Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень экзаменационных вопросов и заданий государственного экзамена

Поиск

5.1. Экзаменационные вопросы:

1. Роль научной методологии в профессиональной деятельности специалиста-филолога.

2. Инновационные литературоведческие технологии на современном этапе.

3. Современная литературоведческая наука во взаимодействии с другими формами общественного сознания.

4. Теоретико-методологические принципы исследования соотношения «рационального» и «эмоционального», «ума» и «сердца» в художественном тексте.

5. «Головное» и «сердечное» в системе художественно-эстетических и философских представлений А.С. Пушкина.

6. «Рациональное» и «эмоциональное» в зрелой лирике М.Ю. Лермонтова.

7. Литературное произведение как художественное целое: уровни художественной структуры. Понятие комплексного анализа.

8. Классификация современных подходов к анализу текста и их научно-эвристический потенциал.

9. Особенности романного жанра в творчестве писателей второй половины XIX века: специфика типического, локальность хронотопа, особое положение героя в структуре произведения.

10. Динамика смены типического «героя времени» и трансформация женских образов в литературе 1860-1870-х годов.

11. Жанровое своеобразие русской поэзии во второй половине XIX века.

12. Художественное своеобразие русской драматургии второй половины XIX века.

13. Проблема «революция и культура» в контексте историко-культурного развития российского общества.

14. Место и роль «возвращенных» произведений в истории литературного развития 1930-х годов и в современной русской культуре.

15. Развитие русской литературы периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия с точки зрения современных исследователей.

16. Влияние «оттепельных» процессов в русской литературе 1950 – 1960-х годов на развитие современной прозы, поэзии и драматургии.

17. Основные тенденции развития русской литературы 1970 – 1980-х годов и их воздействие на историко-культурный процесс последней трети ХХ – начала ХХI века.

18. Главные направления развития современной реалистической литературы.

19. Постмодернизм и актуальные проблемы развития современной русской культуры.

20. Традиции отечественной классики в современной русской литературе.

 

 

5.2. Экзаменационные профессионально-ориентированные практические задания:

1. Сравнительный анализ авторских программ по литературе на базовом и профильном уровнях.

2. Методика определения личностных, метапредметных и предметных результатов в классах с углублённым изучением литературы.

3. Методика формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе проведения урока литературы.

4. Методика составления тематического планирования.

5. Методика восприятия и анализа художественного текста.

6. Методика составления вступительного слова, подготавливающего анализ художественного произведения.

7. Методика составления плана урока в форме заочной экскурсии.

8. Методика разработки плана-конспекта урока обзорного типа.

9. Технология проблемного обучения.

10. Методика анализа эпического произведения в классах с углублённым изучением литературы.

11. Методика анализа лирического стихотворения в классах с углублённым изучением литературы.

12. Методика анализа драматического произведения в классах с углублённым изучением литературы.

13. Методика работы над сочинением в классах с углублённым изучением литературы.

14. Методика оценки итогового сочинения по литературе.

15. Методика разработки плана-конспекта интегрированного урока.

16. Методика оценки письменных ответов учащихся в рамках выполнения ЕГЭ по литературе.

17. Методика проектной деятельности.

18. Методика реализации ИКТ на уроках литературы.

19. Методика разработки и внедрения в школьную практику элективных курсов по литературе для предпрофильного и профильного обучения.

20. Методика использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы в профильных классах

6. Общие рекомендации по подготовке к государственному экзамену

Студенту необходимо самостоятельно обобщить и систематизировать полученные ранее знания, умения, приобретенный опыт, характеризующие его практическую и теоретическую подготовленность по тематике вопросов и заданий, содержание которых составляет предмет государственного экзамена и соответствует требованиям по готовности к видам профессиональной деятельности, решению профессиональных задач и освоению компетенций, перечисленных в п. 2 настоящей программы.

При подготовке к ответу на теоретический вопрос необходимо обратиться к классическим трудам по литературоведению и к работам последних лет по истории русской литературы. Студенты должны понимать связь художественных текстов с эпохой их написания, уметь выявлять заложенные в них непреходящие, вневременные нравственные ценности; определять круг социальных, философских, эстетических проблем, которые раскрываются в произведении; характеризовать основные особенности поэтики текста; определять литературные и фольклорные традиции, реализуемые в конкретном произведении. Выпускники должны с позиции современного научного знания интерпретировать художественные произведения, сопоставляя собственное суждение с авторской позицией; уметь давать оценку творческой индивидуальность автора, определять его место в литературном процессе, называть основные темы творчества, обозначать этапы художественного развития писателя и особенности эволюции его творчества.

При подготовке к выполнению практического задания необходимо систематизировать знания по теории литературы и методике литературоведческого анализа текста. Студенты должны ориентироваться в основных методах и уровнях анализа художественного произведения. Первый этап анализа предполагает освещение ряда вопросов, связанных с текстологией, а именно: история замысла, создания и публикации произведения, проблема датировки, проблема атрибуции, различные виды комментария к тексту. Разбор художественного текста должен показать владение навыками целостного анализа, умение вычленить макро- и микроуровни, рассмотреть аспекты, связанные с особенностями жанра, форм презентации образа автора, композиции, образного строя произведения. В ходе анализа стихотворения следует продемонстрировать умение не только интерпретировать художественный текст, но и определять стихотворный размер, тип строфы, особенности рифмы, фоники и графики поэтического произведения.

Предлагаемые для анализа методические ситуации потребуют от выпускников магистратуры реализации на практике профессиональных компетенций. Студенты должны уметь осуществлять процесс обучения в соответствии с образовательной программой; планировать отдельные виды работы с учётом родо-видовой и жанровой специфики изучаемых произведений и уровня литературного развития читателя-школьника; использовать современные инновационные технологии; применять оптимальные средства оценивания результатов обучения. Для этого следует ещё раз тщательно изучить различные УМК по литературе, обратив особое внимание на рабочую программу для школ и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина. При подготовке к итоговому испытанию существенную помощь студентам окажут материалы, содержащиеся в рабочих тетрадях: представленные в данных пособиях задания тождественны содержанию методических ситуаций, предлагаемых на экзамене. При подготовке к экзамену желательно составлять конспекты, иллюстрируя отдельные прорабатываемые вопросы. Материал должен излагаться кратко, четко, конкретно в рамках обозначенной темы.

Рекомендуемая литература

6.1. Основная литература

1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005

2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia – 2008

3. Технологии и методики обучения литературе: уч. пособие / под ред. В.А. Кохановой – М.: Флинта, 2011

6.2. Дополнительная литература

а) учебники и монографии:

1. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. – Волгоград: Перемена, 2003

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011

3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. 2- е изд., перераб. – М., 2003

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004

5. Лавлинский С.П.Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003

6. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. – Волгоград: Перемена, 2006

7. Николина Н.А. Филологический анализ текста – М.: Академия, 2003

8. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе: метод. рекомендации для образ. организаций. – М.: Просвещение, 2015

9. Рабочие программы по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) 5-9 классы./ Сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2009

10. Рабочая программа по литературе (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) 10 класс./ Сост. Л.Н. Савина. – М.: Глобус, 2009

11. Рабочая тетрадь по теории и методике обучения литературе: для студ. филол. фак. ВГСПУ. – В 2 ч / сост. Л.Н. Савина, О.О. Путило – Волгоград, Перемена, 2012.

12. Сочинение? Легко! 10-11 классы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2015

13. Теория литературы: 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко: Уч.. пос. – М., 2007

14. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. – М., 2009

15. Федотов О.И. Основы русского стиховедения. Метрика и ритмика: Учеб. пособие. – М., 1997

16. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009

17. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010

18. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2015.

б) справочная литература:

1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под. ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.

2. Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М., 2004.

в) линии учебно-методических комплексов по литературе, соответствующих ФГОС

5. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. Т.Ф. Курдюмовой.

6. Линия учебно-методических комплексов «Литература» для общеобразовательных учреждений и классов с углублённым изучением литературы. Под ред. М.Б. Ладыгина

7. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. В.Я. Коровиной.

8. Линия учебно-методических комплексов «Литература». Под ред. В.Ф Чертова

г) программы литературного образования:

1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011

3. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень./ Под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2010

4. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы / Под ред. М.Б. Ладыгина – М.: Просвещение, 2012

5. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под ред. Ю.В. Лебедева. – М.: Просвещение, 2010.

6. Рабочие программы. Литература. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. А.В. Чубуков. – М.: Дрофа, 2012.

д) программы элективных курсов:

1. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса – М.: Дрофа, 2007

2. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Учебник / авт.-сост. И.О. Шайтанов, М.И. Свердлов; Под ред. И.О. Шайтанова. – М.: Просвещение, 2009

3. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009.

4. Кучина Т.Г. Современный отечественный литературный процесс. Элективный курс. Учебное пособие для 11 класса – М.: Дрофа, 2008.

5. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Уч. пособие (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2005.

6. Леденев А.В., Леденева Т.В. Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы. 11 класс.: Метод. рекомендации (Элективные курсы) – М.: Дрофа, 2005.

7. Лернер П.С. Хочу ли я стать журналистом. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009

8. Современная русская литература. Элективный курс. Учебное пособие для 10-11 класса / Под ред. Б.А. Ланина – М.: Вентана-Граф, 2005.

9. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Учебное пособие. М. – Дрофа, 2009.

10. Чертов В.Ф. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы. Методическое пособие. М. – Дрофа, 2009.

11. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: 10-11 классы: Элективный курс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2008.

е) поурочные методические разработки:

31. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2002.

32. Изучение литературы в 5 классе / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб., 1997

33. Коровина В.Я. и др. Литература в 5 классе: Методические советы. - М.: Просвещение

34. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 5 класс. – М., 1997.

35. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Уроки литературы в 5 классе. – М., 1997

36. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. – М., 1996

37. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование. 5-6 классы. – М., 1998.

38. Изучение литературы в 6 классе. / Под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб., 1998.

39. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.П. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 класс. – М., 2002.

40. Кутузов А.Г., Гутов А.Г. Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс. – М., 1997

41. Полухина В.П. Литература в 6 классе: Методические советы. - М.: Просвещение

42. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. – М., 1999

43. Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 класса «Литература. Начальный курс». – Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2005

44. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2002.

45. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 2007

46. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. – М., 2001.

47. Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 7 класс. – М., 1997.

48. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М., 1997

49. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе. Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – Пособие для учителя – М.: Мнемозина, 2006

50. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 8 класс. – М., 1999.

51. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература в 9 классе: Методические советы. - М.: Просвещение, 2007

52. Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Методические рекомендации. Литература. 9 класс. – М., 1999.

53. Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. Как войти в мир литературы. 9 класс. – М., 2000

54. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. – М., 1992.

55. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., 2002.

56. Планирование уроков литературы в 10 классе. Пособие для учителя / / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый – М.: Мнемозина, 2008

57. Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература Х1Х века» для 10 класса / Под ред. Г.Н. Ионина – М.: Мнемозина, 2007

58. Литература в 11 классе: Методические советы / Под ред. В.П. Журавлёва – М.: Просвещение, 2005

59. Планирование уроков литературы в 11 классе. Пособие для учителя / / Авт.-сост. Ю.И. Лыссый – М.: Мнемозина, 2007

60. Ерёмина О.А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2006

ж) программное обеспечение

· Офисный пакет (Microsoft Office или Open Office).

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

· Электронная гуманитарная библиотека // http://www.gumfak.ru/

· Официальный информационный портал ЕГЭ //http://www.ege.edu.ru/

· Официальный портал Министерства образования и науки Волгоградской области – http://www.volganet.ru/irj/avo.html?guest_user=guest_edu

· Свободная энциклопедия «Википедия» // www.wikipedia.org.ru

· Универсальная энциклопедия «Кругосвет» //www.krugosvet.ru

· Энциклопедия «Рубрикон» //www.rubricon.ru

· Электронные словари// www.slovari.ru

· Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» //www.gramota.ru

· Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» //www.feb-web.ru

· Мифологическая энциклопедия //www.myfhology.ru

7. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

По итогам подготовки и защиты выпускной квалификационной работы проверяется степень освоения выпускником следующих компетенций:

Код Содержание
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-3 способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
ОК-5 способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-1 готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3 готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
ОПК-4 способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-5 способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование
ПК-12 готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области
Специальные компетенции (СК-1)
СК-1 готовность к самостоятельному анализу произведений словесного искусства в контексте истории и культуры с учётом новых подходов и направлений современной науки


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.012 с.)