Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фонд оценочных средств для государственной итоговой аттестации включает в себя: · матрицу компетенций, представленных в оценочных средствах государственного экзамена; · оценочные средства для проведения государственного экзамена (теоретические вопросы и практические задания); · экзаменационные билеты государственного экзамена; · показатели оценки уровня сформированности компетенций, проверяемых на государственном экзамене; · критерии выставления итоговых оценок на государственном экзамене; · форму экспертного листа для члена государственной экзаменационной комиссии; · показатели оценки уровня сформированности компетенций, проверяемых на защите выпускной квалификационной работы; · критерии выставления итоговых оценок на защите выпускной квалификационной работы; · форму экспертного листа для члена государственной аттестационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы
15.2. Оценочные средства для проведения государственного экзамена. Содержание теоретических вопросов государственного экзамена 1. Роль научной методологии в профессиональной деятельности специалиста-филолога Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: парадигмы научного знания в современном литературоведении. Парадигма как совокупность методологических и теоретических установок, принятых на разных этапах развития науки. Множественность парадигм как отличительная черта современного этапа литературоведения. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
2. Инновационные литературоведческие технологии на современном этапе. Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: кризис просветительских концепций литературы. Теоретико-методологическая сторона концепций «искусство и игра» (И. Хейзинга). Мифологическая школа и современные концепции мифотворчества в литературном процессе. Фрейдизм и неофрейдизм. Культурно-историческая школа в России и тартуско-московская семиотическая школа. Проблемы теории культуры в трудах Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова и др. Синергетика с точки зрения литературоведческой методологии. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов). 3. Современная литературоведческая наука во взаимодействии с другими формами общественного сознания. Проверяемые компетенции: ПК-5, ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: философия науки. Основные научные концепции в исторической ретроспективе. Науковедение как общеметодологическая дисциплина. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования Объект, предмет, гипотеза, концепция исследования. Междисциплинарные связи литературоведческой методологии. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
4. Теоретико-методологические принципы исследования соотношения «рационального» и «эмоционального», «ума» и «сердца» в художественном тексте Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: проблема рационального и эмоционального в философской, религиоведческой, психологической литературе. Исследование проблемы в современном литературоведении. Культ разума и чувства в эстетике классицизма и сентиментализма. Приоритет романтического направления в открытии неисчерпаемого разнообразия душевной жизни человека. Реализм как художественный метод углубленного изображения рационально-эмоциональных комплексов человеческой личности. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом ресурсно-информационной базы литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
5. «Головное» и «сердечное» в системе художественно-эстетических и философских представлений А.С. Пушкина. Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: основы пушкинской «истинно романтической» (реалистической) эстетики, изложенные в его статьях и письмах о литературе. Рациональное» и «эмоциональное» в лирике А.С. Пушкина. Жизнь «сердца» и изображение «внутреннего человека» в поэмах А.С. Пушкина. Понимание общественного идеала как диалектического единства «головного» и «сердечного». «Сердце» и «ум» в романном сюжете «Евгения Онегина». Авторские приоритеты в «петербургских повестях». «Пиковая дама»: символика безумства героя. «Полифонический», философский тип авторского сознания в поэме «Медный Всадник». Разрешение драматического конфликта «разумной воли» (Петр I) и «простого сердца» (Евгений) как преодоления разрыва между величием государственных задач и кругозором частной личности. Торжество сердечности в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Образная система романа в пространстве христианской культуры. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом ресурсно-информационной базы литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов). 6. «Рациональное» и «эмоциональное» в зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. Проверяемые компетенции: ОК-4, ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: М.Ю. Лермонтов – поэт мысли. Психологическая конкретизация эмоций, чувств поэтического Я и введение объективной основы «сердечной жизни» в ткань лирического произведения – основные признаки зрелой лермонтовской лирики. «Диалектика души» в поэзии Лермонтова 1837-1841 годов. «Ум» в зрелой лирике Лермонтова. Многослойность, полифоничность сознания лирического Я. М.Ю. Лермонтов – поэт чувства. «Сердце» в зрелой лирике Лермонтова. Мотив нелюбви. Тревога как душевная константа «лермонтовского человека». Религиозный дух лирического творчества М.Ю. Лермонтова зрелой поры. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов). 7. Литературное произведение как художественное целое: уровни художественной структуры. Понятие комплексного анализа Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: теория комплексного анализа. Понятие системы. Аксиологический аспект художественного мастерства. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней анализа. Оптимальный выбор научной стратегии анализа художественного материала. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
8. Классификация современных подходов к анализу текста и их научно-эвристический потенциал Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: неомифологизм в литературоведении: образ как мифологема. Фрейдизм и неофрейдизм. Тартуско-московская семиотическая школа. Проблемы анализа в трудах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Н. Топорова и др. Синергетика с точки зрения литературоведческой методологии. Современное сближение теории искусства с религиоведением, введение в научный оборот понятий богословского плана: соборность и пасхальность русской литературы, катафатика, апофатика, обожение и др. Понятия герменевтики и рецептивной эстетики («горячие» точки художественного текста, «горизонт ожидания») в приложении к конкретному произведению. Влияние философии на методику литературоведческого анализа и развитие терминологии. Герменевтика и рецептивная эстетика Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания. Читатель как соавтор, проблема субъективизма, его возможностей и методологических ограничений. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
9. Особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического, локальность хронотопа, особое положение героя в структуре произведения Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического; локальность хронотопа; особое положение героя в структуре произведения. Художественное пространство в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского. Сказовая манера в творчестве Н.С. Лескова: соотношение автора, рассказчика и героя в структуре повествования. Своеобразие диалогического конфликта в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Специфика жанровой поэтики и творческого метода Ф.М. Достоевского: эпистолярный роман, полифонический роман, роман-трагедия, роман-хроника. Смысл эпиграфов и символика заглавий. Принципы изображения героя-идеолога в романах Ф.М. Достоевского: психологические мотивировки и раскрытие самосознания. Сопряжение времен в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: изображаемое время и время повествования. Жанр проблемной повести в творчестве «позднего» Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий». Способы и формы выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
10. Динамика смены типического «героя времени» и трансформация женских образов в литературе 1860-1870-х годов Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: художественные национальные типы в их соотнесении с «вечными образами» мирового искусства в творчестве Тургенева, Гончарова, Толстого, Островского и Достоевского. Эволюция типа «лишнего человека» в творчестве И.С. Тургенева. Главная героиня и символические мотивы в романе «Анна Каренина». Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
11. Жанровое своеобразие русской поэзии во второй половине XIX века. Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: эпический сюжет в лирических стихотворениях Н.А. Некрасова. Символически-философский смысл пейзажей в тютчевской лирике. Поэтика фетовских образов: эмоционально-ассоциативные связи, конкретика детали, принцип синестезии. Жанровая природа поэмы второй половины XIX века: «Иоанн Дамаскин» А.К. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Две смерти» А.Н. Майкова. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
12. Художественное своеобразие русской драматургии второй половины XIX века. Проверяемые компетенции: ПК-6, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: особенности драматургии второй половины XIX века: построение конфликта и его сценическое развертывание, расширение сценического пространства, особенности жанровой системы. Поэтика финала в драматургии А.Н. Островского. Игра как структурообразующий принцип действия и как основа «театрализации» жизни в пьесе А.Н. Островского «Лес». Своеобразие чеховской драматургии: характер конфликта, символика, «подводное течение». Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе времени, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
13. Проблема «революция и культура» в контексте историко-культурного развития российского общества. Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: общая характеристика истории русской литературы XX – начала XXI в. Понятие «скользящая периодизация». Основные особенности развития русской литературы конца XIX – начала ХХ в. Особенности литературного развития 1920-х годов. Феномен «задержанной» литературы и «волны» русского зарубежья. Вопросы изучения творческого наследия прозаика и драматурга М. Булгакова. Художественный мир С. Есенина в контексте литературного процесса. Творчество В. Маяковского и вопросы его изучения в современном литературоведении. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
14. Место и роль «возвращенных» произведений в истории литературного развития 1930-х годов и в современной русской культуре. Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: творчество А. Платонова и М. Шолохова: диалог современников о «коренном переломе» в жизни русской деревни. История создания и публикации «Тихого Дона». Сегодняшние дискуссии о литературной «родословной» Григория Мелихова. «Возвращенная» поэзия А. Ахматовой, Н. Клюева, О. Мандельштама как явление современного общественного сознания. Место и роль «возвращенных» произведений и произведений русского зарубежья в литературном процессе последних десятилетий. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
15. Развитие русской литературы периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия с точки зрения современных исследователей Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: своеобразие лирики и публицистики периода Великой Отечественной войны. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» как этапное произведение русской прозы ХХ века. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
16. Влияние «оттепельных» процессов в русской литературе 1950 – 1960-х годов на развитие современной прозы, поэзии и драматургии Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: поэзия Б. Пастернака. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: концепция личности, автор и герой, художественное своеобразие произведения. Современные исследователи об особенностях «диалога» Б. Пастернака с М. Булгаковым. Послевоенное творчество А.Т. Твардовского и его редакторская деятельность. Журнал «Новый мир» и его роль в литературном процессе. Основные направления развития русской прозы и поэзии («лейтенантская» проза, «деревенская» проза; «эстрадная» поэзия и «тихая» лирика, авторская песня). «Шестидесятники» – в девяностых. Проблематика и поэтика драматургии А. Вампилова. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
17. Основные тенденции развития русской литературы 1970 – 1980-х годов и их воздействие на историко-культурный процесс последней трети ХХ – начала ХХI века Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: многообразие творческих индивидуальностей в русской литературе указанного периода. Феномен литературного «андеграунда». Основные параметры «деревенской» прозы 1960-2000-х годов. Пути развития «интеллектуальной» и «кинематографической» прозы. Проблема преемственности поколений в творчестве Ю. Трифонова. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
18. Главные направления развития современной реалистической литературы. Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: писатели-фронтовики о пережитом. М Алексеев и «его» Сталинград. Солженицын-рассказчик: от 1960-х к 2000-ым. Своеобразие «новой» прозы В. Шаламова, основные мотивы и образы его «Колымских рассказов» в контексте русской «лагерной» прозы: Г. Жженов «От «Глухаря» до «Жар-птицы», А. Жигулин «Черные камни» и др. Система персонажей и авторская позиция в произведениях русской литературы о коллективизации. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
19. Постмодернизм и актуальные проблемы развития современной русской культуры. Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: основные этапы развития «русского» постмодернизма и его своеобразие. Автор и «маска» автора в постмодернистском произведении. Постмодернистские приемы в реалистических произведениях писателей-современников. Авангардные течения в русской поэзии последних десятилетий. Драматургия «новой» волны. Вопросы наследования и обогащения традиций отечественной и мировой литературы и культуры в русской словесности XXI столетия. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов).
20. Традиции отечественной классики в современной русской литературе. Проверяемые компетенции: ПК-5, СК-1 Аннотация теоретического вопроса: «современная русская литература» как литературоведческое понятие. Толстовские традиции в произведениях военной прозы. Традиции деревенской прозы в творчестве современных писателей. Критерии оценки: знание особенностей развития отечественного литературного процесса на определённом этапе, умение анализировать произведения словесного искусства с учётом современного состояния литературоведческой науки, умение подкреплять теоретические посылки примерами из художественного текста, логичность и концептуальная целостность ответа (каждый критерий от 2 до 5 баллов)
Практические задания государственного экзамена
Практическое задание № 1
Практическое задание № 2
Практическое задание № 3
Практическое задание № 4
Практическое задание № 5
Практическое задание № 6
Практическое задание № 7
. Практическое задание № 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.011 с.) |