночно-ориентированные. Общее и особенное. Тенденции развития.

Источники финансирования социальной защиты населения.

В сельской местности

Типология социальных проблем жизнедеятельности личности на селе. Проблемы сельской семьи. Профессионально-трудовая занятость жителей села. Проблемы формирования условий для развития и самореализации личности на селе.

Особенности деревенского образа жизни и его влияние на формы социальной работы. Специфика организации социальной работы в сельской местности. Роль специалистов по социальной работе в реализации социальной политики на селе и в возрождении деревни.

И подходы к их решению

Специфика молодежи как особой социально-демографической группы населения. Возрастные границы молодости и основные этапы приобретения социального статуса молодежью. Факторы социализации молодежи: семья, школа, трудовой коллектив, общество сверстников, молодежные организации, неформальные группы и сообщества, средства массовой коммуникации. Критерии социальной зрелости молодежи. Проблемы социального и профессионального самоопределения молодежи. Эволюция ценностных ориентаций молодежи. Проблемы реализации права на образование, выбор профессии. Занятость молодежи. Молодежь и бизнес.

Проблемы профессионального самоутверждения и деловой карьеры молодежи. Воинская служба и эволюция отношения молодежи к воинской обязанности.

Семейно-бытовые проблемы молодежи. Брак и семья в структуре ценностных ориентаций молодежи. Жилищно-бытовые условия молодых семей и проблемы их улучшения. Состояние и проблемы организации досуга молодежи.

Актуальность формирования государственной молодежной политики. Принципы и основные направления молодежной политики.

 

Содержание и методика социальной работы с инвалидами

Понятие "инвалид". Ограничение жизнедеятельности и его проявление. Динамика инвалидности в обществе и ее причины. Группы инвалидности. Социальный статус инвалидов.

Проблемы социальной реабилитации инвалидов: медико-социальная, профессионально-трудовая, социально-бытовая и социально- психологическая. Проблема интеграции инвалидов в современном обществе.

Семейное право в РФ

Понятие семейного права. Предмет семейного права. Семейное право в системе права РФ. Субъекты семейного права. Соотношение семейного права и иных отраслей права. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям.

 


Приемная семья

Образование приемной семьи. Договор о передаче детей (ребенка) на воспитание в приемную семью. Содержание детей в приемной семье. Законодательные акты РФ и РК о приемной семье.

 

Домашнее насилие

Что такое «домашнее насилие»? «Декларация о ликвидации насилия над женщинами». Генеральная Ассамблеи ООН, основные положения. Семейный кодекс РФ о порядке оказания помощи детям, проживающим в условиях «домашнего насилия» (о порядке лишения родительских прав). Действующие нормы законодательства РФ, которые можно использовать для помощи жертвам домашнего насилия.


 

ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ

Основные положения Федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Время принятия Закона. Его цель. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в получении социальных услуг. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Государственный, муниципальный и негосударственный сектор социального обслуживания. Контроль за деятельностью по социальному обслуживанию.

 

 

Реабилитация инвалидов

Понятие реабилитация. Виды реабилитации. Сущность и содержание реабилитации. Реабилитационные учреждения. Опыт по реабилитации инвалидов в Республике Коми.

 

В Республике Коми

Понятие «пожилой человек». Особенности пожилого возраста человека. Старость и долголетие. Стационарные и нестационарные формы работы с пожилыми людьми в Республике Коми. Нормативно-законодательная база социальной защиты пожилых людей в Республике Коми.

 

Опыт работы учреждений социального обслуживания инвалидов

Понятие «реабилитационное учреждение». Виды реабилитационных учреждений, их задачи. Реабилитационные центры, отделения, их задачи.

 

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Теория социальной работы как наука.

2. Место теории социальной работы в системе наук.

3. Принципы и методы социальной работы.

4. Этика социальной работы.

5. Социально-правовой статус социального работника.

6. Социальный работник - клиент: особенности взаимодействия.

7. Территориальная социальная служба.

8. Деятельность муниципальных центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

9. Деятельность муниципального центра социальной помощи семье и детям.

10. Деятельность реабилитационных центров в системе социальной работы.

11. Задачи и функции специалиста по социальной работе в социальных службах (на примере одного из центров).

12. Зарубежные модели социальной работы: американская и европейская.

13. Особенности организации социальной работы в сельской местности.

14. Прогнозирование в социальной деятельности.

15. Принципы организации и виды социального обслуживания.

16. Социальная диагностика и ее место в социальной работе.

17. Сущность и основное содержание технологии социальной работы.

18. Взаимосвязь социальной политики государства и социальной работы.

19. Посредничество и консультирование в социальной деятельности.

20. Социальный патронаж. Методика патронажной помощи населению.

21. Организация опеки и социального попечительства.

22. Социальная защита детства: основные проблемы и подходы к их разрешению.

23. Социальные проблемы молодежи и подростков и подходы к их решению.

24. Содержание и методика социальной работы с инвалидами.

25. Семья как объект социальной работы.

26. Социальное обеспечение, его виды и механизм осуществления.

27. Социальные службы, их виды, структура и содержание деятельности. Региональная специфика.

28. Современные общественные и благотворительные организации в системе социальной работы в России.

ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ

1. Роль и место старости в онтогенезе человека.

2. Медико-социальная помощь и вопросы реабилитации людей пожилого и старческого возраста.

3. Социальная защита пожилых и старых людей.

4. Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов.

5. Проблемы организации социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в Республике Коми.

6. Основные положения Федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

7. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.

8. Общение социальных работников с пожилыми и старыми людьми.

9. Профессиональный портрет социального работника, работающего с пожилыми людьми и инвалидами.

10. Одиночество в пожилом возрасте как социальная проблема.

11. Инвалиды как социальная группа населения.

12. Правовое положение инвалидов в России, в Республике Коми.

13. Реабилитация инвалидов.

14. Программы социальной реабилитации.

15. Социальная реабилитация лиц старшего возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания.

16. Организация социальной работы с инвалидами в Республике Коми.

17. Организация социальной работы с пожилыми людьмив Республике Коми.

18. Опыт работы учреждений социального обслуживания инвалидов.

19. Социальное попечительство над пожилыми людьми как одно из направлений в социальной работе.

20. Социальное обслуживание пожилых и старых людей.


ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задача1

Из рассказа мальчика:

«Понимаете, они делили меня, как вещь. Ни один из них никогда, ни разу не спросил меня о моих желаниях. С кем я хочу жить? Что я о них думаю? Думаю ли вообще? А четыре года назад, когда они только развелись, у меня не было выбора: он был моим отцом, она – моей матерью. Я,конечно, хотел, чтобы мы жили вместе, но даже если не вместе… вы же понимаете, что тогда началось. В конце концовя возненавидел мать за то, что она не разрешила отцу приходить ко мне. Меня все время встречала бабка и быстро уводила из школы, иногда мать просила об этом соседку. Гулял я тоже с бабкой, а когда она была занята, сидел дома один запертый. У меня никогда не было собственного ключа от дома. Тогда я хотел уйти к отцу, я думал, что я ему нужен, но потом понял, что и ему я нужен только как орудие борьбы против матери. По-моему, они просто ослепли от злобы друг на друга.

Самое страшное во всем этом, что мне никто не мог помочь. Ведь все признавали за ними права на меня. Как право на вещь! Они, между прочим, так же делили дачу и машину, и, может быть, из-за этого и меня».

1. Какая помощь требуется мальчику прежде всего?

2. Какие методы и формы социальный работник должен избрать при общении с матерью и отцом ребенка?

3. С кем из специалистов социальный работник должен поддерживать постоянный контакт?

 

Задача 2

Составьте памятку пожилым людям, пользующимся услугами социальных служб.

 

Задача 3

«Мы с мужем живем в квартире, которую когда-то он получил от завода. Она наша, приватизирована на нас обоих (без долей). Дочка вышла замуж. Ушла к мужу, родила сына. Наш внук теперь тоже женат, у него сын - наш правнук. Все прописаны у нашей дочки. От нас, своих дедушки и бабушки, дочка и внук не отстают: «Пропиши да пропиши, что вам на старости лет нужно – одной комнаты хватит». А куда они к нам поедут, в хрущобу - то, с дитем малым? Мы уже не можем нянчить. Нам бы пожить тихо».

Какую работу необходимо провести социальному работнику с каждой из конфликтующих сторон?

 

Задача 4

«Я воспитываю сына одна. Отца своего он никогда не видел и, наверное, не увидит. Меня беспокоит, что мальчик растет в исключительно женском обществе: дома – я и мои подруги, в детском саду – нянечки и воспитательницы, в школе тоже будут одни женщины. Ему скоро семь лет, а он ни разу не разговаривал с мужчиной. Могут ли в таких условиях возникать мужские черты характера?»

1. Какое решение проблемы вы можете предложить?

2. Какие методы и формы работы наиболее эффективны при работе с данной семьей?

3. Что следует учитывать специалистам в работе с детьми из неполных семей?

 

Задача 5

«Несколько лет назад мы с мужем удочерили девочку из детского дома. Вскоре муж умер, и дочку я воспитывала одна. Все было хорошо, но вот в прошлом году Света узнала от соседки, что она мне не родная дочь. С этого момента все пошло вкось. Девочка стала уходить из дома, меня перестала слушаться, а однажды даже отравилась, лежала в тяжелом состоянии в реанимации. Сейчас дочери четырнадцатый год, она заканчивает 7-й класс. Учится плохо, часто пропускает школу, ходит на дискотеку, курит. Наших родственников не признает никого. Домой приходит поздно. Я не сплю, жду ее, волнуюсь. Как мне быть? Очень трудно жить при таких ценах да еще при таком отношении. Окружающие осуждают меня за то, что ее удочерила, а теперь вот мучаюсь. Я наедине со своими проблемами, и мне не с кем посоветоваться. Никто не может понять моего состояния. Пожалуйста, помогите!»

1. Определите основную проблему, стоящую перед семьей.

2. Какие методы и формы помощи вы могли бы предложить?

3. Разработайте план работы с семьей.

 

Задача 6

Составьте письмо-просьбу.

Ситуация: вашему учреждению нужны подарки и призы для проведения праздника. Адресат (на выбор): банк, кондитерская фабрика, магазин игрушек и т.д. Что необходимо указать в Вашем письме-просьбе:

- краткая информация о вас: название учреждения (организации), кем создано, когда и зачем;

- кратко о проблеме, которой занимаетесь;

- коротко о ваших прошлых успехах;

- информация о том, кто вас поддерживает, на какие средства вы существуете;

- чем вы уникальны, чем отличаетесь от других;

- общее предложение о сотрудничестве, высказанное в вопросительной форме;

- конкретные предложения.

 

Задача 7

У ученицы одного из профессиональных училищ 15-летней Татьяны П. родовые схватки начались прямо в электричке. Ей пришлось сойти и родить ребенка в женском туалете на вокзале станции 3. Но растить ребенка вообще-то не входило в планы Татьяны, и, недолго думая, она выбросила новорожденного малыша в окно туалета. Через некоторое время «маму» задержали сотрудники милиции. Ребенка спасти не удалось.

1. К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?

2. Какова роль социального работника в определении последствий этой ситуации?

3. Что можно было сделать для предотвращения данной ситуации?

 

Задача 8

Молодой человек (27 лет) рассказывает социальному работнику о том, как накануне он обидел свою мать. Они живут отдельно. У него своя семья и маленький ребенок. Он работает на двух работах и еще учится в заочном институте. Времени ни на что катастрофически не хватает. Мать же постоянно упрекает его в том, что он редко ей звонит и навещает. Она – здоровая 56-летняя женщина, которая могла бы вполне еще работать, но не хочет, и предпочитает жить на пенсию, но хочет, как она говорит, быть «свободной» и ничего не делать. В очередной раз, когда она стала его упрекать в невнимании, не понимая, как ему трудно в жизни все достается, он не выдержал и назвал ее эгоисткой и старой ведьмой.

Проанализируйте ситуацию и предложите пути решения конфликта.

 

Задача 9

Светлана 22 года. Замужем. Имеет 3-летнюю дочь. «Моя свекровь никогда не любила меня. Возможно, потому, что, с одной стороны, она одна растила сына, без мужа. А с другой – потому что мы очень похожи по характеру. Когда ее нашли мертвой в ее собственной квартире, то все стали почему-то думать, что это сделала я. А мне и ответить нечего. Пустота в душе. Хотя я догадываюсь, кто и почему это сделал».

1. К какой группе проблем можно отнести данную ситуацию?

2. Какова роль социального работника в определении последствий этой ситуации?

3. Предложите пути решения проблемы.

 

Задача 10

Валентина (46 лет), рассказывает о своем горе – гибели мужа и единственного взрослого сына в автокатастрофе. «Я знала, что люди гибнут в автокатастрофах, но я никогда не могла и предположить, что такое горе может обрушиться на меня. Я осталась совершенно одна: у меня нет родственников, а мои родители давно умерли. Муж и сын – это все, что у меня было в жизни. Я часто спрашиваю сама себя: за что мне такие мучения? Лучше бы я тоже погибла вместе с ними. У меня такое впечатление, что я уже не живая».

1. Что поможет женщине выйти из тупиковой ситуации?

2. Предложите пути решения проблемы.

 

Задача 11

У 35-летней женщины, совсем недавно вышедшей замуж, обнаружили рак груди. Хирурги сообщили ей о необходимости удаления левой груди. Женщина не боится смерти. Она не знает, как сообщить своему мужу о том, что она будет инвалидом, неполноценной, с ее точки зрения, женщиной, никогда не сможет иметь детей, о чем они оба мечтали. Жизнь кончилась для нее, как она считает.

1. Что поможет женщине выйти из тупиковой ситуации?

2. Предложите пути решения проблемы.

И ИНВАЛИДАМИ

Задача 1

Хорошо одетая женщина в возрасте немного за 60 лет. Осталась одна. Муж умер, дочь замужем и живет в другом городе. Чувство одиночества, ненужности не оставляют ее. Она обратилась к социальному работнику с просьбой, чем ей можно заняться в свободное время и где?

 

Задача2

Мужчине 72 года. Остался один, тяжело заболел. Хотел бы устроиться в стационарное учреждение, но не знает как. За советом обратился к социальному работнику. Чем ему можно помочь?

 

Задача3

Два пожилых человека поспорили, есть ли права у них на получение социальных услуг. Один говорит, что «да», а другой отрицает. Помогите им разрешить спор.

 

Задача4

Пожилая женщина в возрасте 62 лет обратилась в газету с вопросом, какие необходимо собрать документы для поступления в дом – интернат. Ответьте на ее вопрос.

 

Задача5

Какие правовые и другие нормативные документы, направленные на защиту инвалидов, Вам известны?

 

Задача6

Расскажите, как реализуются в жизни законодательные документы по поддержке и помощи пожилым людям.

 

Задача7

Мужчина 65 лет. Развелся 20 лет назад, семьи не имеет, живет один, недавно уволился с работы. Он ищет помощи, находится в депрессии. Какую помощь Вы как социальный работник можете ему оказать?

 

Задача8

Пожилой человек, перенесший инсульт, временно потерял речь. Решите, как Вы, будучи социальным работником, можете помочь родственникам этого человека?

 

Задача9

В чем суть социальной работы с людьми «третьего возраста»?

 

Задача 10

Назовите специальные законы, направленные на оказание социальной помощи и поддержки гражданам старшего возраста.

 

Задача11

Очень часто говорят об инвалидах, что они хотят «жить как все». Объясните, как специалист, что для этого нужно инвалиду, как ему помочь.

 

Задача 12

В каком виде помощи оказываются такие услуги:

─ доставка на дом продуктов;

─ содействие в оплате жилья;

─ содействие и получение медицинской помощи.

 

Задача13

Расскажите о передовом опыте работы учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в РК.

 

Задача 14

Расскажите, какую роль играет в семейном положении пожилой человек.

 

Задача 15

Выскажите свое мнение социального работника по поводу совместного проживания родителей (пожилых людей) и детей. Укажите положительные и отрицательные стороны этого аспекта.


Критерии оценивания

"Отлично" - студент обнаруживает усвоение всего объема программного материала, выделяет в нем главные положения, раскрывает содержание понятий, устанавливает между ними логическую взаимосвязь. Владеет фактами и научной проблематикой. Осмысленно решает ситуационные задачи, выстраивая алгоритм действий. Умеет моделировать (планировать) практическое выполнение действий, свободно устанавливает межпредметные связи, отвечает на видоизмененные вопросы. Ответ убедительный, имеет четкую структуру и логику.

"Хорошо" - студент выявляет знание материала, его основные положения, понятия. Владеет закономерностями, принципами и методами. Отвечает без особых затруднений на вопросы. Умеет соотнести факты с контекстом учебного материала, установить межпредметные связи, делать выводы. Не допускает серьезных ошибок в раскрытии содержания в форме и стиле ответа, легко устанавливает отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов. Уровень знаний и умений позволяет успешно выполнять практические задания.

"Удовлетворительно" - студент обнаруживает усвоение учебного материала, но испытывает затруднение при его изложении, что требует дополнительных и уточняющих вопросов.

Ответ носит репродуктивный характер. Знания студента находятся на уровне представлений, фактов, их понятийный аспект является недостаточным. В ответе не прослеживается связь между теорией и практикой, вызывает трудности установление межпредметных связей. Ситуационные (профессиональные) задачи решаются с трудом, теоретические положения не подкрепляются иллюстрациями современной социально-педагогической практики и личным опытом.

"Неудовлетворительно" - студент имеет отдельные представления об учебном материале, однако большая его часть не усвоена. Не может раскрыть содержание основных понятий, установить логическую связь между ними.

Не владеет проблематикой практической деятельности, не умеет устанавливать связи между дисциплинами. В ответе нет целостности, логической последовательности.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акофф, Р. Искусство решения проблемы[Текст] – М., 1984.

2. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г[Текст],Москва. Социальная работа – 1992, Вьш.6.

3. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки[Текст]– М., 1989.

4. Албегова, И.Ф. Социальные технологии: теория и практика // Социальная работа: история, теория и технология[Текст]–Ярославль, 1997. С. 93 –104.

5. Алешина, Ю.С. Индивидуальноеисемейное психологическое консультирование[Текст] – М., 1994.

6. Альперович, В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет[Текст]: Учебное пособие. М., 1998.

7. Амонашвили, Ш. Педагогика сотрудничества – момент истины //Семья и школа[Текст] 1988. № 9.

8. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников[Текст]– М.. 1984.

9. Андреева, Г.М. Социальная психология[Текст] –М., 1996.

10. Аникеева, Е.С. Социальное проектирование как одна из методик (технологий) социальной работы // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы: Материалы научной конференции[Текст]/ Под редакциейСорвиной А.С. [Текст]– М., 2000. С. 180– 181.

11. Антология социальной работы[Текст]– М., 1995. Т. 1–3.

12. Антонов, А.В. Информация: восприятие и понимание[Текст]– Киев, 1998.

13. Антонов, А.И., Борисов, В.А. Кризис семьи и пути его преодоления[Текст]– М., 1990.

14. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология[Текст]: Учебное пособие.– М., 1996.

15. Архангельский, В.Н. К вопросу о семейной политике // Семья в России. 1994. №1. С. 117-123.

16. Атватер, И. Я Вас слушаю[Текст]– М., 1988.

17. Баркер, Р. Словарь социальной работы[Текст]– М., 1994.

18. Барнз, Дж. Социальная работа с семьями в Англии[Текст]– М., 1993.

19. Барулин, В.С. Социальная жизнь общества[Текст]// Вопросы методологии. – М., 1987.

20. Безлепкина, Л.Ф. Проблемы детства в современной России, состояние и перспективы[Текст]// Российский журнал социальной работы. 1996. N1.

21. Безлепкина, Л.Ф. Семья в процессе развития[Текст]// Семья в процессе развития: Материалы науч.-практ. конференции.– М., 1993.

22. Белинская, А.Б. Современные направления в организациии функционировании системы социальной профилактики[Текст]// Актуальные проблемы теории и технологии социальнойработы: Материалы научной конференции / Под редакцией СорвинойА.И. –М., 2000. С. 225–229.

23. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии[Текст]– М., 1993.

24. Беличева, С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения. // Проблемы социальной работы в России: Первая Национальная конференция[Текст] - 1993.

25. Беличева, С.А., Фокин, В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних[Текст]– М., 1991.

26. Бернгард, Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт[Текст]– М.; Тула, 1993. Т. 1.

27. Бернер, Г., Юнсон, Л. Теория социально-психологической работы[Текст]– М., 1992.

28. Бестужев-Лада, И.В.Поисковое социальное прогнозирование[Текст]– М., 1984.

29. Бестужев-Лада, И.В. Поисковый прогноз как средство принятия управленческих решений[Текст]// Семья в России. 1994. №1.

30. Бестужев-Лада, И.В. Социальный прогноз и социальные нововведения[Текст]// Социологические исследования. 1990. №8.

 

Программа

По специальности

Социальная работа

Редакционная коллегия серии:

И.В. Минин, директор «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова», член-корреспондент Академии профессионального образования Российской Федерации;

Н.Г. Пундикова, заместитель директора колледжа по учебной работе;

О.В. Подосенов, заведующий НМЦ;

 

 

Авторы-составители: Кузнецова С.А., Калинина О.Н.

Редакторы – Н.Г. Пундикова, О.В. Подосенов

Авторы серийного оформления

Н.Н. Суханов, О.В. Подосенов

Пе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.197 с.)