Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень экзаменационных вопросов и заданий государственного экзамена↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1. Экзаменационные вопросы: 1. Роль научной методологии в профессиональной деятельности специалиста-филолога. 2. Инновационные литературоведческие технологии на современном этапе. 3. Современная литературоведческая наука во взаимодействии с другими формами общественного сознания. 4. Теоретико-методологические принципы исследования соотношения «рационального» и «эмоционального», «ума» и «сердца» в художественном тексте. 5. «Головное» и «сердечное» в системе художественно-эстетических и философских представлений А.С. Пушкина. 6. «Рациональное» и «эмоциональное» в зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. 7. Литературное произведение как художественное целое: уровни художественной структуры. Понятие комплексного анализа. 8. Классификация современных подходов к анализу текста и их научно-эвристический потенциал. 9. Особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического, локальность хронотопа, особое положение героя в структуре произведения. 10. Динамика смены типического «героя времени» и трансформация женских образов в литературе 1860-1870-х годов. 11. Жанровое своеобразие русской поэзии во второй половине XIX века. 12. Художественное своеобразие русской драматургии второй половины XIX века. 13. Проблема «революция и культура» в контексте историко-культурного развития российского общества. 14. Место и роль «возвращенных» произведений в истории литературного развития 1930-х годов и в современной русской культуре. 15. Развитие русской литературы периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия с точки зрения современных исследователей. 16. Влияние «оттепельных» процессов в русской литературе 1950 – 1960-х годов на развитие современной прозы, поэзии и драматургии. 17. Основные тенденции развития русской литературы 1970 – 1980-х годов и их воздействие на историко-культурный процесс последней трети ХХ – начала ХХI века. 18. Главные направления развития современной реалистической литературы. 19. Постмодернизм и актуальные проблемы развития современной русской культуры. 20. Традиции отечественной классики в современной русской литературе.
5.2. Экзаменационные профессионально-ориентированные практические задания: 1. Сравнительный анализ авторских программ по литературе на базовом и профильном уровнях. 2. Методика определения личностных, метапредметных и предметных результатов в классах с углублённым изучением литературы. 3. Методика формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе проведения урока литературы. 4. Методика составления тематического планирования. 5. Методика восприятия и анализа художественного текста. 6. Методика составления вступительного слова, подготавливающего анализ художественного произведения. 7. Методика составления плана урока в форме заочной экскурсии. 8. Методика разработки плана-конспекта урока обзорного типа. 9. Технология проблемного обучения. 10. Методика анализа эпического произведения в классах с углублённым изучением литературы. 11. Методика анализа лирического стихотворения в классах с углублённым изучением литературы. 12. Методика анализа драматического произведения в классах с углублённым изучением литературы. 13. Методика работы над сочинением в классах с углублённым изучением литературы. 14. Методика оценки итогового сочинения по литературе. 15. Методика разработки плана-конспекта интегрированного урока. 16. Методика оценки письменных ответов учащихся в рамках выполнения ЕГЭ по литературе. 17. Методика проектной деятельности. 18. Методика реализации ИКТ на уроках литературы. 19. Методика разработки и внедрения в школьную практику элективных курсов по литературе для предпрофильного и профильного обучения. 20. Методика использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы в профильных классах 6. Общие рекомендации по подготовке к государственному экзамену Студенту необходимо самостоятельно обобщить и систематизировать полученные ранее знания, умения, приобретенный опыт, характеризующие его практическую и теоретическую подготовленность по тематике вопросов и заданий, содержание которых составляет предмет государственного экзамена и соответствует требованиям по готовности к видам профессиональной деятельности, решению профессиональных задач и освоению компетенций, перечисленных в п. 2 настоящей программы. При подготовке к ответу на теоретический вопрос необходимо обратиться к классическим трудам по литературоведению и к работам последних лет по истории русской литературы. Студенты должны понимать связь художественных текстов с эпохой их написания, уметь выявлять заложенные в них непреходящие, вневременные нравственные ценности; определять круг социальных, философских, эстетических проблем, которые раскрываются в произведении; характеризовать основные особенности поэтики текста; определять литературные и фольклорные традиции, реализуемые в конкретном произведении. Выпускники должны с позиции современного научного знания интерпретировать художественные произведения, сопоставляя собственное суждение с авторской позицией; уметь давать оценку творческой индивидуальность автора, определять его место в литературном процессе, называть основные темы творчества, обозначать этапы художественного развития писателя и особенности эволюции его творчества. При подготовке к выполнению практического задания необходимо систематизировать знания по теории литературы и методике литературоведческого анализа текста. Студенты должны ориентироваться в основных методах и уровнях анализа художественного произведения. Первый этап анализа предполагает освещение ряда вопросов, связанных с текстологией, а именно: история замысла, создания и публикации произведения, проблема датировки, проблема атрибуции, различные виды комментария к тексту. Разбор художественного текста должен показать владение навыками целостного анализа, умение вычленить макро- и микроуровни, рассмотреть аспекты, связанные с особенностями жанра, форм презентации образа автора, композиции, образного строя произведения. В ходе анализа стихотворения следует продемонстрировать умение не только интерпретировать художественный текст, но и определять стихотворный размер, тип строфы, особенности рифмы, фоники и графики поэтического произведения. Предлагаемые для анализа методические ситуации потребуют от выпускников магистратуры реализации на практике профессиональных компетенций. Студенты должны уметь осуществлять процесс обучения в соответствии с образовательной программой; планировать отдельные виды работы с учётом родо-видовой и жанровой специфики изучаемых произведений и уровня литературного развития читателя-школьника; использовать современные инновационные технологии; применять оптимальные средства оценивания результатов обучения. Для этого следует ещё раз тщательно изучить различные УМК по литературе, обратив особое внимание на рабочую программу для школ и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. При подготовке к итоговому испытанию существенную помощь студентам окажут материалы, содержащиеся в рабочих тетрадях: представленные в данных пособиях задания тождественны содержанию методических ситуаций, предлагаемых на экзамене. При подготовке к экзамену желательно составлять конспекты, иллюстрируя отдельные прорабатываемые вопросы. Материал должен излагаться кратко, четко, конкретно в рамках обозначенной темы. Рекомендуемая литература 6.1. Основная литература 1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005 2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia – 2008 3. Технологии и методики обучения литературе: уч. пособие / под ред. В.А. Кохановой – М.: Флинта, 2011 6.2. Дополнительная литература а) учебники и монографии: 1. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. – Волгоград: Перемена, 2003 2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011 3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. 2- е изд., перераб. – М., 2003 4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004 5. Лавлинский С.П.Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003 6. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. – Волгоград: Перемена, 2006 7. Николина Н.А. Филологический анализ текста – М.: Академия, 2003 8. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе: метод. рекомендации для образ. организаций. – М.: Просвещение, 2015 9. Рабочие программы по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) 5-9 классы./ Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009 10. Рабочая программа по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) 10 класс./ Сост. Л.Н. Савина. – М.: Глобус, 2009 11. Рабочая тетрадь по теории и методике обучения литературе: для студ. филол. фак. ВГСПУ. – В 2 ч / сост. Л.Н. Савина, О.О. Путило – Волгоград, Перемена, 2012. 12. Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2015 13. Теория литературы: 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко: Уч.. пос. – М., 2007 14. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2009 15. Федотов О.И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. – М., 1997 16. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009 17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 18. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2015. б) справочная литература: 1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003. 2. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М., 2004. в) линии учебно-методических комплексов по литературе, соответствующих ФГОС 5. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. 6. Линия учебно-методических комплексов «Литература» для общеобразовательных учреждений и классов с углублённым изучением литературы. Под ред. М.Б. Ладыгина 7. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. В.Я. Коровиной. 8. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. В.Ф Чертова г) программы литературного образования: 1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень./ Под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2010 4. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы / Под ред. М.Б. Ладыгина – М.: Просвещение, 2012 5. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под ред. Ю.В. Лебедева. – М.: Просвещение, 2010. 6. Рабочие программы. Литература. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. А.В. Чубуков. – М.: Дрофа, 2012. д) программы элективных курсов: 1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса – М.: Дрофа, 2007 2. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / авт.-сост. И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; Под ред. И.О. Шайтанова. – М.: Просвещение, 2009 3. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009. 4. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса – М.: Дрофа, 2008. 5. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Уч. пособие (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2005. 6. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Метод. рекомендации (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2005. 7. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009 8. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 класса / Под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2005. 9. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009. 10. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Методическое пособие. М. – Дрофа, 2009. 11. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2008. е) поурочные методические разработки: 31. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2002. 32. Изучение литературы в 5 классе / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб., 1997 33. Коровина В.Я. и др. Литература в 5 классе: Методические советы. - М.: Просвещение 34. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 класс. – М., 1997. 35. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Уроки литературы в 5 классе. – М., 1997 36. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. – М., 1996 37. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование. 5-6 классы. – М., 1998. 38. Изучение литературы в 6 классе. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб., 1998. 39. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.П. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 класс. – М., 2002. 40. Кутузов А.Г., Гутов А.Г. Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс. – М., 1997 41. Полухина В.П. Литература в 6 классе: Методические советы. - М.: Просвещение 42. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. – М., 1999 43. Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса «Литература. Начальный курс». – Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2005 44. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2002. 45. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 2007 46. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. – М., 2001. 47. Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 класс. – М., 1997. 48. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М., 1997 49. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе. Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – Пособие для учителя – М.: Мнемозина, 2006 50. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 класс. – М., 1999. 51. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература в 9 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 2007 52. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Методические рекомендации. Литература. 9 класс. – М., 1999. 53. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 класс. – М., 2000 54. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. – М., 1992. 55. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., 2002. 56. Планирование уроков литературы в 10 классе. Пособие для учителя / / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый – М.: Мнемозина, 2008 57. Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература Х1Х века» для 10 класса / Под ред. Г.Н. Ионина – М.: Мнемозина, 2007 58. Литература в 11 классе: Методические советы / Под ред. В.П. Журавлёва – М.: Просвещение, 2005 59. Планирование уроков литературы в 11 классе. Пособие для учителя / / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый – М.: Мнемозина, 2007 60. Ерёмина О.А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2006 ж) программное обеспечение · Офисный пакет (Microsoft Office или Open Office). д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы · Электронная гуманитарная библиотека // http://www.gumfak.ru/ · Официальный информационный портал ЕГЭ //http://www.ege.edu.ru/ · Официальный портал Министерства образования и науки Волгоградской области – http://www.volganet.ru/irj/avo.html?guest_user=guest_edu · Свободная энциклопедия «Википедия» // www.wikipedia.org.ru · Универсальная энциклопедия «Кругосвет» //www.krugosvet.ru · Энциклопедия «Рубрикон» //www.rubricon.ru · Электронные словари// www.slovari.ru · Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» //www.gramota.ru · Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» //www.feb-web.ru · Мифологическая энциклопедия //www.myfhology.ru 7. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы По итогам подготовки и защиты выпускной квалификационной работы проверяется степень освоения выпускником следующих компетенций:
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.15.45 (0.01 с.) |