Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации

Поиск

Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации включает в себя:

· матрицу компетенций, представленных в оценочных средствах государственного экзамена;

· оценочные средства для проведения государственного экзамена (теоретические вопросы и практические задания);

· экзаменационные билеты государственного экзамена;

· показатели оценки уровня сформированности компетенций, проверяемых на государственном экзамене;

· критерии выставления итоговых оценок на государственном экзамене;

· форму экспертного листа для члена государственной экзаменационной комиссии;

· показатели оценки уровня сформированности компетенций, проверяемых на защите выпускной квалификационной работы;

· критерии выставления итоговых оценок на защите выпускной квалификационной работы;

· форму экспертного листа для члена государственной аттестационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы

 

15.2. Оценочные средства для проведения государственного экзамена.

Содержание теоретических вопросов государственного экзамена

1. Роль научной методологии в профессиональной деятельности специалиста-филолога

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: парадигмы научного знания в современном литературоведении. Парадигма как совокупность методологических и теоретических установок, принятых на разных этапах развития науки. Множественность парадигм как отличительная черта современного этапа литературоведения.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

2. Инновационные литературоведческие технологии на современном этапе.

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: кризис просветительских концепций литературы. Теоретико-методологическая сторона концепций «искусство и игра» (И. Хейзинга). Мифологическая школа и современные концепции мифотворчества в литературном процессе. Фрейдизм и неофрейдизм. Культурно-историческая школа в России и тартуско-московская семиотическая школа. Проблемы теории культуры в трудах Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова и др. Синергетика с точки зрения литературоведческой методологии.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

3. Современная литературоведческая наука во взаимодействии с другими формами общественного сознания.

Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: философия науки. Основные научные концепции в исторической ретроспективе. Науковедение как общеметодологическая дисциплина. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования. Междисциплинарные связи литературоведческой методологии.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

4. Теоретико-методологические принципы исследования соотношения «рационального» и «эмоционального», «ума» и «сердца» в художественном тексте

Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: проблема рационального и эмоционального в философской, религиоведческой, психологической литературе. Исследование проблемы в современном литературоведении. Культ разума и чувства в эстетике классицизма и сентиментализма. Приоритет романтического направления в открытии неисчерпаемого разнообразия душевной жизни человека. Реализм как художественный метод углубленного изображения рационально-эмоциональных комплексов человеческой личности.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом ресурсно-информационной базы литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

5. «Головное» и «сердечное» в системе художественно-эстетических и философских представлений А.С. Пушкина.

Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: основы пушкинской «истинно романтической» (реалистической) эстетики, изложенные в его статьях и письмах о литературе. Рациональное» и «эмоциональное» в лирике А.С. Пушкина. Жизнь «сердца» и изображение «внутреннего человека» в поэмах А.С. Пушкина. Понимание общественного идеала как диалектического единства «головного» и «сердечного». «Сердце» и «ум» в романном сюжете «Евгения Онегина». Авторские приоритеты в «петербургских повестях». «Пиковая дама»: символика безумства героя. «Полифонический», философский тип авторского сознания в поэме «Медный Всадник». Разрешение драматического конфликта «разумной воли» (Петр I) и «простого сердца» (Евгений) как преодоления разрыва между величием государственных задач и кругозором частной личности. Торжество сердечности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Образная система романа в пространстве христианской культуры.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом ресурсно-информационной базы литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

6. «Рациональное» и «эмоциональное» в зрелой лирике М.Ю. Лермонтова.

Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: М.Ю. Лермонтов – поэт мысли. Психологическая конкретизация эмоций, чувств поэтического Я и введение объективной основы «сердечной жизни» в ткань лирического произведения – основные признаки зрелой лермонтовской лирики. «Диалектика души» в поэзии Лермонтова 1837-1841 годов. «Ум» в зрелой лирике Лермонтова. Многослойность, полифоничность сознания лирического Я. М.Ю. Лермонтов – поэт чувства. «Сердце» в зрелой лирике Лермонтова. Мотив нелюбви. Тревога как душевная константа «лермонтовского человека». Религиозный дух лирического творчества М.Ю. Лермонтова зрелой поры.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

7. Литературное произведение как художественное целое: уровни художественной структуры. Понятие комплексного анализа

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: теория комплексного анализа. Понятие системы. Аксиологический аспект художественного мастерства. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней анализа. Оптимальный выбор научной стратегии анализа художественного материала.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

8. Классификация современных подходов к анализу текста и их научно-эвристический потенциал

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: неомифологизм в литературоведении: образ как мифологема. Фрейдизм и неофрейдизм. Тартуско-московская семиотическая школа. Проблемы анализа в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова и др. Синергетика с точки зрения литературоведческой методологии. Современное сближение теории искусства с религиоведением, введение в научный оборот понятий богословского плана: соборность и пасхальность русской литературы, катафатика, апофатика, обожение и др. Понятия герменевтики и рецептивной эстетики («горячие» точки художественного текста, «горизонт ожидания») в приложении к конкретному произведению. Влияние философии на методику литературоведческого анализа и развитие терминологии. Герменевтика и рецептивная эстетика Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания. Читатель как соавтор, проблема субъективизма, его возможностей и методологических ограничений.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

9. Особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического, локальность хронотопа, особое положение героя в структуре произведения

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического; локальность хронотопа; особое положение героя в структуре произведения. Художественное пространство в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Сказовая манера в творчестве Н.С. Лескова: соотношение автора, рассказчика и героя в структуре повествования. Своеобразие диалогического конфликта в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Специфика жанровой поэтики и творческого метода Ф.М. Достоевского: эпистолярный роман, полифонический роман, роман-трагедия, роман-хроника. Смысл эпиграфов и символика заглавий. Принципы изображения героя-идеолога в романах Ф.М. Достоевского: психологические мотивировки и раскрытие самосознания. Сопряжение времен в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: изображаемое время и время повествования. Жанр проблемной повести в творчестве «позднего» Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». Способы и формы выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

10. Динамика смены типического «героя времени» и трансформация женских образов в литературе 1860-1870-х годов

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: художественные национальные типы в их соотнесении с «вечными образами» мирового искусства в творчестве Тургенева, Гончарова, Толстого, Островского и Достоевского. Эволюция типа «лишнего человека» в творчестве И.С. Тургенева. Главная героиня и символические мотивы в романе «Анна Каренина».

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

11. Жанровое своеобразие русской поэзии во второй половине XIX века.

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: эпический сюжет в лирических стихотворениях Н.А. Некрасова. Символически-философский смысл пейзажей в тютчевской лирике. Поэтика фетовских образов: эмоционально-ассоциативные связи, конкретика детали, принцип синестезии. Жанровая природа поэмы второй половины XIX века: «Иоанн Дамаскин» А.К. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Две смерти» А.Н. Майкова.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

12. Художественное своеобразие русской драматургии второй половины XIX века.

Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: особенности драматургии второй половины XIX века: построение конфликта и его сценическое развертывание, расширение сценического пространства, особенности жанровой системы. Поэтика финала в драматургии А.Н. Островского. Игра как структурообразующий принцип действия и как основа «театрализации» жизни в пьесе А.Н. Островского «Лес». Своеобразие чеховской драматургии: характер конфликта, символика, «подводное течение».

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

13. Проблема «революция и культура» в контексте историко-культурного развития российского общества.

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: общая характеристика истории русской литературы XX – начала XXI в. Понятие «скользящая периодизация». Основные особенности развития русской литературы конца XIX – начала ХХ в. Особенности литературного развития 1920-х годов. Феномен «задержанной» литературы и «волны» русского зарубежья. Вопросы изучения творческого наследия прозаика и драматурга М. Булгакова. Художественный мир С. Есенина в контексте литературного процесса. Творчество В. Маяковского и вопросы его изучения в современном литературоведении.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

14. Место и роль «возвращенных» произведений в истории литературного развития 1930-х годов и в современной русской культуре.

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: творчество А. Платонова и М. Шолохова: диалог современников о «коренном переломе» в жизни русской деревни. История создания и публикации «Тихого Дона». Сегодняшние дискуссии о литературной «родословной» Григория Мелихова. «Возвращенная» поэзия А. Ахматовой, Н. Клюева, О. Мандельштама как явление современного общественного сознания. Место и роль «возвращенных» произведений и произведений русского зарубежья в литературном процессе последних десятилетий.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

15. Развитие русской литературы периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия с точки зрения современных исследователей

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: своеобразие лирики и публицистики периода Великой Отечественной войны. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» как этапное произведение русской прозы ХХ века.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

16. Влияние «оттепельных» процессов в русской литературе 1950 – 1960-х годов на развитие современной прозы, поэзии и драматургии

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: поэзия Б. Пастернака. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: концепция личности, автор и герой, художественное своеобразие произведения. Современные исследователи об особенностях «диалога» Б. Пастернака с М. Булгаковым. Послевоенное творчество А.Т. Твардовского и его редакторская деятельность. Журнал «Новый мир» и его роль в литературном процессе. Основные направления развития русской прозы и поэзии («лейтенантская» проза, «деревенская» проза; «эстрадная» поэзия и «тихая» лирика, авторская песня). «Шестидесятники» – в девяностых. Проблематика и поэтика драматургии А. Вампилова.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

17. Основные тенденции развития русской литературы 1970 – 1980-х годов и их воздействие на историко-культурный процесс последней трети ХХ – начала ХХI века

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: многообразие творческих индивидуальностей в русской литературе указанного периода. Феномен литературного «андеграунда». Основные параметры «деревенской» прозы 1960-2000-х годов. Пути развития «интеллектуальной» и «кинематографической» прозы. Проблема преемственности поколений в творчестве Ю. Трифонова.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

 

18. Главные направления развития современной реалистической литературы.

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: писатели-фронтовики о пережитом. М Алексеев и «его» Сталинград. Солженицын-рассказчик: от 1960-х к 2000-ым. Своеобразие «новой» прозы В. Шаламова, основные мотивы и образы его «Колымских рассказов» в контексте русской «лагерной» прозы: Г. Жженов «От «Глухаря» до «Жар-птицы», А. Жигулин «Черные камни» и др. Система персонажей и авторская позиция в произведениях русской литературы о коллективизации.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

19. Постмодернизм и актуальные проблемы развития современной русской культуры.

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: основные этапы развития «русского» постмодернизма и его своеобразие. Автор и «маска» автора в постмодернистском произведении. Постмодернистские приемы в реалистических произведениях писателей-современников. Авангардные течения в русской поэзии последних десятилетий. Драматургия «новой» волны. Вопросы наследования и обогащения традиций отечественной и мировой литературы и культуры в русской словесности XXI столетия.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

20. Традиции отечественной классики в современной русской литературе.

Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1

Аннотация теоретического вопроса: «современная русская литература» как литературоведческое понятие. Толстовские традиции в произведениях военной прозы. Традиции деревенской прозы в творчестве современных писателей.

Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов)

 

 

Практические задания государственного экзамена

 

Практическое задание № 1

Наименование Сравнительный анализ авторских программ по литературе на базовом и профильном уровнях
Проверяемые компетенции ОК-2, ОПК-2, ПК-11
Описание Современные методисты при проектировании индивидуальных рабочих программ в классах с углублённым изучением предмета с целью чёткого и системного представления о планируемых результатах рекомендуют проанализировать авторские программы по литературе
Прилагаемые материалы 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 2. ФГОС среднего (полного) общего образования 3. Рабочие программы по литературе (на выбор студента).
Задание Ответьте на следующие вопросы: 1. Насколько цели изучения литературы в школе, декларируемые составителями авторских программ на базовом и профильном уровнях, соответствуют задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России? (программы выбираются студентом по желанию). 2. Укажите, на основе какого принципа: концентрического, историко-хронологического, проблемно-тематического - строится курс литературы на базовом и профильном уровнях изучения предмета? 3. Как уровень изучения предмета влияет на отбор содержания программы по литературе, выбор методик и технологий?
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

 

Практическое задание № 2

Наименование Методика определения личностных, метапредметных и предметных результатов в классах с углублённым изучением литературы
Проверяемые компетенции ОК-2, ОПК-2, ПК-11
Описание При проектировании урока литературы учителю необходимо определить личностные, метапредметные и предметные результаты планируемого процесса в классе филологического профиля
Прилагаемые материалы 1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 2. ФГОС среднего (полного) общего образования 3. Программы и учебники курса «Литература» 5 класс (на выбор студента)
Задание Ответьте на следующий вопрос: 1. Какие факторы влияют на определение личностных результатов изучения литературы? Выполните следующие задания: 2. Какие метапредметные и предметные результаты вы можете достичь в процессе проведения урока по теме «Жилин и Костылин: роль приёма сопоставления в раскрытии характеров героев» (рассказ-быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», 5 класс)? 3. Какие традиционные и инновационные технологии, методики будут оптимально способствовать достижению планируемых Вами результатов?
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

 

Практическое задание № 3

Наименование Методика формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе проведения урока литературы
Проверяемые компетенции ОК-2, ОПК-2, ПК-11
Описание Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), выбор которых влияет на структурирование содержания образования, определение приёмов, методов, форм обучения, а также построение целостного образовательно-воспитательного процесса. Учитель должен определить, формированию каких УУД следует уделить приоритетное внимание на уроке по теме «Художественное своеобразие гражданской лирики В. Маяковского» в 11 классе филологического профиля
Прилагаемые материалы 1. ФГОС среднего (полного) общего образования 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования 3. Программы и учебники курса «Литература» 11 класс (на выбор студента)
Задание Ответьте на следующие вопросы: 1) Каким образом можно определить зону ближайшего развития УУД на уроке литературы в классе филологического профиля? 2) Какие приёмы, методы, формы обучения помогут формированию УУД?
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

 

Практическое задание № 4

Наименование Методика составления тематического планирования
Проверяемые компетенции ОПК-2, ПК-11
Описание Для того чтобы определить место конкретного занятия в системе изучения темы, учителю необходимо разработать тематическое планирование, отобрав содержание образования, указав виды учебной деятельности, планируемые результаты освоения материала, внутри- и межпредметные связи урока литературы, а также виды контроля
Прилагаемые материалы 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования 2. Программы и учебники курса «Литература» 10 класс (на выбор студента). 4. Методические пособия для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература ХIХ века» для 10 класса (на выбор студента)
Задание Используя программы, учебники, методические пособия, заполните пропущенные графы тематического плана по теме «Творчество И.С. Тургенева» (10 класс, профильный уровень)
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

Практическое задание № 5

Наименование Методика восприятия и анализа художественного текста
Проверяемые компетенции ОПК-2, ПК-11
Описание При планировании работы над художественным произведением учитель должен учитывать этапы его восприятия читателем-школьником (непосредственное восприятие, анализ, синтез). Словеснику необходимо разработать урок изучения рассказа Л. Улицкой в классе филологического профиля с учётом специфики его восприятия и анализа выпускниками
Прилагаемые материалы 1. Программы и учебники курса «Литература» 11 класс (на выбор студента). 2. Текст рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо»
Задание Ответьте на следующий вопрос: 1. Какие факторы обуславливают специфику возрастных и индивидуально-типологических особенностей читательского восприятия художественного текста в классе филологического профиля? Выполните следующие задания: 1.Определите, с помощью каких приёмов вы активизируете восприятие выпускниками рассказа Л. Улицкой? 2. Какие вопросы вы предложите в процессе анализа данного произведения? 3. Какие виды заданий вы будете использовать на заключительном этапе работы над «Капустным чудом»?
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

Практическое задание № 6

Наименование Методика составления вступительного слова, подготавливающего анализ художественного произведения
Проверяемые компетенции ОПК-2, ПК-11  
Описание Учителю необходимо составить вступительное слово к изучению художественных произведений И.С. Тургенева в 5 и 10 классах филологического профиля, учитывая особенности восприятия художественного текста учащимися подросткового и юношеского возраста
Прилагаемые материалы 1. Программы и учебники курса «Литература» 5 и 10 класса (на выбор студента). 2. Методические пособия для учителя к учебнику и хрестоматии для 5 и 11 класса.
Задание Ответьте на следующий вопрос: какие факторы повлияли на выбор вами того или иного варианта вступительного слова в классе филологического профиля: жанровая специфика изучаемого произведения, его объём, возрастные и индивидуальные особенности читательского развития обучаемых и т.д.? Выполните следующие задания: 1. Используя учебники и методические пособия, составьте вступительное слово к повести И.С. Тургенева «Муму» (5 класс). 2. Используя учебники и методические пособия, составьте вступительное слово к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (11 класс)
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

Практическое задание № 7

Наименование Методика составления плана урока в форме заочной экскурсии
Проверяемые компетенции ОК-4, ОПК-2, ПК-11  
Описание Учителю необходимо составить план-конспект урока в форме заочной экскурсии, чтобы вызвать интерес к личности А.С. Пушкина и погрузить учеников в атмосферу жизни и творчества поэта
Прилагаемые материалы 1. Программы и учебники курса «Литература» 9 класса (на выбор студента) 2. Банк заочных экскурсий, хранящихся на электронных носителях.
Задание Ответьте на следующий вопрос: 1. Какие факторы в классе филологического профиля могут повлиять на выбор вами маршрута заочной экскурсии: Царское Село, Михайловское, Болдино, Петербург? Выполните следующее задание: 1. Составьте план заочной экскурсии по выбранному вами маршруту в классе филологического профиля. 2. Выберите из банка заочных экскурсий одну из презентаций; используя технические средства, просмотрите её и дайте оценку содержания экскурсии и её оформления с точки зрения требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий от 2 до 5 баллов).

 

. Практическое задание № 8

Наименование Методика разработки плана-конспекта урока обзорного типа
Проверяемые компетенции ОПК-2, ПК-11, СК-1  
Описание Учителю необходимо составить план-конспект урока обзорного типа, чтобы познакомить учащихся класса филологического профиля с литературным направлением «Классицизм».
Прилагаемые материалы 1. Программы и учебники курса «Литература» 9 класса (на выбор студента) 2. Методические пособия для учителя к учебнику литературы 9 класса.
Задание Ответьте на следующие вопросы: 1. Какие причины способствовали возникновению классицизма? 2. Творчество каких художников слова вы будете рассматривать в процессе проведения данного урока? 3. К каким теоретико-литературным понятиям вы обратитесь? 4. Какие межпредметные связи установите, характеризуя классицизм как одно из направлений в искусстве?
Критерии оценки Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам, знание современных проблем литературного образования, создание альтернативных вариантов методических моделей и технологий обучения в области преподавания литературы, оригинальность решения нестандартных педагогических ситуаций в классах с углублённым изучением предмета, обоснованность и оригинальность выводов (каждый критерий о


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.011 с.)