Описание курса «Профессиональная этика журналиста» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание курса «Профессиональная этика журналиста»



и методические рекомендации

Курс «Профессиональная этика журналиста», преподаваемый на отделениях и факультетах журналистики, предусмотрен государственным образовательным стандартом. Его цель - вооружить будущих работников средств массовой коммуникации знаниями о саморегуляции журналистской деятельности, освоить первые навыки применения к практике СМИ профессионально-этических принципов.

Приходится констатировать, что постсоветская действительность характеризуется ослаблением существовавших прежде в средствах массовой информации регулятивных механизмов. Положение осложняется еще и тем, что усиление «вертикали власти» в начале текущего столетия свело на «нет» завоеванный в начале 90-х годов первый опыт самоопределения журналистской профессии. Приравнивание смысла последней к PR-деятельности сузило пространство не только «внешней», но и ее «внутренней» свободы, а значит, сузило пространство морального выбора журналиста. В этих условиях студентам, постигающим азы журналистского ремесла, трудно дается знание о неведомых им практиках средств информации демократических обществ. Их опыт в этой области находится в прямой зависимости от наблюдаемого в российских СМИ положения дел, от установок, разделяемых пассивным большинством. Учитывая это, приходится корректировать стратегию преподавания курса в соответствии с уровнем подготовленности и профилем аудитории. Приведенный ниже рабочий план лекционных и практических занятий предполагает динамичное включение в программу злободневной тематики, расстановку нужных акцентов.

Курс, рассчитанный на полный студенческий семестр (32-36 академических часа), разбит на пять разделов, включающих разное количество лекций и практических занятий. Темы сформулированы в виде вопросов, которые необходимо прояснить перед аудиторией.

Раздел I «Введение. Специфика моральной регуляции профессиональной деятельности журналиста» (Тема 1) имеет своей целью разъяснение студентам роли самодеятельных практик в журналистике. Важно преодолеть распространенные в современной молодежной среде два рода стереотипов. Первый базируется на утверждении, что «журналистика» служит власти», второй, – что «журналистика это бизнес». Освоение материала может быть осуществлено в игровой форме, когда студенческая группа делится на три части, каждая из которой представляет соответственно институты власти, бизнеса и гражданского общества (населения) в «городе Энске». Перед слушателями ставится задача – найти консенсус представляемых ими интересов. В результате, как правило, «власть» вступает в сговор с «бизнесом», оставляя население с их нуждами в слабой позиции. В этом контексте тематизируется роль средств массовой информации, призванных быть «приводным ремнем» между различными социальными институтами, быть выразителем общественного мнения, осуществляющего в демократическом обществе в том числе контролирующую функцию. Рассматривается феномен публичного пространства, его роль в отражении и проблематизации общественных потребностей.

Раздел II «Мораль в жизни общества» (Темы 2-3) имеет целью рассмотрение феномена морали (нравственности). Нами поддерживаются трактовки морали, исходящие из ее доонтологического характера (См.: Шайхитдинова С.К. Информационное общество и «ситуация человека».– Казань, 2004; Шайхитдинова С.К. Медиа-этика. – Казань, 2007). Такой подход оправдан в рамках данного курса тем, что позволяет, во-первых, отмежеваться от рациональных регуляторов социальной жизни (в первую очередь – провести четкую границу между этикой и правом), во-вторых, обосновать первостепенную важность идеи самоопределения человека, его самодетерминации, его свободы. Вместе с тем, мораль, включаясь в мир повседневности, вынуждена говорить на языках социо-культурной реальности. Один из таких «языков» - профессионально-этические «правила игры». Закономерное движение феномена морали навстречу к эклектичной системе регулятивных механизмов (которые только вследствие соприкосновения с нравственными ценностями поворачиваются лицом к «ситуации человека»), и рассматривается в данном разделе.

Раздел III «Механизмы влияния профессиональной этики на журналистскую практику» (Тема 4) продолжает начатое в водной лекции рассмотрение самоопределения журналистской деятельности – теперь уже в организационных формах. Тема начинается со знакомства с теорией социальной ответственности прессы, обращающей нас к опыту западных СМИ. Завершается разговор в рамках данного раздела тематизацией таких понятий как «миссия», «долг». Важно при этом не уклониться в морализующие рассуждения. Понятие профессионального долга связывается нами с функциональной теорией общественных потребностей (функция журналистики – нести обществу адекватную информацию о действительности). Миссия профессии и социальная ответственность рассматриваются как понятия, указывающие на гражданское самоопределение журналиста в своей сфере деятельности, что происходит далеко не всегда.

Раздел IY «Опыт этической кодификации отношений» (Темы 5-7) представляет собой практическую часть курса, цель которой – усвоение студентами профессионально-этических стандартов деятельности журналиста, существующих в практике СМИ цивилизованных стран. Рассмотрение каждой из позиций сопровождается инициируемым преподавателем разбором журналистских материалов, а также самостоятельной работой студентов по поиску «кейсов», которые могут получить интерпретацию в соответствии с профессионально-этическими требованиями. Ниже приведены примеры подобных интерпретаций, осуществленных автором в качестве представителя группы экспертов-участников проекта «Медиаэтика» (2005). Закреплению первоначальных навыков обращения к стандартам профессиональной деятельности служит и задание к экзамену: составить «свой» кодекс профессиональной этики журналиста, выписав по одному правилу из существующих кодексов. Таким образом студенты знакомятся с опытом кодификации принципов профессиональной этики журналиста в других странах, учатся «читать» и понимать документы, представляющие свод правил.

Разлел Y «Заключение. Медиа-этика как основа морали информационного будущего» (Тема 8) завершает курс, расширяя его проблематику за рамки журналистской деятельности. Медиа-этика есть проявление этики в сфере информационных отношений. Если субъектом профессиональной этики журналиста выступает профессиональное сообщество, то субъектом, - носителем, «автором», - медиа-этики способен стать любой гражданин. Интенсивно развивающиеся новые информационные и коммуникационные технологии, включающие в себя широкополосные линии связи, мобильную телефонию, спутниковую связь, цифровые сети интегрированных услуг, сами по себе не влекут роста духовной энергии. Однако императивы постмодерной эпохи обращают наше внимание на проблему соотношения, взаимодействия духа и техники. Проблема эта нравственна по сути, что и необходимо донести до студенческой аудитории.

РАБОЧИЙ ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)