Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональная этика журналиста↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
Методические рекомендации и материалы к лекциям
Казань-2007г.
Рекомендовано к печати кафедрой журналистики Казанского государственного университета
Автор: доктор философских наук профессор С.К.Шайхитдинова
Шайхитдинова С.К. Профессиональная этика журналиста: Методические рекомендации и материалы к лекциям. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.- 20с.
Представленные здесь методические рекомендации и материалы к лекциям аккумулируют более, чем десятилетний, опыт работы автора по преподаванию студентам КГУ курса «Профессиональная этика журналиста», а также опыт участия в разного рода практических семинарах и конференциях с представителями медиа-сообщества. Адресовано преподавателям и студентам отделений и факультетов журналистики высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами профессиональной культуры работников средств массовой информации.
Ó Шайхитдинова С.К. Ó Казанский государственный университет ОГЛАВЛЕНИЕ Описание курса «Профессиональная этика журналиста»
и методические рекомендации…………………………………………
Рабочий план лекционных и практических занятий по курсу…..…
Темы курсовых и дипломных работ………………………………......
Опыт гуманитарной экспертизы……………………………………….
- По поводу публикации «Легко ли быть москалем?»…………
- По поводу публикации «Что за шутки, товарищи?..»………..
- По поводу публикации «В постели с врагом?»……………….. РАБОЧИЙ ПЛАН Лекционных и практических занятий по курсу «Профессиональная этика журналиста» 36 часов
I. Тема 1 В чем заключается специфика этической регуляции деятельности журналиста в сравнении с другими видами социальной регуляции?
1. Этическая саморегуляция профессии журналиста в сравнении с регулятивными механизмами власти и рынка (бизнеса). 2. Что значит «служить обществу» (быть «четвертой властью»)? Журналист как выразитель базовых потребностей человека в публичной сфере. 3. Понятие справедливости.
II. Тема 2 Какова роль морали в жизни человека и в жизни общества?
1. Моральное измерение человека. Любовь и нравственность. Душа и разум. Признаки морали. 2. Моральное измерение общества: самоценность человеческого общежития. Свободная автономная воля и всеобщность. Золотое правило нравственности. 3. Абсолютное и относительное в морали. Мораль (нравственность) и этика: определение понятий. Мораль как часть социо-культурной реальности. Этика правила» и «этика последствий». Профессиональная этика как эклектичная система. Тема 3 Истоки профессиональной этики: Правовое знание или «голос совести»?
1. Система моральной регуляции: нормы, ценности, принципы. Противоречие моральных и профессиональных ценностей в деятельности журналиста. 2. Журналистика: профессия или ремесло? Этос как совокупность элементарных норм житейского поведения, как уклад жизни какой-либо общности. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Профессиональное достоинство. 3. Профессиональная этика как выражение организационной культуры и самоидентификации корпоративного сообщества.
III. Тема 4 Каковы «механизмы» влияния профессиональной этики на журналистскую практику?
1. Теория социальной ответственности прессы. 2. «Механизмы» воздействия профессиональной общности на поведение отдельного журналиста: опыт мирового сообщества. Кодексы профессиональной этики. Большое жюри. 3. Миссия как предназначение. Долг как выражение миссии профессии. Ответственность как субъективное понимание этой миссии.
IY.
Тема 5 Журналист и аудитория (читатель, слушатель, зритель) 1. Отделение факта от мнения в новостной журналистике. Работа с информацией, не поддающейся проверке; недопустимость работы со слухами. 3. Исправление ошибок, предоставление права на ответ. Журналист и власть Журналист – коллеги - Регламентация внутрипрофессиональных взаимоотношений.
Журналист – власть - Регламентация взаимоотношений «пресса-власть».
Y.
Тема 8 Медиа-этика как основа морали информационного будущего
1. Журналистика и смежные области деятельности (связи с общественностью, рекламная деятельность, политическая деятельность, актерская/шоу/деятельность, бизнес). Профессиональная этика как выражение сущностных функций профессиональной деятельности. 2. Влияние Интернета на профессиональную этику журналиста. Виртуальные нравы. Понятие медиа-этики. 3. Медиа-этика: российская практика. Задание к экзамену
Составить свой кодекс профессиональной этики журналиста, выписав по одному правилу из существующих кодексов (См. сборник кодексов в списке литературы: Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы / Сост Ю.Казаков. - М., 1999) по каждой из позиций, приведенных в темах 5-7. Знать «свой» кодекс и уметь привести примеры из журналистской практики по каждому правилу.
Обязательная литература
Гусейнов А.А.Этика [Текст]: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М., 1998 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста [Текст]: учеб.пособие для вузов / Г.В.Лазутина. – М., 1999 Профессиональная этика журналистов [Текст]: Документы и справочные материалы. Т.1. / Сост.Ю.М. Казаков. - М., 1999 Сиберт Ф. Четыре теории прессы [Текст] / Ф.Сиберт, У.Шрамм, Т.Питерсон. – М., 1998 Шайхитдинова С.К. Медиа-этика [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.К.Шайхитдинова. – Казань, 2007
Дополнительная литература
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста [Текст]: учеб.пособие для вузов / Д.С.Авраамов. – М., 1999 Актуальные проблемы саморегулирования средств массовой информации [Текст]. – М., 2005 Корконосенко С.Г. Право и этика СМИ [Текст]: учеб.пособие для вузов / С.Г.Корконосенко, В.В.Ворошилов. - СПб, 1999 Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии [Текст] / Э.Ламбет. - М., 1998 Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики [Текст] / С.А.Муратов. - М., 1994. Муратов С.А. ТV – эволюция нетерпимости [Текст] / С.А.Муратов. Скрипник А.П. Этика [Текст]: учебник /А.П.Скрипник. – М., 2004 Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов [Текст]. - М., 1995 Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика [Текст]: учеб.пособие для вузов /М.И Шостак М., 1999. Бакштановский В. Моральный выбор журналиста [Текст] / В.Бакштановский, Ю.Согомонов. - Тюмень, 2002. Казаков. Ю. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска [Текст] / Ю.Казаков. - М., 2001 Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека» [Текст] / С.К.Шайхитдинова. – Казань, 2004
ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ Место проведения: Отчетно-поисковая конференция проекта «Медиаэтика» (Москва, Дом Журналистов, 28-29 июня 2005) Перед 1 апреля».
Материал опубликован в одной из местных газет Республики Карелия. Формат публикации определен редакцией – «розыгрыш». Повод – 1 апреля. Во врубке редакция указывает, что «жертвы» розыгрыша – люди известные, «самые-самые», и что они относятся к числу тех, «кого любишь и глубоко уважаешь». Цель розыгрыша в том, чтобы «жертва» поверила в абсурдные предложения, которые делались редакцией по телефону. Далее следует публикация в газете: дается описание фрагментов получившихся диалогов. В конце каждого из них редакция «отменяет» то, что было предложено герою, и вежливо просит с газетных страниц у «заложников юмора» извинения. После прочтения публикации у меня осталось чувство неловкости. Попробуем разобраться, почему. 1) Редакция вела диалог со своими героями от имени вымышленных персонажей, представляющих вымышленные организации. В случае с актером театра «Творческая мастерская» это был «директор по кастингу» «московской киностудии “Тритэ”». В случае с директором Державинского лицея – «представитель Госнаркокантроля». С первым секретарем рескома компарии Карелии разговаривал представитель «московского артистического агентства “Роза мира”». С директором Олоненского молочного комбината – «менеджер» «салона красоты “Этуаль”». С диктором, журналистом-обозревателем говорил «выпускающий редактор» «российского МТV». С министром образования Карелии – «представитель комитета “Новый Артек”». К композитору редакция обратилась от имени специалиста «по связям с общественностью РАО ЕС России». То, что персонажи вымышленные, предложения, изрекаемые ими, - абсурдные, продиктовано форматом избранного жанра. Однако возникает вопрос: этично ли держать людей в заблуждении до факта публикации? Ведь, судя по тому, как завершаются опубликованные диалоги, редакция оставила своих «жертв» в неведении (только одна героиня распознала розыгрыш), обнаружив свою реальную цель только в самой публикации. А вдруг люди, которых разыграли, этот номер газеты не прочтут? С нашей точки зрения, хотя речь и идет о розыгрыше, в силу того, что этот розыгрыш получает огласку, представитель редакции, интервьюируя своих героев, находится при исполнении служебных обязанностей. Однако профессионально-этическая норма, утверждающая необходимость правдивости, для оценки ситуации здесь, как представляется, не подходит. Справедливым для этого случая видится требование, сформулированное в «Кодексе печати», разработанном Германским советом по печати: «Журналисты всегда должны сообщать собеседнику, что они журналисты». Работает здесь и такая норма из «Рекомендаций по качественной журналистской практике» финских журналистов: «Интервьюируемый имеет право знать, в каком СМИ и в каком контексте будет представлен его материал». 2) Опубликованные сведения о героях розыгрыша получены не только методом интервью. Дело в том, что «абсурдные предложения», которые делались жертвам розыгрыша со стороны вымышленных собеседников, основываются на «особенностях характера» и «личной жизни героев», как сообщила во врубке редакция. В одном случае редакция сыграла на здоровом честолюбии героя, в другом сообщила, что, «как известно», фамилия героя означает «марихуана», в третьем – что героиня «бредит артековским движением» и т.д. Не во всех случаях дополнительные подробности о герое четко проговариваются, но содержатся они во всех сюжетах. Думается, здесь можно напомнить о профессионально-этической норме, оберегающей от вмешательства журналистов в частную жизнь. Содержание понятия «частная жизнь» в журналистских кодексах подробно не оговаривается и оговорено быть не может. С нашей точки зрения, право на интимные переживания является важнейшей составляющей частной жизни людей. 3) «Ньюс-мейкерами» выступают сами жертвы розыгрыша, но они становятся ими поневоле. Вне зависимости от того, публичные это персоны или нет, испытываешь чувство неловкости от того, что редакция обнаружила перед тобой их переживания, которые сами по себе не могут быть предметом общественного внимания и тем более - смеха. 4) В основе такого розыгрыша может лежать желание редакции «приблизить» публичных персон к «народу». Показать, что они «просто люди» и «ничего человеческое...». Однако эффект, на наш взгляд, получился обратный: репутация большинства героев пострадала 5) В сюжете с секретарем рескома компартии Карелии имя известного эстрадного певца прозвучало в контексте, который свидетельствует о нарушении такой профессионально-этической нормы как дискриминация сексуальных меньшинств. К сожалению, Профессионально-этический кодекс Союза журналистов России не обладает нужным нормативным ресурсом для оценки публикаций, которые можно отнести к разряду «не вполне журналистика».
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА
Методические рекомендации и материалы к лекциям
Казань-2007г.
Рекомендовано к печати кафедрой журналистики Казанского государственного университета
Автор: доктор философских наук профессор С.К.Шайхитдинова
Шайхитдинова С.К. Профессиональная этика журналиста: Методические рекомендации и материалы к лекциям. – Казань: Изд-во Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007.- 20с.
Представленные здесь методические рекомендации и материалы к лекциям аккумулируют более, чем десятилетний, опыт работы автора по преподаванию студентам КГУ курса «Профессиональная этика журналиста», а также опыт участия в разного рода практических семинарах и конференциях с представителями медиа-сообщества. Адресовано преподавателям и студентам отделений и факультетов журналистики высших учебных заведений, всем, кто интересуется проблемами профессиональной культуры работников средств массовой информации.
Ó Шайхитдинова С.К. Ó Казанский государственный университет ОГЛАВЛЕНИЕ Описание курса «Профессиональная этика журналиста»
и методические рекомендации…………………………………………
Рабочий план лекционных и практических занятий по курсу…..…
Темы курсовых и дипломных работ………………………………......
Опыт гуманитарной экспертизы……………………………………….
- По поводу публикации «Легко ли быть москалем?»…………
- По поводу публикации «Что за шутки, товарищи?..»………..
- По поводу публикации «В постели с врагом?»………………..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.159.197 (0.01 с.) |